- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическая система учителя начальных классов Твори, выдумывай, пробуй
Методическая система учителя начальных классов Твори, выдумывай, пробуй
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дёмина Е.В. |
Дата | 14.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая система учителя начальных классов МОУ «СОШ №1 г. Балабаново»
Дёминой Елены Викторовны
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать,
чувствовать, любить,
Свершать открытья.
Б. Пастернак
В самом начале своей педагогической деятельности я, конечно, опиралась на знания, полученные в педагогическом училище и институте, часто соотносила их с практикой работы своей первой учительницы Таисии Ивановны, читала много литературы психологической и методической. И вот спустя 10 лет от начала педагогической деятельности мне стало понятно чему и как я должна и смогу научить детей, как могу мотивировать родителей к активному участию в образовательном процессе. Таким образом, появились первые контуры, и постепенно сложилась моя методическая система.
Системно-деятельностный подход к образованию, бесспорно, самый результативный, именно он и стал основой моей педагогической системы.
Любая деятельность начинается с постановки цели.
Целью свое педагогической деятельности, сложившейся в систему, я определила: - Сформировать личность обучающегося, способную самостоятельно и успешно осваивать новые компетентности в познавательной, коммуникативной, регулятивной областях. Поскольку процесс обучения в начальной школе продолжается 4 года, то эту цель я ставлю перед собой, набрав очередной первый класс. Для достижения цели каждые четыре года решаю следующие задачи:
- Научить самостоятельно и в группе осуществлять продуктивную деятельность, направленную на поиск новых знаний;
- Создавать условия для поисково-исследовательской деятельности обучающихся на уроке и во внеурочное время, как средства повышения мотивации к обучению;
- Учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, в том числе, особенности восприятия, диагностируемые психологом (аудиалы, визуалы, кинестетики).
- Развивать творческий потенциал детей;
- Использовать в работе современные образовательные технологии, в том
Психологическая диагностика, проводимая в сотрудничестве с психологом, позволяет мне еще на этапе формирования класса определить особенности детей, уровень подготовленности и спланировать работу с каждой группой по основным видам деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской и художественно-творческой, с учётом особенностей восприятия.
Виды деятельности на уроках и во внеурочное время
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
СОДЕРЖАНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-познавательная деятельность. Цель - расширение кругозора, развитие речи, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей. В нашей школе созданы условия для организации учебно-познавательной деятельности. Кабинет оснащены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ-камера) у обучающихся имеются нетбуки с выходом в интернет. Всё это позволяет сделать урок насыщенным, интересным, полноценным. Использование УМК «Начальная школа XXI век» обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Особое внимание уделяется развитию у ребёнка человеческих качеств: доброты, способности сопереживать, готовности помогать другому. На уроках особое место я уделяю разнообразию форм организации учебной деятельности школьников, системе специальных заданий, использую различные технологии, а именно:
Название технологии
Предмет
В каких классах используется
Показатели результативности реализации
Результаты использования
1.Проблемное обучение
Окружающий мир
1-4
Умение формулировать проблему и находить пути решения самостоятельно или в группе, формирование регулятивной компетентности
Качественная самостоятельная подготовка творческих работ и проектов для конкурсов.
2.Технология разноуровневого обучения
Математика
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
1-4
Создания равных возможностей для
обучающихся в процессе усвоения учебного материала и благоприятного микроклимата на уроке
Соответствие уровня подготовки индивидуальным возможностям обучающихся
3. Обучение в сотрудничестве
Математика
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
1-4
Формирования малых групп с индивидуальными планами обучения, формирование коммуникативной компетентности
Развитие взаимной ответственности обучающихся. Реализация потребности в расширении информационной базы обучения
5.Проектное обучение
Окружающий мир
1-4
Развитие исследовательских навыков у обучающихся, выход результатов за рамки предметного содержания
Участие в научно-практических конференциях, публикация работ обучающихся и педагогов
6.Технология ролевых и деловых игр
Литературное чтение, окружающий мир
3-4
Повышение качества обученности, Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения, получение метапредметных результатов
Развитие творческих способностей учащихся, поддержка интереса к предмету и процессу обучения.
7.Информационно-коммуникативные
Окружающий мир, литературное чтение, технология.
1-4
Использование электронных учебных изданий и обучающих программ, использование сети Интернет для подготовки и защиты проекта.
Рост качества знаний, умения работать с различными источниками информации.
8.Здоровьесберегающие
Окружающий мир, литературное чтение, технология, физическая культура
1-4
Снижены показатели заболеваемости учащихся за последние 3 года
Учащиеся класса занимают призовые места на школьных, городских спартакиадах школьников
9.Технология накопительной оценки знаний «портфолио»
Русский язык, математика, литературное чтение, риторика, информатика
1-4
Повышение результативности учебного процесса, мотивация качества учебной деятельности
Учащиеся вырабатывают навыки отслеживания своих учебных достижений в различных областях знаний
10.Технология развития критического мышления
Литературное чтение, окружающий мир, русский язык, математика
1-4
Критическое отношение учащихся к окружающей действительности и к самому себе ,способность к рефлексии
Повышение качества усвоения учебного материала, формирование умения делать осознанный выбор.
Реализуя перечисленные технологии, я тесно сотрудничаю с городской и школьной библиотеками, Домом детского творчества города, Детской школой искусств г. Балабаново, с которой заключен договор и проводятся занятия художественно- эстетического цикла. Проектно - исследовательская деятельность. Цель проектного обучения - создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление. В своей практике я реализовала несколько проектов:
-
«Золотое кольцо»
-
«Может ли человек жить без витаминов»
-
«Моя семья»
-
«Наши добрые поступки на благо Отечества
-
«О Москве»
-
«Обо мне»
-
«История развития компьютера»
-
«Карандашница»
9. «Родословное древо»
10. «Русский космос»
Художественно-творческая деятельность. Художественно-творческая деятельность реализуется с учащимися, как в урочной, так и в неурочной деятельности. Одна из важнейших сторон творческой деятельности - воображение, которое Л.С. Выготский назвал «развитым творческим чувством». Он считал, что главнейшая функция воображения связана с ориентацией ребенка в будущем. С этой целью я использую различные творческие задания, направленные на формирование креативного мышления учащихся. Интегрированные уроки (изобразительное искусство+чтение, технология+окружающий мир, чтение+музыка) хорошо способствуют выполнению данной работе. Таким образом, описываемая методическая система, основывается на принципах разнообразия видов деятельности, взаимодействии ученика и учителя, учёта индивидуальных особенностей учащихся, развитии творческого потенциала, использовании современных образовательных технологий, в том числе информационно - коммуникационных технологий. Также умению самостоятельно или в группе осуществлять продуктивную деятельность, направленную на поиск новых знаний.