- Преподавателю
- Начальные классы
- Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Осипенкова Е.В. |
Дата | 25.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Жарынская средняя (полная) общеобразовательная школа»
педагогической деятельности
Осипенковой Елены Викторовны, учителя начальных классов первой квалификационной категории
2014 г
«Хороший учитель - это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними. Верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком»
В. Сухомлинский
Я, Осипенкова Елена Викторовна, работаю учителем начальных классов в МБОУ Жарынской средней школе с 1996 года, имею высшее педагогическое образование: в 1997 году закончила СГПИ по специальности «Учитель начальных классов» .
Последнюю аттестацию проходила в 2010 году на подтверждение первой квалификационной категории. Общий педагогический стаж 21 год.
Программа развития школы «Путь к успеху»
Исходя из новых целей и задач современного образования, целью своей педагогической деятельности считаю, формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетентностей, развитие творческих способностей учащихся, при сохранении их физического и психического здоровья, в соответствии с индивидуальными возможностями.
Для реализации данной цели ставлю перед собой следующие задачи:
-
Использование технологии проектной деятельности с целью формирования универсальных учебных действий, академических знаний, умений, навыков и развития творческих способностей младших школьников.
-
Внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
-
Воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, формирование экологического мышления, воспитание нравственных и духовных качеств личности.
-
Создание наиболее благоприятных условий для сохранения психического и физического здоровья детей.
Учебные программы реализуются мной на основе базисного учебного плана с учётом регионального и школьного компонентов. Обучение ведётся в объёме, зафиксированном в государственном образовательном стандарте основного (среднего) образования по учебным предметам начальных классов «Инновационная начальная школа»:
-
Литературное чтение Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.
-
Математика М. И. Моро.
-
Русский язык О. Л. Соболева.
-
Окружающий мир А. А. Плешаков.
-
Трудовое обучение Т. М. Геронимус.
-
Музыка Е. Д. Критская.
-
Изобразительное искусство Б. Н. Неменский.
-
Физическая культура В. И. Ковальчук.
В реализации программы развития образовательного учреждения особое фундаментальное место занимает роль учителя начальных классов.
Начальное звено обучения и воспитания в школе - это основа для последующего продолжения образования школьника.
Поэтому так очевидна ответственность учителя начальных классов за плоды и результаты труда.
На протяжении всей своей педагогической деятельности на должности учителя начальных классов работала по традиционной системе обучения, сейчас «Инновационная начальная школа».
С ноября 2005 года я принимала участие в работе семинаров в АКИПКРО по новому образовательному проекту «Школа Соболевой О. Л.». Знакомство с инновационной технологией обучения русскому языку в начальной школе, живое общение с автором проекта Соболевой О. Л., с коллегами по педагогической деятельности, с результатами внедрения в учебный процесс, подвигло на принятие решения применить на практике работу по обучению детей русскому языку по школьным учебникам Соболевой О. Л.
Чем же привлекает этот проект? Во-первых, учебники созданы на основе органического соединения двух подходов - логического и ассоциативного. Такое соединение называется адаптивной методикой. Обучение построено на психологии восприятия, большом количестве творческих работ, развитии орфографической интуиции, мини-наглядности, схемах, вариативности в обучении, принципе добровольности учебного действия, игре и сюжетности, нестандартных вопросах и альтернативных заданиях, созидательной энергии добра.
Адаптивная методика адресована творческому учителю. Все знают, что школьник должен учиться. Знает это он и сам. Это знание убивает в нём половину желания учиться. Большая часть заданий и упражнений организована так, что ставится в ситуацию, когда ученику надо одновременно сочинять или размышлять над проблемой, решать орфографическую задачу или грамотно переписывать, думая над грамматической проблемой. Многие задания носят комплексный характер, в них спаяны грамматика, орфография и развитие речи. В учебниках очень много картинок, грамматическое правило усваивается и запоминается легче через зрительно воспринимаемую аналогию. Приоритетное положение занимает развитие речи.
В комплекте Соболевой О. Л. нет ни одного задания, которое заставляло бы детей что-нибудь заучивать, зубрить, запоминать. Обучение идёт не через механическое запоминание, а через опыт переживания событий, взаимоотношений, размышлений, разговоров.
В основе преподавания русского языка по комплекту О. Л. Соболевой построенному на адаптивной методике качественно меняется процесс и результат обучения: резко возрастает интерес к предмету и эффективность усвоения информации и навыков.
Использую современные образовательные технологии:
-
дифференцированное обучение;
-
личностно-ориентированное;
-
развивающее обучение;
Работу на уроке осуществляю в 3-х направлениях:
-
восприятие материала через образ-слово и образ-картинку;
-
осознанное «разгадывание» ассоциаций в изучаемой области;
-
создание учеником собственных ассоциаций в изучаемой области.
Учиться так детям легко и интересно.
В своей работе я опираюсь на психологию восприятия учебного материала школьником, создание большого количества творческих работ детьми, развитие орфографической интуиции учащихся.
При подготовке к урокам особое внимание уделяю выборам форм и методов обучения.
Словесный метод - для формирования теоретических и практических знаний.
