- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: Ф. И. Тютчев Чародейкою Зимою
Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: Ф. И. Тютчев Чародейкою Зимою
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Олейникова Н.А. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою»
(по программе «Школа России»)
Разработала:
Олейникова Нина Александровна,
учитель начальных классов
МОУ «Майская гимназия Белгородского
района Белгородской области»
2015
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 2.
Тема: Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою». Место урока в теме: Изучение нового материала. Цели: сформировать представление о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Личностные результаты: проявлять интерес к чтению лирических произведений; эмоционально отзываться на прочитанное произведение; принимать социальную роль учащегося; осмысливать мотивы учебной деятельности. Метапредметные результаты: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности под руководством учителя; планировать свою работу в соответствии с заявленной темой. Предметные результаты: находить в произведении слова, которые помогают представить увиденные картины; определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора; знать особенности жанра лирических произведений; представлять картины, описываемые в произведении.
Информационный материал: Учебник, ч. 1, с. 194, рабочая тетрадь стр. 55. Демонстрационный материал: Компьютерная презентация: «Зимняя природа в фотографиях», «Что такое синквейн», видеоролик «Чародейкою Зимою». Ход урока. I. Организационный момент
За окном зима, снежок,
Он летает и кружится.
Школьный прозвенел звонок -
Нам, дружок, пора учиться. II. Речевая разминка -На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. О чём надо помнить, чтобы речь была яркой и понятной другим? (Надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи) - Проведём речевую разминку. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза. Упражнения для дыхания: вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: Заковал мороз реки, но не навеки. (Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот). Дыхание влияет на звук, его плавность, силу. III. Подготовка к восприятию нового материала -Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, поэтому нужно быть наблюдательными и внимательными. Будем учиться думать, рассуждать, отвечать на вопросы и задавать их. - Как называется раздел, который мы изучаем? (Люблю природу русскую. Зима.) - Поднимите руки, кому нравится природа зимой. (Несколько учеников рук не подняли). -А вам в какое время года нравится природа? Почему? (Выслушиваются ответы учеников, не поднявших рук). -Сегодня на уроке мы (поднявшие руки) попытаемся вас (не поднявших рук) убедить в том, что природа зимой своеобразна и уникальна, только нужно разглядеть эту красоту и тогда она вас не оставит равнодушными. Для этого давайте заглянем в зимний лес. Компьютерная презентация: «Зимняя природа в фотографиях», под музыку Чайковского «Времена года. Зима. Декабрь» (музыкальный клип youtube.com/watch?v=MyHHAsMC4Y8) Откройте рабочую тетрадь стр.55. -Посмотрите на фотографии на экране, придумайте и запишите как можно больше фраз в рабочую тетрадь по теме: «Зимние изменения, чудеса зимы» Прочитайте свои фразы.
IV. Сообщение темы и цели урока -На сегодняшнем уроке мы будем говорить о красоте, красоте зимнего пейзажа. Только ли красками и музыкой можно передать эту красоту? -Посмотрите на портрет. (Показ портрета Ф. И. Тютчева) -Кто это? /Называют полное имя поэта/. Назовите тему урока. Знакомство со стихотворением Ф. И. Тютчева. - Какова тема стихотворения? (Зима. Зимний лес) -Откройте учебник на стр.194, проверьте свои предположения. (Мы были правы. На уроке мы познакомимся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою…»)
-Итак, цель нашего урока?
V. Работа по теме урока
1. Первичное восприятие произведения. Чтение стихотворения.
Клип (viki.rdf.ru/item/3632/)
2. Беседа по первым впечатлениям.
-Мы говорим, что поэзия - это музыка слов. Какую музыку вы услышали?
- Какое настроение у вас возникло? (Музыка медленная, плавная. Настроение задумчивое, немного сонное, грустное)
- Поделитесь своими впечатлениями. Понравилось вам стихотворение? Чем?
- Что вам особенно понравилось? Расскажите.
3. Словарная работа.
Какие слова вам показались непонятными?
Чародейка (то же, что и волшебник, колдунья)
Очаровать - произвести сильное, неотразимое впечатление на кого-нибудь, что-нибудь.
