• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по литературному чтению на тему А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…. » Константин Бальмонт «Снежинка» (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…. » Константин Бальмонт «Снежинка» (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя….»

Константин Бальмонт «Снежинка»



Цели урока:

  • знакомство с произведениями о зиме;

  • учить анализировать произведения, различать литературные приёмы при описании зимнего пейзажа;

  • дать сравнительный анализ пейзажной лирики о зиме в произведениях русских и казахских поэтов;

  • воспитание эстетических чувств, любви к природе через чтение и анализ литературного произведения.

Оборудование: компьютер, карточки со стихотворением А. Асылбекова; музыка П. И. Чайковского "Времена года.» рисунки детей; картина «Зима»

Ход урока

1.Организационный этап урока. Приветствие, организация внимания.

- Сегодня нас с вами ждёт необычный урок литературного чтения. На нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их.

Психологический настрой.

- Улыбнитесь друг другу и пожелайте на уроке успехов.

Сегодня, ребята, в нашей школе проходит звёздный день «Мемлекеттік тіл» государственный язык.

Какой язык у нас в стране государственный? (казахский язык)

Нам на уроке понадобятся знание и государственного языка.с

2.Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Звучит музыка П. И. Чайковского "Времена года". Под музыку учитель читает стихотворение Ф. И. Тютчева

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой:

- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? Какому времени года?

Загадка

Как по небу с севера Вниз кидала, сыпала

Плыла лебедь белая. На поля-озёрушки

Плыла лебедь сытая, Белый пух, да пёрушки (Зима қыс)

Назовите зимние месяца.(Декабрь -желтоқсан январь - қантар, февраль- ақпан )

Обобщение ответов детей.

3. Работа над новой темой

Верно, сегодня на нашем уроке гостьей будет зима. Вы услышали, какой видят зиму композитор П.И. Чайковский и поэт Ф.И. Тютчев.

- А в вашем представлении, что такое зима? С чем она у вас ассоциируется? Что вы представляете, когда звучит слово «зима»?

А) Работа в парах

Ассоциация к слову «зима»

На доске вывешивается карточка со словом "зима". Дети называют слова, которые написали на карточках учитель записывает их на доске.

- Вот как много вы знаете о зиме. Зима бывает разной: радостной, весёлой, торжественной, холодной, величавой, волшебной.А сейчас мы поговорим о том, без чего мы не можем представить зиму.

Б) Разгадайте загадку:

Белая, узорная
Звёздочка-малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку.
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)

- Верно, это снежинка. Какие признаки помогли вам догадаться, что это снежинка? Какие эпитеты вы услышали в загадке?

На партах карточки с изображением снежинок .Задание написать эпитеты к слову «снежинка»

- Подведение итогов работы.

4.Усвоение новых знаний.

Знакомство со стихотворением Константина Бальмонта "Снежинка".

- Послушайте, какое замечательное стихотворение посвятил снежинке Константин Бальмонт.

Чтение стихотворения учителем.

а) Беседа - рассуждение о прочитанном с называнием чувств и переживаний, которые испытали дети во время слушания стихотворения.

- Как вы думаете, какое чувство хотел передать нам рассказчик, описывая снежинку? (Восхищение)

Чтение стихотворения детьми самостоятельно, подготовка к чтению вслух.

- Прочитайте стихотворение и найдите эпитеты, с помощью которых рассказчик описывает снежинку.

б) Анализ стихотворения по строфам.

1 строфа - описание снежинки, эпитеты "светло-пушистая", "белая", "чистая", "смелая".

- Почему рассказчик употребил эпитет "смелая" при описании снежинки? О ком говорят "смелый"? Как называется литературный приём, когда неживому существу приписываются качества живого? (Олицетворение).

2 строфа - описание действий, "проносится", "просится". Олицетворение.

3 строфа - описание снежинки, эпитеты "умелая", "сохранно-белая".

4 строфа - описание действий, эпитеты "звезда кристальная".

5 строфа - описание снежинки, эпитеты как в 1 строфе.

в) Сравнение 1 и 5 строф.

- Похожи ли 1 и 5 строфы? Чем?

- Что изменилось в 5 строфе? Как вы думаете, зачем рассказчик изменил порядок слов в 5 строфе? Что от этого изменилось?

г) Выразительное чтение стихотворения учащимися.

5.Подведение итогов работы.

- Как много вы узнали, как читатели, когда работали со стихотворением. А каким вы представляете себе человека, который написал для вас это стихотворение?

- Действительно, Константин Бальмонт был очень наблюдательным, чутким к слову поэтом. Своё первое стихотворение написал в 10 лет.

6. Физминутка

7 Работа над темой урока

- А сейчас я приглашаю вас и наших гостей на вернисаж под названием «Чудесной зимней сказкой нам кажется зима».

- Как вы понимаете значение слова "вернисаж"?

- Верно, это слово означает выставку картин. На доске картины художников, сидящих в нашем классе. Побеседуем с ними и узнаем, что хотели изобразить художники на своих картинах.

