- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа кружка Азбука нравственности
Программа кружка Азбука нравственности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кочубей Е.А. |
Дата | 17.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1. Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника. Программа «Азбука нравственности» реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях группа учащихся 10 -15 человек. Занятия программы построены на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Используется яркая наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания рекомендуется детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. На занятиях повышается активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Программа включает в себя 135 занятий по 35 - 40 минут и рассчитана на четыре года обучения.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Сроки и этапы реализации программы: Программа предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет) и рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс - 33 часа в год, 2 - 4 классы - 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы - от 15 человек. Формы организации занятий:
Конкурс, экскурсия, утренник, викторина, занятие- спектакль, устный журнал, игра, интегрированное занятие, занятие - диспут, занятие - интервью.
2. Учебно-тематический план
1 класс Задачи: 1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности. 2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища. 3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.
№
п/п
Наименование разделов и тем.
Кол-во
часов
Ауди
тор
ные
Внеаудитор
ные
Характеристика
деятельности
обучающихся
Раздел № 1
Правила поведения
6
1.
Правила поведения на уроке и на перемене. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций.
1
1
Знакомятся с правилами поведения на уроке и на перемене. 2. Правила поведения в общественных местах. Экскурсия в музей.
1
1
Знакомятся с правилами поведения в общественных местах. 3. Правила поведения в гардеробе.
1
1
Знакомятся с правилами поведения в гардеробе. 4. Правила поведения в столовой.
1
1
Знакомятся с правилами поведения в соловой. 5. Правила поведения в библиотеке. Экскурсия в библиотеку.
1
1
Знакомятся с пра-
вилами поведения
в библиотеке.
6. Правила поведения в школьном дворе. Игра: " Знаешь ли ты правила поведения?"
1
1
Знакомятся с правилами поведения в школьном дворе.
Раздел № 2
О добром отношении к людям
10
7. Что такое "добро и зло". Просмотр и обсуждение видеоматериала.
1
1
Учатся распознавать добро и зло. 8.
" Дорогою добра". Инсценировки эпизодов из произведений.
1
1
Участвуют в работе группы, сравнивают героев произведений. 9.
Устный журнал: "Ежели вы вежливы".
1
1
Знакомятся с вежливыми словами. 10.
Утренник "Да здравствует вежливость и доброта!"
1
1
Учатся совершать вежливые поступки. 11.
Занятие - диспут: "Добрые и не добрые дела".
1
1
Учатся распознавать добрые и не добрые дела. 12.
Конкурс: " Спешите делать добро".
1
1
Разбирают проблемные ситуации, работают в группах. 13. Проект: "Ты и твои друзья".
1
1
Рассказывают о своих друзьях. 14.
Занятие - спектакль: " Дружба ".
1
1
Участвуют в спектакле. 15.
Помни о других - ты не один на свете. Просмотр презентации.
1
1
Приводят примеры из жизни, называют основные черты характера. 16.
Акция- милосердия: " Цветик - семицветик".
1
1
Участие в акции - милосердия.
Раздел № 3
Как стать трудолюбивым
7
17.
Занятие - диспут : "Ученье - свет, а неученье - тьма".
1
1
Высказывают своё мнение о прочитанном. 18.
"Как быть прилежным и старательным".
1
1
Учатся быть прилежными и старательными. 19.
Интегрированное занятие: " Как стать трудолюбивым ".
1
1
Сравнивают героев, дают им характеристику. 20. Наш труд в классе.
1
1
Учатся трудиться в классе. 21.
Выставка детских работ.
1
1
Участвуют в выставке. 22.
Занятие - интервью : "Мой труд каждый день дома".
1
1
Рассказывают о своём труде дома. 23.
Проект: " Мой труд" .
1
1
Защищают свои проекты.
Раздел №4
Правила опрятности и аккуратности.
5
24. Культура внешнего вида.
1
1
Получают знания о культуре внешнего вида. 25.
Правила опрятности и аккуратности. Творческая работа.
1
1
Систематизируют полученные знания. 26. Устный журнал: "Каждой вещи своё место".
1
1
Наблюдают за поведением героев, высказывают своё мнение. 27.
Конкурс: "Содержи в порядке - книжки и тетрадки".
1
1
Учатся соблюдать порядок. 28.
Умейте ценить своё и чужое время. Инсценировки эпизодов из произведений.
1
1
Учатся ценить своё и чужое время.
Раздел №5
Правила поведения на улице и дома.
2
29.
Интегрированное занятие : " Как вести себя на улице и дома".
1
1
Знакомятся с правилами поведения на улице и дома. 30.
Игра - путешествие по станциям:
"Соблюдай правила поведения на улице и дома".
1
1
Разбирают проблемные ситуации.
Раздел №6
Школьный этикет.
3
31. Этикет. Просмотр и обсуждение видеоматериала.
1
1
Знакомятся с правилами приветствия. 32. Как приветствовать людей и знакомиться с ними. Групповая работа.
1
1
Приводят примеры из жизни, анализируют. 33.
Чему нас научили уроки нравственности? Выставка детских работ.
1
1
Обобщают полученные знания.
Итого:
33
10
23
2 класс Задачи: 1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер. 2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее. 3. Научить правилам поведения на дне рождения.
№
п/п
Наименование разделов и тем.