- Если зиму поэт назвал чародейкою, то как она должна проявить себя? (Как живое существо. Она околдовала лес)
Чудная - что-то очень красивое, выделяющееся своей необычайностью. Слова близкие по значению (прекрасная, удивительная, волшебная)
Бахрома - это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свисающими кистями.
- Что такое, снежная бахрома? (это покрытые снегом ветви деревьев, которые, переплетаясь друг с другом, образуют различные снежные узоры)
Мещет (форма слова метать - что значит: бросать, кидать)
Затрепещет - задрожит.
- Так, значит, лес задрожит, когда на него упадёт луч? (Нет, лес только заблещет, засверкает, но будет оставаться в покое, ведь Ф.И. Тютчев написал «в нём ничто не затрепещет»)
VI. Анализ произведения.
Расскажите алгоритм работы с художественным поэтическим текстом.
Алгоритм работы с художественным (поэтическим) текстом
• Прочитайте текст.
• Определите тему текста.
• Назовите главную мысль.
• Определите жанр текста.
• Назовите героя текста.
• Опишите его образ.
• Назовите слова и словосочетания, передающие настроение героя, раскрывающие отношение автора к герою.
• Прочитайте стихотворение выразительно, используя соответствующие интонации
Работа по алгоритму.
Какова тема этого произведения? (Восхищение зимним лесом.)
Какова главная мысль этого произведения? Чему оно нас учит? (Учит любить природу, наблюдать и наслаждаться ее красотой, бережному отношению к лесу....)
Определите жанр текста. (стихотворение) - Давайте вспомним, что стихотворение делится на части - строфы. Что такое строфа?
(Строфа- группа стихотворных строк, объединённых ритмом, рифмой. По числу стихотворных строк строфа может представлять двустишие, трёхстишие)
-Сколько строф в нашем стихотворении? (три строфы, пятистишие (строфа состоит из 5 строк)
-Что такое рифма? (созвучие концов стихотворных строк)
-Назовите рифмы в стихотворении.
Анализ стихотворения
-Как автор описывает зимний лес?
-Выберем из стихотворения все действия леса.
(Стоит околдован, блестит, очарован сном, опутан, окован, ничто не трепещет, то вспыхнет, заблещет красой.)
- Каким увиден зимний мир поэтом?
(Застывшим, затаившимся, загадочным, взглядом сказочника)
Сказочность стихотворения достигается в первую очередь отбором «волшебной лексики»
- Приведите, пожалуйста, примеры, соответствующие «волшебной лексике»
(чародейка - Зима, лес околдован, очарован, опутан, чудная жизнь, сон волшебный, краса ослепительная)
- О чем говорят эти слова, употребленные в стихотворении
(О сказке. О сказочном описании зимнего леса)
Назовите героя текста. (Зима- чародейка)
Опишите образ Зимы.
- Почему Зима названа поэтом чародейкой?
- Подберите слова, которыми можно заменить слово «чародейка».
- Найдите однокоренное слово в стихотворении.
- Какой корень в этих словах, что обозначает это слово «чары»? (волшебство, обаяние)
-Значит, эти слова связаны между собой. А каким образом?
(Зима выступает как чародейка, волшебница. Она заколдовала лес, и теперь он под влиянием её волшебной силы, её чар стоит заколдован, а значит, и очарован)
- Чем очарован зимний лес?
- Какой волшебный сон снится зимнему лесу?
- Как вы думаете, что такое чудная жизнь зимнего леса?
- От какого слова произошло это слово? (Чудо)
- А что обозначает это слово? (что-то очень красивое, необычное)
- Подберите слова- синонимы к слову чудная (прекрасная, удивительная, волшебная)
- Можно заметить чудную жизнь леса? Почему она является невидимой, скрытой?
-С кем автор сравнивает лес? (Не мертвец и не живой.)
Такое выразительное средство, когда можно представить кого-то вместо описываемого предмета, в литературе называется олицетворение.
-Какое еще выразительное средство использует Тютчев?
(Если дети затрудняются, обратить внимание на «снежную бахрому») (Сравнение.)
-Что сравнивает поэт со снежной бахромой? (Снег.)
