- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пашкова С.Ю. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
01-02.04-15
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Учитель : Пашкова С.Ю.
Редакция 1
стр. 23 из 24
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение г.Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №27 имени Д.И.Донского»
МБОУ СОШ №27 г.Шахты
346516 Россия, г. Шахты, Ростовской области, ул. Азовская, 46, тел./факс (8636)26-87-41, e-mail:[email protected]
Утверждаю:
пр. №___от «____»____ 2015 г.
Директор МБОУ СОШ № 27
__________________________
Гарковец Т.Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
изобразительному искусству
по_____________________________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
начальное общее (1-б класс)Уровень общего образования (класс)
_______________________________________________________________
33(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Пашкова светлана ЮрьевнаКоличество часов ____________
Учитель________________________________________________________
(Ф.И.О.)
Программа разработана на основе сборника программ к комплекту «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой; М.:Вентана-Граф,2014 и авторской программы Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской «Изобразительное искусство»; М.:Вентана-Граф, 2011.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
г.Шахты
2015
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Нормативные акты и учебно-методические документы.
Рабочая программа по изобразительному искусству реализуется на основе следующих документов:
-
закон «Об образовании» (zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf);
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
- примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72);
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
- основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №27 г.Шахты;
- программа формирования УУД;
- учебный план ОО на 2015-2016 учебный год;
- сборник программ к комплекту «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой; М.:Вентана-Граф,2014;
- программа «Изобразительное искусство», автор Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская; М.: Вентана-Граф, 2013.
1.2 Общая характеристика учебного предмета в учебном плане.
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре. Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»: воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, уважения к культуре и искусству разных народов, способности проявления себя в искусстве; обогащение нравственных качеств, а также формирование художественных и эстетических предпочтений; развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии; способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности; желания привносить в окружающую действительность красоту; освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире; развитие опыта художественного восприятия произведений искусства. Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, восприятия разных видов искусства, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника. Основой педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами. В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа. Методико-педагогическая реализация системного подхода в обучении просматривается через обобщающие направления. Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы. Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и окружающей действительности. Изучение исторического и национального аспектов освоения пространства Земли человеком (на основе истории развития искусства разных народов). Рассмотрение движения, ритма в природе и жизни человека (цикличность жизни в природе). Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Развитие представлений о форме в декоративно-прикладном искусстве. Знак и его значение в истории разных народов. Красота и целесообразность внешней и внутренней формы в природе. Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающей действительности. Цвет в декоративно-прикладном искусстве. Наблюдения за природой: цветовое разнообразие природных ландшафтов, населенных разными народами. Разнообразие видов народного творчества. Освоение композиционных задач в искусстве. Смысловая взаимосвязь элементов в декоративной композиции: ритм пятен, линий. Знакомство с орнаментом: особенности национального колорита, природа его происхождения, специфика. Орнамент в жизни человека: оформление костюма, жилища, домашней утвари; изделия декоративно-прикладного искусства. Задания по ИКТ в данном возрасте направлены на развитие наблюдательности, любознательности, интереса к природным объектам. Разнообразие видов компьютерной графики способствует расширению творческой самостоятельной деятельности детей, активному и продуктивному общению по поводу искусства, дает возможность включать в процесс обучения исследовательские задания и проектные формы работы, что развивает способности аргументированной защиты своей точки зрения, формирует умение слушать собеседника. Поиск и работа с информацией, полученной в Интернете, расширяет спектр общеобразовательных понятий, знаний из различных областей наук и является активным средством самосовершенствования. Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, усвоение цветоведения и ощущение формы, заданий поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок. Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми. В основе программы дано максимальное проявление самостоятельности и активной личностной позиции педагога. В ней приведены примерные задания, которые ориентируют педагога на разработку и создание своих учебных и творческих заданий, форм и видов работы. Предложенная в программе тематика направлений работы и заданий достаточно широка, что позволяет педагогу увеличивать количество часов на изобразительное искусство исходя из возможностей и особенностей школы. Методической основой преподавания изобразительного искусства является: опора на практическую деятельность ребенка и возвышение ее до уровня творчества; процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор); проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы; активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития. Ценностные ориентиры содержания предмета «Изобразительное искусство» Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска. При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни. Мир природы и мир человека. Материал вводит ученика в разнообразие природных объектов, являющихся основой творчества любого художника: воздушное пространство, водный мир, земная поверхность и подземные недра. Раскрывается идея влияния природного окружения на творчество художника. Формирование представлений об особенностях родной культуры: город и село; труд и профессии; социальная основа жизни и национальный колорит. Основным направлением работы с детьми в этом возрасте является развитие подвижности (продуктивности) воображения и фантазии, композиционного мышления, активизация форм и способов порождения замысла. В процессе изучения изобразительного искусства развиваются творческие способности, проектные, художественно-трудовые, нравственно-художественные задачи. Оно ориентирует на эмоционально- эстетическое восприятие произведений профессионального искусства, на формирование ценностного отношения к явлениям природы, к образам фольклора и литературы, к реальным людям, животным. Содержание программы предполагает овладение учащимися художественно-творческим опытом в рисовании с натуры, по памяти, представлению; освоение приёмов создания художественных образов с использованием средств художественной выразительности (цвет, свет, линия, силуэт, форма, пропорции, композиция).
