Рабочая программа. Квиллинг (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № »



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ







Волшебный завиток




Составитель; Юрченко И.Д..

учитель начальных классов




Кашира, 2014

Пояснительная записка

Программа кружка «Волшебный завиток» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Она предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на детей с 7 до 10 лет.

Рабочая программа кружка «Волшебный завиток» ориентирована на достижение результатов первого уровня - получение младшими школьниками социальных знаний.

    1. Актуальность курса «Волшебный завиток» - максимальное раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда на основе педагогической поддержки его индивидуальных способностей в процессе специально организованной культурно-практической деятельности, результатом которой является материальный продукт, выполненный самим ребенком. Особо организованная система сочетания индивидуальной работы с работой в малых группах и коллективной работой, система заданий разного уровня трудности позволяет обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, то есть в зоне ближайшего развития каждого ребенка на основе учета уровня его актуального развития.

    2. Развитие личности ребенка - приоритетное направление современного образования, положенное в основу Государственных стандартов. В связи с этим цели и задачи кружка «Волшебный завиток» совпадают с концепцией новых стандартов образования и направлены на

  1. - развитие воображения, мышления, интеллекта, фантазии, технического мышления, конструкторских способностей, формирования познавательных интересов;

  2. -развитие и совершенствование ручной умелости, мелкой моторики рук, расширение сенсорного опыта;

  3. -развитие умения составлять план действий и применять его в творческом процессе, основанном на поэтапных преобразовательных действиях;

  4. -развитие коммуникативной компетентности первоклассников на основе организации совместной деятельности;

  5. -воспитание социально-психологической адаптивности к трудовой деятельности в коллективе, формирование навыков общения со сверстниками и со старшими, умения оказывать помощь другим, принимать различные роли - ведомого-ведущего, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

  6. -формирование эстетической восприимчивости и художественного вкуса на основе знакомства с различными видами обработки бумаги, воспитания эстетических чувств и закрепление их в творческом опыте;

  7. -формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний, умений и навыков в области технологии обработки бумаги;

  8. -воспитание безопасной и общей трудовой культуры.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название "квиллинг". "Квиллинг" открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Программа построена "от простого к сложному". Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). «Волшебный завиток» - так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно- эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

Цель программы - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие

  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

 Обучать различным приемам работы с бумагой.

 Формировать умения следовать устным инструкциям.

 Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.

  • Обогащать словарь ребенка специальными терминами. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

  • традиционные,

  • комбинированные

  • практические занятия;

  • лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • эвристический - проблема формируется детьми, ими же предлагаются способы её решения;

  • исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;

  • индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповой - организация работы в группах;

  • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.


  1. Место кружка в учебном плане.

  2. Ведение кружка «Волшебный завиток» как курса общекультурного цикла осуществляется за счет часов внеурочной деятельности во второй половине дня.

Программа рассчитана на 33 часа. На реализацию программы отводится 1 час в неделю.

На теоретическую часть работы отводится 19,7% времени, а на практическую часть 80,3% времени.

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Кружок дает широкие возможности для оформления классных и школьных мероприятий, организации выставок достижений учащихся.


  1. Описание ценностных ориентиров содержания.

  2. Обучение, осуществляемое на занятиях, направлено на активизацию образного компонента мышления и выполняет важную психологическую функцию. Способность к творческой деятельности, которая развивается в ходе обучения, повышает адаптивные возможности первоклассника, его устойчивость к стрессам и возникновению различных заболеваний.

  3. В процессе деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. Уровень развития речи у детей также находится в прямой зависимости от степени развития у них точных движений пальцев рук.

  4. Содержание курса предполагает создание такой системы учебной деятельности, при которой происходит гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга (левого - ответственного за формально-логическое, понятийное мышление и речь, и правого - за образное мышление, создание многозначных контекстов). Такой подход в итоге должен привести к гораздо более высокому уровню развития практического мышления, эстетического восприятия и творческого отношения к миру.

  5. Практическая направленность курса активно способствует интеграции знаний, полученных при изучении учебных предметов (литературное чтение, математика, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство), что создает условия для развития исследовательских, изобретательных, инициативных способностей детей.

  6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

  7. Личностными результатами изучения являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

  8. Метапредметными результатами изучения является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

  9. Предметными результатами изучения являются доступные по возрасту начальные сведения о технологических приемах обработки бумаги, художественной стороне труда мастера, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, начальный опыт творческой и проектной деятельности.



Ожидаемые результаты


В результате обучения по данной программе учащиеся:

  • научатся различным приемам работы с бумагой;

  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

  • создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

  • познакомятся с искусством бумагокручения;

  • овладеют навыками культуры труда;

  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

  • овладение способами самопознания, рефлексии;

  • усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта.

Формы подведения итогов реализации рабочей программы

  • Составление альбома лучших работ.

  • Проведение выставок работ учащихся:

- в классе,

- в школе.

  • Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчества.



























Содержание программы


Программа кружка 1 года обучения «Волшебный завиток » Формирование группы Вводная беседа.
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Из истории происхождения ножниц. Беседа. Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги
Виды бумаги и картона. Рассказ «Из истории бумаги» Изучение свойств бумаги и картона
Секреты бумажного творчества
Обрывная аппликация. Скручивание в жгут. Аппликации. Скатывание в комок. Мозаика. Моделирование из полос. Мозаика из объёмных деталей (оригами) , коллективная работа. Соединение различных техник в одной работе.
Аппликация и моделирование
Аппликация из цветной бумаги. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Аппликация из деталей квиллинга. Коллективная работа. Моделирование из картона. Рамочка. Моделирование из гофрированной бумаги.
Работа с бумагой и картоном
Симметричное вырезание. Игрушки из картона с подвижными деталями. Простое торцевание на бумажной основе. Моделирование из фольги Коллективная работа.



























Содержание программы

Программа кружка 2 года обучения «Волшебный завиток »

Вводное занятие

Входная диагностика
История различных техник работы с бумагой
Базовые формы - основа любого изделия.

Беседа по охране труда

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
Аппликация и моделирование
Аппликация из цветной бумаги. Конструирование объёмных фигур из бумаги. Мозаика из бумаги (торцевание). Коллективная работа Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей (основы квиллинга). Работа с папье-маше
Работа с бумагой и картоном
Игрушки - сувениры из бумаги и картона. Конструирование из бумаги (основы оригами). Лепка из пластилина на картоне. Конструирование из бумаги и картона (основы киригами)

Оформление выставочных работ

Оформление тематических выставок Изготовление поделок с помощью аппликации. Коллективные работы




Содержание программы

Программа кружка 3 года обучения «Волшебный завиток »


Вводная беседа
Рассказ «Из истории бумаги»

Беседа по охране труда

Соблюдение правил по технике безопасности

Диагностика обученности учащихся


Входная диагностика.

Чудесные превращения бумажного листа

Знакомство с разными видами техник работы с бумагой. Использование квиллинга в аппликации. Что такое «кусудами»? История появления. Изготовление волшебного шара Коллективная работа.


Работа с бумагой и картоном
Изучение свойств бумаги и картона

Художественное моделирование из бумаги путем складывания Мозаика по желанию детей Изготовление более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.
Знакомство с профессией дизайнера
Проектная деятельность Изготовление поделок с помощью аппликации

Изготовление игрушек-сувениров




Содержание программы

Программа кружка 4 года обучения «Волшебный завиток »


Вводная беседа Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте.
Беседа по охране труда
Соблюдение правил по технике безопасности.
Виды бумаги, её свойства
Рассказ «Из истории бумаги» Изучение свойств бумаги и картона
Техника «Оригами»
Знакомство с «Оригами» Художественное моделирование из бумаги путем складывания.
Модульное оригами
Знакомство с техникой изготовления модулей Изготовление различных модулей и изделий из них
Шары кусудами
Волшебные шары кусудами. Знакомство с техникой изготовления. Изготовление шаров по образцу.
Техника «Киригами»
Киригами - современный вид японского искусства Основы техники киригами Изготовление открыток в технике киригами

  1. Техника «Квиллинга»


Знакомство с техникой квиллинга Изготовление деталей в данной технике Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей.

Торцевание (вид мозаики)

Изучение техники выполнения

Мозаика по желанию детей
Знакомство с профессией дизайнера
Изготовление игрушек-сувениров. Изготовление изделий используя известную технику (оригами, кусудами, квиллинг, киригами, торцевание)
Подведение итогов




Предполагаемые результаты реализации программы

В результате обучения по данной программе учащиеся:
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции из бумаги
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- познакомятся с разными видами работы с бумагой
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
первый уровень - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни Ребенок учится работать руками, учится оценивать результат труда, чувствует себя свободно, раскованно, стремится к знаниям и красоте, умеет оценить труд коллектива и чувствует потребность прилагать собственные усилия, для формирования целостного взгляда на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
второй уровень - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом
Раскрываются скрытые внутренние силы ребенка, то, что заложено в нем природой. Открытие своих глубинных потенциалов. Требования к прогнозируемым результатам зависят от этапа развития творческой личности, ориентированной на культурные ценности. Развивается художественный, эстетиче­ский вкус ребенка, его учат видеть красоту мира и природы и, что самое главное, творить эту красоту своими руками.
третий уровень- приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия
Учащийся владеет и проявляет общепринятые нормы культуры общения, в том числе уважение к окружающим, подчиняя собственные интересы задачам коллектива, а также культуры поведения в коллективе, оказывают помощь младшим воспитанникам. Учащийся владеет практическими навыками и умениями, которые позволяют уму быть социально защищенным в обществе, применять свое ремесло в течении всей своей жизни.

