• Преподавателю
  • Начальные классы
  • «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений словесного искусства в процессе подготовки к школьному обучению» (из опыта работы)

«Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений словесного искусства в процессе подготовки к школьному обучению» (из опыта работы)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений словесного искусства в процессе подготовки к школьному обучению»

Автор: Клименкова Н.А. - воспитатель МБДОУ№18 г.о.Самара


1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности

По проблеме восприятия и понимания художественного произведения работали многие исследователи, такие как О.И. Никифорова, И.Л. Зимняя, Н.Н. Светловская, М.И. Окорокова, Н.Г. Морозова.

По мнению М.Р. Львова, воспринимая произведение на слух, ребенок, через форму, предъявленную исполнителем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику проникает в содержание произведения.

Психологи выделяют два типа отношения к художественному миру произведения. Первый тип отношения - эмоционально-образный - представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй - интеллектуально-оценочный - зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа.

О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей должны быть способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

Однако, исходя из этого, можно отметить следующие недостатки результатов воспитания предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания литературных произведений современным дошкольником:

  • Ребенок не откликается на предложение послушать чтение или рассказывание литературного текста, не просит повторить прочитанное.

  • Не проявляет выраженного удовольствия от восприятия художественного произведения, неохотно включается в игры с текстовым сопровождением, в театрализованные игры.

  • Быстро отвлекается при слушании, слабо запоминает содержание произведения.

  • Отказывается от разговора по содержанию произведения или однословно отвечает на вопросы взрослого.

  • Затрудняется при пересказывании сказок.

  • Плохо запоминает тексты стихов, избегает рассказывать их наизусть.

  • Затрудняется в сознательной, мотивированной оценке персонажей, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе.

  • Не умеет определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы.

По запросу государства, общества, родителей ребенок сегодня - это успешная личность. В настоящее время система дошкольного образования переходит на ФГОС 2-го поколения. Концепция российского Стандарта исходит из единства требований к условиям, образовательным программам и результатам, которые сформулированы в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества. В Стандарте определены обязательные образовательные области, среди которых образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

В процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к словесному искусству средствами образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» должны быть созданы условия для восприятия художественной литературы и фольклора.

Старший дошкольный возраст - качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности.

Стандарт призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования. Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Новые стратегические ориентиры, обозначенные во ФГОС направлены на:

  • содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями;

  • желание сделать жизнь детей более осмысленной и интересной;

  • стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка;

  • отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;

  • попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.

Анализируя достижения современного дошкольного образования, мы можем выделить и недостатки:

  • недостаточное научно-методическое и информационное обеспечение;

  • необходимость переподготовки кадров;

  • недостаточная организация предметно-развивающей среды;

  • необходимость овладения современными образовательными технологиями;

  • необходимость разработки методических пособий.

Чтение художественной литературы направлено на достижение основной цели - формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Учитывая недостатки в результатах дошкольного и семейного воспитании детей, а также в организации предметно-развивающей среды ДОУ, необходимо уделить особое внимание разработке методов и средств педагогического воздействия по формированию данного вида деятельности.

«Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений словесного искусства в процессе подготовки к школьному обучению» (из опыта работы)«Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений словесного искусства в процессе подготовки к школьному обучению» (из опыта работы)

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» решает разнообразные задачи, в числе которых поддержание у детей интереса к литературе, воспитание любви к книге, способствование углублению и дифференциации читательского интереса; обогащение представлений об особенностях литературы: о ролях (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках. Однако, исходя из проведенного анализа, возникает профессиональная проблема: определение форм и методов формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) произведений русских поэтов. Необходима система работы, включающая взаимодействие всех участников педагогического процесса: воспитателей, детей и родителей.

«Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений словесного искусства в процессе подготовки к школьному обучению» (из опыта работы)


3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся

В процессе работы по развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений словесного искусства у детей должны быть достигнуты результаты:

1. Формирование первичных ценностных представлений:

  • способен осознавать события, которых не было в личном опыте, улавливать смысл нравственного урока, который несет сказка;

  • способен воспринимать идейно-тематическую основу произведения - называть героев сказки, описывать их характерные черты, оценивать поступки;

  • способен различать жанры литературных произведений (сказка, стихотворение, загадка и т.д.), выделяя их характерные особенности.