Место предмета в базисном учебном плане. В учебном плане начального общего образования МБОУ СОШ №27 г.Шахты на 2015-2016 учебный год учебный предмет «Изобразительное искусство» реализуется в количестве одного урока в неделю, 33часа в год.
- Основное содержание и требования к уровню подготовки программы первого года обучения.
Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы. 1 класс. Развитие умения наблюдать, замечать, переносить наблюдаемое в творческий продукт. Ребёнок этого возраста отличается впечатлительностью и информативной всеядностью, интересом к разным каналам информации. Окружающий нас мир богат, многообразен и многолик. Начало освоения изобразительно искусства связано с формированием у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными и насекомыми (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.). Другой важной особенностью работы является развитие умения видеть, слышать и чувствовать; замечать и изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и себя в мире окружающих предметов (я - часть мира). Практическая изобразительная задача первого года обучения - умение переносить наблюдения в творческий продукт. В этот период идет активная работа по освоению (формата) пространства листа. Цель первого года обучения: развитие эмоционально-образной сферы ребенка, его интереса к разнообразию цвета, света, форм, звуков, предметов, жестов, движений, запахов, интонаций и настроений в природе, жизни и искусстве, формирование умения изучать предметный мир и природу, видеть, слышать, чувствовать.
Содержание программы (33 ч) I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (16 ч) 1.1. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой). 1.2. Формирование представлений учащихся о происхождении искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника.
1.3. Развитие наблюдательности, формирование умения передавать в цвете свое впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности. 1.4. Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Первые представления о композиции. 1.5. Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально», «горизонтально», «наклонно». Передача в рисунке наблюдаемого в действительности. 1.6. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве. 1.7. Развитие понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции. 1.8. Развитие наблюдательности за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве. 1.9. Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: как с помощью белой краски можно изменить цвет. 1.10. Развитие интереса к объектам животного мира природы. Наблюдение за красотой и выразительностью движений животных, птиц, рыб. 1.11. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие представлений о «ближе-ниже», «дальше-выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под. 1.12. Развитие индивидуального чувства формы. 1.13. Передача движения в объеме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов. 1.14. Стилизация природных форм в декоративные. Освоение техники бумажной пластики. 1.15. Изображение по представлению с помощью разнообразных линий. По характеру начертания. Передача ощущения нереального сказочного пространства: предметы, люди в пространстве. 1.16. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни. 1.17. Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение. II. Развитие фантазии и воображения (11 ч) Преобразование наблюдаемого в жизни в творческий продукт. Развитие эстетических чувств ребенка, интереса к разнообразию цвета, форм, звуков, жестов, движений, запахов. Интонации в природе, искусстве и жизни и их отображение в творческих работах. 2.1. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии». 2.2. Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношений. Передача сюжета в работе. Развитие умения порождать свой сюжет. 2.3. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях. 2.4. Изображение движения. 2.5. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умение видеть необычное в обычном. 2.6. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, в парк, по городу, зоопарку. 2.7. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной форме. 2.8. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе, по мотивам литературных произведений. 2.9. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера). 2.10. Форма и украшение в народном искусстве. 2.11. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении. III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства - музейная педагогика (6 ч) 3.1. Изобразительное искусство в среде других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью. 3.2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина). 3.3. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности. 3.4. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или лес. 3.5. Представление работы художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре. 3.6. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом
№Блок /Раздел / Тема
Количество часов
1
Кто такой художник
10
2
Искусство видеть и творить
6
3
Какие бывают картины
4
4
Природа - великий художник
8
5
Музей в твоей книжке
5
Итого
33
2.1.Планируемые результаты. В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы: духовные начала личности и целостная картина мира; основы художественной культуры; понимание роли искусства в жизни человека; представления о выразительных возможностях языка изобразительного искусства; потребность в творческом проявлении; наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение; умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути её реализации в художественном материале; способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать своё отношение к происходящему; понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм. Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира; формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов; развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии; развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей; воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Метапредметные результаты освоения программы по изобразительному искусству процесс освоения способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи; развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе; развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности; активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи; формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог; развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов; развитие интереса к искусству разных стран и народов; становление понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли; освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства; формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре; формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. Предметные результаты освоения программы по изобразительному искусству. формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства; развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательного использования цвета и формы в творческих работах; развитие коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях поли- художественного воспитания; воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения; формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовые фантазии, формы, объемы, ритмы, композиционные решения и образы; формирование представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна); умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизаций по мотивам разных видов искусства; формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих, культурологических, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства.
Выпускник научится: создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; использовать выразительные средства изобразительного искусства - цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.; работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.); различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа/эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков; выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами; создавать образы природы и человека в живописи и графике; выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия горизонта: ближе - больше, дальше - меньше; загораживание; композиционный центр); понимать форму как одно из средств выразительности; отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; видеть сходство и контраст форм, геометрические и родные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта; использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе; передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе; использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа; создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм; изображать объёмные тела на плоскости; использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа; применять различные способы работы в объёме - вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей; использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм); чувствовать выразительность объёмной формы, сложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных; понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов; понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов; понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве; использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы; понимать культурно-исторические особенности народного искусства; понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства; приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;
видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;
понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;
активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;
работать в историческом жанре, создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;
воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);
переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;
работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;
участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;
выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);
использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
«Изобразительное искусство» (автор Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская) вносит особый вклад в духовно-нравственное, эстетическое воспитание обучающихся; формирует представление о мире искусства, знакомит с жанрами и видами изобразительного искусства, лучшими произведениями русских и зарубежных живописцев, графиков, скульпторов, национально-культурными традициями народных промыслов, с декоративным искусством и архитектурой, знаменитыми художественными музеями и картинными галереями мира. Взаимосвязано с другими предметами (окружающий мир, музыка, литературное чтение, технология) формирует умение видеть прекрасное и создавать его своими руками.
2.2. Система оценки индивидуальных достижений.
Оценивать деятельность обучающихся необходимо индивидуально, с учётом возраста и прогресса ученика, определяя освоение темы, технологию работы, овладение материалами и инструментами. Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу, за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством обучающихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований нового образовательного стандарта. Оценка деятельности обучающихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки. Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: Полнота и правильность ответа, соответствие рисунка заданным характеристикам, аккуратность выполнения работы, общая эстетика рисунка - его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов, проявление фантазии в работе (там, где это возможно или предусмотрено заданием). Итоговая оценка по изобразительному искусству проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик в течение четырёх лет обучения создаёт свой «Портфель достижений», куда собирает зачтённые результаты текущего контроля, представленные в виде рисунков или их фотографий, краткие описания или отчёты о выполненных работах, грамоты, благодарности и т. п.
3. Календарно-тематическое планирование.
№ урока
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Характеристика
основных видов
деятельности ученика (на уровне учебных
действий)
Вид контроля, самостоятельной деятельности
Ресурсы
уроков
По плану
Факт
1
7.09
Вступительная беседа: «Что такое форма?» Рисование дерева необычной формы. (Урок-экскурсия).
1
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель.
Изучать окружающий предметный мир и мир
природы, наблюдать за природными явлениями.