Формы и виды контроля

Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся:
- в классе,
- в школе,
- в библиотеке.
Выставки могут быть: однодневные - проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения; постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; тематические - по итогам изучения разделов, тем; итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей. Итоговый контроль по окончании изучения программы, в форме выпускной авторской практической работы. Предусматривается организация творческих отчетов коллектива. Программа создает условия для тесного сотрудничества с родителями по привлечению их к организации и обеспечению образовательной и творческой деятельности школы.

Методические рекомендации

Данная программа адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в разных техниках.
Во время занятий для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы учитель использует аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека В группу первого года обучения принимаются все желающие. Такой количественный состав позволяет учителю обратить внимание на восприятие индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а затем на основании проведённого анализа проводить каждое следующее занятие с учётом индивидуальности. Задания направлены на активизацию наблюдательности и фантазии; умению пользоваться необходимыми материалами. Внимание уделяется организации рабочего места. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Большое значение на этой ступени обучения имеет использование воспитывающих и развивающих возможностей дидактических игр. Набор детей производится на принципах добровольности и самоопределения обучающихся. На втором году - дети закрепляют уже полученные знания, умения и навыки. Овладевают более сложными приемами. Подход к составлению тематической композиции становится более осмысленным. Большее внимание уделяется индивидуальным практическим занятиям. Второй год рассчитан на детей, прошедших курс первого года обучения. В группу могут поступать и вновь прибывающие обучающиеся после специального тестирования и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Программа имеет спиральный принцип построения, который предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей. В данной программе большое внимание уделяется индивидуальным и творческим разработкам. Результат обучения - изготовление авторских работ. Каждый воспитанник самостоятельно выбирает образ, разрабатывает эскиз, выбирает материал, работает с литературой. Весь технологический процесс от замысла, до краткого изложения, обучаемые представляют на защите творческой работы. Для решения образовательных задач программы необходим комплекс, включающий методы, приемы, содержание, организационные формы учебной деятельности. Важно, чтобы ее компоненты были взаимосвязаны.





Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

- цветную бумагу,

- картон белый и цветной,

- клей (наилучшим является клей ПВА).

Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

Общие правила техники безопасности.

1. К уроку допускаются дети и подростки, изучившие и выполняющие правила по технике безопасности.

2. Обо всех неисправностях, поломках, утечках необходимо сообщать учителю и не приступать к работе до устранения их нарушений.

3. Перед уроком и по окончании урока необходимо проветривать помещение.

4. Бережно относиться к имуществу класса.

5. В классе находиться в сменной обуви, без головного убора.

Техника безопасности во время работы.

1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места, входов-выходов посторонними предметами, которые в данное время не используются в работе, играх.

2. Без разрешения педагога не включать теле-, видео-, аудио - аппаратуру.

3. Использовать электрические розетки только по назначению.

4. О неисправности аппаратуры сообщать педагогу.

5. Запрещается самостоятельно устранять неполадки.

6. Разрешается пить только кипячёную воду.

Требования безопасности при аварийных ситуациях.

1. При прекращении подачи электроэнергии сообщить педагогу, который должен отключить электрооборудование из сети (розетки), покинуть помещение.

2. При затоплении помещения, при возникновении пожара сообщить педагогу, который должен отключить электроприбор из сети, покинуть помещение.


Учебно - тематический план


Тема

Кол-во часов

Вводный блок

1

«Мы знакомимся»

1

2

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

1

Материал - бумага

3

Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.

1

4

Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

1

Конструирование

5-6

Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

2

7-8

Основные формы "капля", "треугольник", "долька", "квадрат", "прямоугольник". Конструирование из основных форм квиллинга.

2

9

Основые формы «завиток», «сердечко», «двойной завиток»

2

10-11

Основные формы. "Завитки". Конструирование из основных форм квиллинга.


12

Конструирование из основных форм квиллинга.

1

13

Основные формы. "Спирали в виде стружки".

1

14

Конструирование из основных форм квиллинга.

1

15-16

Индивидуальная работа. Композиция из основных форм.

2

Изготовление цветов в технике квиллинга.

17-18

Изготовление простых, несложных цветов.

2

19-20

Изготовление бахромчатых цветов.

2

Изготовление животных в технике.

21-22

Базовые формы.

2

23-25

Коллективная работа. Композиция. Занимательные игрушки

3

Цикл творческих работ

26-27

Изготовление различных форм листьев.

2

28-30

Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Композиция из цветов.

3

31-32

Индивидуальная работа, с использованием техники квиллинг.

2

33

Викторины, конкурсы, выставки.

1


Всего

33


Литература, используемая для занятий:

1. Е. Котаргинова Квиллинг. Бумажная пластика. 2008.

2. А.Быстрицкая. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс. 2010.

3. Диана Боден "Фантазии из бумажных лент: Миниатюрный квиллинг" и др.


© 2010-2022