-Почему? (Бахрома -это свисающие нити, кисти. И снег также свисает с веток деревьев.)
-С чем еще сравнивает снег автор? (Легкая пуховая цепь.)
- Что такое цепь? Какой она обычно бывает?
- Какой названа цепь у Тютчева?
(пуховой, устаревшая форма слова пуховый)
-Почему цепь, которой окован, опутан лес такая легкая?
(Снег легкий, как пух, но он сверху донизу опутывает каждое дерево)
- Как вы понимаете значение слова «немая»?
Вот такие чудеса зимнего леса описал Тютчев.
VI. Физминутка
Солнце землю греет слабо (руки вверх и вниз),
По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны).
Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос (дети показывают нос).
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда (прыжки на месте).
Вьюга злится, снег кружится (дети кружатся),
Заметая всё кругом белоснежным серебром (круговые движения руками).
VII. Работа над выразительным чтением стихотворения
-А теперь вспомним, что мы увидели в зимнем лесу. (Еще раз зачитываются реплики)
-Чьи нравятся больше?
-Какие из наших реплик можно заменить выразительными средствами автора?
Например,
детские реплики: Ф.И.Тютчев
Укутала деревья -Опутан и окован легкой цепью пуховой.
Ветки прогнулись. -Покрыла снежной бахромой.)
-Смогли мы без автора так красиво описать зимний лес? (Нет. Нам этому нужно учиться.)
Определение выразительных средств.
- Вспомните, какие средства помогут нам прочитать это замечательное стихотворение выразительно (интонация, логическое ударение, паузы, темп, громкость голоса)?
Прочитайте стихотворение выразительно, используя соответствующие интонации.
VIII. Стадия рефлексии.
-Сейчас я предлагаю вам составить синквейн.
( viki.rdf.ru/item/3090/ - презентация по теме «Учимся писать синквейн»)
Вспомните синквейн в переводе с фр. 5 строк.
Работа в группе. Составление синквейна.
Например:
Зима
Снежная, волшебная
Околдован, окован, блестит
Ослепительная краса
Волшебница-зима.
IX. Итог урока
Урок близится к завершению.
-Вам понравилось наше путешествие по зимнему лесу?
-Какое впечатление у вас осталось?
-А теперь поднимите руки, кому понравилась зимняя природа
-Почему твое мнение поменялось? (Спросить того, кто в начале урока не поднял руку.)
Легко ли понять стихотворение? Всегда ли смысл стихотворения лежит на поверхности?
(Только внимательное чтение, вдумчивое отношение к каждому слову поможет читателю действительно понять стихотворение, понять замысел художника, который он передает через чувства, настроение, скрытое описание, художественные образы).
X. Домашнее задание
-
Выучить стихотворение наизусть.
-
Создать презентацию «Мороз и солнце, день чудесный…», используя картины художников и стихотворения русских и современных поэтов, а также собственные фотографии зимнего леса (парка) - по желанию.
Используемые источники:
1.Книгочей: словарь- справочник по литературному чтению: 1-4 классы: для младших школьников/ Л. А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2013. -144с. ISBN 978-5-360-0944-0
2. Литературное чтение. 2 класс. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. /Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 224с.: ил.- (Школа России).
3. Уроки литературного чтения по учебникам «Родная речь». [Текст]: Книги 1, 2, 3: Кн. для учителя / В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова, Н. Н. Толоконников и др.; Сост. В. Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 1995. - 208 с.- ISBN 5-09-006104-1.
4.Литературное чтение. Методические рекомендации.2 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Н. А. Стефаненко. - М.: Просвещение, 2012. -128с.- (Школа России). - ISBN 978-5-09-025062-7
5.Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Литературное чтение.2 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ С. Г. Батырёва. - М.: Просвещение, 2013. -96с.- (Работаем по новым стандартам). - ISBN 978-5-09-028337-3.
Электронные ресурсы
viki.rdf.ru/item/3632/ Детские презентации. Клип «Чародейкою Зимою».
viki.rdf.ru/item/3090/ - презентация по теме «Учимся писать синквейн» youtube.com/watch?v=MyHHAsMC4Y музыка Чайковского «Времена года. Зима. Декабрь»