Различать характер и эмоциональные состояния
в природе и искусстве, возникающие в результате
восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой).
Создавать цветовые композиции на передачу
характера светоносных стихий в природе (грозы,
огня, дождя, северного сияния, радуги, цветущего
луга). Овладевать приёмами работы красками и кистью. Понимать значение слова «форма», использовать это понимание в практической деятельности.
Формирование мотивации к деятельности.
Коллективное обсуждение.
Создание композиций.
viki.rdf.ru/item/945/download/
2
14.09
Чем работает художник? Палитра.
Рисование картин осени.(Урок-игра).
1
Развивать способность наблюдать и замечать
разнообразие цвета и формы в природе.
Передавать в цвете своё настроение, впечатление
от увиденного в природе, в окружающей
действительности.
Изображать по памяти и представлению.
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме в узоре.
Практикум.
3
21.09
Как появилось изобразительное искусство? Рисование пейзажных мотивов на основе прослушанной музыки.(Урок-игра).
1
Представлять, откуда и когда появилось
искусство. Изучать природные объекты (камни, листья, ракушки, кору деревьев и др.).
Использовать в работе тонированную бумагу;
работать, подражая неведомому художнику.
Выбирать материал и инструменты для
изображения. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме в узоре.
Просмотр через поисковую систему ya.ru, картин с изображением пейзажа
4
28.09
Гуашь.
Рисование осенних листьев различной формы.(Урок-экскурсия).
1
Развивать способность наблюдать и замечать
разнообразие цвета и формы в природе.
Передавать в цвете своё настроение, впечатление
от увиденного в природе, в окружающей
действительности.
Изображать по памяти и представлению.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников:
И. Левитан «Золотая осень».
Коллективная работа.
Просмотр через поисковую систему ya.ru, картин
5
5.10
Жизнь в руке художника.
Рисование картины-фантазии.(Урок-экскурсия).
1
Иметь представления об изобразительном
искусстве, о связи искусства с действительностью;
высказывать свои представления и объяснять их. Освоение основ смешивания двух цветов, передача настроения с помощью цвета. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников: А. Саврасова «Зима», Э. Дега «Танцовщицы», Ф. Малявин «Вихрь».
Практикум.
6
12.10
II. Искусство видеть и творить.
Художник - живописец. Изображение мира вокруг себя.(Урок-игра).
1
Воспринимать и эмоционально оценивать
образную характеристику произведений
художника.
Различать средства художественной
выразительности. Высказывать своё эстетическое
отношение к работе.
Наблюдать, воспринимать и эмоционально
оценивать картину.
Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни.
Участвовать в беседах о красоте пейзажа в
природе и искусстве; об отображении времён года
в пейзажной живописи, в музыке и поэзии
Наблюдать за животными и изображать их.
Иметь представление о том, что у каждого
живого существа своё жизненное пространство,
уметь передавать его в рисунке.
Иметь представление о набросках и зарисовках.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке: узор.
Ознакомление с произведениями художников - живописцев: В. Ван Гог «Куст», А. Венецианов «Вот-те и батькин обед».
Исследование.
Презентация «Художники - живописцы». Просмотр через поисковую систему ya.ru, картин
7
19.10
Художник - график.
Техника работы с карандашом, рисование графических узоров (карандаш).
(Урок-викторина).
1
Передавать с помощью линии и цвета нужный
объект.
Представлять и передавать в рисунке
направления: вертикально, горизонтально,
наклонно.
Размещать на рисунке предметы в разных
положениях. Работать по наблюдению
(выполнять упражнения на проведение различных
линий графическими материалами).
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
Практикум.
Презентация «Художники - графики». Просмотр через поисковую систему ya.ru, картин
8
26.10
Фломастеры.
«Одеть» фигуры человека так, чтобы из них получились разные персонажи (клоун, принцесса, богатырь)
(Урок-сказка).
1
Импровизировать на темы контраста и нюанса
(сближенные цветовые отношения). Сравнивать
контраст и нюанс в музыке и танце, слове;
повседневные звуки с музыкальными
(нахождение различий и сходства).
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
Практикум.
Просмотр через поисковую систему ya.ru, картин
9 10
16.11. 23.11
Художник - скульптор. Пластилин и глина.
