Урок внеклассного чтения Хлеб - всему голова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения во 2 классе.

Тема: "Хлеб - всему голова"

Цель : расширить и углубить знания детей о хлебе, важности труда в жизни человека,

совершенствовать технику чтения, развивать речь учащихся ,воспитывать уважительное отношение

к людям труда и бережное отношение к хлебу, пробуждать интерес к исследовательской деятельности.

Оборудование: выставка книг о хлебе , детские рисунки , творческие работы- сочинения и рассказы о хлебе , плакат "Хлеб- наше богатство" , фрагмент м /ф "В стране невыученных уроков", выставка хлебобулочных изделий.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ребята ,к нам на урок пришли гости .Повернитесь к ним ,поздоровайтесь (первыми садятся девочки , за ними мальчики)

2. Мотивация учебной деятельности.

Чистоговорка на доске.

Жок - жок - жок - жок -это , дети пирожок!

Шки - шки - шки - мама жарит пирожки!

Жок - жок- жок- жок -скушай, детка , пирожок!

Ач -ач - ач - ач - вот и выпечен калач!

Чи - чи - чи - чи - на праздник будут калачи!

3.Сообщение темы урока.

Ребята, послушайте загадки и отгадайте их.

а) "Всем нужен, а не всякий сделает"

(Хлеб)

б) "Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый".

(Хлеб)

в) "На соломинке - дом, сто ребяток в нем.

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких, как я, будет целая семья"

(Зерно)

Правильно! Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о хлебе. Раздается стук в дверь, открываем- к нам в гости пришел каравай!

В это время родитель вносит на рушнике специально испеченный каравай .

Учитель: Дети! Каравай займёт самое почётное место в классе. ( Каравай ставят на стол)

К этому уроку мы готовились : вот выставка книг о хлебе , есть творческие работы детей об истории хлеба, кроссворды , которые дети составляли и придумывали сами . Ребята нашего класса неоднократно проводили рейды по проверке бережного отношения к хлебу в столовую , на уроке математики решали задачи о хлебе ,на уроке музыки выучили песню о хлебе ,на уроке изобразительного искусства рисовали хлебобулочные изделия.

А сейчас я попрошу вас открыть читательские дневники (проверяю, просматриваю выборочно, кто что прочитал)

Приготовьтесь к ответу. (Спрашиваю 5 человек о прочитанных произведениях о хлебе - сжатый пересказ)

Ребята ,а сейчас мы совершим небольшое путешествие в историю , послушаем, где и когда родился хлеб.

1.(ученик) По мнению историков и археологов , хлеб был открыт свыше 15 тысяч лет назад.

2.(ученик) Сначала наши предки ели зёрна в сыром виде.

3.(ученик) Позднее они научились растирать зёрна между камнями, а полученную муку смешивали с водой.

4.(ученик) Первый хлеб представлял собой жидкую зерновую кашу или похлёбку.

5.(ученик) Когда люди научились добывать огонь, они стали печь лепёшки.

6.(ученик) Первыми хлебопёками считаются древние египтяне. Предполагают ,что имя хлебу дали древнегреческие пекари.

7.(ученик) Хлеб они выпекали в глиняных формах - горшках , назывались они "клибанос"

8.(ученик) От этого названия и появилось слово хлеб.

9.(ученик) В старонемецком языке образовалось слово "ХЛАЙБ", оно позже перешло в русское "ХЛЕБ", украинское "ХЛIБ", эстонское "ЛЕЙБ".

10.(ученик) Древние греки считали, что человек ,принимающий пищу без хлеба , будет наказан богами.

11.(ученик) В Индии считалось что судьба человека, который не ест хлеб , будет несчастной.

12.(ученик) Даже преступников в этой стране карали тем, что запрещали есть хлеб некоторое время.

13.(ученик) Хлеб в доме являлся символом благополучия и богатства , так как хлеб не раз спасал от голода целые народы . Этот продукт наделяли мистической силой: считалось, что если взять хлеб в дорогу, он не только всегда насытит ,но и будет оберегать в пути.

14.(ученик) Издревле хлеб считался той святыней, которую нужно было почитать и хранить в любой ситуации, и сколько бы ни прошло веков ,хлеб всегда останется - Символом самой жизни.

15.(ученик) Не зря же испокон веков на Руси хлебу отводится самое почётное место : на свадьбе и в доме ,где появился новорожденный ,хлебом благословляют начало новой жизни .Хлебом -солью всегда встречают почётных гостей. А тот, кто в трудном путешествии переломит с тобой хлеб, становиться впоследствии самым преданным другом.

