Использование национально-регионального компонента на уроках математики

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование национально-регионального компонента на уроках математикиИспользование национально-регионального компонента на уроках математикиИспользование национально-регионального компонента на уроках математикиИспользование национально-регионального компонента на уроках математики


Концепция обновления и развития школы предусматривает введение национально-регионального компонента (20% учебного материала).

Цель использования материала национально-регионального компонента - это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
Национально-региональный компонент в школе и его связь с другими предметами - ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных задачи - это обучающая, развивающая и воспитательная. Межпредметная связь с использованием материала национально-регионального компонента активизирует мыслительную деятельность, вызывает интерес к истории республики, села; происхождению и названию городов, сёл, рек, к природному изучению края. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает его эффективность. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.
Работая над материалом национально-регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов:

Использование национально-регионального компонента на уроках математики Систематичность
Использование национально-регионального компонента на уроках математики Доступность
Использование национально-регионального компонента на уроках математики Наглядность
Использование национально-регионального компонента на уроках математики Разнообразность материала
Использование национально-регионального компонента на уроках математики Связь материала в учебной и воспитательной работе
Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность - это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации. Применение элементов национально-регионального компонента в учебных предметах требует активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, конкурсы.

Учащиеся мало знают не только о национальной культуре хакасского народа, но и вообще о Хакасии, ее истории, природе. Как пробудить у детей интерес к краю, в котором они живут, к обычаям, традициям хакасского народа? На уроках математики можно использовать задачи, составленные на культурно-краеведческом материале республики Хакасия. Числовые данные взяты из научной, справочной, художественной литературы. Задания интересны в познавательном отношении. С их помощью есть прекрасная возможность знакомить школьников с природой Хакасии, культурой, историей, традициями. Простые задачи можно предложить для устного счета, более сложные - для самостоятельного решения или включить в работу на уроке. Задачи практического характера вызывают особый интерес, побуждают к деятельности.

Задания составлены на культурно-краеведческом материале Республики Хакасия.

- 1-

Д






Т

В



Г



Ы

У

З


Р


М

С

Х

А

К

А

С

И

Я

З

Д

В

М

Е

Н

Ч

Н

А

А

М

К

У

А

А

Ч

Д


У

С


Ч

А

Р


Н



Н


А


Д



О


Т


А



Е







1.Число, в котором есть разряд единиц, десятков.

2.Математическое задание, содержащее условие и вопрос.

3. Прямоугольник, у которого все стороны равны.

4. Мелкая единица измерения массы.

5. Наименьшая единица измерения времени.

6. какой знак нужно поставить между уменьшаемым и вычитаемым?

7. Наименьшее четырёхзначное число.

-Какое слово образовалось в выделенной строке?

- 2 -

Среди степей, курганов древних.

В объятьях гор, где солнце спит,

Надев платочек голубого неба,

Красавица Хакасия стоит. Так пишет о нашей малой родине наш земляк Пётр Соколов из деревни Будёновка.

- Исключительно богата природа нашей республики. ¾ её территории составляют горы, но есть и степи, и тайга, и полноводные реки, и солёные озёра. На территории республики Хакасия насчитывается около 1000 разнообразных по размерам, степени проточности и солёности озёр. Около 500 озёр Хакасии относятся к крупным, более 100 из них - солёные. Только на территории Бейского района насчитывается более 40 крупных и мелких озёр. Может быть, вы назовете некоторые из них? (Собачье, Журавлиное, Заливное…) - Самые крупные из них: Сосновое, Сабинское, Подгорное (Мраморное). - На ваших столах лежат макеты озер, а на них задания. Если вы верно решите примеры, мы узнаем названия озер известных далеко за пределами нашей республики. Это лечебные озера, по берегам которых построены санатории и базы отдыха. Здесь лечатся и отдыхают взрослые и дети из многих уголков России и даже из зарубежья. - Приступаем!

1 карточка.

50+6+30= 19+(9-8)= 74-(20+50)= 92-(18-8)=

И Ш Р А

20

86

4

82


(Шира)

2 карточка

12-9+6= 80-20-60= 8-(2+3)=

У С Т


3

9

0


(Тус)

3 карточка

7+5-8= 9+2-1= 19-9+3= 10+(5-2)=

Л Е Ё Б


3

10

4

12


(Белё)

Задача. Площадь озера Белё 26 кв.км, а площадь озера Иткуль на 5 кв. км меньше. Узнайте площадь озера Иткуль. (21 кв.км)


-3- - Если у нас так много водоемов, то и рыбы наверняка множество…. - Какую рыбу вам приходилось ловить? (карась, окунь, щука, лещ, елец, ёрш, сазан,карп…) - Давайте-ка устроим привал: наловим рыбы и сварим вкусную… (уху). - Чем будем ловить рыбу? (удочкой, сетями). - Добывать себе пропитание будем все вместе. Отправляемся на берег удить рыбу. Игровой момент. 1 вариант. Дети ищут спрятанные по классу рыбки. 2 вариант. Бумажные рыбки с магнитиками и удочка с магнитиком. - Какой удачный улов! А как называются рыбы, которых вы поймали? (карась, щука, окунь) Задача На территории Хакасии насчитывается 76 видов млекопитающих. Это на 41 вид больше, чем видов рыб в водоемах. Сколько же видов рыб ученые насчитали в наших реках и озерах? (35)

-4-

Вопрос (повторение): Какие рыбы водятся в водоемах Хакасии? Задание: у какой рыбы нет чешуи, и она не водится в хакасских водоёмах, мы узнаем, если решим цепочку примеров. (примеры напечатаны на рыбках, которые поймали). Правильный ответ укажет на изображение этой чудо-рыбы.

+32 -44 +59 +15 -74 -9

23

?

