Тематическое планирование по русскому языку, УМК Гармония, 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


к тематическому планированию русский язык (обучению грамоте) Рабочая программа по обучению грамоте составлена на основе авторской программы М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенковой «Обучение грамоте (письмо, чтение). 1 класс» 2014 года издания и требований к уровню подготовки обучающихся 1 -го класса. Содержание программы реализуется по следующим учебникам и учебным пособиям: Соловейчик, М. С. Букварь: Мой первый учебник. 1 класс. В 2-х частях / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенкова, О. Е. Курлыгина. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. Пропись: Хочу хорошо писать. 1 класс. В 4-х частях (к букварю Соловейчик М. С.) / Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. Программы общеобразовательных учреждений. Обучение грамоте: программа и поурочное тематическое планирование: 1 класс / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова. - Смоленск: Ассоциация XX век, 2014.
В соответствии с требованиями ФГОС данная программа обеспечивает формирование следующих личностных и предметных результатов: • появление у первоклассников некоторых знаний о речи, её назначении, главных качествах, видах, правилах общения и опыт применения этих знаний в речевой практике; • формирование представлений об основных единицах языка (о предложении, слове, слоге, звуке), освоение способов их вычленения, а также наблюдение за использованием этих единиц в речи; • фонетические знания (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твёрдых и мягких, парных по твёрдости-мягкости и непарных, о согласных глухих и звонких, парных по глухости-звонкости и непарных) и на их основе развитие умения выполнять частичный и полный звуковой анализ слова; • формирование механизма плавного слогового чтения и постепенный переход к осознанному чтению целыми словами; • первоначальное введение в мир детских книги мотивацию самостоятельного обращения к ним; • становление каллиграфических умений; • знакомство со способами обозначения звуков буквами и освоение основных правил графики: обозначения твёрдости-мягкости согласных и звука [й']; • знание признаков «опасных при письме мест и становление орфографической зоркости - умения по освоенным признакам обнаруживать (на слух прогнозировать) орфограммы (термин не употребляется); • знакомство с несколькими традиционно изучаемыми в этот период орфографическими правилами: оформления границ предложений и слов, написания большой буквы, ударных сочетаний жи.-ши. и др., переноса слов. Ведущий метод обучения грамоте (как чтению, так и письму) - звуковой аналитико-синтетический, введённый в отечественную методику ещё К. Д. Ушинским. Букварь состоит из 2 частей, прописи - из 4 тетрадей. Все тетради, начиная с первой, имеют широкую разлиновку, что обеспечивает возможность учить ребёнка писать сразу в такой строке, которую он позже встретит в тетрадях по русскому языку. Однако разлиновка прописей предполагает последовательную помощь начинающему школьнику - кроме основных линий строки вводятся дополнительные: две горизонтальные линейки регулируют высоту строчных и прописных букв, а несколько косых (к четвёртой прописи две) облегчают контроль за наклоном письма. Постепенно, от прописи к прописи, количество линий-помощниц и их вид меняются. Так, в первых двух прописях вспомогательные горизонтальные линии - волосяные сплошные, а в двух следующих - пунктирные с постепенно увеличивающимся интервалом между чертами, при этом в последней прописи линия для больших букв снимается; от восьми до двух уменьшается и количество наклонных линий. Такое изменение разлиновки обеспечивает последовательное возрастание самостоятельности первоклассников.
Кратко охарактеризуем общую структуру и содержание обучения грамоте по данной программе и названным букварю и прописям.
Добуквенный период обучения грамоте (традиционно называемый подготовительным: На основе букваря (на уроках чтения) в употребление вводится понятие речь, выявляются её главные качества (быть понятной и вежливой), разновидности(деловая и «картинная», устная и письменная), начинают осваиваться правила общения, в том числе на уроке. Происходит знакомство с понятиями предложение, слово, слог, звук; каждое из них ложится в основу формирования целого комплекса речевых, фонетико-графических и орфографических умений. Последние (орфографические) предполагают введение понятия «опасное при письме место» - пока применительно к границам предложений и слов, к использованию больших букв в именах людей, кличках животных и т. д. Значительная часть уроков этого периода (14) отводится на фонетическую работу - знакомство со звуковой системой языка, с характеристикой звуков, освоение частичного, а затем и полного звукового анализа слов. На уроках письма в центре внимания находятся гигиенические правила, структура строки (наличие основных линий и дополнительных - линий-помощниц), элементы букв и способы их соединения. Дети учатся правильно сидеть, располагать тетрадь, держать ручку, ориентироваться в пространстве страницы, находить все необходимые элементы строки, выполнять различные движения рукой, а для этого они обводят бордюры, штрихуют рисунки и т. д., учатся писать элементы букв, узнают и осваивают различные виды соединений. Идёт развитие аналитических возможностей учащихся, их глазомера, руки, пространственных представлений. Широко используется квази-письмо («ненастоящее письмо» - запись слов и предложений чёрточками), что позволяет с первых дней начинать обучение письму под диктовку и в целом работу над письменной речью, над её правильным оформлением.