Лепка двух различных животных, которые отличаются друг от друга формой своего тела.
Изготовление различных фигурок из пластилина.
(Урок-игра).
2
Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие
бывают художники: живописцы, скульпторы,
графики».
Проводить коллективные исследования о
творчестве художников.
Представлять особенности работы скульптура,
архитектора, игрушечника, дизайнера.
Называть и объяснять понятия: форма, силуэт,
пропорции, динамика в скульптуре.
Воспринимать и оценивать скульптуру в музее и
в окружающей действительности.
Виды и жанры изобразительного искусства.
Знакомство с особенностями пластилина, с правилами лепки.
Знакомство с работами известных скульпторов: И. Савенкова Всадник, Ф. Каменского Мальчик-скульптор
Передача настроения в творческой работе с помощью объёма и композиции.
Работа в паре.
Презентация «Скульптуры»
11
30.11
Аппликация.
Изготовление дерева из кусочков (осколков) бумаги.(Урок-игра).
1
Наблюдать и замечать изменения в
природе и окружающей жизни.
Вносить свои изменения в декоративную форму.
Работать с готовыми формами.
Создавать коллективные работы.
Использование различных художественных техник и материалов: аппликация.
Индивидуальная работа.
Презентация «Что такое аппликация?
12
7.12
Художник - архитектор.
Изготовление макета дома (коллективная работа).
1
Работать с крупными формами.
Конструировать замкнутое пространство,
используя большие готовые формы (коробки,
упаковки, геометрические фигуры,
изготовленные старшеклассниками или
родителями).
Конструировать из бумаги и создавать народные
игрушки из ниток и ткани.
Создавать глубинно-пространственную
композицию, в том числе по мотивам
литературных произведений.
Использовать в работе готовые объёмные формы,
цветную бумагу, гуашь.
Украшать интерьер аппликацией или росписью.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.
Коллективная работа.
Презентация «Архитектура - застывшая музыка».
13
14.12
Художник - прикладник.
Роспись Дымковской игрушки.
(Урок-сказка).
1
Передавать в объёме характерные формы
игрушек по мотивам народных промыслов.
Передавать в декоративной объёмной форме
характерные движения животного.
Проявлять интерес к окружающему предметному миру и разнообразию форм в образах народного
искусства.
Представлять соразмерность форм в объёме
Представлять и создавать несложные
декоративные объёмные композиции из цветного
пластилина с использованием готовых форм.
Создавать коллективные композиции.
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
Исследование: как форма и размер игрушки зависят от величины и формы основного изображения.
Презентация «Всё о Дымке».
14 15
21.12 28.12
Делаем игрушки сами.
Игрушка из ниток.
Объёмная картина (коллективная работа).
2
Использование различных художественных техник и материалов.
Индивидуальная работа.
16
11.01
III. Какие бывают картины?
Пейзаж.
Экскурсия в парк.
Рисование зимнего пейзажа.
1
Изображать предметы в рельефном
пространстве: ближе - ниже, дальше - выше.
Передавать простейшую плановость
пространства и динамику.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Знакомство с картинами художников - пейзажистов: В. Курдюков «Зима в Любиме». П. Сезанн «Дом с красной крышей».
Коллективная работа.
Презентация «Зимние пейзажи в картинах русских художников».
17
18.01
Портрет.
Рисование портрета своего близкого человека. (Урок-игра). Изготовляем птиц из бумаги.(Урок-игра).
1
Передавать характерные черты внешнего облика
человека.
Использовать пропорциональные соотношения
лица.
Изображать портреты, передавать свое
отношение к персонажу.
Виды и жанры изобразительного искусства: портрет.
Знакомство с картинами художников - портретистов: А. Венецианов «Портрет Венециановой», К. Петров-Водкин «Мать».
Особенности изображения человеческого лица.
Урок практикум.
Презентация «Художники - портретисты, их произведения».
18
25.01
Сюжет. Изображаем друзей за игрой.(Урок игра).
1
Наблюдать за окружающими предметами,
деревьями, явлениями природы, настроением в
природе и конструктивными особенностями
природных объектов. Уметь замечать и
передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе и окружающей
действительности (формы вещей, звуки и запахи
в природе, движения людей, животных, птиц).
Виды и жанры изобразительного искусства.
