Рабочая программа по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«окружающий мир»

3 КЛАСС

предмет, классы


Марченко Мария Борисовна

учитель, составивший программу





Х.Степановский

2014 ГОД



Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год, программы "Окружающий мир" автороа О.Т. Поглазовой 3 класс в УМК «ГАРМОНИЯ», 2014 г.

I. Пояснительная записка Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение по образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание». Настоящий курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания естествознания и обществознания в начальной школе в направлениях интеграции, гуманитаризации и экологизации знаний, воспитания гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности. Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности. Основными интегрирующими узлами образовательного процесса в курсе являются следующие развивающие, образовательные, воспитательные цели и задачи: - продолжение разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание), развитие интегративного, экологического, вариативного мышления; - последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества; освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов их познания - для дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных курсов биологии, физики, химии, астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин; - воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе; формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.


II. Общая характеристика учебного предмета. Содержание курса « Окружающий мир» Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе. Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Между тем, при отборе содержания соблюдается и разумная дезинтеграция, выделение крупных самостоятельных содержательных блоков, материал которых предоставляет ученику возможность глубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие различных его структур (природы, человека, общества, истории государства), что способствует подготовке учащихся к изучению в основной школе дифференцированных курсов. Таким блоком, например, является раздел «Путешествие в прошлое России», где учащиеся погружаются в изучение истории своего Отечества, знакомятся с важнейшими событиями в его истории. Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира. Например, на уроке математики ученики узнают способ отображения целого и составляющих его частей с помощью диаграммы, на уроке окружающего мира они используют диаграмму, с помощью которой показывают соотношение суши и воды на земной поверхности. Понятие «симметричное тело» изучается на уроках математики и окружающего мира, закрепляется на уроке технологии при создании изделий симметричной формы. На уроках окружающего мира изучаются сезонные изменения в природе, на уроке литературного чтения ученики знакомятся, как отражают их писатели и поэты, на уроках музыки - композиторы, на уроке рисования - художники. Тема «Во что веровали наши предки» изучается на уроке «Окружающего мира», на уроке технологии ученики делают обереги, которые наши предки помещали на свою одежду, жилища. При отборе содержания были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Учебный материал, тематически повторяющийся в разные годы обучения, служит основой для интеграции в него последующих знаний и умений в системе развития, с обогащением новыми сведениями, связями и зависимостями, с изменением уровня сложности. При этом в процессе «открытия» нового знания осуществляется переход от разрозненных фактов к их системе согласно принципам системности (целостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности) и спиральной структуре (каждый следующий виток расширяет и углубляет знания). Так, например, первоклассники знакомятся с разнообразием растений, выявляя их внешние признаки, третьеклассники наблюдают изменения, происходящие в жизни растений в связи со сменой сезона, рассматривают развитие растения от семени до семени, в 4 классе они изучают способы приспособляемости растений к природным условиям разных природных зон, выявляют значение растений для природы и др. Исторический и обществоведческий материал представлен на «макроуровне» - государство Россия (его прошлое и настоящее) и «микроуровне» - семья, родной край (город, село, область). В соответствии с хронологическим принципом построения исторического содержания школьники постепенно знакомятся с важнейшими историческими событиями, с выдающимися людьми, памятниками истории и культуры Древней Руси, Московского государства, Российской империи, СССР, Российской Федерации. Немало места уделено героической борьбе народов нашей страны с внешними врагами: противостоянию Руси кочевникам, монгольскому нашествию, крестоносцам, в Отечественной войне 1812 г. и Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Согласно культурологическому подходу учащиеся приобщаются к культурному наследию народов нашей страны, воплощенному в искусстве, религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях, обычаях. В содержание курса интегрированы сведения об образе жизни наших предков, их материальной культуре (жилищах, одежде, предметах быта и др.), о старинных ремёслах и способах обработки природных материалов. При этом учащиеся знакомятся с нравственными ценностями и заповедями наших предков, которые определяли их отношение к природе, семье, людям. Кроме того, мысленно путешествуя по материкам и океанам Земли, ученики знакомятся с историей их открытия, узнают, что на нашей планете много стран и народов с разным образом жизни, с памятниками культуры, созданными творчеством многих поколений жителей нашей планеты. При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры. Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации. В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Они узнают о разнообразии растений, грибов, животных, форм суши, видов водоёмов, о Земле как планете Солнечной системы, о природных сообществах и природных зонах, о сезонных изменениях в природе и в жизни человека. Изучают свойства воздуха, воды, почвы, веществ, необходимых для всего живого на Земле, обсуждают проблемы, связанные с их загрязнением и осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Получают начальные представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, от чего зависит его здоровье. Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край. Во многих разделах программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. В учебниках внимание учащихся на этот вид деятельности обращено специальным значком «изучай родной край». Предусмотрено выполнение краеведческих проектов во внеурочное время, что способствует и разумному отдыху детей. С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его среду, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие предков и мировой культуры. В результате формируется желание следовать безопасному, экологически грамотному и здоровому образу жизни, соблюдать чистоту и красоту среды обитания. Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира. Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире. Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях. Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития. Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика. Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества. Таким образом в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе. Основным средством организации деятельности учащихся при реализации курса являются учебники - тетради, интегрирующие функции учебника, рабочей тетради, дневника наблюдений, атласа, набора контурных карт, тетради для контрольных работ. В 3 классе полученные в 1 и 2 классах знания о многообразии объектов окружающего мира дополняются представлениями об изменчивости окружающего мира, о наличии закономерностей этих изменений, о тесных связях изменений в неживой и живой природе, о преобразующей природу деятельности людей. Происходит знакомство со свойствами веществ, необходимых для всего живого на Земле, со свойствами воздуха, воды, почвы, с проблемами их загрязнения и очистки, с необходимостью бережного отношения к окружающей среде. Ученики получают представление о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, как здоровье человека зависит от его образа жизни и состояния окружающей среды. Последовательно расширяются и исторические представления. Учащиеся знакомятся с разнообразием исторических источников, с бытом и культурой наших предков. В течение этого года обучения закрепляются умения классифицировать окружающие предметы и явления, обобщать полученную информацию в простых схемах и таблицах. Начинается освоение опытно-экспериментальной деятельности по изучению природы: определение состава и свойства веществ, изменение их состояния в связи с изменением температуры; наблюдение за развитием растения и др. Осваиваются систематические фенологические наблюдения. При этом внимание учащихся направляется на выявление последовательностей, закономерностей, причинно-следственных связей в окружающем мире

