- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа дополнительного образования
Рабочая программа дополнительного образования
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Судырь Т.В. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
- строго религиозное воспитание в рамках какой-либо одной конфессии;
- воспитание души ребёнка через культуру, литературу, историю, музыку, живопись;
- воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире.
Принципы реализации Программы
- Принцип гуманизации образования.
- Принцип учета индивидуальных особенностей участников образовательного процесса.
- Принцип системности.
- Принцип научности.
- Принцип доступности.
- Принцип преемственности между учебной и внеурочной работой.
Цель: формирование интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности младшего школьника. Задачи:
- содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
- развивать познавательную активность учащихся.
Этапы реализации программы
Курс «Птица счастья» представляет собой систему занятий по духовно-нравственному воспитанию . Курс включает 135 занятий: 1 занятие в неделю в каждом классе, 1 класс - 33 часа, Программа поможет организовать работу в классе, группе в течение четырёх лет, предусматривая широкий выбор видов и форм деятельности учащихся. Пользуясь программой, можно найти немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми без исключения учащимися. Классные руководители и организаторы воспитательной работы помогут учащимся раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность. Работу в данном направлении можно продолжить в среднем и старшем звене, так как программа является перспективной. Каждый год посвящается какой-либо теме, прорабатывая её содержание, пробуя новые подходы и формы воспитательных мероприятий, эта тема обязательно используется при планировании работы в следующие годы. Таким образом, идёт накопление материала и наращивание воспитательного потенциала по методу "снежного кома". Каждый слой "кома" несёт в себе новую тему и представляет собой: 1 класс - "Мир твоей души" 33 часа Занятия несут не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность искусства и литературы - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека
Планируемые результаты.
Личностные Метапредметные Предметные
Знать - о влиянии красоты природы на душу человека; - основ культуры общения и построения межличностных отношений; - о богатстве и разнообразии нашей культуры - основы существующих мировых религий; - об окружающем нас мире;
- осознание своего места в мире и обществе; - о принятых в обществе нормах отношения к природе, к людям других поколений, религий и социальных групп
Уметь - развивать познавательную деятельность; -толерантно относится к представителям различных религий и конфессий; - развивать чувство наблюдательности ко всему миру; - развивать глубинное понимании процессов происходящих в окружающем мире;
- осознавать ценность окружающего мира;
- развивать осознанное духовно-нрвственное отношение к жизни;
Применять - полученный на занятиях опыт для адекватного взаимодействия с людьми;
- полученные знания для общения с представителями других социальных групп других религий, других поколений, понимания окружающих;
- полученные знания для природосберегающей и природоохранной деятельности;
Предполагаемые результаты реализации программы.
- Результаты первого уровня: приобретение школьниками знаний об окружающем нас мире, о влиянии красоты природы на душу человека, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к людям других поколений, религий и социальных групп.
Содержание программы Раздел «Мир твоей души» 1 класс Богатство, красота и разнообразие окружающего нас мира - неисчерпаемы и могут служить прекрасным средством воспитания души. Если ребёнок поймёт всю неповторимость нашей земли, почувствует себя малой частицей единого живого организма - нашей природы, то никогда не поднимется его рука, чтобы уничтожить хоть часть её. Если человек поймёт, что окружающий его мир - это божественный дар, он будет нежно заботиться и охранять этот дар всеми силами души. Темы, предлагаемые к обсуждению, являются важным стимулирующим источником формирования мыслящей личности, способной к независимому поиску смысла и цели жизни, анализу окружающей действительности. Регулярное обсуждение с детьми представленных вопросов поможет детям сформировать осознанное духовно-нравственное отношение к жизни - важнейший фактор сопротивления негативным тенденциям окружающего общества. Темы являются также основой жизни и творчества многих писателей, поэтов, мыслителей, учёных, художников. Эти люди, движимые желанием найти истину, понять движущие силы развития общества, внести свой вклад в его развитие, показали нам пример неустанного творческого созидания, основанного на глубоком внутреннем осмыслении окружающей действительности.
Тематическое планирование «Мир твоей души» 1 класс Цель: формировать осознанное духовно-нравственное отношение к жизни. Задачи:
- дать понятие красоты, богатства, и разнообразия окружающего мира;
- учить охранять и заботиться о природе;
- учить радоваться чудесам жизни;
- формировать личность, способную к независимому поиску смысла и цели жизни, анализу окружающей действительности.