Наглядный - для развития наблюдательности, привлечения внимания.
Поисковый - для развития самостоятельности мышления, творчества.
Индуктивный - для умения обобщать и анализировать.
В своей работе стараюсь проводить разнообразные типы уроков: урок-экскурсия, урок-сказка, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-игра.
Это повышает интерес детей к изучаемому материалу и способствует достижению поставленных целей.
Для получения новых знаний необходимо время, которое нужно эффективно использовать на уроке и вне урока. Поэтому каждая минута на уроке должна быть учтена. Важно чётко и точно спланировать и организовать урок, продумать каждый его этап, формы организации учебной деятельности школьников и тогда время урока будет использоваться эффективно и с пользой. Для экономии времени применяю групповую форму работы, которую дети очень любят. Например, для проверки или взаимопроверка самостоятельной или домашней работы.
Я учитываю образовательные потребности детей. Задолго до того, как ребёнок переступит порог нашей школы и будет назван первоклассником, я знакомлюсь со своими будущими учениками. Стало доброй традицией проведения подготовительной работы с дошкольниками, так как в последние годы уровень готовности детей к обучению в школе резко снизился. Причина в социально-экономической обстановке на селе, безработице.
Дети, идущие в школу плохо ориентируются в окружающем мире, имеют слабое здоровье и ряд хронических заболеваний, задержку речевого и психического развития.
Только дифференцированный подход - обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся, осуществление индивидуального подхода на уроках к обучающимся, имеющим повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности и своевременное проведение индивидуальных занятий приводит к росту качества знаний по предметам.
Название предмета
2011-2012 учебный год
2012-2013 учебный год
2013-2014 учебный год
Русский язык
Математика
Чтение
Природоведение
Я умею разнообразить учебные материалы в зависимости от конкретной учебной ситуации. Умею адаптировать материал учебника к психолого-педагогическим особенностям учащихся своего класса.
Использую в учебном процессе современные достижения в преподаваемой области знаний.
Результаты анкетирования показывают, что детям нравится учиться в нашей школе, они уважают и любят своего учителя. Чаще всего у ребят преобладает радостное и спокойное настроение.
Степень удовлетворенности школьной жизнью учащихся
Я считаю высоким уровень познавательного интереса у своих учеников. Для развития и поддержания интереса к изучаемым предметам использую дополнительный занимательный материал, дидактические и обучающие игры, элементы драматизации, сказочные персонажи, работу с ребусами и кроссвордами и т. д. Это оживляет материал урока, делает его более привлекательным и интересным, создаёт положительную мотивацию у учащихся.
В своей работе я использую различные методы оценки деятельности учащихся:
-
индивидуальный подход в оценке знаний: выставление отметок и обоснование оценки смысл вижу в том, чтобы раскрыть позитивные стороны ответа, указать на отрицательные моменты и пути их исправления. Главное в индивидуальном подходе - поддержка с помощью оценочных суждений малейшего успеха ученика. Возможность дать любому ученику, даже самому отстающему, что он может хорошо учиться, что он способный.
-
Коллективное обсуждение работы на уроке этот метод способствует формированию у учащихся умений анализировать деятельность других, видеть правильные ответы, замечать недостатки, высказывать собственное мнение. В ходе этого метода дети получают большой опыт (обсуждение, решение задач, чтение, природ.).
-
Применение разноуровневых заданий на заданную оценку. Позволяет сформировать правильную самооценку у учащихся. Если ученик выбрал задание на «5» и не справился, он в следующий раз подумает, что ему выбрать.
Оценивание осуществляется на основе норм оценивания учащихся начальной школы.
Взаимодействие с классом на занятиях и вне его нельзя осуществлять без знаний индивидуальных особенностей каждого школьника.
Взаимодействие строго на полном взаимопонимании между учителем и учащимися, на взаимопомощи и взаимопереживании. Я стараюсь гуманизировать отношения между детьми в классе, воспитательные задачи способствуют формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, создаю ситуацию защищённости и эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребёнка. Это необходимо для создания партнёрских, доверительных отношений, которые в значительной степени влияют и на качество усвоения школьниками знаний.
Результатом такого сотрудничества является 100 % активность детей в различных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, а в учебной деятельности нет пропусков занятий без уважительных причин.
Логическим продолжением моих уроков является проведения внеклассной работы по предмету. Развитие творческих способностей детей с отличающимися возможностями и склонностями происходит не только в учебно-познавательной деятельности.
Одним из видов работы является подготовка и участие детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. В последние годы наметилась тенденция роста количества детей, участвующих в конкурсах и олимпиадах:
-
Ежегодно мои дети участвуют в международном конкурсе-игре «Медвежонок» по русскому языку (12.10.2009) и в математическом конкурсе «Кенгуру» (19.03.2009). Школа и дети награждены сертификатами за активное участие в конкурсах.
-
?
Я горжусь своими детьми, в их достижениях моя радость и удовлетворение от работы. Когда видишь счастливые глаза детей, добрые и наивные, которые смотрят с любовью и уважением, появляются новые силы и вдохновение, хочется работать ещё лучше.
