Рабочая программа для обучающихся по ручному труду: Умелые ручки

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа для обучающихся по ручному труду:Умелые ручки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа занятия «Умелые ручки » рассчитана на детей с 7 до 15 лет. Занятие проводится один раз в неделю по 30 - 40 минут. Тематика проведения занятий подобрана соответственно возрасту.

Работа на занятиях планируется так, чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на занятиях.

Работу на занятиях необходимо организовывать с учётом опыта детей и их

возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой и другими материалами необходимо начинать с более простых поделок.

Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро

утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа занятия имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Работа на занятии «Умелые ручки» - прекрасное средство развития

творчества, умственных способностей, эстетического вкуса,

а также конструкторского мышления детей.

Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и

недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается

аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно воспитателю совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного,

поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.

Работая с изделиями из бумаги и картона, дети получают дополнительные знания и практические умения, знакомятся со свойствами и особенностями бумаги в различных промышленных изделиях, расширяя одновременно свой кругозор.

В разделе «Работа с природными материалами» дети знакомятся с разновидностями природных материалов, основными приемами работы с нетрадиционными природными материалами - это опилки, листья.

«Поделки из солёного теста» требуют усидчивости, терпения, трудолюбия. Работа с солёным тестом вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что- то яркое, необыкновенное. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дети учатся самостоятельно составлять творческую композицию.

В разделе «Работа с пластилином» дети знакомятся с различными приёмами создания панно из пластилина, учатся выбирать более гармоничное цветовое решение для своей творческой работы.

«Поделки из спичек» предполагают высокую концентрацию терпения, усидчивости, аккуратности. Ребята учатся основному приёму составления панно из спичек. Данный вид творчества способствует развитию точности и глазомера в работе.

Цель программы: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Задачи программы «Умелые ручки» следующие:

u Использовать в работе различные материалы (бумага, картон, пластилин, бросовый материал, природный материал и т.д.)

u Воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся сразу нескольким основным техникам: работе с бумагой, с природным материалом, с солёным тестом, с пластилином, со спичками. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.

Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни, безусловно, позитивны, и присвоение их подрастающим поколениям, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт, и состоит уникальное значение занятия «Умелые ручки». При этом следует учитывать, что программа направлена на:

-создание условий для развития ребенка;

-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;

-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;

-развитие мотиваций к познанию и творчеству;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-укрепление психического и физического здоровья.

Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых на занятии «Умелые ручки», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.

Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям - организация выставок.

Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Необходимые условия для реализации программы.

Необходимо учитывать особенности детской психологии, а именно неустойчивость интересов учащихся. Для этого нужно использовать разнообразные формы занятий и включать в их содержание интересные занимательные сведения и факты.

Для проведения занятий необходимо постоянное помещение, оборудованное школьной доской, с креплениями для демонстрации наглядных пособий. Желательно использовать технические средства обучения, методическую литературу.

Предполагаемый результат.

В плане формирования личностных качеств детей - это развитие, в зависимости от заложенного потенциала следующих качеств: чувство собственного достоинства и уважения к другой личности, психологической устойчивости, воображения, творческих наклонностей, умения самостоятельно действовать, принимать решения.

Диагностика результатов.

На промежуточном и конечном этапах обучения осуществляется в форме игры, конкурсов.

К концу курса дети будут иметь представление:

- о разнообразии и красоте окружающего мира;

- о смысловом значении слов;

- о влиянии творчества на физическое и духовное здоровье человека;

К концу курса ребята будут знать:

-название курса занятий - «Умелые ручки»;

- влияние красоты на развитие внутреннего мира человека;

- что в основе деятельности человека лежит творчество;

- о том, что добрые поступки делают человека лучше.

К концу курса дети будут уметь:

- выражать полученные знания и свои чувства с помощью слов, рисунков, поделок;

- творить красоту.

В программе уделено внимание возрастным особенностям учащихся. Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей воспитанников, на которые надо опираться в процессе занятий

Содержание работы программы «Умелые руки»

Содержание тем курса.

