Урок литературного чтения на тему «Великие русские писатели» (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шмальц Ирина Владимировна

учитель первой категории

муниципального бюджетного образовательного учреждения

Воднобуерачной средней общеобразовательной школы

Камышинского муниципального района

Волгоградской области

с. Воднобуерачное Камышинский район Волгоградская область

Нетрадиционные уроки в традиционных формах, перенесённых из внеклассной работы

Литературный утренник «Великие русские писатели»


Тема урока

«Великие русские писатели»

Тип урока

Обобщающий ( литературный утренник)

Цель

Систематизировать изученный материал по разделу «Великие русские писатели»; формировать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, развивать творческие способности, речь, память, мышление.

Планируемый

результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Строить осмысленные речевые высказывания.

Личностные:

- нравственно- эстетическое оценивание учебного материала, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Метапредметные

Регулятивные:

- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- планировать собственную деятельность в

соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя

ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

- высказывать свое предположение.

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное построение речевого высказывания;

- свободная ориентация в прочитанных художественных текстах;

-извлечение необходимой информации из прочитанных произведений;

-преобразование художественного текста в знаковую модель;

Коммуникативные:

-формирование умения слушать и слышать;

- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

- принимать на себя ответственность за результат своих действий;

- наблюдать за действиями партнера, при работе в группе, находить неточности и корректировать их.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

УМК «Школа России» Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова «Литературное чтение» учебник 3 класс;

Мультимедийное сопровождение с презентацией к уроку; выставка произведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстова, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова; карточки с заданиями; тарелка, камешки, кувшин с водой, кувшин с узким горлышком, игрушки: галка, журавль, лиса, собачка, обезьянка

Организация

пространства

Фронтальная работа, работа в группах,

Ход урока

Этап урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

Приветствует ребят и гостей праздника.

Дети под музыку читают стихотворение

«Бумажный кораблик по имени «Книга»

Ученик 1

Бумажный кораблик

По имени «Книга»

Не хуже корвета,

Фрегата и брига

Меня увлечёт

В океаны мечтаний,

Где щедро откроет

Сокровища знаний.

Ученик 2

Готовы нести меня

В дальние страны

Рассказы и сказки,

Стихи и романы.

Страниц паруса

Наполняются бризом

Историй талантливых,

Полных сюрпризов.

А я командор

Экспедиции-чтения.

Поплыли со мною

Искать приключения!

(А. Сметанин)

2.

Мотивация к учебной

деятельности

Личностные:

самоопределение

роли ученика.

Коммуникативные: умение слушать и

слышать.

Регулятивные:

предположение темы урока

Мы посвящаем наш литературный утренник великим русским писателям. А о ком пойдёт речь, чьё творчество вспомним, узнаем, ответив на вопросы мини-викторины.

«О ком говорится?» (слайд 2-5)

1. «Мы даже устроили игру в муравейные братья ... Я, помню, испытывал особенное чувство любви и умиления и очень любил эту игру».

2. Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски.

3. «Что же мама не идёт?

Ведь Мишель всё ждёт и ждёт».

4. Переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. Более тридцати лет проработал в Петербургской публичной библиотеке

Назовите писателей, которым мы посвящаем наш праздник.

Какие цели поставим перед собой?

Творчество этих людей безгранично.

Слайд № 7

Мы познакомились лишь с малой долей. Назовите, какие произведения вам уже знакомы.


Л. Н. Толстой

А. С. Пушкин

М. Ю. Лермонтов

И. А. Крылов

Наш праздник посвящается творчеству великих русских писателей.

Слайд № 6

Вспомним, что мы знаем о творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, Александра Сергеевича Пушкина, Ивана Андреевича Крылова, Льва Николаевича Толстова.

(ответы детей)

3

Применение знаний и умений в новой ситуации

Коммуникативные: внимательно слушать своих одноклассников, строить понятные для одноклассников высказывания;

Познавательные:

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное построение речевого высказывания;

- свободная ориентация в прочитанных художественных текстах;

Знакомясь с произведениями Льва Николаевича Толстова, мы узнали некоторые факты его жизни, детства, творчества.

Слайд № 8




Я предлагаю вам отправиться в прошлое. Вы хотите побывать в школе Толстого?




Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя.

Предлагаю вспомнить прочитанные вами произведения.

Игра «Узнай предметы».

На столе находятся предметы к произведениям «Лиса и журавль», «Умная галка», «Прыжок», «Лев и собачка». ( тарелка, камешки, кувшин с водой, кувшин с узким горлышком, игрушки: галка, журавль, лиса, собачка, обезьянка).

-Вам нужно отобрать предметы к тому или иному произведению.

Ученик 3

Русский писатель, философ. Родился в Ясной Поляне, Тульской губернии, в богатой аристократической семье. Поступил в Казанский университет, но затем оставил его. В 23-летнем возрасте отправился на войну с Чечней и Дагестаном. Здесь начал писать трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».