(небольшая пауза)

Продолжаем наше путешествие. Посмотрите на выставку хлебобулочных изделий. Батон, булка-такие знакомые слова, а знаете ли вы, почему они так называются?

Батон

Ученик показывает батон (берёт с выставки)

- Думали ли вы о том, что, нарезая батон, вы держите в руке палку .Именно так, ведь французское слово baton значит палка ,жезл. Видимо, по внешнему виду и дали длинной булке, похожей на палку, французское слово "батон".

Булка

Ученик показывает булку (берёт с выставки)

- А вот у булки другая история; она состоит в близком родстве с папской буллой. История этого родства такова. Слово "булка" заимствовано из польского языка. По - польски bulka- это уменьшительная форма от слова bula (булла) - большой круглый хлеб . Определение "круглый" здесь играет главную роль, так как первоисточником польского слова было латинское bulla (булла) - шар ,круглая печать. По этой же причине папские грамоты ,скрепленные большой круглой печатью , называли буллами.

Калач

- Хотя слово это славянского происхождения ,но и оно связанно с круглой формой хлеба . Оно возникло от корня "коло" - колесо с помощью суффикса " ач". Со временем в результате развития в нашей речи аканья слово "колач" постепенно превратилось в "калач".

Сайка

- Это слово заимствованно из эстонского языка . С помощью суффикса "к" эстонское слово "sai" (белый хлеб) превратилось в "сайку", которым у нас обозначают булку из специального теста.

Спасибо! Молодцы, ребята!

- Мы познакомились с историей хлеба , многое узнали . А как же хлеб растёт?

(показывается фрагмент м/ф "В стране невыученных уроков" )

Как растут батоны? на деревьях?

(учитель) Все согласны? А почему?

Давайте подумаем и расскажем ,как же хлеб на стол приходит!

Работа с плакатом . Посмотрите.

С чего начинается путь хлеба на стол? Люди каких профессий участвуют в его приготовлении? (дети берут листики с названиями профессий - комбайнёр , продавец , пекарь , тракторист, мельник , агроном, конструктор и крепят их к плакату на доске)

Правильно! А всё начинается с зёрнышка . (дети встают ,поворачиваются к гостям и исполняют песню "Зёрнышку тесно" ) Спасибо, молодцы!

-К уроку мы подобрали и пословицы о хлебе (дети читают хором пословицы, написанные на доске)

1. Без хлеба и мёдом сыт не будешь .

2. Ешь пироги, а хлеб вперёд береги.

3. И пёс перед хлебом смиряется.

4. Хлеб ногами топтать - народу голодать.

5. Хоть по - старому, хоть по - новому а без хлеба не проживёшь.

Дальше работа в командах. Выходят капитаны команд ( Капитанов выбираем заранее, у каждого капитана - бейджик с эмблемой команды) Капитаны команд вытягивают пословицы, написанные на листиках. Затем вместе с командой обсуждают их смысл (1 минута)Отвечают капитаны.

1. Без хлеба куска - везде тоска.

2. Пот на спине ,так и хлеб на столе.

3. Есть хлеб - будет и песня.

4. Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

Ребята, вы правильно сказали, что надо много потрудиться, чтоб хлеб на стол пришел.

-

Хлеб достаётся дорогой ценой. И мне вспоминается случай , когда молодой парень,18- летний механизатор Анатолий Мерзлов погиб в огне ,спасая урожай во время пожара.

Его памяти была посвящена песня , там есть такие слова:»Как теперь живёшь ты без меня? Помнишь, я не вышел из огня? Нет дороже хлеба ничего ! Он из сердца растёт моего! «

- Ребята, вы подготовили много работ к сегодняшнему уроку, но я хочу прочитать вам одну.

"Однажды очень знаменитого актёра пригласили сниматься в кино. Внешне он был похож на немецкого офицера , именно поэтому эту роль ему и дали . В одном эпизоде он должен был забрать у женщины сумку и распинать её ногами . Среди всего находившегося в сумке был и хлеб ,актер знал , сколько надо было вложить труда, чтобы испечь эту булочку хлеба . И он отказался от роли , потому что знал , какова цена этого хлеба.

Эта история правдива . Когда мама Руслана училась во втором классе ,им первая учительница рассказала об этом случае , а теперь Руслан поведал эту историю нам.

А как же обстоят дела с бережливостью хлеба у нас в школе?!