III. Место учебного предмета в учебном плане. В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается в 3 классе два часа в неделю. Общий объём учебного времени в соответствии с календарём на 2014/2015 уч. год составляет 68 часов.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета в 3 классе.

  • Мир многогранен, интересен и всё время изменяется - необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Природа жизненно необходима и ранима - нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.
  • В мире и в России живут разные народы - надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни - следует изучать и уважать его.
  • Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, - основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Окружающий мир» В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные. Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир» У выпускника будут сформированы:

  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
  • готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
  • понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
  • осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
  • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
  • навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
  • осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;
  • понимание важности здорового образа жизни.
У выпускника могут быть сформированы:
  • стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
  • зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
  • стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
  • эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
  • осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)
  • принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
  • действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
  • оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Выпускник получит возможность научиться:
  • оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
  • ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
  • проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
  • адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
  • осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
  • понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
  • подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
  • наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
  • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
  • осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Выпускник получит возможность научиться:
  • осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
  • обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
  • дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
  • осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Выпускник получит возможность научиться:
  • оперировать в речи предметным языком - правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
  • планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
  • проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
  • уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
  • участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты К концу 3 класса учащиеся должны знать/понимать: - понятия «явление», «погода», «осадки», «тело», «вещество», «частица», «клетка», «орган», «организм», «прошлое и настоящее», «исторический источник», «исторический центр», «предки», «крестьянин», «ремесленник»; - сезонные явления в неживой и живой природе (ветер, дождь, град, гроза, радуга, туман, роса, иней, снегопад, метель, ледостав, ледоход, оттепель, капель, листопад, сокодвижение, линька, спячка, гнездование, перелеты); причины природных явлений, перехода воды в разные состояния, круговорота воды в природе; - наблюдаемые свойства воздуха, воды, почвы, снега, льда (цвет, вкус, запах, прозрачность, твердость, рыхлость, текучесть); - строение и функции органов человеческого и растительного организмов, последовательность развития цветкового растения; - отличие деревни от города, старинного города от современного, труда крестьянина и ремесленника; - условия, необходимые для развития и жизни организмов, профилактические меры предупреждения заболеваний, вредные и полезные привычки; правила безопасного поведения в природе в разные сезоны, правила сохранения и укрепления здоровья; уметь: - характеризовать погодные явления в разные времена года, сезонные изменения в жизни растений и животных, стадии развития насекомых, рыб, птиц, земноводных; исторические источники, исторические памятники, старинные предметы быта и орудия труда, занятия