- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения на тему «Великие русские писатели» (3 класс)
Урок литературного чтения на тему «Великие русские писатели» (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шмальц И.В. |
Дата | 05.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Шмальц Ирина Владимировна
учитель первой категории
муниципального бюджетного образовательного учреждения
Воднобуерачной средней общеобразовательной школы
Камышинского муниципального района
Волгоградской области
с. Воднобуерачное Камышинский район Волгоградская область
Нетрадиционные уроки в традиционных формах, перенесённых из внеклассной работы
Литературный утренник «Великие русские писатели»
Тема урока
«Великие русские писатели»
Тип урока
Обобщающий ( литературный утренник)
Цель
Систематизировать изученный материал по разделу «Великие русские писатели»; формировать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, развивать творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемый
результат
Предметные умения
Универсальные учебные действия (УУД)
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Строить осмысленные речевые высказывания.
Личностные:
- нравственно- эстетическое оценивание учебного материала, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Метапредметные
Регулятивные:
- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- планировать собственную деятельность в
соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя
ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
- высказывать свое предположение.
Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации;
- осознанное построение речевого высказывания;
- свободная ориентация в прочитанных художественных текстах;
-извлечение необходимой информации из прочитанных произведений;
-преобразование художественного текста в знаковую модель;
Коммуникативные:
-формирование умения слушать и слышать;
- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
- принимать на себя ответственность за результат своих действий;
- наблюдать за действиями партнера, при работе в группе, находить неточности и корректировать их.
Ресурсы:
- основные
-дополнительные
УМК «Школа России» Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова «Литературное чтение» учебник 3 класс;
Мультимедийное сопровождение с презентацией к уроку; выставка произведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстова, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова; карточки с заданиями; тарелка, камешки, кувшин с водой, кувшин с узким горлышком, игрушки: галка, журавль, лиса, собачка, обезьянка
Организация
пространства
Фронтальная работа, работа в группах,
Ход урока
№
Этап урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.
Организационный
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
Приветствует ребят и гостей праздника.
Дети под музыку читают стихотворение
«Бумажный кораблик по имени «Книга»
Ученик 1
Бумажный кораблик
По имени «Книга»
Не хуже корвета,
Фрегата и брига
Меня увлечёт
В океаны мечтаний,
Где щедро откроет
Сокровища знаний.
Ученик 2
Готовы нести меня
В дальние страны
Рассказы и сказки,
Стихи и романы.
Страниц паруса
Наполняются бризом
Историй талантливых,
Полных сюрпризов.
А я командор
Экспедиции-чтения.
Поплыли со мною
Искать приключения!
(А. Сметанин)
2.
Мотивация к учебной
деятельности
Личностные:
самоопределение
роли ученика.
Коммуникативные: умение слушать и
слышать.
Регулятивные:
предположение темы урока
Мы посвящаем наш литературный утренник великим русским писателям. А о ком пойдёт речь, чьё творчество вспомним, узнаем, ответив на вопросы мини-викторины.
«О ком говорится?» (слайд 2-5)
1. «Мы даже устроили игру в муравейные братья ... Я, помню, испытывал особенное чувство любви и умиления и очень любил эту игру».
2. Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски.
3. «Что же мама не идёт?
Ведь Мишель всё ждёт и ждёт».
4. Переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. Более тридцати лет проработал в Петербургской публичной библиотеке
Назовите писателей, которым мы посвящаем наш праздник.
Какие цели поставим перед собой?
Творчество этих людей безгранично.
Слайд № 7
Мы познакомились лишь с малой долей. Назовите, какие произведения вам уже знакомы.
Л. Н. Толстой
А. С. Пушкин
М. Ю. Лермонтов
И. А. Крылов
Наш праздник посвящается творчеству великих русских писателей.
Слайд № 6
Вспомним, что мы знаем о творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, Александра Сергеевича Пушкина, Ивана Андреевича Крылова, Льва Николаевича Толстова.
(ответы детей)
3
Применение знаний и умений в новой ситуации
Коммуникативные: внимательно слушать своих одноклассников, строить понятные для одноклассников высказывания;
Познавательные:
Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации;
- осознанное построение речевого высказывания;
- свободная ориентация в прочитанных художественных текстах;
Знакомясь с произведениями Льва Николаевича Толстова, мы узнали некоторые факты его жизни, детства, творчества.
Слайд № 8
Я предлагаю вам отправиться в прошлое. Вы хотите побывать в школе Толстого?
Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя.
Предлагаю вспомнить прочитанные вами произведения.
Игра «Узнай предметы».
На столе находятся предметы к произведениям «Лиса и журавль», «Умная галка», «Прыжок», «Лев и собачка». ( тарелка, камешки, кувшин с водой, кувшин с узким горлышком, игрушки: галка, журавль, лиса, собачка, обезьянка).
-Вам нужно отобрать предметы к тому или иному произведению.
Ученик 3
Русский писатель, философ. Родился в Ясной Поляне, Тульской губернии, в богатой аристократической семье. Поступил в Казанский университет, но затем оставил его. В 23-летнем возрасте отправился на войну с Чечней и Дагестаном. Здесь начал писать трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».
