Рабочая программа Математика и конструирование

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа составлена на основе ФГОС начального общего образования, в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России». Программа по курсу «Математика и конструирование» представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания, учащихся уже в начальной школе. Цель курса Сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие, начальные геометрические представления. Усилить развитие логического мышления и пространственных представлений. Задачи курса развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков; интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе; развитие пространственного воображения, аккуратности, внимания, умения анализировать, синтезировать и комбинировать. Актуальность - создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. Научность - математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. Системность - предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
Практическая направленность - содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Обеспечение мотивации - во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике. Изучение курса предполагает органическое единство мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния и взаимодействия: мыслительная деятельность и теоретические математические знания создают базу для овладения курсом, а специально организованная конструкторско-практическая учебная деятельность (в рамках развивающих игр) создает условия не только для формирования элементов технического мышления и конструкторских навыков, но и для развития пространственного воображения и логического мышления, способствует актуализации и углублению математических знаний при их использовании в новых условиях.




















ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Курс «Математика и конструирование» для начальной школы рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю) для 2- 4. Планирование составлено на основе ФГОС начального общего образования, в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России».


























ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Констру­ирование». Геометрическая составляющая Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые I незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. 1еление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Дли­на ломаной. Многоугольник - замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами. Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо. Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер пря­моугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного парал­лелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера. Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.

Конструирование Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгиба­ние, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножни­цами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники. Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу. Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по отологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте. Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий. Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино». Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.


