крестьян и ремесленников в прошлом, старинные города; изменения, происходящие в жизни людей с течением времени (в течение года, столетий); - различать органы растения, организма человека, природные явления; - наблюдать предметы и явления в неживой и живой природе, последовательность развития растения и вести дневник наблюдений; - экспериментировать, проводить простые опыты по определению физических свойств веществ и делать выводы по их результатам; пользоваться термометром, лупой, определять пульс; - пользоваться условными обозначениями предметов и явлений, схемами, таблицами, различными источниками информации; - выявлять, анализировать и оценивать изменения в окружающем мире, их причины; негативные последствия деятельности человека, опыт предыдущих поколений людей, нравственно-этические нормы поведения в природе и обществе; осознать: - значение Солнца, воздуха, воды, почвы для всего живого на Земле; значение растений и животных в природе и в жизни человека; природа нужна человеку не только для жизни, но и для проявления эстетических чувств и создания произведений искусства; - необходимость бережного отношения к природе, экологически грамотного и безопасного поведения в природе и культурного поведения в обществе; необходимость и важность природоохранных мероприятий; - окружающий мир изменяется с течением времени; изменения, происходящие в природе, в жизни людей и общества, доступны наблюдению и изучению; изменение положения Солнца над горизонтом является причиной изменений в неживой природе, от которых в свою очередь зависят сезонные изменения в жизни растений, животных, человека; - быт и культура наших предков в прошлом зависела от природы в гораздо большей степени, чем в настоящее время; земледелие, скотоводство, ремесла, образование претерпели ряд изменений со времен Древней Руси; изучая законы природы, человек преобразует ее, изобретает более совершенные приборы, устройства и орудия, облегчающие труд, но деятельность человека может приводить к загрязнению воздуха, воды, почвы и снижению ее плодородия; - опыт предков необходимо изучать, чтобы научиться жить в гармонии с природой.

VI. Тематическое планирование учебного материала интегрированного курса

«Окружающий мир» в 3 классе по учебнику О.Т. Поглазовой - 68 ч

Тема урока

Характеристика УУД учащихся

Раздел 1. Разнообразие изменений в окружающем мире (8 ч)

1

Земля - наш общий дом.


Личностные УУД

Уметь сознательно и выразительно читать произведения. Определять общие для всех правила поведения. Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД

Работать по предложенному плану, инструкции. Высказывать своё предположение на основе учебного материала. Отличать верно выполненное задание от неверного. Осуществлять самоконтроль. Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД

Знать отличия культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных.

Уметь называть представителей животного и растительного мира.

Знать способы изучения изменений: наблюдение, эксперимент, работа с научно-популярной литературой, анализ, нахождение причин и следствий изменений.

Знать:

-причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов; старинный календарь

Уметь объяснять понятия «облачность», «погода», «осадки», «ветер», обозначать их условными знаками

Знать, какие природные явления характеризуют природу.

Уметь обозначать их условными знаками.

Знать устройство и работу жидкостного термометра

Уметь:

-измерять, записывать температуру;

-работать с научным текстом;

-моделировать;

-пользоваться измерительными приборами;

-делать выводы по результатам простых опытов

Уметь:

-выявить осенние изменения у растений;

-измерить температуру на теневой и солнечной сторонах школьного здания

Знать, как наши предки предсказывали погоду, как важен прогноз погоды в жизни человека.

Уметь:

-измерять температуру воздуха, воды;

-составлять условными знаками карточку погоды

Коммуникативные УУД

Осознавать речь как способ устного и письменного общения людей, в том числе чтение, как способ общения с автором кни ги. Участвовать в диалоге, в общей беседе выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи. Слушать и пони мать речь других. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника.

2

Разнообразие изменений в природе и в жизни людей.


3

Времена года.


4

Старинный календарь


5

Атмосферные явления и погода.


6

Тепло и холод. Температура и ее измерение.


7

Прогноз погоды.

Дневник наблюдений за погодой.


8

Необычные атмосферные явления


Раздел 2. Осенние изменения в природе и жизни человека (4 ч)

9

Экскурсия..

Изменения в неживой природе осенью.