Ученик 4

На Кавказе участвовал в военных действиях, будучи артиллерийским офицером. Во время Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать. После окончания войны уехал в Санкт-Петербург и в журнале «Современник» опубликовал «Севастопольские рассказы», в которых ярко отразился его выдающийся писательский талант. В 1857 г. Толстой отправился в путешествие по Европе, которое его разочаровало.

Ученик 5

С 1853 по 1863 гг. писал повесть «Казаки», после чего решил прервать литературную деятельность и стать помещиком-землевладельцем, занимаясь просветительской работой в деревне. С этой целью уехал в Ясную Поляну, где открыл школу для крестьянских детей и создал собственную систему педагогики.

(ответы детей)

Инсценирование отрывка из рассказа «Филиппок».

Скучно было Филиппку дома, и он пошёл в школу. Учитель в красном шарфе ходил посередине класса.

- Ты кто?

Филиппок ухватился за шапку и ничего не говорил.

- Да ты кто такой?

Филиппок молчал.

- Или ты немой?

Филиппок напугался, что и говорить не мог.

- Ну, так иди домой, коли говорить не хочешь.

А Филиппок рад бы сказать, да в горле у него пересохло от страха.

Он посмотрел на учителя и заплакал. Учителю стало жалко Филиппка. Он погладил его по голове и спросил у ребят:

-Кто этот мальчик?

-Это Филиппок-Костюшкин брат.

Он давно в школу просится,

Да его мать не пускает, и он сам пришел в школу.

Учитель стал показывать Филиппку буквы, а Филиппок их уже знал и немного читать умел.

-Ну-ка, сложи свое имя.

Филиппок сказал:

-Хве-и-хви, леи-ли, пе-ок-пок.

Все засмеялись.

-Молодец, кто же учил тебя читать?

-Костюшка. Я бедовый, сразу все понял. Я страсть, какой ловкий.

Учитель засмеялся и сказал:

-Ты погоди хвалиться, а поучись.


Ученик 6

28 октября 1910 г. Толстой тайно от семьи покинул Ясную Поляну, в дороге заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни.

4.

Физминутка (релаксация )

Слайд № 9

Кто сказал (но без подсказки):
«Что за прелесть эти сказки!»

На стихи А.С.Пушкина были написаны романсы и песни «Я помню чудное мгновенье», «Храни меня, мой талисман», «Зимнее утро», «Цветок » и многие другие. Я предлагаю вам послушать отрывок из песни «Зимнее утро» и фрагмент из партии для фортепиано М.И. Глинка (1840) « Я помню чудное мгновенье»

А.С.Пушкин

Слайд №10

Кого из писателей помогут нам вспомнить репродукции картин русских художников И. Шишкина и А. Куинджи?

Какие стихи М.Ю. Лермонтова мы можем прочесть , глядя на картины?

Конкурс чтецов стихов М.Ю. Лермонтова

- Кто хочет прочитать полюбившиеся стихи Михаила Юрьевича?

Сочинение стихотворений детьми. Слайд № 11 (учебник с.165 №5)

- А сейчас попробуйте сами сочинить стихотворения, переделав данный текст, восстановив его смысл.

А с рассветом на село;

На поля, на пустынный сад;

Ночью бушевала буря;

Понесло первым снегом.

(ответы детей)

(Дети составляют стихотворения.) Например: Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На поля, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

5.

Контроль усвоения

.

Метапредметные

Регулятивные:

- планировать собственную деятельность в

соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

- высказывать свое предположение.

Познавательные:

-преобразование художественного текста в знаковую модель;

Коммуникативные:

-формирование умения слушать и слышать;

- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

- наблюдать за действиями партнера, при работе в группе, находить неточности и корректировать их.

Слайд № 12


Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности Крылова.

Бывает, вспомнится Моська, которая лает на Слона, чтобы произвести впечатление храброй и бесстрашной или неожиданно перед глазами всплывает Обезьяна, которая насмехалась сама над собой, не узнав отражение в Зеркале. Смех, да и только! Маленькие басни Крылова короткие по размеру, но не по значению, ведь крыловское слово - острое, а морали басен давно превратились в крылатые выражения.

- Предлагаю вам вспомнить в какой басне такая мораль?



Проверим ваши знания.

Игра - викторина «Пять вопросов - пять ответов»

Какой ответ соответствует вопросу?

Ученик 8

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова. (М.Исаковский)



(Ребятам раздаются листы с заданием)

Вперед чужой беде

не смейся, Голубок! («Чиж и Голубь».)

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и Лисица».)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь,

Щука и Рак».)

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник,

И дело не пойдет на лад. («Щука и Кот».)

Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться. («Ларчик».)

Урок литературного чтения на тему «Великие русские писатели» (3 класс)

6.

Рефлексия

Личностные результаты:

Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.

формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя

ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность

Что вам особенно запомнилось, что произвело на вас большое впечатление во время нашего урока?

Оцените свою работу.

Слайд № 13

Слайд № 14

Давайте напишем письмо в прошлое нашим писателям. Что бы вам хотелось им сказать, за что поблагодарить?



© 2010-2022