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2 класс (34 часа) 1. Простейшие геометрические фигуры (13 ч) Представление о геометрической фигуре угол. Угольник. Построение прямоугольного угла на нелинованной бумаге. Получение моделей простейших геометрических фигур путем перегибания листа бумаги неправильной формы. Вычерчивание прямоугольника, квадрата на клетчатой бумаге. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге по кромке листа бумаги, картона. Получение квадрата из бумаги прямоугольной формы. Деление прямоугольника (квадрата) с помощью линейки и угольника на другие геометрические фигуры меньших размеров (прямоугольники, квадраты, треугольники) Деление квадрата на прямоугольники, квадраты, треугольники. Вырезание из бумаги и картона полученных фигур. Построение прямоугольника (квадрата) из простейших геометрических фигур. Конструирование фигур, объектов, сюжетов из отрезков, из отрезков и геометрических фигур, из геометрических фигур (космические объекты). Построение бордюров из прямоугольников, квадратов, отрезков по заданным условиям, по замыслу учащихся (панно, аппликации). 2. Окружность. Круг. (9 ч) Замкнутая кривая линия. Окружность и овал. Сходство и различие. Центр окружности, радиус, диаметр. Изображение окружности с помощью циркуля. Концентрические окружности. Вычерчивание «розеток». Изготовление модели окружности из проволоки, ниток. Взаимное расположение окружностей. Вписанные и описанные окружности. Круг. Изготовление модели круга из бумаги. Сходство и различие между кругом и окружностью. Деление круга на части. Сектор. Сегмент. Изготовление модели часов, выпуклой звезды. Изготовление плоскостных сюжетных картин по заданной теме (Звёзды, в гости ждите нас!) с использованием кругов, овалов, их элементов. Изготовление предметов технической направленности (трактор, экскаватор, автомобиль, ракета, самолет) в виде аппликаций из моделей изученных геометрических фигур. Графическое изображение на бумаге изготавливаемых изделий. Знакомство со схематическим чертежом, техническим рисунком, их чтение и конструирование изделий по ним, применяя творческий подход и фантазию. 3. Конструктор и техническое моделирование. (6 ч) Конструктор и его виды. Назначение. Знакомство с деталями конструктора, монтажными инструментами. Приёмы работы с конструктором. Правила техники безопасности и личной гигиены при работе с конструктором и монтажными инструментами. Изучение правил. Организация рабочего места. Виды соединения деталей в конструкторе: обычное, шарнирное, жесткое, внахлестку. Подвижные и неподвижные механизмы. Изготовление изделий: садовая тележка, вертолёт, дорожный знак, бульдозер, водный транспорт, детская площадка. 4. Компьютер.(4ч) Знакомство с графическими возможностями компьютера. Координаты точки на плоскости. Движение точки на экране монитора: вверх, вниз, вправо, влево. Рисование отрезков, углов, простейших геометрических фигур (квадратов, (прямоугольников, треугольников, кругов, овалов). Составление композиций. 5. Систематизация и обобщение знаний.(2ч) Подведение итогов по изучению теоретического материала. Выставка практических работ учащихся. Награждение учащихся (отметок нет). Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 2 класса. 3 класс (34 часа) 1. Простейшие геометрические фигуры (8 ч) Закрепление и углубление знаний и умений при выполнении простейших геометрических построений. Конструирование из линейных и плоскостных геометрических фигур. Преобразование, видоизменение отдельных элементов фигур, фигур и объектов, их построение. Взаимное расположение двух фигур. Построение объектов из геометрических фигур. Танграм. Ось симметрии. Конструирование объектов с использованием оси симметрии (ребристые игрушки). 2. Техническое моделирование и конструирование (18 ч) Технический рисунок, эскиз. Правила чтения технического рисунка, эскиза, чтение и изготовление по ним изделий с предварительным составлением плана выполнения этапов работы. Примерный перечень изделий: коробки, конверты, сотовый телефон. Игры: лото, театр зверей. Техническое моделирование и конструирование. Технические сведения о транспортирующих устройствах и машинах: принцип действия, назначения, применения. Сбор и изготовление машин: катамаран, пароход, подъемный кран, легковой автомобиль. Совершенствование изготовленных моделей, расширение их функций в области применения. Изготовление действующих игрушек, их совершенствование, улучшение внешнего вида (колодец с воротом, калейдоскоп). Электрический конструктор. Электрическая цепь и её элементы: провода, выключатель, реостат, лампочка, батарейка. Проводники и изоляторы. Последовательное, параллельное и смешанное соединения. Чертеж схемы электрической цепи. Сборка простейших электрических цепей из конструктора. 3. Компьютер. (6 ч) Рисование простейших геометрических фигур. Решение простейших геометрических задач. Перенесение технического рисунка на компьютер. Способы изменения технического рисунка на экране компьютера. 4. Систематизация и обобщение знаний.(2ч) Повторение пройденного в течение года. Тестирование учебного материала. Подведение итогов учебного года. Объявление качества знаний учащихся по предмету. Организация выставки работ учеников. Награждение активно участвующих детей в конкурсах, олимпиадах по предмету. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в 3 классе. 4 класс (34 часа) 1. Пространственные тела и пространственное конструирование. (6 ч) Элементы пространства (длина, ширина, высота объектов). Три проекции тела. Параллелепипед. Развертка параллелепипеда. Графическое изображение параллелепипеда на бумаге (рисунок, три проекции). Изготовление из бумаги моделей параллелепипеда и изготовление каркаса из проволоки. Знакомство с вершинами, ребрами, гранями параллелепипеда. Примеры тел, объектов, имеющих форму параллелепипеда. Куб. Развертка куба. Изготовление из бумаги модели куба. Изготовление объектов из параллелепипедов и кубов (робот, карандашница «Ёжик», комбинированные подвески). 2. Шар (8ч) Изготовление модели шара из пластилина и изделий, имеющих форму шара. Отыскивание в окружающих предметах шара или его частей. Знакомство с другими объемными телами. Демонстрация моделей цилиндра (стакан), конуса (сыпучий материал принимает форму конуса, когда его высыпают на плоскость), пирамиды (рисунки египетских пирамид). Изготовление пирамиды путем перегибания листа бумаги, имеющего форму равностороннего треугольника, по его средним линиям; цилиндра, конуса по техническому рисунку. Изготовление объектов из объёмных тел (летающая тарелка, пингвин, игрушки-кувыркайки). 3. Техническое моделирование и конструирование (12ч) Усечённые многоугольники. Платоновы тела (сочетание одинаковых геометрических фигур). Архимедовы тела (сочетание различных геометрических фигур). Чтение несложных чертежей и конструирование по чертежу. Анализ готовой конструкции. Изменения в чертеже и их реализация в конструкции. Определение размеров изделия по чертежу и взаимного расположения частей конструкции. Изготовление объектов, конструкций из всех видов изученных тел (клубничка, зверюшки, игрушки по замыслу, вертолёт, коттедж) и их оформление. 4. Компьютер. (4ч) Составляем простейшие геометрические чертежи. Рисуем проекции объемных геометрических тел, изображаем модели геометрических фигур, тел (плоскостных, объемных). Конструируем тематические композиции, панно. 5. Систематизация и обобщение знаний (4 ч) Обобщение закономерностей выполнения конструкций и их моделей; обобщение основных этапов работы над изделием. Творчество. Изготовление модели по замыслу. Составление эскиза коллективного объекта и его изготовление. Выставка работ как итог полученных знаний, умений и навыков по курсу «Математика и конструирование». Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса.









ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Личностные результаты - Положительное отношение и интерес к изучению математики. - Целостное восприятие окружающего мира. - Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. - Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. - Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками. - Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. Метапредметные результаты - Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. - Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. - Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. - Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. - Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты - Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. - Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. - Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. - Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс № Дата Тема Характеристика деятельности обучащихся 1, 2
Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат
3
Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника Определять из каких трёх отрезков можно построить треугольник 4-8
Прямоугольник. Свойство противоположенных сторон прямоугольника. Диагонали прямоугольника и их свойства. Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства. Вычерчивать прямоугольник на клечатой бумаге. 9, 10
Середина отрезка Находить середину отрезка с помощью циркуля 11
Построение отрезка равного данному с помощью циркуля Строить отрезок равный данному с помощью циркуля 12-14
Практические работы
15-19


20-22
23

24, 25
26, 27


28, 29

30, 31
32-34



Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности. Построение прямоугольника, вписанного в окружность.
Практические работы

Деление окружности на 6 равных частей
Практическая работа « Изготовление закладки для книги»
Чтение чертежа, соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление чертежа по рисунку изделия
Изготовление по чертежу аппликаций « Трактор с тележкой» « Экскаватор»
«Оригами». Изготовление изделий «Щенок» «Жук»
Работа с набором « Конструктор» Чертить окружность, прямоугольник, вписанный в окружность.





