Конспект урока по окружающему миру по теме

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г. Павлово

Технологическая карта

урока окружающего мира

учитель начальных классов

Хлынова Т.В.

2014 г

Конспект урока

Предметная область, УМК, тип урока: Естествознание, УМК «Планета знаний», урок-исследование (дедуктивного типа)


Тема: «Зимние изменения в природе»


Цель: познакомиться с изменениями, происходящими в мире живой природы в зимнее время года.


Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формировать интерес к изучению родной природы;

- повышать уровень мотивации учебной деятельности;

-формировать личностную рефлексию.


Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные УУД:

-формировать умение поиска информации;

- формировать умение представлять информацию;

- формирование умения анализа и синтеза;

Коммуникативные УУД:

- формировать умение слушать и понимать других;

- формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения;

-развивать монологическую и диалогическую речь.

Регулятивные УУД:

- определять цель своей деятельности на каждом этапе урока;

- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке;

-развивать способность к самоуправлению своей деятельностью.


Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-выявить у детей имеющиеся знания об изменениях в природе зимой;

-познакомить с животными, ведущими зимой активный образ жизни;

-развивать умение концентрировать внимание на поставленных вопросах.

Оборудование урока: компьютер, проектор, рабочие листы, инструкционные карты, научно-познавательные тексты.


Планируемый результат

Дети учатся:

(базовый уровень)

  • Определять, что происходит в природе с наступлением зимы, на основе подбора фактов из научно-познавательных текстов;

  • Уточнять представления о поведении зимой таких животных, как кабаны, налимы, клесты;

  • Находить факты из текстов для доказательства предположений.

(повышенный уровень)

  • Наблюдать за многообразием связей в живой и неживой природе.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

(базовый уровень)

  • Анализировать научно-познавательный текст, выделять главное и второстепенное.

(повышенный уровень)
  • Выявлять закономерности в особенностях поведения различных животных зимой.
Характеристика класса

В классе 28 учащихся: 15 девочек, 13 мальчиков. Коллектив учащихся трудоспособен, большинство детей с высокой степенью учебной мотивации, активны на уроках. На момент проведения урока детей можно условно разделить на три группы. Учащиеся первой группы имеют прочные знания по теме сезонные изменения в природе, могут строить связные высказывания, имеют высокий темп чтения, развитую речь, хорошо ориентируются в тексте. Учащиеся второй группы имеют хорошие знания по теме, читают по норме, неплохо ориентируются в тексте, но им требуется помощь в построении высказываний. Учащиеся третьей группы слабо владеют знаниями по теме, имеют трудности при работе с текстом; темп чтения ниже нормы, речь развита слабо, плохо ориентируются в тексте, поэтому при работе им необходим помощник представления.

Методы и формы обучения:

Исследовательский метод

Элементы проблемного обучения

Словесный метод

Метод беседы

Групповая форма работы

Дифференцированное обучение

Компьютерные технологии

Здоровьсберегающие технологии

Приемы анализа, сравнения




№ п/п

Этапы урока

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Организационный момент.

Уч.: Здравствуйте, ребята.

Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке окружающего мира.

Д: Будем открывать новое, узнавать интересное.

Настраивает на эмоциональное и познавательное.

Выдвигают предположения.

Осознанно строят речевые высказывания.

Личностное самоопределение.


Актуализация знаний, мотивация.

Уч.: Ребята, отгадайте загадку.

Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка:

Тряхнёт перинки,

Над миром пушинки?

(ответы детей)

Уч.: А что вы знаете о зиме?

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы поговорим о времени года зима, будем учиться определять, что происходит в природе с наступлением зимы.

Уч.: Сегодня утром один мальчик, который всегда и во всём сомневается прислал для Вас письмо. Давайте его прочитаем. Внимание на доску:

«С наступлением зимы всё в природе замирает. Выпадает снег. Становится холодно. Ничего не меняется. Всё в природе уснуло. Даже поэт Суриков написал в своём стихотворении:

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…»

Уч.: Что вы по этому поводу думаете? Действительно ли зимой в природе все уснуло и никакие изменения не происходят?

Д.: высказывают свои гипотезы, фиксируем их на доске на бумажных облачках.

Уч.: Нам надо доказать мальчику, что и зимой, в самую глухую пору, изменения продолжают происходить.

Итак, наша исследовательская задача: найти примеры из жизни животного мира о том, что происходит в природе с наступлением зимы.