Центральная задача основного периода обучения грамоте понятна из его названия: «Узнаём буквы и учимся читать». Охарактеризуем и прокомментируем последовательность знакомства с буквами. Сразу обращаем внимание на сочетание традиционного линейного предъявления букв (последовательно, чаще по одной) с появившимся в современной методике парным их изучением, помогающим открывать детям особенности русской фонетики и графики. Сочетание этих двух способов позволяет сделать так, что большая часть букв проходит перед первоклассниками дважды. Считаем, что такое двукратное представление букв полезно как для их запоминания, становления умения читать, так и для лучшего осознания фонетико-графической системы нашего языка. При определении последовательности предъявления букв учитывался и принцип их частотности, введённый в современную букваристику В. Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным и А. Ф. Шанько. Первыми, как основные ориентиры при чтении, осваиваются буквы гласных- Аа, Оо, ы, Ии, Уу, Ээ. Поскольку в большинстве случаев эти буквы в той или иной мере знакомы первоклассникам, на уроке чтения они вводятся сразу по две пары (например, Аа и Оо), после чего проводится их закрепление. Изучение буквы и открывает возможность на следующих этапах работать над обозначением твёрдости-мягкости согласных с помощью букв гласных и, соответственно, начать формировать основной механизм чтения прямого слога -произнесение твёрдого или мягкого согласного звука «по подсказке» последующей буквы гласного. Параллельно на уроках письма осваиваются те же буквы гласных, но чаще всего они предъявляются по одной паре - строчная и прописная. При этом сначала изучается буква Оо - на ней отрабатывается письмо овалов, уже введённых на этапе освоения элементов, и способы соединения буквы: верхнее и нижнее. В дальнейшем приобретённые умения распространяются на написание других букв, включающих овал, в том числе а. Далее изучаются буквы непарных звонких согласных звуков (сонорных): Лл, Мм, Нн, Рр (зна-комство с буквой й отложено из-за невозможности её употребления в начале прямого слога). Изучение букв сочетается с формированием механизма позиционного чтения (ориентации на последующую букву гласного) и обучением чтению прямого слога. На уроках письма, наряду с работой над каллиграфией, начинается последовательное формирование у детей умений списывать (всегда с печатного текста) и писать под диктовку. Третий блок - те буквы парных по глухости-звонкости согласных, которые обозначают глухие звуки. Исключение составляет пара ф-в: для освоения выбирается более частотная буква в. Таким образом, третий блок составляют буквы: Сс, Кк, Тт, Вв, Пп, Шш. На диапазоне всех букв продолжается формирование механизма чтения и письма прямого слога и в целом обучение чтению и записи двубуквенных, трёхбуквенных, четырёхбуквенных слогов и слов разной слоговой структуры. Следующий шаг (четвёртый) связан с изучением на уроках чтения и письма всего блока букв, обозначающих мягкость согласных. Этот блок составляют буквы гласных и мягкий знак: и, я, е, ё, ю; ь. После повторения пары ы-и буквы гласных предъявляются по две, одна из которых знакома, а другая новая: а-я, э-е, о-ё, у-ю. Особенность этого этапа - перенесение уже освоенного механизма чтения прямого слога на слоги и слова с новыми буквами. Кроме того, первоклассники учатся чтению различных по структуре слов с изученными буквами, в том числе с мягким знаком, а также осваивают правило выбора буквы для обозначения мягкости согласных при письме. Важно, что самостоятельный выбор букв гласных ученики осуществляют только в положении под ударением - тогда, когда гласным звукам «можно доверять», так как они обозначаются буквами однозначно. Параллельно ведутся наблюдения за тем, что на месте одного и того же безударного гласного звука могут быть разные буквы: то о, то а, то и, то е или даже я. Логическое продолжение работы - проведение особого урока, орфографического. На нём в ходе наблюдений за соотношением безударных гласных звуков и обозначающих их букв делается вывод о том, что безударным гласным звукам при письме «доверять нельзя», и применительно к ним вводится понятие «опасное при письме место». Дальнейшие регулярные упражнения в обнаруживании таких мест - начало целенаправленной работы над орфографической зоркостью учащихся. Последующее повторение букв непарных по глухости-звонкости согласных дополняется изучением ещё одной буквы - й. Новый этап работы - продолжение освоения букв парных по глухости-звонкости согласных. Буквы снова предъявляются парами, в которых одна уже знакома, а вторая - нет. Это: Зз-Сс, Бб-Пп, Дд-Тт, Вв-Фф, Жж-Шш. Буквы звонких согласных звуков, а также буква глухого Фф являются новыми. Работа с парами букв помогает первоклассникам, во-первых, лучше их запомнить, что важно для орфографии, а во-вторых, осмыслить само понятие парности, чему дополнительно способствует проведённое перед изучением парных повторение всех непарных по глухости-звонкости звонких согласных. На этом этапе орфографические умения детей пополняются за счёт расширения круга «опасных при письме мест» - в их число включаются парные по глухости-звонкости согласные на конце слов и в середине перед другими парными, а также буквы ударных гласных в сочетаниях жи-ши. Далее происходит освоение тех букв, которыми обозначаются непарные по глухости-звонкости глухие согласные: Хх, Цц, Чч, Щщ. В связи с изучением этих букв ученики узнают о новых «опасных местах» (буквах ударных гласных в сочетаниях ча-ща, чу-щу) и учатся применять со- ответствующее орфографическое правило. Следующий важный этап обучения - знакомство с новой «работой» букв Ее, Ёё, Юю, Яя. Учащиеся, вспомнив известную функцию этих букв (обозначать мягкость согласных), открывают, что они могут ещё и обозначать звук [й']. Значимый момент обучения (особенно для письма) - сопоставление тех позиций в слове, когда для данного звука нужна буква й, а когда - буквы е, ё, ю, я. На тех же уроках школьники учатся писать большие буквы Е, Ё, Ю, Я. Последними изучаются разделительные знаки - ь и ъ. Они осваиваются лишь применительно к чтению, на уроках письма слова с ними только списываются. Основной период заканчивается уроком обобщения и систематизации изученного. Короткий завершающий период обучения грамоте отводится на общее знакомство с алфавитом и введение первоклассников в мир детских книг под общей рубрикой «Как хорошо уметь читать!». На уроках письма эта известная строка из стихотворения В. Берестова видоизменяется: «Как хорошо уметь писать!»

