Урок по русскому языку для 3 класса «Понятие о неопределённой форме глагола»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка Класс: 3 ОС «Школа 2100».

Учебный комплект: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. «Русский язык». Русский язык. Учебник для 3 класса (1-4) Издательство М. «Баласс», 2007г. Тип урока: изучение нового материала. Тема: понятие о неопределённой форме глагола. Цель: создать условия для формирования представления у обучающихся о неопределённой форме глагола. Задачи:

  • - организовать деятельность обучающихся по расширению знаний о глаголе, как части речи;
  • - содействовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение;
  • - содействовать развитию умений работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная работа.

Ресурсы:

  • учебник «Русский язык», рабочая тетрадь;

  • персональный компьютер, мультимедиа-проектор;

  • раздаточный материал

Методы:

объяснительно- иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Этап

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1Организация начала урока

Методы:

словесные, наглядные для учителя: -создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности.

- создать положительный эмоциональный настрой.

для обучающихся:

-подготовиться к продуктивной работе на уроке

Приветствие.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели ,спинки- прямо. Вижу, класс наш - хоть куда! Мы начнём урок, друзья.

Наш девиз: «Новый день - новые знания».

Ребята приготовили маленькие сообщения об этом дне.

-Заглянем в наш календарь. Какое число на календаре? 14 марта считают началом весны. А почему так считают, вы узнаете из высказываний ребят.



.



Орфографическая минутка

Запишите последнее предложение. Выделите все знакомые орфограммы.

Заслушивают сообщения, подготовленные дома.



(фронтальная работа)

Читают:

На календаре 14 марта. Этот день в народе называют «день Святой Евдокии». Поскольку по старому стилю Евдокия выпадала на 1 марта, т.е.открывала весну. Наступление весны в давние времена праздновали торжественно и весело. С ней было связано много примет и обычаев. По народной традиции ,Святая Евдокия ,управляет весной ,Хранит ключи от вешних вод. С Евдокии начинаются оттепели. На Евдокию принято обмывать ребятишек талой водой ,чтобы они весь год были крепкими и здоровыми. . Если на Евдокию ясно ,то и год будет прекрасный. Евдокия -солнечный праздник весны.

- Евдокия - солнечный праздник весны.

Личностные УУД:

готовность к обучению, положительное отношение к учёбе.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

Методы стимулирования наглядные, словесные


для учителя:

- актуализировать знания детей о глаголе, достаточных для построения нового знания. - мотивировать к пробному учебному действию; - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирование индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия

для обучающихся:

-составить рассказ о глаголе на основе полученных ранее знаний;

-определить время глаголов;

- уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Но вот беда! На нашем небосклоне появилось дождливое облачко.(слайд) Посмотрите ,оно совсем не хмурое .Оно доброе и приветствует вас всех капельками весеннего дождя. На какую букву они похожи?

- Давайте соберём капельки дождливого облачка в тетрадь. (слайд …)

-Мы собрали все капельки , и появилось долгожданное весеннее солнце .

-А какие «весенние» слова с буквой Ь вы знаете? Запишите их. Какие слова здесь лишние? Почему?

-Посмотрите внимательно на следующий слайд.

-На что похожи эти льдинки? Запомните фигуры и буквы в каждой из них.(о,Г,а,л,г,л). -Теперь я буду показывать фигуры в последовательности и без букв, а вы должны вспомнить, какие буквы были изображены на каждой из них, записать и соединить между собой. Какое слово у вас получилось?

- Что мы знаем о глаголе? (слайд) Расскажите по плану. Молодцы! Теперь вы легко справитесь с заданием.

-Распределите слова в два столбика: встречают ,бегут растаял, подморозило ,звенеть, сберечь, построят

- Как правильно определить время глагола?

(фронтальная работа)

(ь,ь,ь…)

Апрель, капель, оттепель,

Сосулька, вьюга, листопад.

.

- На различные фигуры и т.д.



-Глагол

2 ученика у доски распределяют по столбикам глаголы.

(глагол встречают отвечает на вопрос : что делают?, значит он стоит в форме настоящего времени.)

-Надо поставить вопрос.

Личностные УУД:

смыслообразование

Регулятивные: волевая

саморегуляция

Познавательные:

произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной речи; структурирование знаний

Коммуникативные:

точно выражать своё мнение и понимать речь других

3.Выявление места и причины затруднения

Методы:

побуждающий от проблемной ситуации диалог. для учителя:

- Способствовать выявлению затруднения и фиксированию его причины во внешней речи обучающихся при выполнения задания.

для обучающихся:

-- уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Почему у вас получились разные ответы?

-В чём наше затруднение?

(проблемно-поисковый )

- не смогли правильно определить время глаголов

( звенеть и сберечь), т.к. эти глаголы отвечают на вопрос Что делать? Во временных вопросах такого нет.

- Мы не знаем ,что это за форма глагола.

Личностные:

учебно-познавательный интерес,

Познавательные: постановка проблемы

4.Построение проекта выхода из затруднения и постановка цели урока

для учителя:

-способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи

для обучающихся:

- наметить план решения учебной задачи.

.

-Что нам надо сделать? Сформулируйте цель.

-Как чаще всего мы выводим правило?

- Узнать, что это за форма глагола и сформулировать правило.

- Мы наблюдаем, сравниваем. Выводим правило на основе своих наблюдений.

Регулятивные:

планирование

Познавательные:

постановка познавательной цели

5.Реализация проекта выхода из затруднения и постановка цели урока

Методы: наблюдения, информационно- обобщающий, исследователь

ский для учителя: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - формировать умение, привычку работать в парах

для обучающихся: - сформулировать тему урока; - находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; - учиться работать в парах






-Смогли вы определить время глаголов? наблюдения -А число можем определить?