Работа с бумагой (9 часов)

Теория - первоначальные сведения о свойствах бумаги. Практика - изготовление поделок в технике объёмных форм, аппликации.

Работа с природными материалами (7 часов)

Теория - первоначальные сведения о материалах растительного происхождения. Практика - изготовление поделок из опилок, листьев, новогодние украшения.

Работа с солёным тестом (5 часов)

Теория - знакомство с рецептом и способом замеса солёного теста, с его свойствами. Практика - изготовление творческой работы в технике вытягивания, выдавливания, накладывания деталей.

Работа с пластилином(5 часов)

Теория - знакомство со свойствами пластилина и разными техниками выполнения творческих работ. Практика - изготовление творческой работы в технике «шарики».

Поделки из спичек ( 8 часов)

Теория - знакомство с разными техниками выкладывания панно из спичек. Практика - изготовление панно приёмом шахматного порядка

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Природный материал

3. Картон белый и цветной

4. Бумага цветная

5. Бумага белая

7. Пластилин

8. Бумажные салфетки

9. Ножницы, клей

10.Тесто

11. Спички

Календарно-тематическое планирование

№ П./п.

№ занятия

Тема и цели занятия

Кол-во часов

Дата

Оборудование

Работа с бумагой (9 часов)

1

Вводное занятие. Техника безопасности во время занятий.

Цели: воспитание доброжелательного отношения к труду;

1

5

.09

Инструктаж по журналу т/б

2

Изготовление рамочки из картона

Цели: закреплять умения самостоятельно работать по образцу; воспитывать аккуратность;

1

12.09

Картон, ножницы, клей, цветная бумага.

3

Изготовление рамочки

Цели: закрепление умений содержать в порядке рабочее место; формирование навыков самоконтроля;

1

19

09

Картон, ножницы, клей, цветная бумага.

4

Оформление рамочки

Цели: развитие воображения; воспитание доброжелательного отношения к труду;

1

26.09

Бархатная бумага, клей.

5

Поделки из остатков туалетной бумаги

Цели Знакомство с новым видом работы; развитие интересов учащихся; развитие памяти;

1

31

09

Рулон, клей, ножницы, фломастеры.

6

Поделки из остатков туалетной бумаги

Цели: формирование уверенности в себе; закрепление знаний по теме;

1

10.10

Рулон, клей, ножницы, фломастеры.

7

Аппликация из туалетной бумаги

Цели: ознакомление с ходом работы; воспитывать аккуратность и точность в работе;

1

17

10

Бумага, клей, ножницы, картон.

8

Работа с гофрированной бумагой. Торцевание.

Цели: Знакомство с новым видом работы; развитие интересов учащихся; развитие памяти;

1

24

10

Гофрированная бумага, клей, картон, ножницы.

9

Работа с гофрированной бумагой. Торцевание.

Цели: формирование знаний по теме; расширение кругозора; развитие внимания;

1

31

10

Гофрированная бумага, клей, картон, ножницы

Работа с природным материалом(7часов)

1

Вводное занятие по работе с опилками.

Цели: ознакомление с ходом работы; воспитывать аккуратность и точность в работе;

1

7

11

Инструктаж

2

Аппликация из крашеных опилок

Цели: ознакомление с ходом работы; воспитывать аккуратность и точность в работе;

1

14

11

Опил, трафареты, кисть, клей, основа.

3

Аппликация из крашеных опилок

Цели: продолжить работу по изготовлению аппликации ; развивать умение ориентироваться в работе; формирование трудовых качеств;

1

21

11

Опил, трафареты, кисть, клей, основа.

4

Флористика Последовательность выполнения аппликации.

Цели: знакомство с новой технологией изготовления цветов; формирование творческих способностей учащихся;

1

28

11

Инструктаж

Готовые работы из листьев

5

Флористика. Животные, птицы, рыбы.

Цели: продолжить осваивать приёмы работы; расширение кругозора; развитие умения ориентироваться в задании;

1

5

.12

Картон, клей, листья, кисть, салфетка.

6

Флористика. Картины из цветов и листьев.

