Программа внеурочной деятельности кружок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельности кружок

МБОУ «Ясенковская основная общеобразовательная школа

МО Арсеньевский район «Тульской области

Рассмотрено «Утверждаю»

педагогическим советом ОУ Директор школы

Протокол № М.Н. Головань

От « » 2013г Приказ № от « » 2013г

Программа экологического кружка

для начальных классов

( 1-4 классы)

Количество занятий в год-34ч

Количество занятий в неделю-1 ч Руководитель кружка :

Проекты-4 учитель начальных классов

Котова Л.А.

Программа внеурочной деятельности кружокПрограмма внеурочной деятельности кружок

2013-2014 учебный год

Кружок

«Лесовичок»



Девиз

Жизнь прекрасна,

жизнь вокруг…

Человек природе-

Друг!



Программа внеурочной деятельности кружок

Пояснительная записка

Актуальность

Новые жизненные условия , в которые поставлены современные обучающиеся , вступившие в жизнь , выдвигают свои требования:

-быть мыслящими , инициативными , самостоятельными, выбирать свои новые оригинальные решения ;

- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Угроза экологической катастрофы приобретает реальное звучание. В этих условиях экологическое воспитание рассматривается как осознание необходимости борьбы за землю, потребности активного участия в экологических операциях. Воспитать у ребят ответственное отношение ко всему живому на земле можно лишь при непосредственном контакте с природой.

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить природу, беречь ее может тот, кто ее знает, изучает и понимает.

В.А. Сухомлинский по этому поводу сказал: «Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а, может быть и простая человечность».

Детям свойственны доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому занятия в кружке «Лесовичок» способствуют не только приобретению знаний, но и формированию у детей экологической культуры, понимания неразрывной связи человека и природы.

Эту задачу ставит перед собой кружок «Лесовичок».

Цели и задачи кружка:

  • научить детей любить природу;

  • быть благодарным природе;

  • научить видеть и понимать красоту природы;

  • воспитание экологически грамотного человека;

  • формирование ответственного отношения к природе;

  • развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности.

Рабочая программа составлена на основе опыта внеклассной работы.

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения для учащихся 1 - 4 классов.

Учащиеся приобретают новые знания, самостоятельно находят их в дополнительной литературе.

Одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. Поэтому на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки.

Занятия осуществляются в форме:

  1. беседы;

  2. теоретического занятия ;

  3. исследований;

  4. экскурсий;

  5. игр;

  6. показа слайдов;

  7. презентаций.

Для их проведения избирается актив среди учащихся в составе «эстетов», «аптекарей», «хозяйственников», которые помогают учителю в организации и работе кружка.

Планируемый уровень подготовки

Знать:

  • понятия природа и экология;

  • правила поведения в лесу;

  • разнообразие растительного и животного мира в лесу;

  • лекарственные свойства растений;

  • возможности использования лесных богатств;

  • произведения поэтов и писателей, художников и музыкантов, народное творчество о лесе.

Уметь:

  • отличать деревья и кустарники;

  • находить в лесу лекарственные растения;

  • пользоваться дарами леса;

  • изготовлять поделки из природных материалов;

  • работать с научной и художественной литературой.

Формы подведения итогов работы кружка:

  • выставки рисунков и поделок;

  • представление проектов, творческих работ;

  • конкурсы.



Содержание рабочей программы

Раздел 1.

Лес - самое большое богатство на Земле

Для чего нужен лес. Лес - «легкие планеты. Лес - большая аптека. Лес - кормилец. Дары леса. «Лесные хранители». Пословицы и поговорки о лесе.

Раздел 2

Лесные сокровища

Деревья нашего леса. Заповедные деревья. Береза - символ России. Скромная краса природы- клен. «Подружка» березы -осина. «Патриарх» наших лесов- дуб. Заповедные деревья. Деревья и музыкальные инструменты. Лесные травы. Лекарственные растения леса. Для чего в лесу цветы?

Поэты и художники о лесе. Грибное царство в лесу. Советы грибника. Кладовые природы. Лесные самоцветы. Поэты и художники о цветах .

Проекты: «Мое любимое дерево», «Мой любимый цветок».

Раздел 3

Лесные жители

Звери в лесу. Истории следопытов. Звери готовятся к зиме. Половодье в лесу. Лесные птицы. Лесные помощники. Птичьи хлопоты. Почему улетают птицы. Птичьи домики. Птичье меню. Птичий календарь. Грандиозный оркестр леса -птичьи голоса. Весенние первоцветы.

Экскурсия: « Мы - друзья природы».

Проекты: «Красная книга моего края», «Экологическая сказка».

Занятия в кружке «Лесовичок» предусматривает 34часа в год ( 1 час в неделю)

Тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всего за год

Теоритическое занятие

Практическое занятие

1

Лес - самое большое богатство на земле

5

4

1

2

Лесные сокровища

17

12

5

3

Лесные жители

12

8

4

Итого:

34

24

10

Календарно- тематический план

Тема занятия

Дата проведения занятия

теория

практика

Раздел 1. Лес - самое большое богатство на Земле(5ч)

1

Для чего нужен лес .Лес - «легкие» планеты.

+

2

Лес - большая аптека.

+

3

Лес - кормилец. Дары леса.

+

4

«Лесные хранители».

+

5

Пословицы и поговорки о лесе.

+

Раздел2. Лесные сокровища(17ч)

6

Деревья нашего леса.

+

7

Береза - символ России.

+

8

Скромная краса природы- клен.

+

9

«Подружка» березы -осина.

+

10

«Патриарх» наших лесов- дуб.

+

11

«Священное дерево наших предков».

+

12

Заповедные деревья. Проект «Мое любимое дерево»

+

13

Деревья и музыкальные инструменты.

+

14

Тайны лесной тропинки

+

15

Лекарственные растения леса.

+

16

Лесные травы.

+

17

Для чего в лесу цветы?

+

18

Поэты и художники о лесе.

+

19

Грибное царство в лесу. Советы грибника.

+

20

Кладовые природы.

+

21

Лесные самоцветы. Поэты и художники о цветах.

+

22

Проект «Мой любимый цветок».

+

Раздел 3. Лесные жители(12ч)

23

Звери в лесу. Истории следопытов.

+

24

Звери готовятся к зиме.

+

25

Половодье в лесу

+

26

Лесные птицы. Лесные помощники.

+

27

«Лесные долгожители» .

+

28

Проект «Экологическая сказка» .

+

29

Птичьи хлопоты. Почему улетают птицы.

+

30

Птичьи домики. Птичье меню.

+

31

Птичий календарь. Проект «Красная книга моего края».

+

32

Грандиозный оркестр леса -птичьи голоса.

+

33

Весенние первоцветы.

+

34

Экскурсия « Мы - друзья природы».

+








Литература и средства обучения

1.Бианки В.В. Русские сказки о природе.-М.. Натали-с; Эксмо,2008.

2.Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. - М..

Педагогика - пресс; Тверь; Фамилия 1996

3.Жизнь леса. Твоя первая энциклопедия / Отв. Редактор. М. Семенова. - М.: «Махаон», 2008

4.Махотин С.А. Прогулки по лесу. Кн. Для чтения взрослыми детям.

М.: Просвещение, 2007.

5.Федотов Г.я. Волшебный мир дерева. - М.: - Просвещение

1987

6.Хинн О.Г. Я познаю мир. Детская энциклопедия М.: - Издательство АСТ, 1998

7.Черемисина Л.Д. Экологическое образование младших школьников: Метод. Рекомендации. - Тамбов: ТОИПКРО, 2004



© 2010-2022