Мини-интервью с несколькими ребятами класса.

- Почему ты выбрал именно такие краски для своей картины?

- Какие строчки стихотворения К. Бальмонта подошли бы к картине?

- Как ты назвал свою картину? Почему?

Знакомство со стихотворением А. С. Пушкина.

- Когда я побывала на "Зимнем вернисаже", то вспомнила одно замечательное стихотворение известного русского поэта А. С. Пушкина.

Учитель читает стихотворение А. С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя:"

Проводится беседа по содержанию стихотворения, словарная работа.

Чтение стихотворения учащимися самостоятельно.

Анализ стихотворения:

- Какой изобразил зиму рассказчик?

- Какой литературный приём использует рассказчик при описании зимы? (Олицетворение).

- Приведите примеры.

- Какие эпитеты использует при описании?

Обобщение. Выразительное чтение стихотворения детьми.

8.Закрепление нового материала.

Сравнение стихотворений Александра Сергеевича Пушкина и Абдрахмана Асылбекова.

- Как много о зиме мы узнали из стихотворений К. Бальмонта и А. С. Пушкина. По-разному они описывают зиму. У Бальмонта зима - это снежинка, у Пушкина - зима-хозяйка - "пришла", "рассыпалась", "сравняла". А сейчас мы узнаем, какой представляет зиму казахский поэт А. Асылбеков.

Чтение стихотворения по карточке учителем.

Асылбеков Абдрахман

Зима
До чего ты, зима, холодна,
Промерзают озёра до дна!
Птиц - морозная мучает дрожь,
А без шапки - гулять не пойдёшь.
До чего ты, зима, хороша!
Мастерила свой мир не спеша,
Жёлтый сад, серый сквер, чёрный след
В ярко-белый покрасила цвет.
Ты - затейница, наша зима!
А мальчишек - так сводишь с ума:
Им и крепость построить не лень,
И кататься с горы целый день.
Ты сама с ними звонко галдишь
И под горку на санках летишь,
И румянишь лицо на бегу,
Оставляя алмазы в снегу.

- Внимательно прочитайте стихотворение по карточке. Найдите эпитеты.

Проблемно-поисковое задание.

- Сравните, какой мы видим зиму у А. С. Пушкина и какая она у А. Асылбекова.

Составление диаграммы Вена.

А. С. Пушкин

А. Асылбеков

волшебница- зима

идёт

пришла

рассыпалась

повисла

легла

сравняла

проказы матушки-зимы

холодна

промерзают

морозная дрожь

хороша

мастерила свой мир

покрасила

затейница

галдишь

летишь

румянишь

Обобщение.

- Какая разная и какая похожая зима у поэтов. Для них и для нас она - живая, живёт и действует рядом с нами, радует нас своими проказами.

9.Подведение итогов урока.

- Сегодня на уроке нашей гостьей была зима. Как вы думаете, понравился бы ей наш урок?

- А вам понравился урок?

- Кто рассказывал нам о зиме, о своём видении зимы?

- Назовите имена поэтов, чьи произведения прозвучали на нашем уроке.

- Музыка какого композитора помогла нам почувствовать настроение зимы?

Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение.

































Ленинская средняя школа

Открытый урок 3 класс

Литературное чтение

Тема: Константин Бальмонт »Снежинка»

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя..»

Провела учитель начальных классов: Кривощёкова Т.А.

2011-2012 учебный год

Тема: «Зимняя поэтическая тетрадь»

Цели: 1. Продолжать знакомство учащихся с литературоведческими понятиями, учить определять тему произведения.

2. Развивать эмоционально - чувственное отношение к действительности, личностное видение окружающего мира.

3. Прививать любовь к русской поэзии, к русской природе.

Оборудование: фигура Зимушки - зимы; книги - сборники стихов С.Есенина, Н.Некрасова, И.Бунина, А.Пушкина; книга - папка «Стихи русских поэтов о зиме»; таблицы, конверты с деталями, пластилин, цветная бумага.

ХОД УРОКА:

  • Оргмомент.

  • Вступительная беседа.

    • Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в мир поэзии.

    • Что же такое поэзия? /Это стихи или произведения, написанные стихами/

    • Прочитайте предложения, записанные на доске. Как вы их понимаете?

Поэзия летнего утра.

Поэзия золотой осени.

Поэзия родной природы.

  • Что вы теперь можете сказать о поэзии? /Поэзия - это красота/

  • Попробуем заменить в предложениях слово «поэзия» словом «красота». Прочитайте, что получилось.

Красота летнего утра.

Красота золотой осени.

Красота родной природы.

  • Мы выяснили, что слово поэзия может иметь два значения. Назовите их.

  • Прочитайте, как объясняется значение этого слова в «Толковом словаре» С.И.Ожегова.

«Поэзия - стихи, произведения, написанные стихами».

«Поэзия - красота и прелесть чего-либо»

    • В мире поэзии слова встают в определенный строй, и мы слышим прекрасные поэтические творения.

