- Преподавателю
- Начальные классы
- Мастер-класс Диалоговое обучение на уроках в начальных классах
Мастер-класс Диалоговое обучение на уроках в начальных классах
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бер И.А. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Цель: Познакомить с ДО, развить интерес к данной технологии, разработать этап урока с использованием технологии проблемного диалога.
Вступление.
1.Здравствуйте, уважаемые коллеги . Давайте знакомиться. Надеемся на благотворное сотрудничество и вашу поддержку.
2.Предлагаем вашему вниманию два отрывка из к/ф «Улыбка Моны Лизы».
Ваша задача: сравнить методы и технологии в данных отрывках.
После просмотра- беседа и ответы на вопросы:
-Какой из отрывков близок к понятию современный урок и почему? (какие методы и приёмы вы увидели)
Давайте вместе определим тему нашего мастер- класса.
Работа в парах
Предлагаю утверждения
Диалог -это беседа 2-3 лиц
Различают три типа бесед
Проблемный диалог-это система наводящих вопросов и хоровые ответы учащихся
Побуждающий диалог развивает интеллект
Проблемный диалог воспитывает активную личность
Вопрос обеспечивает активность на уроке
Слева отметьте знаками (+ согласен,- не согласен,? Затрудняюсь ответить)
Сегодня диалог на уроке- знак его успешности. Вы посмотрели три урока, на которых наши учителя поделились опытом интегрирования диалогового обучения в процессе обучения.
Работа в группах
Давайте подумаем
←ДО←
Для учителя для ученика
Изучая опыт российских коллег, могу сказать, что ДО они называют проблемно-диалогической технологией .Что дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Напомним типы проблемных ситуаций.
Типы проблемных ситуаций.
1. Создание «ситуации успеха». Детям предлагается задача, опирающаяся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений. В результате достигаетсяэмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.
С «удивлением». Тема «Где на Земле теплее» (окруж. Мир 2 кл.).
Вопрос: Где теплее, на северном или южном полюсе? Обсуждение гипотез.
«Можно ли заполнить водой из миски всю комнату» Тема: «Свойства веществ 2 класс
2. Ситуация «интеллектуального разрыва». Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.
Тема : «Умножение двузначного числа на однозначное» (математика 2 класс) предлагает учитель примеры табличные н-р умножение на 6 и один пример вида 14*6
3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети должны испытать дефицит своих способностей. Проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла проблема? Тогда и появляется учебная задача. «Что будем делать дальше?» или «Как бы вы сформулировали последующие действия?» Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка.
В начальной школе этот тип наиболее часто применяется.
Пример «Яркого пятна» (сказки, легенды, шутка, загадка, случаи из жизни).
Цель: заинтриговать учащихся, пробудить интерес.
Фрагмент урока «Свойства веществ».
Загадка.
На крыше я висела, стройной я была.
Но солнышко пригрело…
И что же тут случилось?
Я в воду превратилась!
Прием «Актуальность» МЫ - путешественники
Вопрос: Как разделить смесь опилок с гвоздями и снегом. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по - разному устроены, подразумевают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект. Посмотрите на картинки: бульдозер и локомотив. Психолог Мельникова Е.Л. так дает различия в диалогах: «Побуждающий диалог - это бульдозер. Он подталкивает ребенка к прыжку через пропасть. Это рискованно, в полете легко сбиться с курса и попасть не туда. Подводящий диалог - локомотив, который от станции к станции, медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения.» По мнению Мельниковой Е.Л., побуждающий диалог позволяет точно повторить этапы научного творчества и более активно формирует творческие способности Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска,ловушки.
Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос - начинает работать мышление. Нет удивления - нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке. Неожиданное препятствие в начале урока подвело к осмыслению проблемы. Слайд 7
Подводящий диалог, по мнению того же автора, мощно развивает логическое мышление
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Он используется на этапе поиска решений
Слайд 8
.Формы подводящего диалога.
1. Анализирующее коллективное наблюдение. Предлагается двухсторонний материал для сравнения (два столбика или две строки) слов или примеров. Задаётся обобщённый вопрос: «Что заметили? Что хотите сказать?» Выслушивая ответы детей, учитель «цепляется за более интересные реплики и развивает их. В коллективном наблюдении очень важно подобрать дидактический материал, продумать систему вопросов и заданий. Выбрать эффективные приёмы для обнаружения признаков нового понятия продумать систему фиксации (на доске, в тетради) того, что будет совместно обнаружено. Заканчивается анализирующее наблюдение обобщением в виде схемы - опоры, плана, словесной формулировкой и чтением вывода в учебнике.
2. Фронтальная дискуссия заключается в следующем:
- дети высказываются, выдвигают версии; ( важно в ТПДО и то, что реагировать на гипотезы следует эмоционально - неокрашенно, нейтрально, безоценочно - словом «так» и поддерживающим кивком головы. Эта реакция не означает согласие с говорящим, она лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению.)
- версии фиксируются на доске;
- обсуждение выдвинутых версий;
- координация версий и приход к правильному ответу;
- подведение итога, обоснование выдвинутой версии.
Фронтальной дискуссии способствует работа в группах, где дети спорят, отстаивают своё мнение и приходят к единому мнению, фиксируют его на листе, затем идёт обсуждение выдвинутых группами версий.
Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.
СЛАЙД 9
Предлагаем вам структуру урока по данной технологии:
-
Постановку проблемы (возникает проблемная ситуация, т.е. столкновение с противоречием);
-
Поиск решения (учащиеся выдвигают гипотезы, но только одна превращается в решение);
-
Выражение решения (фиксация с помощью схемы, формулы, таблицы, опоры и т.д.)
