- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности кружок
Программа внеурочной деятельности кружок
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Котова Л.А. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ «Ясенковская основная общеобразовательная школа
МО Арсеньевский район «Тульской области
Рассмотрено «Утверждаю»
педагогическим советом ОУ Директор школы
Протокол № М.Н. Головань
От « » 2013г Приказ № от « » 2013г
Программа экологического кружка
для начальных классов
( 1-4 классы)
Количество занятий в год-34ч
Количество занятий в неделю-1 ч Руководитель кружка :
Проекты-4 учитель начальных классов
Котова Л.А.
2013-2014 учебный год
Кружок
«Лесовичок»
Девиз
Жизнь прекрасна,
жизнь вокруг…
Человек природе-
Друг!
Пояснительная записка
Актуальность
Новые жизненные условия , в которые поставлены современные обучающиеся , вступившие в жизнь , выдвигают свои требования:
-быть мыслящими , инициативными , самостоятельными, выбирать свои новые оригинальные решения ;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Угроза экологической катастрофы приобретает реальное звучание. В этих условиях экологическое воспитание рассматривается как осознание необходимости борьбы за землю, потребности активного участия в экологических операциях. Воспитать у ребят ответственное отношение ко всему живому на земле можно лишь при непосредственном контакте с природой.
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить природу, беречь ее может тот, кто ее знает, изучает и понимает.
В.А. Сухомлинский по этому поводу сказал: «Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а, может быть и простая человечность».
Детям свойственны доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому занятия в кружке «Лесовичок» способствуют не только приобретению знаний, но и формированию у детей экологической культуры, понимания неразрывной связи человека и природы.
Эту задачу ставит перед собой кружок «Лесовичок».
Цели и задачи кружка:
-
научить детей любить природу;
-
быть благодарным природе;
-
научить видеть и понимать красоту природы;
-
воспитание экологически грамотного человека;
-
формирование ответственного отношения к природе;
-
развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности.
Рабочая программа составлена на основе опыта внеклассной работы.
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения для учащихся 1 - 4 классов.
Учащиеся приобретают новые знания, самостоятельно находят их в дополнительной литературе.
Одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. Поэтому на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки.
Занятия осуществляются в форме:
-
беседы;
-
теоретического занятия ;
-
исследований;
-
экскурсий;
-
игр;
-
показа слайдов;
-
презентаций.
Для их проведения избирается актив среди учащихся в составе «эстетов», «аптекарей», «хозяйственников», которые помогают учителю в организации и работе кружка.
Планируемый уровень подготовки
Знать:
-
понятия природа и экология;
-
правила поведения в лесу;
-
разнообразие растительного и животного мира в лесу;
-
лекарственные свойства растений;
-
возможности использования лесных богатств;
-
произведения поэтов и писателей, художников и музыкантов, народное творчество о лесе.
Уметь:
-
отличать деревья и кустарники;
-
находить в лесу лекарственные растения;
-
пользоваться дарами леса;
-
изготовлять поделки из природных материалов;
-
работать с научной и художественной литературой.
Формы подведения итогов работы кружка:
-
выставки рисунков и поделок;
-
представление проектов, творческих работ;
-
конкурсы.
Содержание рабочей программы
Раздел 1.
Лес - самое большое богатство на Земле
Для чего нужен лес. Лес - «легкие планеты. Лес - большая аптека. Лес - кормилец. Дары леса. «Лесные хранители». Пословицы и поговорки о лесе.
Раздел 2
Лесные сокровища
Деревья нашего леса. Заповедные деревья. Береза - символ России. Скромная краса природы- клен. «Подружка» березы -осина. «Патриарх» наших лесов- дуб. Заповедные деревья. Деревья и музыкальные инструменты. Лесные травы. Лекарственные растения леса. Для чего в лесу цветы?
Поэты и художники о лесе. Грибное царство в лесу. Советы грибника. Кладовые природы. Лесные самоцветы. Поэты и художники о цветах .
Проекты: «Мое любимое дерево», «Мой любимый цветок».
Раздел 3
Лесные жители
Звери в лесу. Истории следопытов. Звери готовятся к зиме. Половодье в лесу. Лесные птицы. Лесные помощники. Птичьи хлопоты. Почему улетают птицы. Птичьи домики. Птичье меню. Птичий календарь. Грандиозный оркестр леса -птичьи голоса. Весенние первоцветы.
Экскурсия: « Мы - друзья природы».
Проекты: «Красная книга моего края», «Экологическая сказка».
Занятия в кружке «Лесовичок» предусматривает 34часа в год ( 1 час в неделю)
Тематический план
№ п/п
Наименование разделов
Количество часов
Всего за год
Теоритическое занятие
Практическое занятие
1
Лес - самое большое богатство на земле
5
4
1
2
Лесные сокровища
17
12
5
3
Лесные жители
12
8
4
Итого:
34
24
10
Календарно- тематический план
№
Тема занятия
Дата проведения занятия
теория
практика
Раздел 1. Лес - самое большое богатство на Земле(5ч)
1
Для чего нужен лес .Лес - «легкие» планеты.
+
2
Лес - большая аптека.
+
3
Лес - кормилец. Дары леса.
+
4
«Лесные хранители».
+
5
Пословицы и поговорки о лесе.
+
Раздел2. Лесные сокровища(17ч)
6
Деревья нашего леса.
+
7
Береза - символ России.
+
8
Скромная краса природы- клен.
+
9
«Подружка» березы -осина.
+
10
«Патриарх» наших лесов- дуб.
+
11
«Священное дерево наших предков».
+
12
Заповедные деревья. Проект «Мое любимое дерево»
+
13
Деревья и музыкальные инструменты.
+
14
Тайны лесной тропинки
+
15
Лекарственные растения леса.
+
16
Лесные травы.
+
17
Для чего в лесу цветы?
+
18
Поэты и художники о лесе.
+
19
Грибное царство в лесу. Советы грибника.
+
20
Кладовые природы.
+
21
Лесные самоцветы. Поэты и художники о цветах.
+
22
Проект «Мой любимый цветок».
+
Раздел 3. Лесные жители(12ч)
23
Звери в лесу. Истории следопытов.
+
24
Звери готовятся к зиме.
+
25
Половодье в лесу
+
26
Лесные птицы. Лесные помощники.
+
27
«Лесные долгожители» .
+
28
Проект «Экологическая сказка» .
+
29
Птичьи хлопоты. Почему улетают птицы.
+
30
Птичьи домики. Птичье меню.
+
31
Птичий календарь. Проект «Красная книга моего края».
+
32
Грандиозный оркестр леса -птичьи голоса.
+
33
Весенние первоцветы.
+
34
Экскурсия « Мы - друзья природы».
+
Литература и средства обучения
1.Бианки В.В. Русские сказки о природе.-М.. Натали-с; Эксмо,2008.
2.Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. - М..
Педагогика - пресс; Тверь; Фамилия 1996
3.Жизнь леса. Твоя первая энциклопедия / Отв. Редактор. М. Семенова. - М.: «Махаон», 2008
4.Махотин С.А. Прогулки по лесу. Кн. Для чтения взрослыми детям.
М.: Просвещение, 2007.
5.Федотов Г.я. Волшебный мир дерева. - М.: - Просвещение
1987
6.Хинн О.Г. Я познаю мир. Детская энциклопедия М.: - Издательство АСТ, 1998
7.Черемисина Л.Д. Экологическое образование младших школьников: Метод. Рекомендации. - Тамбов: ТОИПКРО, 2004