Поделитесь с коллегами:
Светлана Ривовна Китикарь
Урок русского языка во 2 классе
(система «Школа 2100», учебник под редакцией Бунеевых) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Цель урока: создание условий для освоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных. Задачи:
-
содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение к мнению других людей, умение высказывать и доказывать свое мнение, создавать мини-высказывание);
- актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи;
- смоделировать алгоритм определения одушевлённых и неодушевлённых существительных;
- развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные умения учащихся;
- обогатить лексикон детей, помочь включить изучаемые существительные в широкий культурный контекст.
Планируемые результаты: Личностные: - стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции - способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности. Предметные: - освоение понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»; - освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных. Метапредметные: Познавательные: - формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного; - добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации. Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной речи; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - адекватно воспринимать оценку учителя; - освоение способа решения проблемного поискового характера. Оборудование: учебник «русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, карточки со словами, карточки с разноуровневыми заданиями.
Ход урока - Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал, Поработать час настал. Так что время не теряем, И работать начинаем. 2. Актуализация субъектного опыта учащихся. - Прочитайте стихотворение, которое написано на доске. Есть много интересных слов, Их знаете давно. Вот, например, собака, стол, Часы, жираф, окно. И долго можно говорить Про разные предметы. Возьмём слова утюг, пенал, Ребёнок и конфеты. И будем с ними мы дружить, Писать, читать, произносить. - Что объединяет слова, которые выделены? Чем отличаются эти слова? (ответы детей) - Правильно, это имена существительные. А что мы знаем об имени существительном? (Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?) 3. Введение в тему и целеполагание. - О чём же будет наш сегодняшний урок? - Какова тема нашего урока? (одушевленные и неодушевленные имена существительные) - Что нам необходимо знать о них? - Чему мы можем научиться на уроке? (правильно ставить вопросы к словам, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, правильно употреблять их в речи). 4. Изучение новых знаний. - Вернёмся к нашему стихотворению. Разделите имена существительные, которые выделены красным цветом, на две группы. - Прочитайте слова первого столбика. По какому признаку вы их объединили? (Отвечают на вопрос кто?) - Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО? (Людей, животных, живых существ). - Прочитайте слова второго столбика. По какому признаку вы объединили эти слова? (Отвечают на вопрос что?) - Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Неживые предметы и явления природы). - А теперь, давайте обобщим, всё, что мы сказали, в одно общее правило-вывод. ВЫВОД: Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос КТО, называются одушевлёнными. Имена существительные, которые обозначают неживые предметы и явления природы, отвечают на вопрос ЧТО, называются неодушевлёнными. - Хорошо. А теперь, сравним наш вывод с правилом, которое написано в учебнике. Соответствует ли наш вывод тому, который вы прочитали в учебнике. - Как вы думаете, почему имена существительные назвали именно так: одушевлённые и неодушевлённые? (предположения детей). Работа со словарной статьёй из словаря Ожегова: определение и примеры. 5. Составление модели способа действия при различении одушевлённых и неодушевлённых существительных. Учащиеся работают в парах, составляя алгоритм. Представление наработок детей. Выбор оптимального алгоритма. Алгоритм - Найди имя существительное.
- Определи, что оно обозначает.
- Если обозначает живое существо, задай вопрос КТО?
- Если обозначает неживое существо, задай вопрос ЧТО?
5. Сделай вывод и докажи. 6. Первичная проверка восприятия изученного. - Давайте потренируемся. Я предлагаю вам придумать предложения с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными. Запишите свои предложения. Взаимопроверка в паре. 7. Минутка двигательной активности. - Если я произнесу одушевлённое имя существительное, то вы будете шагать на месте. Если я произнесу неодушевлённое имя существительное, то вы стоите на месте. Кофта, дети, рабочий, дождь, ветер, ученик, строитель, цветок, машинист, машина. (Можно показывать картинки) 8. Создание проблемной ситуации. - У вас на карточках слова: радио, метро, салями, шоссе, колибри, боа, панда, эму, винчестер, монитор, флэш-карта, капибара. Во втором столбике - слова-признаки. Подбери к существительным подходящие слова-признаки (пушистый, маленький, вкусный, быстрый, медлительный, домашний, московский, загородный, большой, удобный, плоский, новый). ПС: алгоритм не работает, так как мы не знаем, что обозначает необычное слово. Необычные слова - это слова-гости в нашем языке. Они «прибыли» из других языков (немецкого, английского и др.). Чтобы наш алгоритм продолжал работать, нужно узнать значение иноязычных слов. Вывод: для правильного употребления в речи слов-гостей (иностранного происхождения) необходимо сначала определить, одушевлёнными или неодушевлёнными они являются. 9. Применение и закрепление изученного материала. - Выбери карточку с заданием: Базовый уровень. Надпишите над существительными буквы О (одушевлёнными) или Н (неодушевлёнными). Устно обоснуй свой выбор. Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше, и можно было выпить воду. Повышенный уровень. Создайте и запишите связный текст на одну из выбранных тем «Зоопарк», «Город», «Я и компьютер». 10. Самоконтроль и взаимоконтроль. - А теперь посмотрим, как вы справитесь с заданием и побудете в роли учителя, проверяя работу своего соседа по парте. - Оцените работу ученика (базовый уровень) по шкалам «Правильность» и «Аккуратность». - Ребята, выбравшие повышенный уровень, могут по желанию проверить результаты работы у учителя или у консультантов-одноклассников. 11. Подведение итогов. 1) Чему мы научились на уроке? 2) Что открыли для себя нового, необычного, интересного? 12. Домашнее задание. Придумать мини-сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных. 13. Рефлексия. - Нарисуйте на полях в тетради лицо человека, но без носа и рта. Теперь дорисуем нос: ! - если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справились с заданиями. ? - если вы не совсем хорошо поняли алгоритм действий и у вас есть вопросы. Теперь дорисуем рот: - урок понравился и вы довольны своей работой, - урок не понравился, я не очень доволен своей работой.