Блок
Цель
Тема
Кол-во
часов
- Расширить представления детей о приметах, чудесах, событиях каждого времени года;
- показать, чему может научить человека каждое время года.
- Палитра года.
- Подарки времён года.
- Показать, что человек должен верить в добро, в дружбу, в любовь, в бога;
- определить, как и что или кто помогает человеку поверить в любовь, добро, в бога;
- обсудить, во что должны верить люди разных профессий.
- Во что мы верим.
- Подвиг веры.
- Цветок веры.
- Познакомить с репродукциями картин разных художников, посвящённых осени;
- определить, какие дары преподносит осень взрослым и детям;
- познакомить со стихотворениями поэтов об осени.
1. Краски осени. 2.Властительница осень. 3. Осенние разговоры. 4. Дары осени. 5. Поэзия осени. 1 1
1 1 1 Какой бывает одежда
- Познакомить, какой бывает надежда;
- обсудить качества надёжного друга.
- Познакомить с чудесами , которыми та или иная человеческая любовь землю одаривает.
- Познакомить с чудесами, которые творит зима;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам и растениям.
- Определить, какие сокровища бывают (чистые помыслы, добрые поступки, вера, надежда, любовь, сострадание, стремление к совершенству);
- Организовать и провести игру: «Что помогает душе расти»;
- обсуждение вопроса: куда бы можно было полететь, если бы на один день были даны крылья.
1 Портрет весны
- Познакомить с традиционными весенними праздниками;
- познакомить с репродукциями картин художников о весне;
- развивать творческие способности детей;
- показать красоту весенней природы.
- Познакомить с репродукциями картин художников о лете;
- развивать эстетический вкус и художественные способности ;
- организовать и провести игру «Чем пахнет лето»;
- обсудить изменения, которые происходят в людях и природе с приходом лета.
1 1 1
При календарно - тематическом планировании занятий на год учитывать календарь традиционных школьных дел и праздников:
- сентябрь (День знаний «Здравствуй, школа!», ярмарка «Дары осени», операция «Ветеран живет рядом», Посвящение в первоклассники, трудовой десант);
- октябрь (Праздничные мероприятия ко Дню Учителя, конкурс рисунков «Люблю тебя мой край родной», день пожилого человека);
- ноябрь (мероприятия в рамках КТД «Семья и школа», День матери «Мама милая моя»);
- декабрь (мероприятия в рамках КТД «К нам идет Новый год», Конкурс гигантских игрушек, классный час на тему: «Конституция - основной закон государства»);
- январь (Детская Рождественская Неделя Милосердия);
- февраль (мероприятия в рамках КТД «Сыны Отечества», акция «Подарок ветерану своими руками, игра - конкурс «Маленький разведчик»)
- март (Праздник «Прощание с Азбукой», мероприятия в рамках КТД «Театральная весна», День 8 марта, городской конкурс социальных проектов «Я-гражданин России»)
- апрель ( мероприятия в рамках КТД «Декада Памяти»)
- май (мероприятия в рамках КТД «Наши достижения», единый классный час «След войны…», Неделя Памяти, праздник «Прощание с начальной школой», День права)
Формы деятельности на занятиях по духовно-нравственному воспитанию.
- Беседы.
- Как ты сам?
- Как другие люди в других странах?
- Как в идеале, в высшем смысле?
- Чтение сказок.
- Музыка, живопись, поэзия.
Невозможно представить духовно-нравственное воспитание без музыки, живописи, поэзии. Но надо сделать так, чтобы остался след в сердце каждого ребёнка, независимо от его развития. Дети изучают биографии композиторов, художников и поэтов, подробно разбирают их произведения, но почти не уделяется внимание духовной основе творчества. Что они думали о смысле жизни, о смысле своего дара, о чём мечтали, что хотели донести своими произведениями до людей? А ведь это самое главное.
- Сочинение стихов, сказок, художественная деятельность.
- Игры.
