- Преподавателю
- Начальные классы
- Литературное чтение урок-обобщение к разделу Писатели-детям
Литературное чтение урок-обобщение к разделу Писатели-детям
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Крупенко Н.Н. |
Дата | 14.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема | Урок-обобщение к разделу «Писатели-детям»
|
Цели | Цели обучения: повторение и обобщение пройденного материала; отработка навыков беглого выразительного чтения.
|
Планируемый результат | Предметные: Обобщить знания о писателях для детей Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные УУД Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им . Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. |
Основные понятия |
|
Межпредметные связи | Русский язык, литература. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 2-го класса. Часть 2 портреты писателей А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского, карточки с названиями произведений, предметные картинки, мультимедийная установка презентация, выставка книг изученных писателей; |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
ХОД УРОКА
Этапы урока
Содержание урока
Работа детей
УУД
-
Организационный момент
-У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком весёлым ,доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет ,сосед»!
-Итак ,повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…
Хором произносим текст:
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
Проверяют готовность к уроку.
Эмоциональный настрой.
-
Актуализация знаний .
Проверка д/з
Рассказ по плану рассказа Н,Носова «На горке»
Речевая разминка: Прочитайте скороговорку медленно по слогам, затем с ускорением. Прочитайте с радостью, со злостью, с равнодушием.
Саша быстро сушит сушки,
Насушил их восемь штук.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
Рассказ детей
-
Мотивация учебной деятельности
Сегодня мы вспомним и обобщим изученные произведения по нашему разделу. А как он называется, вы мне скажете, если расшифруете эти слова (илетасип - мятед). Писатели - детям. Как вы догадались? (читали справа налево)
Я вам показываю портрет писателя, а вы говорите полное его имя и фамилию. (показ портретов) С книгами К. Чуковского, С. Михалкова, С. Маршака, А. Барто вы уже были знакомы с детского сада. Вы проделали большую работу по группам: создали богатую выставку книг, приготовили интересные задания, подготовили инсценировки стихотворений, проиллюстрировали наиболее понравившиеся отрывки. И все свои труды собрали в единую папку по отдельному автору. Ну, а начнём наш урок с биографии писателей.
-
Работа над темой урока
А)Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году, 28 февраля, в Москве. Стихи влекли его к себе уже в самом раннем детстве. Десяти лет от роду он написал свою первую басню. В 1927 году семья Михалковых переехала на постоянное жительство город Пятигорск. Там Сергей Михалков в 1930 году окончил среднюю школу. Окончив школу, Михалков вернулся в Москву, не переставая писать стихи. Михалков поступил чернорабочим на Московскую ткацко-отделочную фабрику. Затем он принимал участие в одной экспедиции на Волге. Однажды Михалков написал стихи для детей. Напечатанные в журнале «Пионер» они были сразу замечены, обратив на себя внимание читателей и поэтов. Успех этих стихов и решил, в сущности, судьбу поэта. Михалков написал ещё 2-3 детских стихотворения, затем родился «Дядя Стёпа», появились «Мы с приятелем». Знакомство, а потом и творческая дружба с такими мастерами детской литературы, как С.Я. Маршак и К. И. Чуковский помогли Михалкову окончательно определить его творческий путь - путь в литературу для детей. Так Михалков стал одним из любимых поэтов для детей.
Б) Миллионы читателей - от двух лет и до глубокой старости - знают Корнея Ивановича Чуковского как весёлого, озорного, мудрого сказочника. Годы жизни - 1882 - 1969. Творческая личность Чуковского в детской литературе определилась позднее и связана с его наблюдением и изучением жизни детей, их интересов, вкусов, языка, их непрерывного тяготения к творчеству. «Прежде чем написать первую сказку, - пишет Чуковский, - я лет 15 изучал малышей… Без этого длительного изучения ребёнка я не мог бы написать ни строчки для детей» Стихи-сказки Чуковского - «Мойдодыр», «Бармалей», «Крокодил», «Муха-цокотуха» и другие - воспринимаются детьми как песенки, под которые можно двигаться, приплясывать. Если стихи «невозможно ни петь, ни плясать… они никогда не зажгут малолетних сердец» - утверждал Чуковский. Читая истории о весёлых зверятах, мы учимся быть смелыми, добрыми, любить людей, животных, природу - всё, что нас окружает.
В) Агния Львовна Барто начала свой путь в литературе в 20-е годы. В поэзии А. Барто встает многообразная, полная радостных настроений, боевая, трепетная жизнь растущего человека буквально с момента появления его на свет. Со страниц книг Барто смотрят на нас живые дети, у каждого из них свой характер, свои причуды, свои особенности. А. Барто глубоко убеждена в том, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными в будущем. Поэтому так страстно и по-серьёзному, а не в шутку разговаривает она с детьми, поэтому в самых весёлых стихах учит она их честности и чести.
Г) Самуил Яковлевич Маршак - детский поэт и переводчик. Он был одарён от природы. С 4 лет сочинял стихи, в гимназические годы начал печататься в столичных журналах. Судьба Маршака сложилась так, что интерес к детям и связь с различными детскими
коллективами возникли у него задолго до того, как он стал детским писателем. Первой
книгой Маршака для детей был сборник пьес сказок «Театр для детей.» В стихах
Маршака живёт само детство, мальчики и девочки, от крохотной хозяйки усатого-
полосатого и Великана до героев стихотворений «Мяч» и «Кот» и лодыри «Игра в мяч, в войну» посещение цирка, экскурсия в зоопарк, бесконечно разнообразная жизнь в школе, катание на карусели, прогулка с папой в выходной день, разговор с мамой о гиппопотаме - вот темы стихов Маршака о детях и для детей. С. Маршак понимал детство, до конца дней своих чувствовал себя ребёнком, способным радоваться первому снегу, ясному небу, берёзке в весеннем уборе. Д) -В развитие детской литературы Николай Носов внёс своеобразный и существенный вклад. Добрые, точные и справедливые слова сказал о творчестве Н. Носова писатель В. Катаев: «…Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа, которое называется «мальчик»…Мальчики Носова несут в себе все черты настоящего человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворённость, вечное стремление к новаторству, привычку изобретать, отсутствие умственной лени». -Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть. -Каждая книга Носова имела шумный успех.