-
Реализация продукта (формулировка, опорный сигнал, создание художественного образа)
-
Желательно начинать работу с начальной школы, соблюдая преемственность.
-
Можно «уйти в сторону», увлекаясь творческой деятельностью и упуская сущность изучаемых явлений.
-
На последующих уроках нужно обращать внимание на развитие монологической речи учащихся, на отработку «открытых» знаний при решении задач, на выполнение требований к стандарту физического образования.
Слайд 10 ТПДО:
- Обеспечивает высокое качество усвоения знаний;
- Эффективно развивает интеллект;
- Способствует развитию творческих способностей;
- Воспитывает активную личность;
- Является здоровье сберегающей технологией (снижает риск стресса).
- Общепедагогической
Практическая часть мастер-класса
Каждая группа получила задание, цель которого, используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока, не называя её другим группам.
Карточка с заданиями.
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги, разработать этап формулирования темы урока, не называя её другим группам. Представить свою работу в роли учителя.
Время работы в группе 15-20 мин.
Задание (1 группа)
Математика 3 класс
Тема: деление с остатком
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.
Задание (2 группа)
Русский язык 3 класс
Тема:глаголы прошедшего времени
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.
Задание (3 группа)
Познание мира,3 класс
Тема: кровеносная система человека
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.
Задание (4 группа)
Литературное чтение, 3класс
Тема:В. Драгунский «Хитрый способ»
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.
Задание (5 группа) : тема «Деление с остатком» М.2 класс, с. 91
Дети знают понятия:
-Деление двузначных на однозначное число;
-Деление круглых чисел на однозначное число.
Тест
1.Проблемный урок отличается от традиционного:
а) образовательной целью
б) учебной деятельностью школьников
в) конечными результатами
2.Технология ПДО включает:
а) проблемные методы введения знаний
б) задачи и упражнения на закрепление
в) продуктивные задания на воспроизведение знаний
3. Поставить учебную проблему - значит:
а) назвать тему урока
б) задать классу вопрос
в) помочь ученикам сформулировать тему урока или вопрос для исследования
4. Постановка учебной проблемы обеспечивает:
а) мотивацию к усвоению нового материала
б) открытие знания
5. Поиск решения организуется методами:
а) побуждающий к гипотезам диалог
б) сообщение темы с мотивирующим приемом
в) подводящий от или без проблемы диалог
г) сообщение готового знания
6. Побуждающий диалог представляет собой:
а) вопросы или побудительные предложения, провоцирующие, подталкивающие мысль ученика
б) система посильных ученику вопросов и заданий, поводящих его к открытию мысли
7. Побуждающий диалог характеризуется признаками:
а) жесткий пошаговый ход
б) высокая вероятность неожиданных ответов учеников
8. К продуктивным заданиям относятся:
а) формулирование учениками вопросов;
б) задания "выучи", "перескажи"
в) составление опорных сигналов ученика
9. Технологии проблемного обучения можно использовать:
а) во всех образовательных моделях и системах
б) на всех школьных ступенях и предметах
в) каждому учителю
1. Б, В
2. А, В
3. В
4. А
5. А, В
6. А
7. Б,
8. А, В
9. А, Б, В
Интерпретация:
9 - Вы усвоили знания идеально.
7- Почти безошибочно. Примите поздравления!
5 - Неплохо. Но к отдельным вопросам надо бы вернуться.
0 - 5 - Огорчаться не стоит. Заново изучить проблему никогда не поздно.
Подведение итогов.
Давайте вернемся к высказываниям .
Что бы вы изменили или дополнили? Почему?
Дорогие коллеги, спасибо вам за сотрудничество .Мы старались выстроить нашу работу :
-
Постановка проблемы
-
Поиск решения
-
Продуктивные задания на воспроизведение знаний.
Просим вас оценить мастер- класс
Положительно (Познавательно, буду применять)
Удовлетворительно
(остались вопросы)
Неудовлетворительно
Проблемный диалог
Для учителя для ученика
«Қарақоға орта мектебі» КММ
КГУ «Карагугинская средняя школа»
Мастер-класс
«Диалоговое обучение на уроках в начальных классах»
Выполнила учитель начальных классов: Бер И.А
2015-2016 уч.год
Работа в парах
В начале
занятия
Диалог -это беседа 2-3 лиц
В конце занятия
Различают три типа бесед
Проблемный диалог-это система
наводящих вопросов и хоровые ответы учащихся
Побуждающий диалог развивает интеллект
Проблемный диалог воспитывает активную личность
Вопрос обеспечивает активность на уроке
Отметьте знаками («+»- согласен, «-» не согласен, «?» -затрудняюсь ответить)
Работа в парах
В начале
занятия
В конце занятия
Диалог -это беседа 2-3 лиц
Различают три типа бесед
Проблемный диалог-это система
наводящих вопросов и хоровые ответы учащихся
Побуждающий диалог развивает интеллект
Проблемный диалог воспитывает активную личность
Вопрос обеспечивает активность на уроке
Отметьте знаками («+»- согласен, «-» не согласен, «?» -затрудняюсь
Задание (1 группа)
Математика 3 класс
Тема: деление с остатком
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.
Задание (2 группа)
Русский язык 3 класс
Тема:глаголы прошедшего времени
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.
Задание (3 группа)
Познание мира,3 класс
Тема: кровеносная система человека
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.
Задание (4 группа)
Литературное чтение, 3класс
Тема:В. Драгунский «Хитрый способ»
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.
Задание (5 группа)
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.
Урок и тема урока на ваш выбор