Делить окружность на 6 равных частей с использованием циркуля
Читать технологическую карту и выполнять по ней действия
Читать чертёж и изготавливать по чертежу несложные изделия Выполнять чертёж по рисунку изделия

Дополнить чертёж недостающим размером

Изготавливать по чертежу несложные изделия
Собирать несложные изделия из деталей набора « Конструктор» по рисункам готовых образцов.

3 класс

дата

тема

Характеристика деятельности обучающихся

1, 2


Повторение геометрического материала:


3-6


Треугольник.

Различать треугольники по сторонам и по углам.

Строить треугольник по трём сторонам с использованием циркуля и линейки.

Изготавливать модели треугольников разных видов.

7-9


Треугольная пирамида.

Изготавливать различные модели правильной треугольной пирамиды.

10


Периметр многоугольника

Вычислять периметр

многоугольника.

11-13


Построение прямоугольника

Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с использованием свойств диагоналей прямоугольника (квадрата).

14-18


Аппликация «Домик», «Бульдозер».

Изготавливать по чертежу различные аппликации.

19,

20


Композиция «Яхты в море».

Выстраивать композиции по технологическому рисунку.

21-22


Площадь.

Определять площадь

прямоугольника (квадрата)

23-25


Разметка окружности.

Делить окружность (круг) на 2, 4, 8 равных частей.

26, 27


Деление окружности на части.

Делить окружность (круг) на 3, 6, 12 равных частей.

28


Окружность и плоскость.

Чертить пересекающиеся, непересекающиеся (в том числе концентрические) окружности.

29


Деление отрезка по- полам

Выполнять деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений.

30


Треугольник , вписанный в окружность (круг).

Строить практическим способом треугольник, вписанный в круг.

31


Аппликация «Паровоз»

Изготавливать аппликации из частей игры «1анграм».

32


«Оригами». «Лебедь».

Работать в технике «Оригами»

33, 34


«Подъёмный кран» и «Транспортёр»

Конструировать по рисункам модели из набора «Крнструктор»

4 класс

дата

тема

Характеристика деятельности обучающихся

1-2


Прямоугольный параллепипед

Изготавливать модели прямоугольных параллелепипедов с использованием развёрток и каркасной модели из кусков проволоки.

3


Развертка прямоугольного параллепипеда

4-5


Закрепление изученного

6


Куб. Элементы куба

7


Куб. развертка куба

8


Закрепление пройденного

Изготавливать модели куба с использованием развёрток и каркасной модели из счётных палочек.

9


Практическая работа №1

10


Закрепление пройденного

11


Практическая работа№2

12


Площадь прямоугольника, квадрата

Изготавливать по чертежу модели объектов.

Читать чертёж прямоугольного параллелепипеда, заданный

в трёх проекциях.

13


Способы вычислениия площади

14


Прямоугольный параллепипед, его проекции

15


Закрепление пройденного

16


Чтение чертежей прямоугольного параллепипеда

17-18


Чертеж куба в 3 проекциях. Закрепление пройденного

19


Практическая работа №3

Читать чертёж куба, заданный в трёх проекциях.

20


Закрепление пройденного

21-22


Осевая симметрия

23-27


Закрепление пройденного

Изготавливать по чертежу модели объектов.

28


Цилиндр

Проводить практическими и графическими способами оси симметрии в фигурах.

Находить в окружающей действительности предметы цилиндрической формы.

Изготавливать по

чертежу модели объ­ектов, имеющих ци­линдрическую форму.

Работать в группе: распределение объек­тов для изготовления, составления композиции.

Читать и строить

столбчатые диаграм­мы

29


Практическая работа №4

30


Знакомство с шаром и сферой

31


Закрепление

32


Практическая работа №5

33


Контроль и учет знаний

34


Итоговое занятие
















ЛИТЕРАТУРА

  1. Рабочие программы. Математика 1-4 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
  2. Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров. Забавная математика. С-Петербург: «Лань», 2006.
  3. Е.И. Игнатьев. Математическая смекалка. М.: «Омега», 2005.
  4. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка. М.: «Просвещение», 2007.
  5. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. М.: «Астрель», 2005.
  6. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Сборник задач и примеров по математике. М.: «Астрель», 2008.
  7. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Математика и конструирование. М.: «Астрель», 2008.






© 2010-2022