Методическая система учителя начальных классов Твори, выдумывай, пробуй

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая система учителя начальных классов МОУ «СОШ №1 г. Балабаново»

Дёминой Елены Викторовны

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать,

чувствовать, любить,

Свершать открытья.

Б. Пастернак

В самом начале своей педагогической деятельности я, конечно, опиралась на знания, полученные в педагогическом училище и институте, часто соотносила их с практикой работы своей первой учительницы Таисии Ивановны, читала много литературы психологической и методической. И вот спустя 10 лет от начала педагогической деятельности мне стало понятно чему и как я должна и смогу научить детей, как могу мотивировать родителей к активному участию в образовательном процессе. Таким образом, появились первые контуры, и постепенно сложилась моя методическая система.

Системно-деятельностный подход к образованию, бесспорно, самый результативный, именно он и стал основой моей педагогической системы.

Любая деятельность начинается с постановки цели.

Целью свое педагогической деятельности, сложившейся в систему, я определила: - Сформировать личность обучающегося, способную самостоятельно и успешно осваивать новые компетентности в познавательной, коммуникативной, регулятивной областях. Поскольку процесс обучения в начальной школе продолжается 4 года, то эту цель я ставлю перед собой, набрав очередной первый класс. Для достижения цели каждые четыре года решаю следующие задачи:

  1. Научить самостоятельно и в группе осуществлять продуктивную деятельность, направленную на поиск новых знаний;
  2. Создавать условия для поисково-исследовательской деятельности обучающихся на уроке и во внеурочное время, как средства повышения мотивации к обучению;
  3. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, в том числе, особенности восприятия, диагностируемые психологом (аудиалы, визуалы, кинестетики).
  4. Развивать творческий потенциал детей;
  5. Использовать в работе современные образовательные технологии, в том
числе, информационно - коммуникативные.

Психологическая диагностика, проводимая в сотрудничестве с психологом, позволяет мне еще на этапе формирования класса определить особенности детей, уровень подготовленности и спланировать работу с каждой группой по основным видам деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской и художественно-творческой, с учётом особенностей восприятия.
Виды деятельности на уроках и во внеурочное время

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ







СОДЕРЖАНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-познавательная деятельность. Цель - расширение кругозора, развитие речи, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей. В нашей школе созданы условия для организации учебно-познавательной деятельности. Кабинет оснащены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ-камера) у обучающихся имеются нетбуки с выходом в интернет. Всё это позволяет сделать урок насыщенным, интересным, полноценным. Использование УМК «Начальная школа XXI век» обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Особое внимание уделяется развитию у ребёнка человеческих качеств: доброты, способности сопереживать, готовности помогать другому. На уроках особое место я уделяю разнообразию форм организации учебной деятельности школьников, системе специальных заданий, использую различные технологии, а именно:

Название технологии

Предмет

В каких классах используется

Показатели результативности реализации

Результаты использования

1.Проблемное обучение

Окружающий мир

1-4

Умение формулировать проблему и находить пути решения самостоятельно или в группе, формирование регулятивной компетентности

Качественная самостоятельная подготовка творческих работ и проектов для конкурсов.

2.Технология разноуровневого обучения

Математика

Русский язык

Литературное чтение

Окружающий мир

1-4

Создания равных возможностей для

обучающихся в процессе усвоения учебного материала и благоприятного микроклимата на уроке

Соответствие уровня подготовки индивидуальным возможностям обучающихся

3. Обучение в сотрудничестве

Математика

Русский язык

Литературное чтение

Окружающий мир

1-4

Формирования малых групп с индивидуальными планами обучения, формирование коммуникативной компетентности

Развитие взаимной ответственности обучающихся. Реализация потребности в расширении информационной базы обучения

5.Проектное обучение

Окружающий мир

1-4

Развитие исследовательских навыков у обучающихся, выход результатов за рамки предметного содержания

Участие в научно-практических конференциях, публикация работ обучающихся и педагогов

6.Технология ролевых и деловых игр

Литературное чтение, окружающий мир

3-4

Повышение качества обученности, Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения, получение метапредметных результатов

Развитие творческих способностей учащихся, поддержка интереса к предмету и процессу обучения.

7.Информационно-коммуникативные

Окружающий мир, литературное чтение, технология.

1-4

Использование электронных учебных изданий и обучающих программ, использование сети Интернет для подготовки и защиты проекта.

Рост качества знаний, умения работать с различными источниками информации.

8.Здоровьесберегающие

Окружающий мир, литературное чтение, технология, физическая культура

1-4

Снижены показатели заболеваемости учащихся за последние 3 года

Учащиеся класса занимают призовые места на школьных, городских спартакиадах школьников

9.Технология накопительной оценки знаний «портфолио»

Русский язык, математика, литературное чтение, риторика, информатика

1-4

Повышение результативности учебного процесса, мотивация качества учебной деятельности

Учащиеся вырабатывают навыки отслеживания своих учебных достижений в различных областях знаний

10.Технология развития критического мышления

Литературное чтение, окружающий мир, русский язык, математика

1-4

Критическое отношение учащихся к окружающей действительности и к самому себе ,способность к рефлексии

Повышение качества усвоения учебного материала, формирование умения делать осознанный выбор.
Реализуя перечисленные технологии, я тесно сотрудничаю с городской и школьной библиотеками, Домом детского творчества города, Детской школой искусств г. Балабаново, с которой заключен договор и проводятся занятия художественно- эстетического цикла. Проектно - исследовательская деятельность. Цель проектного обучения - создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление. В своей практике я реализовала несколько проектов:

  1. «Золотое кольцо»

  2. «Может ли человек жить без витаминов»

  3. «Моя семья»

  4. «Наши добрые поступки на благо Отечества

  5. «О Москве»

  6. «Обо мне»

  7. «История развития компьютера»

  8. «Карандашница»

9. «Родословное древо»

10. «Русский космос»
Художественно-творческая деятельность. Художественно-творческая деятельность реализуется с учащимися, как в урочной, так и в неурочной деятельности. Одна из важнейших сторон творческой деятельности - воображение, которое Л.С. Выготский назвал «развитым творческим чувством». Он считал, что главнейшая функция воображения связана с ориентацией ребенка в будущем. С этой целью я использую различные творческие задания, направленные на формирование креативного мышления учащихся. Интегрированные уроки (изобразительное искусство+чтение, технология+окружающий мир, чтение+музыка) хорошо способствуют выполнению данной работе. Таким образом, описываемая методическая система, основывается на принципах разнообразия видов деятельности, взаимодействии ученика и учителя, учёта индивидуальных особенностей учащихся, развитии творческого потенциала, использовании современных образовательных технологий, в том числе информационно - коммуникационных технологий. Также умению самостоятельно или в группе осуществлять продуктивную деятельность, направленную на поиск новых знаний.



© 2010-2022