Личностные УУД

•положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

•готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

•осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отно-шения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

Познавательные УУД

Знать:

-какие изменения происходят в неживой и живой природе осенью, причины перелета птиц;

-о положении Солнца осенью, об осадках, температуре воздуха, первом инее, заморозках;

-об осенних заботах человека;

-об обычаях и праздниках наших предков

Коммуникативные УУД

•планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

•проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

•уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

10

Осень в природе.

Изменения в живой природе осенью.


11

Осенние заботы человека


12

Осень в жизни наших предков


Раздел 3. Тела и вещества, их свойства (14 ч)

13

Тела и вещества.

Три состояния вещества.


Познавательные УУД

Знать:

-что такое «тело», «вещество»;

-о трех состояниях вещества.

Уметь классифицировать предметы по существенным признакам

Уметь объяснять расположение и движение молекул в газообразном, жидком и твердом веществах

Знать:

-об открытии простейших;

-о клетке;

-болезнетворные бактерии, способы борьбы с ними

Уметь:

-определять состояние веществ;

-ориентироваться в системе полученных знаний

14

Строение вещества


15

Удивительные открытия.


16

Воздух и его состав


17

Свойства воздуха.


Регулятивные УУД

•организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)

•принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

•планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

•действовать согласно составленному плану, а также по инст рукциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

•контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

•оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Познавательные УУД

Знать значение воздуха для жизни на Земле

Знать отличие «сухого», «влажного», «целебного» воздуха

Знать:

-что такое ветер, воздушный поток, причины его возник-ния;

-об использовании силы ветра человеком

Знать:

-о значении воды на Земле;

-об источниках питьевой воды;

-свойства воды: вкус, цвет, прозрачность, теплопроводность, растворимость в ней веществ

Знать:

-способы очистки воды в быту и в промышленности;

-фильтрование

Знать, как образуется туман, иней, роса.

Уметь отличать три состояния воды в природе

Знать принцип круговорота воды в природе

Знать главное отличие почвы - плодородие.

Уметь определять состав почвы

Знать:

-правила гигиены при работе с почвой;

-понятие «круговорот веществ в почве».

Уметь устанавливать взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы. Знать способы сохранения плодородия почвы.

Уметь объяснять отрицательное действие человека на плодородие почвы. Уметь ориентироваться в системе полученных знаний

18

Как используют воздух


19

Вода. Свойства воды.


20

Очистка воды.


21

Превращения воды.


22

Круговорот воды в природе.


23

Почва, ее состав и свойства.


24

Обитатели почвы


25

Почва - кормилица.


26

Обобщение по теме: «Свойства воздуха, воды и почвы».



Раздел 4. Зимние изменения в природе и в жизни человека (5 ч)

27

Экскурсия.

Зимние явления в живой и неживой природе.


Познавательные УУД Знать изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы. Уметь объяснять образование снежинок, изморози Знать значение снегового покрова для растений Знать о зимовке разных групп животных Знать обычаи, праздники, заботы зимой наших предков Уметь объяснять зимние явления: снегопад, ледостав, гололедица

28-29

Зима в природе.


30

Зимние заботы человека


31

Как зимовали наши предки.


Раздел 5. Организм человека и его здоровье (12 ч)

32

Организм человека.


Регулятивные УУД

•оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

•ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий;

•проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

•адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Познавательные УУД

Знать:

-основные функции крови, ее состав;

-навыки здорового образа жизни;

-как беречь и развивать сердце.

Уметь:

-называть органы кровообращения, их функции;

-измерять пульс

Знать, какие органы очищают организм, их функции и принцип работы.

Уметь соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения.

Знать:

-органы чувств: глаз, ухо, нос, язык, кожа;

-их работа и функции в организме.

Уметь соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств

Знать:

-значение нервной системы и ее органов в организме;

-что такое память, ее виды и развитие

Уметь:

-объяснить значение сна, режима дня;

-аргументировать понятие «здоровая нервная система»;

-развивать свою память, объяснять ее значение для учебы

Знать, какими способами лечились наши предки

Уметь систематизировать учебную информацию в схеме

33

Скелет - надежная опора и защита.


34

Мышцы и их назначение. Развитие мышц.


35

Органы дыхания. Предупреждение их заболевания.


36

Кровеносная система.


37

Кровь и её функции в организме.


38

Органы пищеварения.


39

Очистка организма, органы выделения.


