Мастер-класс Диалоговое обучение на уроках в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: Познакомить с ДО, развить интерес к данной технологии, разработать этап урока с использованием технологии проблемного диалога.

Вступление.

1.Здравствуйте, уважаемые коллеги . Давайте знакомиться. Надеемся на благотворное сотрудничество и вашу поддержку.

2.Предлагаем вашему вниманию два отрывка из к/ф «Улыбка Моны Лизы».

Ваша задача: сравнить методы и технологии в данных отрывках.

После просмотра- беседа и ответы на вопросы:

-Какой из отрывков близок к понятию современный урок и почему? (какие методы и приёмы вы увидели)

Давайте вместе определим тему нашего мастер- класса.

Работа в парах

Предлагаю утверждения

Диалог -это беседа 2-3 лиц

Различают три типа бесед

Проблемный диалог-это система наводящих вопросов и хоровые ответы учащихся

Побуждающий диалог развивает интеллект

Проблемный диалог воспитывает активную личность

Вопрос обеспечивает активность на уроке

Слева отметьте знаками (+ согласен,- не согласен,? Затрудняюсь ответить)

Сегодня диалог на уроке- знак его успешности. Вы посмотрели три урока, на которых наши учителя поделились опытом интегрирования диалогового обучения в процессе обучения.

Работа в группах

Давайте подумаем

Мастер-класс Диалоговое обучение на уроках в начальных классахДО←

Мастер-класс Диалоговое обучение на уроках в начальных классах

Для учителя для ученика


Изучая опыт российских коллег, могу сказать, что ДО они называют проблемно-диалогической технологией .Что дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Напомним типы проблемных ситуаций.

Типы проблемных ситуаций.

1. Создание «ситуации успеха». Детям предлагается задача, опирающаяся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений. В результате достигаетсяэмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.

С «удивлением». Тема «Где на Земле теплее» (окруж. Мир 2 кл.).

Вопрос: Где теплее, на северном или южном полюсе? Обсуждение гипотез.

«Можно ли заполнить водой из миски всю комнату» Тема: «Свойства веществ 2 класс

2. Ситуация «интеллектуального разрыва». Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.

Тема : «Умножение двузначного числа на однозначное» (математика 2 класс) предлагает учитель примеры табличные н-р умножение на 6 и один пример вида 14*6
3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети должны испытать дефицит своих способностей. Проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла проблема? Тогда и появляется учебная задача. «Что будем делать дальше?» или «Как бы вы сформулировали последующие действия?» Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка.
В начальной школе этот тип наиболее часто применяется.

Пример «Яркого пятна» (сказки, легенды, шутка, загадка, случаи из жизни).

Цель: заинтриговать учащихся, пробудить интерес.

Фрагмент урока «Свойства веществ».

Загадка.

На крыше я висела, стройной я была.

Но солнышко пригрело…

И что же тут случилось?

Я в воду превратилась!

Прием «Актуальность» МЫ - путешественники

Вопрос: Как разделить смесь опилок с гвоздями и снегом. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по - разному устроены, подразумевают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект. Посмотрите на картинки: бульдозер и локомотив. Психолог Мельникова Е.Л. так дает различия в диалогах: «Побуждающий диалог - это бульдозер. Он подталкивает ребенка к прыжку через пропасть. Это рискованно, в полете легко сбиться с курса и попасть не туда. Подводящий диалог - локомотив, который от станции к станции, медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения.» По мнению Мельниковой Е.Л., побуждающий диалог позволяет точно повторить этапы научного творчества и более активно формирует творческие способности Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска,ловушки.
Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос - начинает работать мышление. Нет удивления - нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке. Неожиданное препятствие в начале урока подвело к осмыслению проблемы. Слайд 7

Подводящий диалог, по мнению того же автора, мощно развивает логическое мышление

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Он используется на этапе поиска решений