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.
Знакомство с произведением художника Б.Кустодиева «Ярмарка».
Работа в паре.
19
1.02
Натюрморт.
1
Наблюдать за окружающими предметами,
деревьями, явлениями природы, настроением в
природе и конструктивными особенностями
природных объектов. Уметь замечать и
передавать в рисунке разнообразие цвета, форм,
настроений в природе и окружающей
действительности.
Дать толкование понятия «натюрморт», «композиция», «отрывная аппликация».
Знакомство с произведениями художников: П. Сезанн «Фрукты», А. Матисс «Красные рыбки».
Работа группами.
Презентация «Всё о натюрморте».
20
15.02
Экскоурсия в музей
1
Отличать материалы и инструменты
художников - живописца, графика,
прикладника, архитектора, скульптора.
Понимать, каким образом художник изображает
предметы и события
Различать жанры изобразительного искусства и
уметь их группировать, представить и объяснить.
Воспринимать и эмоционально оценивать
образную характеристику произведений
художника.
Различать средства художественной
выразительности.
Высказывать своё эстетическое отношение к
работе. Наблюдать, воспринимать и
эмоционально оценивать картину, рисунок,
скульптуру, декоративные украшения изделий
прикладного искусства. Выражать своё
отношение и объяснять роль и значение
искусства в жизни. Участвовать в беседах о
красоте пейзажа в природе и искусстве; об
отображении времён года в пейзажной живописи,
в музыке и поэзии.
Виды и жанры изобразительного искусства.
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.
Коллективная работа. Коллективное обсуждение.
21
22.02
Иллюстрация: рисунок в книге. Иллюстрация к любимой сказке (книжке). (Урок-сказка).
1
Использовать материал литературных образов в
лепке (герои сказок, декоративные мотивы).
Создавать из работ коллективные композиции
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Практикум.
22
29.02
IV. Природа - великий художник. Заселение в аквариум черепахи и рыб разной формы. (Урок-игра).
1
Уметь наблюдать и замечать изменения в
природе и окружающей жизни.
Передавать в рисунке форму, цвет предметов и
явлений, наблюдаемых в природе.
Развитие умения видеть в природе необычное, неожиданное.
Работа в паре.
23
7.03
Акварель. (Урок-экскурсия).
1
Наблюдать и передавать динамику, настроение,
впечатление в цвето-музыкальных композициях
(цветовые композиции без конкретного
изображения). Примерные задания: бегущее
животное или птицы; ветер в траве или среди
деревьев; музыка ветра и дождя.
Понимать связь между звуками в музыкальном
произведении, словами в поэзии и в прозе. Различать звуки природы (пение птиц, шум ветра
и деревьев, стук дождя, гул падающей воды,
жужжание насекомых
и др.) и окружающего мира (шум на улице, звуки
машин, голоса людей в доме,
в школе, в лесу).
Работать графическими материалами: акварель,
пастель.
Ознакомление с техникой выполнения рисунка акварелью, с приёмами работы «по - сырому».
Коллективная работа.
Презентация «Подснежни
ки».
Просмотр через поисковую систему ya.ru, картин
24
14.03
Рассказываем сказку с помощью линии. Рисование деревьев
1
Создавать свободные композиции по
представлению с помощью разнообразных
линий. Развивать представление о различии
цвета в искусстве и окружающем предметном
мире. Уметь работать графическими
материалами: карандашом, фломастером и др.
Особенности зарисовки деревьев: выбор стиля, формы, цвета, приёма.
Практикум.
Презентация «Такие разные деревь
25
21.03
Рисуем животных из кляксы (кота). (Урок-игра).
1
Работа на плоскости
Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме
на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, пятна.
Практикум.
26
4.04
Лепим животных.(Урок-игра).
1
Вычленять в окружающем пространстве
художественно-организованные объёмные
объекты.
Улавливать и передавать в слове свои
впечатления, полученные от восприятия
скульптурных форм.
Выбор и применение соразмерности для реализации собственного замысла в изделии.
Передача настроения в творческой работе с помощью композиции, объёма.
Изготовление животного и его детёныша.
Индивидуальная работа.
27
11.04
Наблюдаем за птицами.
Рисование перелётных птиц.(Урок-экскурсия). Деревья.
