- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по литературному чтению на тему
Конспект по литературному чтению на тему
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Коростылёва Е.Ю. |
Дата | 30.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект открытого урока
по литературному чтению на тему:
«Исследовательская работа
на уроках чтения:
отличие научно-познавательного
текста от художественного».
Учитель 3 «а» класса
Коростылёва Е. Ю.
(система общего развития
Л. В. Занкова)
г. Владикавказ
12 мая 2014 г. Уч-ся должны знать: порядок анализа текста; признаки научно-познавательного и художественного текстов. Уч-ся должны уметь: анализировать текст; сравнивать различный литературный материал; работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами. Личностные УУД: интерес к содержанию и форме художественных произведений; эмоциональная отзывчивость на жизненные события, бережное отношение к окружающему миру, природе. Регулятивные УУД: принимать алгоритм выполнения учебной задачи; участвовать в обсуждении плана выполнения заданий. Познавательные УУД: читать тексты, понимать их фактическое содержание; сравнивать художественный и научно-познавательный текст; обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы. Коммуникативные УУД: проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседника; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в неё коррективы. Оборудование: тетрадь для практических работ по литературному чтению (под ред. Свиридовой В.Ю.), раздаточный материал (тексты, таблицы), презентация «Легенда об Ангаре».
Ход урока.
Организационный момент.
Постановка темы, целей, проблемы урока. - Увидев радугу, писатель воскликнет: «Какие волшебные ворота в небеса!» А учёный скажет: «Явление радуги объясняется дроблением капелек воды на разные цвета». Проанализируйте эти слова и попробуйте сформулировать тему урока.
- Какую проблему надо решить, чтобы достичь поставленных целей?
Работа с текстами.
- Прочитайте текст №1. Байкал - глубочайшее озеро мира. Оно приподнято над уровнем моря на 453 м, а наибольшая его глубина около 2 км. Географически это озеро расположено в азиатской части России и со всех сторон окружено горами. Его возраст 20 миллионов лет. 336 рек, больших и малых, впадают в Байкал, а вытекает только одна река Ангара. В озере содержится пятая часть всей мировой озёрной воды. По прозрачности воды озеро Байкал занимает первое место в мире. (Обмен впечатлениями). Замечаем, что в тексте много количественных числительных, научных понятий и терминов. Делаем вывод, что текст - научно-познавательный.
Работа в парах. - Подчеркните слова и выражения, которые показывают, что этот текст научный.
Читаем текст №2 (с просмотром презентации). В давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала и начинает свой бег стремительная Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал. Было у Байкала 336 сыновей и одна дочь Ангара, краше которой не было на свете. Однажды прослышала Ангара о юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик Байкал спрятал дочь в хрустальный дворец на дне подводного царства. Тосковала и плакала Ангара. Сжалились боги над пленницей и освободили Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать. Прибежала к богатырю Енисею, обняла его, и потекли они рядом к студёному морю. (Обмен эмоциями. Работа над выразительностью чтения.)
Самостоятельная работа с последующей коллективной проверкой. - Автор художественного текста и реки, и озеро превращает в живые существа. Напишите, в кого превратились реки и озеро. Озеро Байкал - суровый богатырь, суровый старик. Река Ангара - красавица, дочь, пленница, девушка. Река Енисей - юный богатырь, красивый, сильный. 336 рек - сыновья.
Заполнение опорной таблицы.
Тема текста Основная мысль текста (цель автора) Средства выражения основной мысли Отношение автора к героям и событиям
Моё отношение к героям и событиям Научно- познавательный текст
Дать знания Точные факты, термины, научные слова Не понятно Интересно было узнать Художественный текст
Вызвать чувства Выразительные слова, эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения
Хорошо понятно
Работа в группах. - Провести с опорой на таблицу сравнительную характеристику двух текстов.
№ 1.
-
Мордочка у обезьянки сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки чёрные. Как будто человечьи руки в перчатках чёрных. Тут я рассмотрел, какие у неё хорошенькие чёрные ноготки. Игрушечная живая ручка. Я стал гладить лапку и думаю: совсем как ребёночек.
-
Макаки - приматы средней величины с крепким туловищем и сильными конечностями. Окрас шерсти серо-коричневый, однако бывает и чёрным. Величина тела у макак достигает 80 см, а вес колеблется от 6 до 15 кг. В дикой природе живут, главным образом ,по берегам водоёмов на деревьях и умеют хорошо плавать.
№2.
-
Бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко пришлёпывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры.
-
Бобры - из отряда грызунов. Крупные водные звери, известные своим умением возводить плотины, создавая пруды, в которых они устраивают жилище. Бобры весят от 15 до 30 кг при длине 90-120 см, включая плоский хвост (41 см). Большими перепончатыми задними лапами они гребут при плавании , используя в качестве руля широкий чешуйчатый хвост. Маленькие передние лапки используют как для ходьбы по земле, так и для переноски грунта и камней. Глаза маленькие, как у многих других животных, большую часть времени проводящих в воде. Уши и нос снабжены клапанами и закрываются, когда животное ныряет. Огромные резцы позволяют перегрызать стволы деревьев.
(Проверка выполненной работы.)
Рефлексия. - Как вы считаете, сумели ли мы в процессе работы на уроке добиться поставленных целей и решить проблемы, возникшие в начале работы? - Какой этап урока был для вас самым сложным? Смогли вы с ним справиться сами? Что или кто помог вам в этом? - Где в будущем вы сможете пользоваться полученными на уроке знаниями?
Домашнее задание. - Какая река протекает через наш город? Попробуйте составить 2 текста (художественный и научный) о Тереке. Подумайте, где можно будет найти нужную информацию в помощь.