Список литературы: - Соловейчик, М. С. Букварь: Мой первый учебник. 1 класс. В 2-х частях / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенкова, О. Е. Курлыгина. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. - Пропись: Хочу хорошо писать. 1 класс. В 4-х частях (к букварю Соловейчик М. С.) / Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. - Программы общеобразовательных учреждений. Обучение грамоте: программа и поурочное тематическое планирование: 1 класс / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова. - Смоленск: Ассоциация XX век, 2014.


Пояснительная записка
к тематическому планированию по русскому языку Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы М. С. Соловейчик «Русский язык» 2014 года издания и требований к уровню подготовки обучающихся 1 -го класса Содержание программы реализуется по учебнику: - Соловейчик, М. С. К тайнам нашего языка: Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2015. - Соловейчик, М. С. К тайнам нашего языка: Тетрадь для 1 класса общеобразовательных учреждений / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2015.
На изучение учебного предмета отводится 40 часов.

Планирование уроков составлено из расчета 4 часа в неделю.

Цель: совершенствование речевой деятельности учащихся, фонетических и графических умений младших школьников.

Задачи:

  • Обучить построению высказываний, правильному, умелому использованию средств языка, эффективному устному и письменному общению в различных жизненных ситуациях.

  • Обобщить и систематизировать знания младших школьников по фонетике и графике.

  • Совершенствовать фонетические и графические умения обучающихся.


В соответствии с требованиями ФГОС к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих 1 класс, должны сформироваться следующие предметные и метапредметные результаты:

  • Значимые части слова; признаки изученных частей речи;

  • Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

  • Анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

  • Различать произношение и написание слов;

  • Находить способ проверки написания слова ( в том числе по словарю);

  • Без ошибок списывать несложный текст.

  • Грамотно писать под диктовку слова, предложения, из трех - пяти слов, правописание которых не расходится с произношением

  • Употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения .

  • Устно составлять текст из трех - пяти предложений на определенную тему.

  • Знать гигиенические правила письма.

  • Правильно писать формы букв и соединения между ними.


Список литературы:

  1. Соловейчик М. С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка 1 класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

  2. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.

  3. Тестовые задания по русскому языку для 1 класса, Сычева М.В., Мали Л.Д. под редакцией Соловейчик М.С.- Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2015г.



© 2010-2022