Цели: закреплять умение изготавливать картины ; развитие инициативы; развитие желания выполнять работу до конца;

1

12

12

Картон, клей, листья, кисть, салфетка.

7

Изготовление Новогоднего оформления

Цели: закрепление умений учащихся по оформлению комнаты к празднику; воспитание стремления помочь друг другу;

1

19

12

Бумага, ножницы, клей, кисть.

Работа с солёным тестом (5часов)

1

Как приготовить солёное тесто. Его особенности

Цели: знакомство с новым видом работы; развитие интереса учащихся;

1

16

01

Инструктаж

Мука, вода

2

Изготовление простейших фигур из солёного теста.

Цели: закрепление умений использовать имеющиеся знания, сотрудничать друг с другом; отрабатывать навыки самостоятельной работы; воспитание трудолюбия;

1

23

01

Подкладной лист, тесто

3

Оформление панно фигурами из солёного теста.

Цели: отрабатывать навыки самостоятельной работы; воспитание трудолюбия;

1

30

01

Основа, тесто.

4

Зоопарк из теста

Цели: отрабатывать навыки самостоятельной работы; воспитание трудолюбия;

1

6

02

Основа, тесто.

5

Герои из страны сказок из теста.

Цели: формирование знаний по теме; развитие смекалки и изобретательности;

1

13

02

Основа, тесто.

Работа с пластилином (5 часов)

1

Лепка "жгутиками" и "горошками "цветов лотоса.

Цели: воспитывать аккуратность и точность в работе;

20

02

Основа, пластилин


2

Лепка "жгутиками" и "горошками "цветы лотосы.

Цели: воспитывать аккуратность и точность в работе;

1

2

702

Основа, пластилин

3

Цветы в корзине из пластилина

Цели: продолжить изготовление поделки; развивать умение доделывать работу до конца;

1

6

03

Пластинка, пластилин

4

Цветы в корзине из пластилина

Цели: продолжить изготовление поделки; развивать умение доделывать работу до конца;

1

13

03

Пластинка, пластилин

5

Пластилинография - картины на стекле. Творческая работа.

Цели: закрепление знаний учащихся по теме; воспитывать трудолюбие;

1

20

03

Стекло, пластилин

Поделки из спичек ((8часов)

1

Выкладывание спичек в шахматном порядке.

Цели: формирование знаний по теме; расширение кругозора; развитие внимания;

1

3

04

Основа, спички

2

Аппликация из спичек

Цели: формирование знаний по теме; расширение кругозора; развитие внимания;

1

10

04

Основа, спички

3

Мозаика из спичек

Цели: закрепление знаний учащихся по теме; воспитывать трудолюбие;

1

17

04

Основа, спички

4

Панно из спичек

Цели: закрепление знаний учащихся по теме; воспитывать трудолюбие;

1

24

04

Основа, спички

5

Домик из спичек

Цели:

1

1

05

Спички

6

Домик из спичек

Цели: продолжить изготовление игрушки; развивать умение доделывать работу до конца;

1

8

05

Спички

7

Подставка под горячее из спичек

Цели: формирование знаний по теме; расширение кругозора; развитие внимания;

1

1505

Основа, спички

8

Картина из спичек

Цели: формирование знаний по теме; расширение кругозора; развитие внимания;

1

2205

Основа, спички

Литература

1.Гусакова А. М.Рукоделие в начальных классах.

М.:Просвещение.1985

2 Долженко Г. И. 100 оригами. Ярославль, 2003.

3. Рудакова И. Уроки бабушки Куми. М.: Аст - Пресс. 1994.

4. Забавные поделки. М. Просвещение. 1992.

5. Хазенбанк В., Тарасенко С.Хениш Э. Сделай. 1998.

6. Фименко Ф.П. Поделки из природных материалов. М.: Просвещение. 1998.

7. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. М.: Кишинев.1985.

8. Николаенко Н.П. Композиции из цветов. Узбекистан. 1988.

9. Чернуха Т.А. Твоя маленькая мастерская. 2000.

10. Ханашеич Д.Р. Подружки рукодельницы. М.: Малыш. 1999.



© 2010-2022