У нас в классе есть три инспектора по хлебобулочным изделиям ,они вели наблюдения в столовой . Выходят инспектора , рассказывают о замечаниях, сделанных в столовой

-Мы привыкли, что хлеба много, он дешёвый , иной раз черствый хлеб просто выбрасывают. А ведь чёрствому хлебу можно продлить жизнь.

Работа в командах. Задание:

-«Как продлить жизнь чёрствому хлебу?»

- Придумайте правила бережного отношения к хлебу.

(ответы детей записываются на листе)

1. Береги хлеб, он дорого достаётся.

2. Не оставляй недоеденных кусков.

3. Не бросай хлеб.

4. Остатки - птицам, не бросай на землю, чтобы не затоптали человеческий труд.

-Ребята! Запомните эти правила! Соблюдайте их и расскажите о правилах обращения с хлебом своим друзьям!

4. Восприятие и осознание нового материала.

Сегодня мы продолжим работу по выработке критического мышления.

Что развивает критическое мышление?

-Уверенность в себе! (ваши мысли имеют уникальное значение)

-Развивает активность (кто активен ,тот получает удовольствие от учёбы)

-Вы должны делиться своими мыслями (т.е . чем -то жертвовать ради других)

Мои помощники раздадут вам текст , который разделён на сегменты , после каждого прочитанного сегмента , идёт слово " Стоп". Увидев это слово, вы прерываете чтение и слушаете мои вопросы. Затем мы поразмышляем над текстом. Начинаете читать молча по моей команде .

1 . Мамы дома не было. Гриша взял большой кусок хлеба и вышел с ним на улицу. Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный, душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся ,а хлеба осталось ещё много .Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и…

Стоп .

Вопрос: Как вы думаете , что сделал Гриша с хлебом? (дети отвечают на вопрос)Читаем дальше.

2.Гриша бросил хлеб на землю.

Проходил мимо дядя Матвей ,остановился и спросил:

-Кто хлеб бросил?

-Он ,он!...-закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал:

-Я уже сыт, а хлеб остался . У нас хлеба много ,не жалко. -Дядя Матвей…

Стоп.

Вопрос: Как поступит дальше дядя Матвей? Как вы думаете? Какой произойдёт диалог у Гриши и дяди Матвея? Читаем дальше.

3.Дядя Матвей снял с груди золотую звёздочку.

- На! бросай в грязь! Гриша оробел. Никогда в руках золотой звезды он не держал. А дядя Матвей протягивает ему звёздочку и говорит: - Бросай, бросай, если ты такой! Я звёздочку Героя получил , за то, что хлеб вырастил. А ты хлеб в грязь топчешь . Гриша…

Стоп.

Вопрос: Как вы думаете, бросит Гриша звёздочку в грязь? Что дальше сделает Гриша? Чем закончится разговор Гриши и дяди Матвея? Читаем дальше.

4. Гриша заплакал.

-Я не знал ,что с хлебом делать . Досыта наелся ,а он остался.,

- Ладно,- согласился дядя Матвей. - Если не знал - это другой разговор .

Дядя Матвей поднял хлеб и положил на ладонь .

- В этом кусочке моя работа, твоей матери и отца и всего колхоза.

Хлеб любить и беречь надо.

Стоп.

Вопрос: Так почему же надо бережно обращаться с хлебом?

Найдите в последнем сегменте, как сказал об этом дядя Матвей.

Прочитайте .

Как бы вы поступили на месте Гриши?

5. -Послушайте стихотворение о хлебе.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Вот он, хлебушек душистый!

Вот он тёплый, золотистый!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл!

А сейчас мы споём песню о каравае. Наш каравай остался доволен вашими ответами, он с удовольствием послушает песню о себе.

(дети поют ) Песня о каравае.

6.Вот наш урок и подходит к концу.

а) Ребята, откройте тетради по чтению на последней страничке.

б) Найдите 3 шкалы оценок ,и поставьте оценки по 12-б системе:

1 . За труд учителя на уроке

2. За общую работу класса

3. За свою работу на уроке

Дорогие гости, вы тоже оцените, пожалуйста, наш труд. Две шкалы для ваших оценок находятся на доске.

1.Оценка учителю

2.Оценка классу

(Гости, присутствующие на открытом уроке, выходят к доске и ставят оценки)

7.И теперь последнее задание: задание на дом.

Нарисуйте в тетрадях по чтению своё самое яркое своё впечатление, которое осталось у вас после нашего урока. ( После рисования-выставка детских работ)

И последнее. Наши дети замечательно потрудились, гости внимательно слушали. На память о нашем уроке дарим всем закладки с изображением хлебобулочных изделий

Урок окончен , всем большое спасибо.



© 2010-2022