  • Сообщение темы урока и план.

- На уроке нам представляется возможность совершить путешествие в мир поэзии, перелистав страницы зимней поэтической тетради, в которой собраны лучшие стихи русских поэтов. Эту тему принес нам гость. Кто он, вы узнаете, отгадав загадку.

Красна-девица грустна

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет, бедняжка!

  • О какой красной девице идет речь? Верно, это сама Зимушка-зима. Она предлагает такой план урока:

    • В мире книг.

    • Поэтическая перекличка.

    • Творческие задания.

4. Книжная выставка «В мире книг».

  • В мир книг мы отправляемся с моими помощниками.

  • Сергей Есенин - прекрасный русский поэт. Он родился и вырос в селе Константинова, под Рязанью, на берегу реки Оки. Сергей Есенин очень любил родную природу и воспел ее в своих стихах. На выставке представлена книга - сборник его стихов о зиме «Бабушкины сказки».

  • Николай Алексеевич Некрасов - поэт истинно народный. Его творчество подарило нам замечательное стихотворение о зиме «Мороз - воевода». /Чтение стиха/.Это стихотворение помещено в книге «Мужичок с ноготок».

  • Имя Ивана Бунина мы знаем еще мало. Но его стихи, которые помещены в сборнике «Родник», заставляют нас совсем по-другому, по - особенному увидеть родную природу.

Ночью в полях, под напевы метели,

Дремлют, качаясь, березки и ели.

Месяц меж тучек над полем сияет, -

Бледная тень набегает и тает…

Мнится мне ночью: меж белых берез

Бродит в туманном сиянье Мороз.

  • Александр Сергеевич Пушкин. Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть, лежа в кроватке, слушая дивные сказки мамы? Или в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Одну из песен я вам прочитаю. «Буря мглою небо кроет»…

  • Да, Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы или не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Его еще при жизни называли «незаходящим солнцем русской поэзии». На выставке представлена книга Пушкина, в которой собраны его стихи, посвященные зиме.

5. Знакомство со стихами о зиме «Поэтическая перекличка».

- Наша гостья предлагает вам вспомнить стихи о зиме. Мы будем не просто читать те стихи русских поэтов, которые вы нашли и выучили, но и попробуем создать самодельную папку - сборник стихов русских поэтов о зиме. Все стихи, которые вы читали, символически разделим на две группы:

  • зима - красавица

  • зимние забавы. К какой группе вы бы отнесли эти строчки?

Опять погода стужей дышит,

Зато на окнах, сквозь лучи

Мороз опять узоры пишет

Своей серебряной парчи…

  • Какие стихи о красоте зимы вы подобрали и кто их автор?

  • Послушайте отрывок их стихотворения С.Есенина «Бабушкины сказки» и определите его тему.

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой,

Опостылеют салазки,

И садимся в два ряда

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

- Вы, конечно, догадались, что сейчас речь пойдет о зимних забавах? Кто нашел такие стихи? /чтение детьми/

- У нас получилась прекрасная книга стихов о зиме. В нее, конечно, войдут и те стихи, которые готовили и остальные дети. Спасибо!

6. Работа по учебнику.

- Откройте учебник и найдите стихи, в которых ест и описание красоты зимы, и упоминание о зимних забавах. Прочитайте стихи самостоятельно и найдите те строки, в которых говорится о зиме-красавице.

- Зачитайте строки, которые нашли.

- Прочитайте отрывок, в котором Суриков упоминает зимние забавы. Иллюстрации.

- Сегодня на уроке мы увидели, что стихи могут быть посвящены одной теме или нескольким темам, могут переплетаться в поэтическом произведении, нисколько не мешая друг другу.

7. Творческие задания.

Пришло время выполнить творческие задания нашей гостьи.

1 задание. Мы сами попробуем создать небольшое поэтическое произведение на основе рифмы: снежок кружится

дружок ложится

- Прочитайте, какие строки у вас получились.

2 задание.

Поэт - пером, композитор - звуками, а художник - кистью создают прекрасные образы увиденного. Составьте свою иллюстрацию к стихотворению.

- Бело - голубое небо наполнено морозной дымкой. Слепит глаза сверкающее снежное покрывало с серебряными сугробами. Цветными, желтыми, красными, голубыми искорками переливается снег на солнце. Роскошный наряд пушистой изморози надевают деревья. Я даю вам возможность выразить на бумаге свое настроение, возникшее у вас на этом уроке. /На столе конверты, в них различные детали будущих работ. За 3 минуты на листе бумаги необходимо создать художественный образ зимы и подписать строками из стихотворения. Затем проводится выставка лучших работ./

- Посмотрите, какие прекрасные работы удалось создать вашими товарищами.

- Какие поэтические строки вы подобрали?

8. Итог урока.

- На уроке мы учились видеть окружающую нас красоту. Какие виды заданий помогли на уроке? В начале урока мы выяснили, что поэзия - это красота, а красота вечна, но каждый видит ее по-своему.














© 2010-2022