Слайд 8

.Формы подводящего диалога.
1. Анализирующее коллективное наблюдение. Предлагается двухсторонний материал для сравнения (два столбика или две строки) слов или примеров. Задаётся обобщённый вопрос: «Что заметили? Что хотите сказать?» Выслушивая ответы детей, учитель «цепляется за более интересные реплики и развивает их. В коллективном наблюдении очень важно подобрать дидактический материал, продумать систему вопросов и заданий. Выбрать эффективные приёмы для обнаружения признаков нового понятия продумать систему фиксации (на доске, в тетради) того, что будет совместно обнаружено. Заканчивается анализирующее наблюдение обобщением в виде схемы - опоры, плана, словесной формулировкой и чтением вывода в учебнике.
2. Фронтальная дискуссия заключается в следующем:
- дети высказываются, выдвигают версии; ( важно в ТПДО и то, что реагировать на гипотезы следует эмоционально - неокрашенно, нейтрально, безоценочно - словом «так» и поддерживающим кивком головы. Эта реакция не означает согласие с говорящим, она лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению.)

- версии фиксируются на доске;
- обсуждение выдвинутых версий;
- координация версий и приход к правильному ответу;
- подведение итога, обоснование выдвинутой версии.
Фронтальной дискуссии способствует работа в группах, где дети спорят, отстаивают своё мнение и приходят к единому мнению, фиксируют его на листе, затем идёт обсуждение выдвинутых группами версий.

Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.

СЛАЙД 9

Предлагаем вам структуру урока по данной технологии:

  • Постановку проблемы (возникает проблемная ситуация, т.е. столкновение с противоречием);

  • Поиск решения (учащиеся выдвигают гипотезы, но только одна превращается в решение);

  • Выражение решения (фиксация с помощью схемы, формулы, таблицы, опоры и т.д.)

  • Реализация продукта (формулировка, опорный сигнал, создание художественного образа)

Вместе с тем хочется предостеречь: Проблемный диалог - это не система наводящих вопросов и хоровые ответы учащихся. Вопросы для диалога нужно заранее тщательно продумывать и прогнозировать возможные ответы учащихся. Подготовка уроков по ПДО - большой труд!
  1. Желательно начинать работу с начальной школы, соблюдая преемственность.

  2. Можно «уйти в сторону», увлекаясь творческой деятельностью и упуская сущность изучаемых явлений.

  3. На последующих уроках нужно обращать внимание на развитие монологической речи учащихся, на отработку «открытых» знаний при решении задач, на выполнение требований к стандарту физического образования.

Слайд 10 ТПДО:

  • Обеспечивает высокое качество усвоения знаний;
  • Эффективно развивает интеллект;
  • Способствует развитию творческих способностей;
  • Воспитывает активную личность;
  • Является здоровье сберегающей технологией (снижает риск стресса).
  • Общепедагогической
Предлагаем вашему вниманию список популярных статей . Более подробно о ТПДО вы можете узнать из книги Е. Л. Мельниковой «Проблемный урок или как открывать знания с учениками», а так же на сайте

Практическая часть мастер-класса

Каждая группа получила задание, цель которого, используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока, не называя её другим группам.

Карточка с заданиями.

Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги, разработать этап формулирования темы урока, не называя её другим группам. Представить свою работу в роли учителя.

Время работы в группе 15-20 мин.

Задание (1 группа)

Математика 3 класс

Тема: деление с остатком

Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.

Задание (2 группа)

Русский язык 3 класс

Тема:глаголы прошедшего времени

Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.

Задание (3 группа)

Познание мира,3 класс

Тема: кровеносная система человека

Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.

Задание (4 группа)

Литературное чтение, 3класс

Тема:В. Драгунский «Хитрый способ»

Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.

Задание (5 группа) : тема «Деление с остатком» М.2 класс, с. 91

Дети знают понятия:

-Деление двузначных на однозначное число;

-Деление круглых чисел на однозначное число.