2. .Чтение наизусть учащимися одного стихотворения каждого автора.
- Стихотворение « Радость» К.И.Чуковского.
- Стихотворение «Мы не заметили жука» А.Л. Барто.
- Отрывок из стихотворения «Мой секрет» С.В.Михалкова.
- Отрывок из стихотворения «Мяч» С.Я.Маршака.
. «Соотнеси название стихотворения с портретом поэта».
На доске портреты писателей и карточки - названия стихотворений «Дядя Стёпа», «Мой секрет»,»Телефон», «Путаница», «Верёвочка», «В школу», «Радость», «Кот и лодыри», «Почта», «Багаж», «Сила воли», «Мы не заметили жука». Надо прикрепить название стихотворения под портретом автора.
-
«Рассыпанные буквы». Вспомни героев произведений. Анаграммы.
Федора - дфеаро
Лодыри - дыроли
Заинька - казаинь
Пожарные - жарпоные
Самовар - моварса
Посуда - судапо
Темнота - нотемта
Щенок - кощне
Верёвочка - вочвекарё
Шляпа - ляшап
-
«Кто сказал?» Назови героя, которому принадлежат слова.
1.«Кому велено чирикать -
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать -
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!» (Заинька. «Путаница»)
2.«Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!» (Федора. «Федорино горе»)
3.«А теперь без грамоты пропадёшь,
Далеко без грамоты не уйдёшь.
Ни попить без грамоты, ни поесть,
На воротах номера не прочесть!» (Кот. «Кот и лодыри»)
4.«Я и прямо, я и боком,
С поворотом, и с прискоком,
И с разбега, и на месте,
И двумя ногами вместе…
Доскакала до угла.
- Я б не так ещё могла!» (Лида. «Верёвочка»)
5.«-Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним». (Валя. «Затейники»)
6.«- Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила». (Володя. «Живая шляпа»)
7.«- Нет, я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться.» (Котька. «На горке») 4.Один раз мы читали сказку «Три поро сёнка». А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали:
- Нам не страшен серый волк!
Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала: - Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке. Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно! («Затейники». Н.Носов) 5.Котёнок Васька сидел на полу возле ко мода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу. Он как под прыгнет - и уцепился когтями за шляпу. Шляпа соскользнула с комода, Васька со рвался и как полетит на пол! А шляпа - бух! - и накрыла его сверху. А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки и не видели, как Васька попал под шляпу. Они только услы шали, как позади что-то плюхнулось - упало на пол. («Живая шляпа». Н. Носов) 6.А Котька Чижов из шестой квартиры хит рый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да голо вой мотает, - как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! («На горке». Н.Носов)
. Физкультминутка
. Игра «Угадай-ка, откуда я?».
Учитель показывает предметы или картинки, дети угадывают произведения.
Любая посуда - «Федорино горе».
Картошка, корзина, шляпа - «Живая шляпа».
Совок, лопата, ведро, песок - «На горке»
Прыгалки - «Веревочка»
Апельсин - «Радость»
Бинт - «Мой щенок»
Заяц - «Путаница»
Пенал - «В школу» и т.д.
. Игра «Расскажи по картинке». В игре используются лучшие сюжетные картинки, которые рисовали дети в качестве иллюстраций к рассказам раздела.
. «Работа с пословицами»
Каждая группа вытягивает карточку с пословицей и соотносит её с подходящим произведением.
1. «Порядок - душа всякого дела» Федорино горе
2. «Учись смолоду - пригодится в старости» Кот и лодыри
3. «У страха глаза велики» Сила воли
4. «Нет друга - ищи, а нашёл - береги» Вовка - добрая душа
Цифровой диктант.
. - Я назову вам несколько утверждений. Если они верные, ответ ДА - ставьте 1, если утверждение неверное, ставьте 0. Будьте внимательны, предложения читаются только 1 раз!
-
Чуковского зовут Корней Павлович (Иванович)
-
Тараканише, Мойдодыр, Приключения Незнайки - сказки К. И. Чуковского. (Незнайка - Н. Носова.)
-
В «Путанице» К. Чуковского только заинька был паинька.
-
В стихотворении «Радость» от радости на березах вырастали апельсины. (Розы)
-
Блюдца, ножи, самовар, стол - это посуда, убежавшая от Федо ры в сказке «Федорино горе». (Стол - мебель)
-
Когда от Федоры ушла вся посуда, в доме остались только ее ко ты. (Тараканы)
-
Стихи «Верёвочка», «Мы не заметили жука» и «Вовка - добрая душа» написал С. Я. Маршак. (А. Л. Барто)
-
Щенка из стихотворения «Мой щенок» покусали дворовые собаки. (Пчелы)
-
Детей из рассказа «Затейники» звали Петя и Валя.
10. Котенка из рассказа «Живая шляпа» звали Пушок. (Васька)
Ответы: 0010000010
-
VII. Рефлексия.
Закончите предложение
Мне было интересно…
Мне захотелось…
Я узнал, что…
У меня получилось…
- В этом квадрате есть повторяющиеся буквы. Зачеркните их парами. Из оставшихся букв сложите слово, и получите оценку за урок.
Х
У
В
М
Н
Ж
И
А
Ц
Х
Ы
З
З
А
Ж
В