40

Нервная система и ее роль в организме


41

Органы чувств, их значение и гигиена.


42

Как лечились наши предки и каковы современные методы лечения.


43

Обобщающий урок по теме: «Организм человека и его здоровье».


Раздел 6. Развитие животных и растений (12 ч)

44

Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе.


Познавательные УУД Знать: -разнообразие растений (светолюбивые и др.); -органы цветкового растения. Уметь: -выделять существенные признаки; -устанавливать причины и следствия природных явлений Знать: -функции стебля и листьев; -разнообразие листьев, их строение, функции, расположение на стебле. Уметь: -отличать разные виды листьев; -моделировать невидимые природные процессы Знать: -строение цветка, значение опыления. Уметь ориентироваться в разнообразии цветков и плодов

Знать:

-цикл цветкового растения от семени до семени;

-роль растений в окружающем мире.

Уметь:

-делать обобщающие выводы; -моделировать цикл цветкового растения Уметь обсуждать вопросы и проблемы, выдвинутые на конференции Знать: -приметы весны к началу цветения (апрель, май); -о цветах-первоцветах. Уметь называть признаки весны с учетом местного природного окружения

45

Весна в природе


46

Разнообразие животных. Развитие животных разных групп. Стадии развития птиц. Развитие рыб и земноводных.


47

Стадии развития насекомых


48

Растение - живой организм


49

Развитие цветковых растений


50

Корни и стебли растений


51

Листья растений, их роль в жизни растения


52

Для чего цветет цветок


53

Способы размножения растений


54

Обобщающий урок. Экскурсия.


55

Весна в жизни наших предков.


Раздел 7. Изменение быта и культуры наших предков (12 ч)

56

Наука, история, исторические корни


Познавательные УУД

Знать:

-что и как изучает история, ее значение;

-способы познания прошлого;

-о быте и культуре своего народа;

-понятия «исторические источники и их виды», «археологические раскопки».

Уметь видеть в настоящем опыт предыдущих поколений

Знать:

-чем занимались наши предки, как они осваивали природу;

-обычаи и традиции предков.

Уметь объяснить, чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя

Знать:

-значение семьи, родовой общины, племени;

-виды жилищ наших предков

Знать:

-как жили в старину на селе;

-о старинном быте сельских жителей

Знать:

-строение старинных поселений, их виды;

-значение исторического центра современного города, важность его сохранения.

Уметь:

-добывать информацию из иллюстраций и текста;

-охранять памятники старины

Знать:

-чем занимались горожане в старину;

-старинные профессии (кузнец, гончар, плотник, стеклодув);

-виды художественной росписи предметов быта.

Уметь:

-добывать информацию из иллюстраций и текста;

-приобщиться к старинному ремеслу

Знать:

-чем занимались купцы в старину;

-появление денег;

-историю возникновения торговли и денег на Руси;

-понятия «меновая торговля», «купец», «монета».

Уметь:

-анализировать, сравнивать, обобщать;

-сознательно и бережно относиться к бюджету семьи, к природным богатствам родного края

Знать, как одевались наши предки в разные времена

Знать, как в старину на Руси обучали счету, письму

Уметь:

-выполнять самостоятельные задания;

-участвовать в играх, театрализациях, конкурсах

Уметь:

-наблюдать, делать выводы, обобщать

Личностные УУД

•осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отноше ния к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

•понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;

•осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

•умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

57

Природа в жизни наших предков.


58

Образ жизни наших предков.


59

Жизнь на селе в старину.


60

Старинные города.


61

Занятия горожан в старину


62

Что делали мастера из древесины


63

Торговое дело на Руси.


64

Одежда наших предков.


65

Учение на Руси.


66

Экскурсия в краеведческий музей.


67

Обобщающий контрольный урок. Что мы узнали и чему научились в 3 классе.


68

Резерв


Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

  1. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 3 класс. Учебник (в 2-х частях)- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013;
  2. Поглазова О. Т. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 3 класс (в 2-х частях)- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013;
  3. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 3 класс. Методические рекомендации для учителя/интегрированный курс - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013;
  4. натуральные живые пособия - комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
  5. гербарии;
  6. изобразительные наглядные пособия - таблицы;
  7. глобус;
  8. географические карты;
  9. предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;
  10. оборудование для изготовления наглядного и дидактичекого материала, мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор);
  11. единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/ и другие мультимедиа ресурсы.
© 2010-2022