2. Развитие литературной речи:

  • способен прочитать стихотворение, используя разнообразные средства выразительности.

3. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:

  • называет любимые сказки и рассказы;

  • называет авторов детских книг;

  • эмоционально реагирует на поэтические художественные произведения.

«Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений словесного искусства в процессе подготовки к школьному обучению» (из опыта работы)

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля)

Чтобы решить обозначенную проблему, нужно решить следующие задачи:

  1. Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательского интереса.

  2. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов.

  3. Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

  4. Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности).

  5. Обеспечивать совершенствование умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: выразительно рассказывать наизусть стихи и поэтические сказки, придумывать поэтические строфы.

  6. Способствовать выражению отношения к литературным произведениям в разных видах художественно-творческой деятельности, самовыражению в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии.

Работа по формированию читательского интереса у дошкольников должна вестись систематически и быть разнообразной. Таким образом, очевидно, что круг детского чтения - это не примерный перечень произведений художественной литературы, а сложная, творческая работа педагога над собой и с детьми, включающая:

  • систематическое чтение самим педагогом детской литературы с целью непрерывного повышения своей профессиональной компетенции;

  • проведение работы по изучению интересов воспитанников;

  • подбор литературных произведений исходя из их развивающего потенциала, с учетом познавательных потребностей и интереса к окружающей маленьких читателей действительности, позволяющих им почувствовать красоту и выразительность художественного слова.

Содержание и формы работы с детьми.
  • Слушание литературы в исполнении педагога и артистов-мастеров художественного слова, что развивает интонационную выразительность речи, помогает лучше воспринять характеры героев, события.

  • Беседы о прочитанных книгах обеспечивают углубление восприятия текстов, способствует их более осмысленному и обобщенному обсуждению.

  • Игры для развития литературной речи: «Закончи сказку», «Узнай героя», «Кто автор?», «Найди друга», «Подбери картинки» для развития у детей умений пересказывать вновь прочитанные литературные тексты, сохраняя сюжет, передавая образы героев, используя средства интонационной выразительности.

  • Тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране», «Поэты нашей страны» поддерживают и поощряют проявление детского интереса к книгам и творческой деятельности на их основе, выражение избирательного отношения к произведениям определенного вида, жанра, тематики.

  • Литературные викторины и конкурсы способствуют проявлению активного интереса детей к слушанию, рассказыванию, разыгрыванию текстов и к придумыванию сказок, рассказов, историй по аналогии со знакомыми, к общению со сверстниками о своих любимых книгах.

  • Просмотры театрализованных постановок, спектаклей, самостоятельное участие в театрализованной деятельности по мотивам литературных текстов.

  • Рассматривание иллюстраций разных художников по мотивам произведения поддерживает стремление детей к постоянному общению с книгой, проявление детьми удовольствия при слушании литературных произведений.

  • Организация литературного уголка (книжный уголок (книги, каталог книг, пособия по краеведению), видеотека (фонд видеозаписей, телевизор, DVD-плеер), фонотека (кассеты, CD, DVD-диски), игротека (каталог игр), оборудование для театрализации и др.).

  • Развитие умений «детского книгоиздательства», необходимых для изготовления дошкольниками книжек-самоделок, детских самодельных журналов и энциклопедий.

  • Организации детской проектной деятельности («Детское книгоиздательство», «Детская библиотека», «Выставки книг»).

  • Тематические занятия из цикла «Секреты Волшебницы Речи».

Формы работы с родителями:
  • Родительские собрания:
  • «Книга как ценность»,
  • «Какие книги читать дошкольникам»,
  • «Прочитали книгу - это только начало. Что делать дальше?»,
  • «Вечер вопросов и ответов».
  • Проведение совместных выставок, конкурсов, семинаров.
  • Информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ.

Мониторинг достижения детьми старшего дошкольного возраста планируемых результатов включает компоненты:

  1. Изучение читательского интереса (он характеризуется с позиции широты, глубины, осознанности и избирательности).

  2. Изучение восприятия и интерпретации художественного произведения.

  3. Изучение отношения ребенка к художественному произведению идет.

  4. Изучение способности к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности.

«Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений словесного искусства в процессе подготовки к школьному обучению» (из опыта работы)«Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений словесного искусства в процессе подготовки к школьному обучению» (из опыта работы)

«Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений словесного искусства в процессе подготовки к школьному обучению» (из опыта работы)

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные)

Новые образовательные результаты достигаются за счет внесения изменений в условия:

Кадровые:

  • регулярное повышение квалификации педагогов по теме «Формирование читательского интереса у дошкольников»;

  • методическое объединение по теме «Приобщение дошкольников к словесному искусству».

Научно-методические:

  • разработка планирования в соответствии с принципом интеграции образовательных областей;

  • изучение педагогического опыта коллег из других ДОУ по данной проблеме.

Материально-технические:

  • книги для прочтения предлагаемых для анализа текстов (сказки, рассказы, фольклорные произведения и др.);
  • компьютер, проектор, набор дисков (для демонстрации аудиозаписей, фильмов, мультфильмов, презентаций).

Нормативно-правовые:

  • изучение ФГОС и СанПин;

  • ориентация педагогической деятельности на программу, принятую в детском саду.

Информационные:

  • создание стендов для родителей с материалами по приобщению детей к художественной литературе;

  • распространение собственного педагогического опыта.

Организационные:

  • организовать консультации для родителей на тему «Что и как читать дошкольникам»;

  • создать условия для освоения детьми программы (предметно-развивающая среды группы - литературный уголок);

  • организовать выставку книг, рисунков, детских проектов.

«Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений словесного искусства в процессе подготовки к школьному обучению» (из опыта работы)«Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений словесного искусства в процессе подготовки к школьному обучению» (из опыта работы)

Словарь терминов

Беседа - целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.

Восприятие - психический процесс, приводящий к формированию образа целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств.

Воспроизведение - активный, «творческий» процесс, связанный с перестройкой, реконструкцией, преобразованием воспроизводимого материала.

Запоминание - это сохранение в памяти новой информации. Запоминание - обязательная часть любой учебы, обучения и научения.

Пересказ - это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.

Читательская деятельность дошкольников - один из видов речевой деятельности, коммуникативный процесс, который осуществляется в ходе общения, а значит, предполагает наличие партнеров - автора книги, взрослого читателя, сверстников, т.е. тех, кто создает речь (говорит, пишет), и тех, кто ее принимает (слушает, читает).

Читательский интерес - избирательно-положительное отношение социального субъекта (личности, группы, общества) к чтению печатных произведений, приобретающих для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру их соответствия его духовным потребностям и особенностям его читательской психологии.

Чтение (восприятие) художественной литературы как особый вид детской деятельности - форма активности ребёнка, особый вид деятельности, способствующий приобщению ребёнка к культурному наследию, благодаря которому происходит развитие его личностной и интеллектуальной сфер, формирование эстетического вкуса, интереса и любви к художественной литературе, первичных ценностных представлений и суждений, целостной картины мира.

Эмоциональный опыт - это совокупность знаний, умений и навыков по преодолению экстремальных ситуаций, возникающая и закрепляющаяся на фоне сильных эмоциональных переживаний сугубо важных, ответственных и опасных действий.

Языковая выразительность - это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание читателя или слушателя, производить на него сильное впечатление. В основе языковой выразительности всегда лежит новизна, своеобразие, некоторая необычность, отступление от привычного и обыкновенного.


Используемая литература


  1. Акулова О. В., Гурович Л. М Образовательная область «Чтение художественной литературы».: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

  2. Афонькина Ю.А. Мониторинг качества освоения программы. Оценка достижений детей. Старшая группа.- М.: Мозаика-Синтез, 2013.

  3. Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н. и др./Под научным руководством Асмолова А.Г. .- М.: Просвещение, 2012 Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

  4. Лободина Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа .- М.: Мозаика-Синтез, 2013.

  5. Соловьева Е. В., Царенко Л. И. Наследие. Программа по приобщению детей к традиционной отечественной культуре .-Дрофа, 2010.

  6. Федина Н.В., Веннецкая О.Е., Вербовская Е.В. и др. Игры, викторины и конкурсы. Пособие для педагогов.- М.: Просвещение, 2012.

© 2010-2022