Рисование берёзовой рощи. Придумываем, сочиняем, творим.
Коллективная работа: «Скоро лето» (гуашь).(Урок-экскурсия).
1
Представление о богатстве и разнообразии природы России и мира.
Коллективная работа.
Презентация «Разнообраз
ный мир птиц».
28
18.04
Изготовляем птиц из бумаги.(Урок-игра).
1
Конструировать из бумаги и создавать народные
игрушки из ниток и ткани.
Создавать глубинно-пространственную
композицию, в том числе по мотивам
литературных произведений.
Использовать в работе готовые объёмные формы,
цветную бумагу, гуашь.
Украшать изделие аппликацией или росписью.
Ознакомление с техникой оригами.
Практикум.
29
25.04
Разноцветный мир природы. Рисование состояния природы после дождя. Рисование радуги.
1
Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма.
Коллективное обсждение.
Практикум.
30
16.05
V. Музей в твоей книжке.
Состояния природы. Цветы.
Рисование с натуры разнообразных цветов рироды.(Урок-экскурсия).
1
Наблюдать и замечать изменения в
природе и окружающей жизни.
Передавать в рисунке форму, цвет предметов и
явлений, наблюдаемых в природе.
Времена года, что нужно изобразить в конкретное время года?
Знакомство с произведениями выдающихся художников:
А. Саврасов,
К, Юон.
Коллективная работа.
31
23.05
Деревья.
Рисование берёзовой рощи. Придумываем, сочиняем, творим.
Коллективная работа:
«Скоро лето» (гуашь).(Урок-экскурсия).
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала.
Коллективная работа
.
4. Учебно-методическое и МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
- Литература
Дополнительно:
№
Автор
Название
Издательство
Год
1
С.Б. Дроздова.
«Изобразительное искусство в начальной школе.
Волгоград: ИТД «Корифей»
2006
2
Г. Ф. Петров
Следопыты искусства. Документальные рассказы. Л.:
Детская литература
1977
Печатные пособия.
- иллюстрации разных авторов к одной сказке;
- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
- портреты русских и зарубежных художников;
- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
- таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
- схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
- таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
- народная игрушка;
- образцы детских работ прошлых лет;
- образцы посуды;
- печатные и самодельные открытки;
- разнообразные игрушки с ярко-выраженным образом;
- старинные открытки;
- фотографии интерьеров;
Электронные пособия и презентации:
-
«Гжель»;
-
«Стили архитектуры»;
-
Городецкие росписи, жостовские подносы и фрагменты росписи;
-
живописные портреты Рокотова, Серова, Репина, Тропинина и других;
-
знаменитые пейзажи И. Левитана, А. Саврасова, Р. Рылова, А. Куинджи, Н. Рериха;
-
изображение садов и парков в искусстве;
-
изображения цветов;
-
натюрморты Ж.-Б. Шардена, Петрова-Водкина, Кончаловского, Сарьяна, Стожарова;
-
фото известных культурных памятников;
-
фото транспорта и слайды старинных машин;
Музыкальный ряд:
-
напевные песенные тексты;
-
народная музыка в инструментальном исполнении;
-
народные плясовые;
-
русская народная песня;
Литературный ряд:
-
пословицы, поговорки, русские народные сказки.
- Технические средства обучения и программное обеспечение
1 Принтер струйный
1 Магнитно-маркерная доска 1500х900
1 Портативные ноутбуки
13 Программные средства
Лицензионное ПО и свободное ПО Операционная система
Windows 7 Pro Офисные приложения
Microsoft Office 2010
-
-
Цифровые образовательные ресурсы.
-
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).
-
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (fcior.edu.ru).
-
Сайты музеев:
-
- getty.edu/art/exhibitions/devices
-
-hermitage.ru
-
-rusmuseum.ru
-
-artsedge.kennedy-center.org
-
-som.ru/Resources/Moreva/st
-
-art.edu-studio.narod.ru
- Презентации уроков «Начальная школa». - Режим доступа: nachalka.info/about/193
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: km.ru/education
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: Festival.1september.ru
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: uroki.ru
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ СОШ № 27 _________ В.А. Трофимова
от __________2014 года №_____ (подпись)
«___»_____________2014 года
Руководитель МС_____________
В.А. Трофимова
23