Организовывает погружение в проблему,

создает ситуацию разрыва.


Создание условий развития познавательной мотивации.

(использование возможностей интерактивной доски)


Применение своих знаний в нестандартной ситуации.

Слушают учителя.




Строят понятные для собеседника высказывания.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Исследование в малых группах.

Учащиеся распределяются по группам, получают инструкционные карты, рабочие листы, научно-познавательные тексы.

т

1группа: текст «Клесты» предлагаю слабым учащимся,

Задание: Впишите в текст вместо пропусков слова.

Форма представления: каждый участник команды читает своё предложение.

2-3 группа: текст «Зимние грибы» работают средние учащиеся.

Задание: Продолжите предложения.

Форма представления: по 2 человека от команды (лидер и помощник).

4-5 группа: текст «Про кабана» работают учащиеся выше среднего

Задание: подготовить устное сообщение при помощи Снежинки

Форма представления: сообщение лидера

6 группа: текст «Обитатели водоёмов зимой» работают сильные учащиеся

Задание: впиши в схему слова

Форма представления: заполнить схему

Организует учебное взаимодействие учеников в группах, наблюдение и следующее обсуждение исследуемых вопросов.

Организует

дифференциацию и индивидуализацию помощи учащимся.

Работают в соответствии с инструкционными картами.

Слушают одноклассников, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения; фиксируют результаты графически (в виде схемы, рисунка)

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Умение работать в группе, слушать, договариваться.

Умение выражать свои мысли.

Владение диалогической речью.

Исследуют условия решения учебной задачи, обсуждают способы решения.

Рефлексивная саморегуляция.


Обмен информацией.

Уч.: Давайте послушаем представителей групп с сообщениями об интересных фактах из жизни природы.

  1. «Зимние грибы» 2-3 группа

  2. «Клесты» 1 группа

  3. «Про кабана» 4-5 группа

  4. «Обитатели водоемов зимой» 6 группа



Даёт возможность каждой группе представить собранные в ходе исследования материалы.

Организовывает анализ учебной задачи.

Обеспечивает эмоциональное благополучие.

Учащиеся по очереди в группах рассказывают

полученную информацию, анализируют, контролируют.

Пытаются представить информацию разными способами

.

Строят свои ответы на поставленный вопрос, работают над монологической речью.

Воспринимают ответы обучающихся.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.


Связывание информации, формулирование вывода.

Уч.: О чём свидетельствуют все найденные нами факты?

- Что происходит с наступлением зимы в мире природы?

(ответы детей)

- Какое заключение об изменениях мы можем сделать на основании проделанной работы?

Обобщение урока: изменения в живой природе происходят в любое время года, но изменения могут происходить с разной скоростью.

Уч.: Давайте посмотрим, какие предложения мальчика нам удалось подтвердить?

- А какие опровергнуть?

- Какие предположения остались нерассмотренными?

(учитель зачитывает каждую гипотезу, а учащиеся дают комментарии)

Домашнее задание:

На выбор: найти факты из зимнего леса, свидетельствующие о происходящих изменениях;

учебник: с.73 вопрос 3

Рефлексия

Уч.: -Закончите фразу:

- На уроке я узнал …

-На уроке мне удалось …

Аплодисменты кому сегодня на уроке было интересно.



Учитель обращает внимание детей на письмо мальчика, расположенного на доске.


Организует

дифференцированное домашнее задание по выбору

Подводит итог.

Участвуют в

обсуждении

содержания

материала;

высказывают свою

позицию.

Используют речь для регуляции своего действия.



Контроль, коррекция, оценка.

Принимают задачу.

Анализ результативности урока. Для раскрытия нового материала я выбрала сочетание исследовательского и словесного методов обучения. Формы организации урока сочетали в себе и фронтальную, групповую, индивидуальную работу и требовали дифференцированного подхода к учащимся. Продуктивной формой организации является исследование в малых группах. Учение сопровождается повышенным интересом, а полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действительностью. Использовались разные методы обучения: исследование, метод самообучения (метод открытий), эвристическая беседа, создание ситуации успеха. Выполняя задание ученики анализировали, сравнивали, обобщали, делали выводы, в результате чего у них формировались осознанные, прочные знания. Результатом работы является развитие исследовательских и коммуникативных умений у младших школьников, высокая познавательная и учебная мотивация учащихся. С поставленными задачами урока справились.

© 2010-2022