Щука-4

Сом-2

Карась-3

Ответ: Сом-2.






-5- Повторение: - Сколько в Хакасии крупных озер? (500) -Сколько видов рыб? (35) Многие из них водятся в реках, которых в нашей республике 324, в том числе самые крупные: Енисей, Абакан, Чулым, Томь. Сколько тогда мелких рек и речушек? ( 324 - 4 = 320) Вопрос: - Какая из крупных рек считается главной? (Дети высказывают свое мнение).

Ответ вы узнаете, решив эту цепочку из примеров

20 - 6 = … : 2 = … + 30 =… - 33 = …X 3 =….

Абакан - 10

Енисей - 12

Чулым - 14

Томь - 16


Абакан - 514 км.

Енисей - 4287 км.

Чулым 1799 км.

Томь - 827 км.


Какие крупные реки, протекают на территории Хакасии?

Енисей - река в Сибири, в переводе - большая вода.

Енисей занимает 2-е место среди рек России (после Оби) и 7-е место среди рек мира.


- 6 -

Повторение: Задача. - Сколько крупных рек в Хакасии? (4 - Абакан, Енисей, Чулым, Томь)

- Какая самая крупная река?

- Какое место она занимает по России? (2) Среди рек мира? (7)

Задача: Туристы прошли на лодках по реке Абакан 24 км, а по реке Енисей на 36 км больше. Какова длина всего пути, пройденного туристами?

Составим краткую запись:

? кмАбакан - 24 км

Енисей - ? км на 36 км больше


- 7 -


Вопрос: - Какой город является столицей Хакасии?

- Сколько всего городов, и как они называются вы узнаете решив эти примеры.

Задание: Посмотрите внимательно на выражения на доске, в их ответах зашифрованы названия городов. Все ли выражения решены, верно?

20 : 4 Использование национально-регионального компонента на уроках математики2 = 10

35 + 5 -18 = 22

2 X 4 Использование национально-регионального компонента на уроках математики4 = 16

(80 - 8) + 28 = 100

18 : 6 + 4 Использование национально-регионального компонента на уроках математики5 = 26

По классу развешаны таблицы, на которых рядом с ответом записано название города:

Абаза-16

Черногорск - 22

Абакан- 10

Сорск-100

Саяногорск-

26


-8- Что было самым распространенным летним напитком хакасов, приготовленным из кислого коровьего молока? (Айран)
Из ведра айран налили в банку, бидон и в кастрюлю. В банку - 3 л, в бидон - 7 л, а в кастрюлю столько же, сколько в бидон и в банку вместе. Сколько же было в ведре литров айрана первоначально?


- 9 -

Задача: В Хакасии 5 городов, а больших сел в 2 раза больше. Сколько больших сел в Хакасии?

В состав республики входят 5 городов (Абакан, Абаза, Сорск, Саяногорск, Черногорск), 13 поселков городского типа.

- 10 -

Задача: В 1991 году Абакану исполнилось 60 лет, это на 21 год меньше, чем сегодня. Узнай сколько лет Абакану сейчас?


- 11 -

- Дети, а скажите мне, что называют чёрным золотом? (Ответы детей).

- Тогда отгадайте мою загадку: "Это где у нас шахтёры, добывают угля горы"? (Черногорск).

- Для чего добывают уголь? Как называют людей этой профессии?. Почему?

Задача: За неделю с разреза «Изыхский» вывезли 36 белазов угля, а с разреза «Черногорский» на на 26 белазов больше. Сколько всего вывезли угля?
В нашей республике находится много полезных ископаемых, большие залежи угля есть около г.Черногорска, села Белый Яр, села Бея.

- 12 -

Тайга наша гордость. Какие хвойные деревья растут в нашей тайге?

Кедр - это сибирская сосна, растет несколько сотен лет. Ценится своей древесиной, целебными свойствами.

Ребята, а чем еще популярен кедр? Показ картинок.

Задача: С 3 кедров собирают 30 кг орехов. Сколько кг орехов собирают с 8 кедров?

- Можем мы ответить на вопрос задачи? Почему?

- Можем ли узнать, сколько кг орехов собирают с одного кедра?


- 13 -

4. Богат и разнообразен животный мир нашей тайги и всей Хакасии в целом. Но многие животные уже занесены в Красную книгу.

Задача: В Красную книгу Хакасии включено: 4 вида рыб, птиц- 80 видов, млекопитающих- 15 видов.

Задание: Поставь вопрос, реши задачу.

- 14 -

Сиби́рский кедр. Вечнозеленое дерево, достигающее 35-44 метров в высоту и 1,8 метра в диаметре ствола. Максимальная продолжительность жизни - 500 (по некоторым данным 800-850) лет.

Берёза -высота 30-45 м, обхват ствола до 1,2-1,5 метра.

Задача: Высота кедра 44 м. Какова высота березы, если она на 16 м. ниже кедра?

- 15 -

Богата Хакасия степями, лесами, тайгой и полями. На полях Хакасии выращивают зерновые культуры: пшеницу, рожь, овес, гречиху. А также кукурузу, которая является хорошим кормом для животных.

Задача: Для посева подготовили 90 ц. зерна. Из них пшеницы посеяли 55 ц. , ржи на 17 ц. меньше, остальное - овес. Сколько центнеров овса посеяли?


- 16 -

Задание: Назвать домашний адрес. Повторить на память все села, города, в которых проживают одноклассники. (Отвечают 2, 3 учащихся).

Задача: За время следования от дома до школы Саша делает 2 остановки. От дома до автовокзала его путь занимает 15 мин. пешком. От автовокзала до с Белый Яр - 45 мин.на автобусе. И от остановки до школы - 10 мин. Сколько времени Саша тратит добираясь до школы? ( перевести в часы, мин.)



© 2010-2022