Урок: «Сказка В. А. Осеевой «Кто всех глупее?»»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Якуткина Анжелика Алексеевна, гимназия ГБОУ СОШ №1528 , учитель начальных классов

В настоящее время в начальной школе нет официального урока внеклассного чтения. Работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения. Единого требования к списку литературы для внеклассного чтения нет. Есть широкий круг, включающий в себя различные произведения, но выбор книг зависит исключительно от учителя. Предлагая список литературы своим ученикам, учитель должен учитывать следующие принципы: во-первых, объем, может быть, у него полкласса еле читают; во-вторых, текстовую доступность, насколько дети способны воспринимать подобную информацию; в-третьих, актуальность произведения для ребят и для себя.

В работе с произведениями для внеклассного чтения особое внимание следует уделять творческой работе детей. Потому что творчество порождает творчество. Через собственные вопросы, через творческие ответы на неоднозначные вопросы, через игры, сочинения, рисунки, а не только через собственно чтение ребёнок глубже постигает суть произведений. По большому счету это и есть литературный анализ, без которого невозможно вхождения в мир художественной литературы.

Предлагаемый далее план проведения урока разработан в технологии рефлексивного мышления и построен с учетом трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия. В уроке использованы методические приемы: «чтение со стопами», «ключевые слова», «работа с таблицей».



Тема урока: Сказка В.А.Осеевой «Кто всех глупее?»

Цели урока - Развивать навыки правильного и осознанного чтения;

учить детей выразительно читать;

развивать память, внимание;

развивать умение прогнозировать текст, логическое мышление, умение

анализировать и делать выводы;

воспитывать честность и чувство ответственности за свои поступки.

Задачи: - самостоятельно и в группах анализировать прочитанный текст; - самостоятельно и в группах формулировать аргументированный ответ на проблемный вопрос к тексту;

Оборудование: Картинки с героями рассказа, текст рассказа (приложение 1), карточки со словами и пословицами (приложение 2 и 3).

Ход урока

1. Орг. момент

Вот опять звенит звонок -

Приглашает на урок.

Будем дружно мы читать,

Думать, мыслить, сочинять.

2. Новый материал.

1) На доске слова, по ним учащиеся должны в группах составить рассказ.

(стадия вызова)

Мальчик Ваня

Девочка Таня

Пёс Барбос

Утка Устинья

Цыплёнок Боська

Скучно

2) - А хотите узнать, какую сказку с этими героями написала В.А.Осеева?

Сказка называется «Кто всех глупее?»

- Давайте подумаем, что значит «глупый»?

(стадия вызова)

У каждого ученика листочки, на которых записаны слова. Найти синонимы к слову «глупый» и поставить возле него галочку.

Неумный

Рассудительный

Безголовый

Мудрый

Малоумный

Здравомыслящий

Безмозглый

Сначала каждый ученик работает сам, потом сверяется с товарищами по группе. Каждая группа даёт свою версию, учитель заполняет таблицу на доске. (стадия осмысления)


1группа

2группа

3группа

4группа

5группа

неумный

рассудительный

мудрый

безголовый

малоумный

здравомыслящий

безмозглый



  1. Чтение рассказа со стопами. (стадия осмысления)

1 стоп.

- Что могло случиться дальше? (стадия вызова)

2 стоп.

- Чьи предположения совпали с авторским текстом?

- Почему Таня не ударила мальчика Ваню?

- Почему она решила ударить Барбоса?

- Больно стало Барбосу? (доказать словами текста)

- Что могло произойти дальше? (стадия вызова)

3 стоп.

- Чьи предположения совпали с авторским текстом?

- Почему Барбос не укусил Таню?

- Почему он решил укусить утку?

- Больно было утке?

- Что могло произойти дальше? (стадия вызова)

4 стоп.

- Что ответила утка? (стадия вызова)

5 стоп.

-Что мог увидеть Ваня? (стадия вызова)

- А почему сзади никого нет?


  1. Работа в группах. ( стадия рефлексии)

Каждая группа должна подумать и ответить на вопросы:

- Кто в сказке оказался самым умным? Почему?

- Кто в сказке оказался самым глупым? Почему?

- Может ли похожая ситуация произойти не в сказке, а в жизни?


  1. Работа с таблицей на доске. (стадия вызова)

- Какие слова в таблице остались у нас не отмеченными?

- К кому из героев они больше подходят?

- Как вы думаете это, синонимы какого слова?

  1. Работа в группах. (стадия рефлексии)

На листочках 3 пословицы.

- Какая пословица выражает главную мысль рассказа? (доказать почему)

  1. Глупость не порок, а несчастье.

  2. Не всяк умён, кто с головой.

  3. Сколько голов, столько умов.


  1. Домашнее задание. (стадия вызова)

-Придумать свой вариант рассказа, представив, что Таня не ударила Барбоса.

-Придумай похожую жизненную ситуацию.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Кто всех глупее?


Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.

Рассердилась Таня.

Стоп

Хотела дать Ване сдачи, да видит - мальчик большой и сильный. Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы.

Стоп

Хотел укусить её, да Таня - хозяйка, трогать её нельзя. Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои пёрышки.

Стоп

Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.

Вот и спрашивает её Барбос:

- Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

Стоп

- Я не такая глупая, как ты, - отвечает Барбосу утка.

- Есть глупее меня,- говорит пёс и на Таню показывает.

Услыхала Таня.

- И глупее меня есть, - говорит она и на Ваню смотрит. Оглянулся Ваня,

Стоп

а сзади него никого нет.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

  1. Глупость не порок, а несчастье.

  2. Не всяк умён, кто с головой.

  3. Сколько голов, столько умов.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3





неумный

рассудительный

мудрый

безголовый

малоумный

здравомыслящий

безмозглый


© 2010-2022