-Подумайте, как может называться форма глагола, у которой нельзя определить число и время? -В русском языке такая форма глагола так и называется - неопределенная или начальная.

-Сформулируйте тему урока





Физминутка: « Сотвори себе солнце» (под музыку) слайд



- Сможем мы сразу определить теперь начальную форму глагола?

-Проведем исследование. Работа в парах (Исследовательский метод)







-Сделайте вывод.







2. -Разберите глаголы по составу.

- Смотрите, задание было одно, а вариантов несколько. Как такое могло получиться? (рассказ) - В данном случае это не затруднение, а спор. Учёные-языковеды не пришли к единому мнению, что же такое -ть, -ти в неопределённой форме: суффикс или окончание. В нашем учебнике это суффикс. Вывод: у глаголов неопределенной формы суффиксы -ть и -ти.

- Вернемся к слову сберечь. Как вы его разобрали? Какое окончание? -Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке оканчивалась на -чи: печи, беречи. После исчезновения безударного звука и образовались современные формы: печь, беречь. Но это не суффикс.



Выводы исследовательской деятельности. -Это орфограмма.

-Посмотрите на экран. Это план, по которому теперь можем рассказать все о неопределенной форме глагола. Попробуйте это сделать. -Давайте вспомним цель нашего урока.





- Смогли мы достичь цели? -Сможем мы теперь определить глаголы в неопределенной форме?



-Молодцы! Как мы можем себя проверить? -

-Прочитайте правило на стр. 108.

- нет

- нет

Ответы учащихся (непонятная, трудная, неопределяемая…)

-Тема урока «Неопределенная форма глагола»

(На экране открывается тема урока)

Наверное, сможем.

Задание на листочках (Задай вопрос и распредели в два столбика : звенеть, сберечь почернеть , нести.)

- Чтобы определить начальную форму глагола надо задать вопрос Что делать? или Что сделать?

- разбирают и получают несколько вариантов разбора



Ответы детей



Вывод: в неопределенной форме глаголы могут оканчиваться на -чь.

Дети по плану рассказывают о неопределённой форме глагола.

- Узнать всё о неопределённой форме глагола.

-Да

-Сможем.

Прочитать правило в учебнике.

Читают правило.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные: познавательная инициатива.

Познавательные: поиск необходимой информации

Коммуникативные : учет разных мнений 6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

практический метод для учителя: - способствовать осознанию правила о неопределённой форме глагола;

для обучающихся:

- зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи

- Какой следующий шаг нашей работы ?

-Выполняем упражнение 377

Выполняют задание

с комментированием.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: использование общих приемов решения задач, построение речевых высказываний.

7.Самостоятель-ная работа с самопроверкой.

Методы: познавательный, свободный выбор заданий, самоконироль

для учителя:

- организовать разноуровневое самостоятельное выполнение учащимися заданий.

- организовать соотнесение своей работы с подробным образцом для самопроверки ;

- помочь учащимся в формировании способности к оценочным действиям.

для обучающихся:

- осознать правило

- находить в тексте новую информацию и работать с ней

1уровень: образуйте глаголы (слайд) неопределённой формы взмахнул, смотрел, любит ,срезают, делает.

2уровень: образуйте глаголы неопределённой формы. Выделите суффикс.

Дело, пляс, чёрный, блеск, крик.

3уровень: подумайте и запишите глаголы неопределённой формы с суффиксами : -а-, -ну-,-е-,-ыва-(ива-)

(инструктаж)

- Поднимите руку, кто не испытывал затруднений.

Кто испытал затруднения? В чём? Какова причина?

(Проверить знания самостоятельно).

Делать, плясать ,чернеть, блестеть, кричать.





Думать, крикнуть…..

Проверяют работы по листку самоконтроля.

, .

Регулятивные:

познавательная инициатива,

осуществление самоконтроля;

8.Включение в систему знаний.

Методы: выполнение творческих заданий для учителя: - организовать деятельность обучающихся по применению нового способа действия; - организовать деятельность обучающихся по построению письменных речевых высказываний

для обучающихся:

- применить полученные знания в речевой практике Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем?

-Где нам могут пригодиться эти знания?

- Попробуйте составить небольшой текст-повествование на тему: «Весна». Используйте опорные слова и знания, которые получили на уроке.(слайд)

- Порадуйте меня и своих товарищей своими творческими работами.

(Неопределенная форма глагола).



(В жизни, в общении, при написании различных работ).

(Индивидуальная работа)

Стало пригревать, начал таять, будет зеленеть, станут распускаться ,начнут прилетать ,будут радовать.

- Читают свои работы.

Познавательные:

построение речевых высказываний,

9.Рефлексия учебной деятельности

Методы: эмоциональные,

самооценка для учителя: - организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности - Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

- оценить работу обучающихся на уроке - для обучающихся: -оценить правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
- Какую ставили учебную цель?

-Удалось её решить? Каким способом?







-Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке. Дайте оценку своей работе на уроке. Помогут нам цветы.

Если вы считаете, что хорошо поработали на уроке и у вас хорошее настроение, то ваш цветок - жёлтый.

Если иногда были трудности - выбирают синий цветок.

Кто не доволен собой - красный.









- Домашнее задание: упр.374. Если кому-то будет трудно, то упр. 369. Также приготовьте вопросы для блиц- турнира по теме « Глагол» по желанию) - Большинство ребят считают, что они хорошо поработали, я тоже так считаю и хочу поблагодарить за урок. Отметки за урок

- Узнать о неопределённой форме глагола.

- практическим

Обучающиеся выходят к доске, выбирают цветок

Личностные:

внутренняя позиция школьника

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности



© 2010-2022