Ожидаемые результаты освоения программы. Обучающийся будет иметь:
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Мониторинг реализации Программы Что изменится Каким образом фиксируем, замеряем - уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся; готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;
- активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности - диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана); - диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова); - изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской); - приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление; - развитость нравственно-духовного компонента в преподавании учебных дисциплин; - приобщение детей к здоровому образу жизни; проявление готовности к добросовестному труду в коллективе. - диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой); - диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана); - диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой); - письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»; - диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок); - диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной); - диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Используемая литература:
- А. Лопатина, М. Скребцова «Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира», Москва, «Амрита-Русь», 2007г
- А. Лопатина, М. Скребцова «Притчи для детей и взрослых» в 3-х книгах, Москва, «Амрита-Русь», 2009г
- А. Лопатина, М. Скребцова «Беседы и сказки о семье для детей и взрослых», Москва, «Амрита-Русь», 2005г
- А. Лопатина, М. Скребцова «Азбука скороговорок», Москва, «Амрита-Русь», 2009г
- А. Лопатина, М. Скребцова «Сказы Матушки-Земли», Москва, «Амрита-Русь», 2008г
- А. Лопатина, М. Скребцова «Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах», Москва, «Амрита-Русь», 2007г
- А. Лопатина, М. Скребцова «Волшебный мир музыки», Москва, «Амрита-Русь», 2009г
Приложение 1 1. Диагностика и исследование нравственной сферы школьника (Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988, с. 326-341) Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д. Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс) Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность. Вопросы для беседы: ▪ Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему? ▪ Кого можно назвать честным (лживым)? Почему? ▪ Кого можно назвать добрым (злым)? Почему? ▪ Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему? ▪ Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему? ▪ Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему? Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др. Обработка результатов. Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале: 1 балл - если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии; 2 балла - если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное; 3 балла - если сформировано полное и четкое представление Методика «Закончи историю» Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
2. Диагностика эмоционального компонента нравственного развития Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1-2 классов) (по Р.Р.Калининой) Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие, объясняя свой выбор. Обработка результатов. 0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. 1 балл - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны. 2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. 3 балла - ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д. Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка). Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой - плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) - на безнравственный поступок. Обработка результатов. 0 баллов - ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. 1 балл - нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны. 2 балла - нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое. 3 балла - ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое. Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам). Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему? Обработка результатов по вышеуказанной шкале. Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской) Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами. 1. Если я знаю, что поступил неправильно, то … 2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то … 3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно … 4. Когда в моем присутствии обижают человека, я … 5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я … 6. Если бы я был на месте учителя, я … Обработка результатов по вышеуказанной шкале. Методика «Незаконченные предложения, или моё отношение к людям». Отношение к друзьям Думаю, что настоящий друг … Не люблю людей, которые … Больше всего люблю тех людей, которые … Когда меня нет, мои друзья … Я хотел бы, чтобы мои друзья … Отношение к семье Моя семья обращается со мной как … когда я был маленьким, моя семья … Чувство вины Сделал бы все, чтобы забыть … Моей самой большой ошибкой было … Если ты совершаешь дурной поступок, то … Отношение к себе Если все против меня … Думаю, что я достаточно способен … Я хотел бы быть похожим на тех, кто … Наибольших успехов я достигаю, когда … Больше всего я ценю … (Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. - Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37) Анкета-опросник «Настоящий друг» (Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154) 1. Делится новостями о своих успехах. 2. Оказывает эмоциональную поддержку. 3. Добровольно помогает в случае нужды. 4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе. 5. Не завидует другу. 6. Защищает друга в его отсутствие. 7. Терпим к остальным друзьям своего друга. 8. Хранит доверенные ему тайны. 9. Не критикует друга публично. 10. Не ревнует друга к остальным людям. 11. Стремится не быть назойливым. 12. Не поучает, как нужно жить. 13. Уважает внутренний мир друга. 14. Не использует доверенную тайну в своих целях. 15. Не стремиться переделать друга по своему образцу. 16. Не предает в трудную минуту. 17. Доверяет свои самые сокровенные мысли. 18. Понимает состояние и настроение друга. 19. Уверен в своем друге. 20. Искренен в общении. 21. Первым прощает ошибки друга. 22. Радуется успехам и достижениям друга. 23. Не забывает поздравить друга. 24. Помнит о друге, когда того нет рядом. 25. Может сказать другу то, что думает. Обработка результатов: За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» - по 1 баллу, а за ответ «нет» - 0 баллов. Сложите полученные очки. От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить. От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить. От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же. Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?» (Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118) Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «-» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь. 1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)? 2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»? 3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте? 4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер? 5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести? 6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе? 7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым? 8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)? 9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор? 10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания? Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ - - + + + + - - -». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.