В процессе формирования личности воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и подведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
В районе открыта экспериментальная площадка по практической реализации инновационной технологии формирования грамотности и развития речи младших школьников на уроках русского языка по учебному комплекту О. Л. Соболевой. Я являюсь участником экспериментальной площадки, руководителем школьного МО учителей начальных классов. Стараюсь постоянно повышать уровень профессионального мастерства через курсы повышения квалификации, участие в научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях, чтение и изучение специальной литературы, интернет-форумов.
Тема самообразования «Развитие речи младшего школьника как средство развития личности». Строю свои занятия с учётом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей школьного возраста. Для каждого класса создаю раздаточный и наглядный материал, который позволяет детям эффективно усваивать учебный материал.
С первых дней учёбы ребёнка в стенах школы веду целенаправленную систематическую работу по развитию речи. Учу выступать детей на уроках устно и письменно, ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, задавать вопросы к наблюдаемым явлениям, владеть навыками работы с различными источниками информации, самостоятельно создавать устные и письменные работы по развитию речи: рассказы, мини-сочинения, эссе, сказки, стихи.
Детям очень нравятся уроки развития речи, они с удовольствием выполняют творческие работы, стараются оформить их красочно и оригинально, ведут специальные тетради для творческих работ.
Работу по развитию речи веду с учётом современных требований, владею формами и методами активного обучения, использую на уроках групповую и индивидуальную форму работы. Дети овладевают различными видами речевой деятельности: монолог, диалог. Они могут выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог, выступать в роли читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, писателя.
По результатам опроса из 8-ми учащихся все дети с удовольствием работают на уроках развития речи, им эта работа нравится. На уроках они чувствуют себя комфортно.
Развитие речи формирует у детей коммуникативную компетенцию, то есть внутреннюю готовность и способность к речевому общению.
-
1991 год - курсы повышения квалификации в БПУ № 1 (150 часов), удостоверение.
-
1994 год - спецкурс по программе «Дидактические принципы и психологические основы развивающего обучения» в БВПУ (48 часов), справка.
-
1999 год - курсы в АКИКПРО по теме «Содержание регионального компонента» (72 часа), удостоверение.
-
2005 год - курс лекций по теме «Двуполушарный подход к обучению: практическая реализация в школьных учебниках О. Л. Соболевой» (27 часов), справка.
-
2006 год - курс лекций по теме «Инновационные технологии развития речи и формирование грамотного письма» (27 часов), справка.
-
2006 год - курс лекций по теме «Новый букварь», издательство «Дрофа», для дошкольников и младших школьников О. Л. Соболевой (9 часов), справка
-
2007 год - курс лекций по теме «Инновационные технологии формирования грамотности при обучении младших школьников по учебникам Соболевой О. Л,», справка
-
2009 год - курсы «Компетентностный подход в обучении младших школьников в условиях малокомплектной школы» (144 часа), удостоверение.
-
Доклад «Методика преподавания русского языка по методическому комплекту О. Л. Соболевой», районный семинар директоров школ
(9 февраля 2007 года). -
Доклад «Двуполушарный подход в обучении русскому языку», школьное МО учителей начальных классов (12 декабря 2008 года).
-
Открытый урок по русскому языку по теме «Непроизносимые согласные», на МО начальных классов школы (15 января 2009 года»).
-
Доклад «Методика преподавания русского языка по методическому проекту Соболевой О. Л.», МО школы (9 апреля 2009 года).
-
Открытый урок по русскому языку по теме «Имя числительное», на МО школы (октябрь 2009 года).
-
Доклад «Компетентностный подход в обучении», МО школы (октябрь 2009 года).
-
Доклад «Инновационная технология формирования грамотности и развития речи младшего школьника», районная научно-практическая конференция (17 апреля 2009 года).
-
Участие в регионально образовательной выставке «Инновационная деятельность как условие реализации Регионального комплексного проекта модернизации образования» (апрель 2009 года).
-
Открытый классный час «Если добрый ты - это хорошо», на МО школы (30 октября 2009 года).
В коллективе нашей школы между учителями сложились хорошие отношения. Особенно тесный контакт у меня с коллегами начальных классов. Мы очень часто общаемся, обмениваемся опытом работы, помогаем друг другу в проведении открытых уроков, методических объединений, праздников, делимся своими наработками. Так сложилось, что работаем мы вместе почти 20 лет и наряду с деловыми и рабочими проблемами, нас связывают и дружеские отношения.
Главное в работе учителя не количество применяемых методических приёмов и методик, а его постоянная неуспокоенность, стремление преподавать нешаблонно и искать новые пути повышения качества обучения и воспитания школьников.
В нашу жизнь вошли компьютеры, видео, интернет - это замечательно. Но дети стали больше сидеть у монитора, чем читать книги. В сельской и школьной библиотеке детской литературы очень мало. Книга в магазинах для сельского жителя дорогая, поэтому родители покупают её очень редко.
Хочу добиться в своей педагогической деятельности высокого уровня начитанности и качества чтения детей, расширить их читательский кругозор.
Для своей профессиональной деятельности мне необходимо в совершенстве овладеть ИКТ.