Ученик 4
На Кавказе участвовал в военных действиях, будучи артиллерийским офицером. Во время Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать. После окончания войны уехал в Санкт-Петербург и в журнале «Современник» опубликовал «Севастопольские рассказы», в которых ярко отразился его выдающийся писательский талант. В 1857 г. Толстой отправился в путешествие по Европе, которое его разочаровало.
Ученик 5
С 1853 по 1863 гг. писал повесть «Казаки», после чего решил прервать литературную деятельность и стать помещиком-землевладельцем, занимаясь просветительской работой в деревне. С этой целью уехал в Ясную Поляну, где открыл школу для крестьянских детей и создал собственную систему педагогики.
(ответы детей)
Инсценирование отрывка из рассказа «Филиппок».
Скучно было Филиппку дома, и он пошёл в школу. Учитель в красном шарфе ходил посередине класса.
- Ты кто?
Филиппок ухватился за шапку и ничего не говорил.
- Да ты кто такой?
Филиппок молчал.
- Или ты немой?
Филиппок напугался, что и говорить не мог.
- Ну, так иди домой, коли говорить не хочешь.
А Филиппок рад бы сказать, да в горле у него пересохло от страха.
Он посмотрел на учителя и заплакал. Учителю стало жалко Филиппка. Он погладил его по голове и спросил у ребят:
-Кто этот мальчик?
-Это Филиппок-Костюшкин брат.
Он давно в школу просится,
Да его мать не пускает, и он сам пришел в школу.
Учитель стал показывать Филиппку буквы, а Филиппок их уже знал и немного читать умел.
-Ну-ка, сложи свое имя.
Филиппок сказал:
-Хве-и-хви, леи-ли, пе-ок-пок.
Все засмеялись.
-Молодец, кто же учил тебя читать?
-Костюшка. Я бедовый, сразу все понял. Я страсть, какой ловкий.
Учитель засмеялся и сказал:
-Ты погоди хвалиться, а поучись.
Ученик 6
28 октября 1910 г. Толстой тайно от семьи покинул Ясную Поляну, в дороге заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни.
4.
Физминутка (релаксация )
Слайд № 9
Кто сказал (но без подсказки):
«Что за прелесть эти сказки!»
На стихи А.С.Пушкина были написаны романсы и песни «Я помню чудное мгновенье», «Храни меня, мой талисман», «Зимнее утро», «Цветок » и многие другие. Я предлагаю вам послушать отрывок из песни «Зимнее утро» и фрагмент из партии для фортепиано М.И. Глинка (1840) « Я помню чудное мгновенье»
А.С.Пушкин
Слайд №10
Кого из писателей помогут нам вспомнить репродукции картин русских художников И. Шишкина и А. Куинджи?
Какие стихи М.Ю. Лермонтова мы можем прочесть , глядя на картины?
Конкурс чтецов стихов М.Ю. Лермонтова
- Кто хочет прочитать полюбившиеся стихи Михаила Юрьевича?
Сочинение стихотворений детьми. Слайд № 11 (учебник с.165 №5)
- А сейчас попробуйте сами сочинить стихотворения, переделав данный текст, восстановив его смысл.
А с рассветом на село;
На поля, на пустынный сад;
Ночью бушевала буря;
Понесло первым снегом.
(ответы детей)
(Дети составляют стихотворения.) Например: Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
5.
Контроль усвоения
.
Метапредметные
Регулятивные:
- планировать собственную деятельность в
соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
- высказывать свое предположение.
Познавательные:
-преобразование художественного текста в знаковую модель;
Коммуникативные:
-формирование умения слушать и слышать;
- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
- наблюдать за действиями партнера, при работе в группе, находить неточности и корректировать их.
Слайд № 12
Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности Крылова.
Бывает, вспомнится Моська, которая лает на Слона, чтобы произвести впечатление храброй и бесстрашной или неожиданно перед глазами всплывает Обезьяна, которая насмехалась сама над собой, не узнав отражение в Зеркале. Смех, да и только! Маленькие басни Крылова короткие по размеру, но не по значению, ведь крыловское слово - острое, а морали басен давно превратились в крылатые выражения.
- Предлагаю вам вспомнить в какой басне такая мораль?
Проверим ваши знания.
Игра - викторина «Пять вопросов - пять ответов»
Какой ответ соответствует вопросу?
Ученик 8
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова. (М.Исаковский)
(Ребятам раздаются листы с заданием)
Вперед чужой беде
не смейся, Голубок! («Чиж и Голубь».)
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и Лисица».)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь,
Щука и Рак».)
Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад. («Щука и Кот».)
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться. («Ларчик».)
6.
Рефлексия
Личностные результаты:
Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.
формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя
ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность
Что вам особенно запомнилось, что произвело на вас большое впечатление во время нашего урока?
Оцените свою работу.
Слайд № 13
Слайд № 14
Давайте напишем письмо в прошлое нашим писателям. Что бы вам хотелось им сказать, за что поблагодарить?