Тест

1.Проблемный урок отличается от традиционного:

а) образовательной целью

б) учебной деятельностью школьников

в) конечными результатами

2.Технология ПДО включает:

а) проблемные методы введения знаний

б) задачи и упражнения на закрепление

в) продуктивные задания на воспроизведение знаний

3. Поставить учебную проблему - значит:

а) назвать тему урока

б) задать классу вопрос

в) помочь ученикам сформулировать тему урока или вопрос для исследования
4. Постановка учебной проблемы обеспечивает:

а) мотивацию к усвоению нового материала

б) открытие знания

5. Поиск решения организуется методами:

а) побуждающий к гипотезам диалог

б) сообщение темы с мотивирующим приемом

в) подводящий от или без проблемы диалог

г) сообщение готового знания

6. Побуждающий диалог представляет собой:

а) вопросы или побудительные предложения, провоцирующие, подталкивающие мысль ученика

б) система посильных ученику вопросов и заданий, поводящих его к открытию мысли

7. Побуждающий диалог характеризуется признаками:

а) жесткий пошаговый ход

б) высокая вероятность неожиданных ответов учеников

8. К продуктивным заданиям относятся:

а) формулирование учениками вопросов;

б) задания "выучи", "перескажи"

в) составление опорных сигналов ученика

9. Технологии проблемного обучения можно использовать:

а) во всех образовательных моделях и системах

б) на всех школьных ступенях и предметах

в) каждому учителю


Ответы

1. Б, В

2. А, В

3. В

4. А

5. А, В

6. А

7. Б,

8. А, В

9. А, Б, В

Интерпретация:

9 - Вы усвоили знания идеально.

7- Почти безошибочно. Примите поздравления!

5 - Неплохо. Но к отдельным вопросам надо бы вернуться.

0 - 5 - Огорчаться не стоит. Заново изучить проблему никогда не поздно.

Подведение итогов.

Давайте вернемся к высказываниям .

Что бы вы изменили или дополнили? Почему?

Дорогие коллеги, спасибо вам за сотрудничество .Мы старались выстроить нашу работу :

  1. Постановка проблемы

  2. Поиск решения

  3. Продуктивные задания на воспроизведение знаний.

Просим вас оценить мастер- класс

Положительно (Познавательно, буду применять)

Удовлетворительно

(остались вопросы)

Неудовлетворительно



Проблемный диалог

Для учителя для ученика

«Қарақоға орта мектебі» КММ

КГУ «Карагугинская средняя школа»




Мастер-класс

«Диалоговое обучение на уроках в начальных классах»







Мастер-класс Диалоговое обучение на уроках в начальных классах






Выполнила учитель начальных классов: Бер И.А











2015-2016 уч.год

Работа в парах

В начале

занятия

Диалог -это беседа 2-3 лиц

В конце занятия

Различают три типа бесед

Проблемный диалог-это система

наводящих вопросов и хоровые ответы учащихся

Побуждающий диалог развивает интеллект

Проблемный диалог воспитывает активную личность

Вопрос обеспечивает активность на уроке

Отметьте знаками («+»- согласен, «-» не согласен, «?» -затрудняюсь ответить)














Работа в парах

В начале

занятия

В конце занятия

Диалог -это беседа 2-3 лиц

Различают три типа бесед

Проблемный диалог-это система

наводящих вопросов и хоровые ответы учащихся

Побуждающий диалог развивает интеллект

Проблемный диалог воспитывает активную личность

Вопрос обеспечивает активность на уроке

Отметьте знаками («+»- согласен, «-» не согласен, «?» -затрудняюсь

Задание (1 группа)

Математика 3 класс

Тема: деление с остатком

Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.


Задание (2 группа)

Русский язык 3 класс

Тема:глаголы прошедшего времени

Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.


Задание (3 группа)

Познание мира,3 класс

Тема: кровеносная система человека

Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.

Задание (4 группа)

Литературное чтение, 3класс

Тема:В. Драгунский «Хитрый способ»

Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.







Задание (5 группа)

Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.


Урок и тема урока на ваш выбор

© 2010-2022