Поделитесь с коллегами:
Пояснительная записка (34 часа. 1 час в неделю) Предлагаемый курс преследует следующую цель: развитие познавательных способностей и познавательной деятельности детей, их интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора. Основное содержание представлено 4 блоками: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, блоком содержательно-логических задач. Первые три блока являются основными носителями содержания математического курса. Четвертый блок опирается на первые три и представляет собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов учащихся: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, на развитие интереса к математике. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных содержательно-логических заданий, решение нестандартных задач будет развивать и совершенствовать познавательные способности детей, кроме того, выполнение заданий такого вида требует постоянных умственных усилий. Более глубокого и разнопланового анализа взаимосвязей и взаимозависимостей между величинами, догадки, активизация знаний проявление творческой инициативы. Изучение первых трех блоков рассчитано на учащихся с низким и средним уровнем развития математических способностей. Изучение четвертого блока дает возможность учащимся с высоким и хорошим уровнем развития интеллекта не только числовую грамотность, но и целенаправленное развитие их способностей с наиболее полным использованием гуманитарного потенциала учебного предмета «Математика». 1 блок. Арифметический материал (10 часов). Умножение и деление чисел в пределах 100. Особые случаи умножения и деления. Взаимосвязь и взаимопроверка умножения и деления. II блок. Алгебраический материал. (3 часа). Решение уравнений вида: - Х+2=14,
- 5+х=8,
- 10-х=2,
- Х*2=12,
- 24:6=6,
- Х:3=8,
- 6*х=12
- 100-(15+х)=80,
- (х-20)+60=90
III блок. Геометрический материал ( 6 часов) Ломаная линия и многоугольник, Периметр многоугольника. Соотношение между единицами длины. Килограмм, грамм. центнер. Соотношение между единицами массы. Единицы измерения времени: сутки, месяц, год, час, минута. Соотношения между единицами времени. Отличие таблицы мер времени от метрической системы мер. Обозначение буквами геометрических фигур: точек, отрезков, ломаной, углов, многоугольников (треугольников, прямоугольников). Диагонали многоугольника. Свойства диагонали прямоугольника. Параллельные и перпендикулярные прямые. IV блок. Содержательно-логические задачи и задания на развитие познавательных процессов школьников (15 часов) а) на проведение анализа и выделение главных существенных свойств и признаков математических отношений, построений, высказываний; б) на классификацию математических понятий; в) на выявление закономерностей с целью ее использования для выполнения задания; решения логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений, отыскивание логических ошибок в приводимых рассуждениях, построение простейших умозаключений, их проверка, уточнение; г) нестандартные и нетрадиционные задания на отработку знаний программного материала; усвоение табличного и внетабличного умножения и деления. Умение сравнивать трехзначные числа, выполнять устные и письменные вычисления с ними. К концу года. Знания и умения учащихся III группы должны соответствовать нормам общегосударственного стандарта по математике за 3 класс. Учащиеся 1-2 группы должны уметь выполнять нестандартные задания на отработку знаний программного материала; на классификацию математических понятий; решать логические задачи, требующие построения цепочки логических рассуждений, отыскивание логических ошибок в приводимых рассуждениях, построения простейших умозаключений; проявлять творческую инициативу. Примерное тематическое планирование индивидуально- групповых занятий по математике на основе типовой адаптированной программы с усилением линии на развитие познавательных способностей учащихся 3 класса (1-4)
Блок
Тема
Группа
1
-
Умножение чисел в пределах 100
III
IV
-
Содержательно-логические задачи на проведение анализа
I-П
II
-
Решение уравнений на нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого
III
IV
-
Логические задачи на выделение признаков математических отношений
I-П
1
-
Деление чисел в пределах 100
III
IV
-
Задачи на классификацию математических понятий.
I-П
III
-
Ломаная и многоугольник. Периметр многоугольника
III
IV
-
Задания на выявления закономерностей
I-П
I
-
Особые случаи умножения и деления
III
IV
-
Логическое рассуждение
I-П
III
-
Обозначение буквами геометрических фигур.
III
I
-
Взаимосвязь и взаимопроверка умножения и деления
III
III
-
Соотношения между единицами длины
III
IV
-
Отыскивание логических ошибок
I-П
III
-
Единицы измерения времени
III
IV
-
Нестандартные задачи на усвоение табличного деления
I-П
I
-
Задачи на увеличения числа в несколько раз
III
IV
-
Нестандартные задачи на усвоение табличного деления
I-П
II
-
Решения уравнений на нахождение неизвестного множителя
III
IV
-
Занимательные задачи сказочного характера
I-П
I
-
Задачи на уменьшение числа в несколько раз
III
II
-
Решение уравнений на нахождений делимого, делителя
III
III
-
Соотношения между единицами массы.
III
IV
-
Нетрадиционные задания на сравнение трехзначных чисел
I-П
I
-
Решение задач на кратное сравнение
III
IV
-
Письменное сложение и вычитание трехзначных чисел (повышенной сложности)
I-П
III
-
Отличие таблицы мер времени от метрической системы
III
IV
-
Простейшие умозаключения
I-П
I
-
Задачи на зависимость между величинами: цена, количество, стоимость
III
IV
-
Решение задач в косвенной форме
I-П
I
-
Умножение и деление трехзначного числа на однозначное
III
IV
-
Нестандартные задачи на умножение и деление
I-П
I
-
Решение изученного вида
III
IV
-
Решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений
I-П
I-II группа высокий и хороший уровень развития интеллекта. III группа -учащиеся с низким и средним уровнем развития математических способностей.