Кол-во
часов
Аудитор
ные
Внеаудиторные
Характеристика
деятельности
обучающихся
Раздел № 1
Культура общения
9
1.
Этикет (повторение). Игра " Ты мне, я тебе".
1
1
Повторяют знания об этикете. 2.
Устное и письменное приглашение на день рождения. Просмотр презентации.
1
1
Учатся правильно составлять приглашение на день рождение. 3.
Занятие - спектакль:" Приглашение на день рождения".
1
1
Участвуют в сценках, анализируют. 4.
Встреча и развлечение гостей. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций.
1
1
Приводят примеры из жизни, анализируют. 5.
Сюжетно - ролевая игра: " Гости ".
1
1
Учатся правильно встречать и развлекать. гостей. 6. Поведение в гостях. Просмотр и обсуждение видеоматериала.
1
1
Знакомятся с правилами поведения в гостях. 7.
Как вести себя в гостях. Обыгрывание проблемных ситуаций.
1
1
Разбирают проблемные ситуации. 8.
Интегрированное занятие : " Как дарить подарки ".
1
1
Учатся правильно дарить подарки. 9.
Вручение подарков. Инсценировки эпизодов из жизни.
1
1
Участвуют в сценках, анализируют.
Раздел № 2
Общечеловеческие нормы нравственности
4
10. Заповеди.
1
1
Знакомятся с заповедями. 11. Занятие - диспут: "Заповеди".
1
1
Высказывают своё мнение. 12.
Дал слово - держи.
1
1
Учатся выполнять своё обещание. 13.
Устный журнал: " Умей выполнять свои обещания".
1
1
Разбирают проблемные ситуации.
Раздел № 3
Дружеские отношения
11
14. "Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна". Обыгрывание проблемных ситуаций.
1
1
Учатся находить себе настоящих друзей. 15. Устный журнал:" Нет друга - ищи, а нашёл - береги".
1
1
Приводят примеры из жизни, анализируют. 16.
Преданный друг.
1
1
Знакомятся с понятием преданный друг. 17.
О доброте и бессердечии. Презентация.
1
1
Учатся быть добрыми и противостоять бессердечию. 18.
Живой журнал " Ты и твои товарищи".
1
1
Участвуют в сценках, анализируют. 19.
" Мой друг". Выставка детских работ.
1
1
Участие в выставке. 20. О зависти и скромности.
1
1
Учатся распознавать зависть. 21.
Поговорим о дружбе. Творческая работа.
1
1
Участвуют в работе группы, сравнивают героев произведений. 22.
О доброте и жестокосердии. Просмотр и обсуждение видеоматериала.
1
1
Приводят примеры из жизни, анализируют. 23. Проект: " Правила дружбы".
1
1
Защищают свои проекты. 24.
Праздник: " Дружба крепкая".
1
1
Участвуют в празднике.
Раздел №4
Понять другого
10
25. Золотые правила.
1
1
Знакомятся с золотыми правилами. 26. Викторина:" Золотые правила".
1
1
Учатся соблюдать золотые правила. 27. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. Групповая работа.
1
1
Учатся понимать настроение другого по внешним признакам. 28.
Игра : " Понять другого".
1
1
Участвуют в игре. 29.
О тактичном и бестактном поведении. Обыгрывание проблемных ситуаций.
1
1
Разбирают проблемные ситуации. 30.
Устный журнал: " Умей правильно себя вести ".
1
1
Учатся правильно себя вести в разных ситуациях. 31. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.
1
1
Учатся находить хорошее в каждом человеке. 32.
" Найди хорошее в человеке". Творческая работа.
1
1
Участвуют в работе группы. 33.
Интегрированное занятие : " В мире мудрых мыслей".
1
1
Учатся правильно высказывать свои мысли. 34 Обзор курса этики за год. Выставка папок - портфолио.
1
1
Обобщают полученные знания.
Итого:
34
10
24
3 класс Задачи: 1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома. 2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним. 3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.
№
п/п
Наименование разделов и тем.
Кол-во
часов
Аудитор
ные
Внеаудиторные
Характеристика
деятельности
обучающихся
Раздел №1
Культура общения
9
1. Этикет разговора.
1
1
Получают знания об этикете разговора. 2.
Обращение к разным людям. Обыгрывание проблемных ситуаций.
1
1
Учатся правильно обращаться к разным людям. 3.
Устный журнал: " Культура общения".
1
1
Приводят примеры из жизни, анализируют. 4. Вежливый отказ, несогласие.
1
1
Учатся вежливо отказывать. 5.
Этикетные ситуации. Обсуждение,
Обыгрывание проблемных ситуаций.
1
1
Разбирают этикетные ситуации. 6.
Интегрированное занятие: " Умей правильно общаться с людьми".
1
1
Работают в группах, анализируют. 7.
Афоризмы.
1
1
Знакомятся с афоризмами. 8.
Разговор по телефону. Инсценировки.
1
1
Учатся правильно разговаривать по телефону. 9. Играем роль воспитанного человека.
1
1
Участвуют в сценках, анализируют.
Раздел № 2
Самовоспитание
7
10.
Литературно - музыкальная композиция: " Что значит быть вежливым?".
1
1
Приводят примеры из жизни, высказывают своё мнение. 11. Мои достоинства и недостатки.
1
1
Учатся находить в себе достоинства и недостатки. 12.
Устный журнал: " Поговорим о самовоспитании".
1
1
Анализируют, работают в группах. 13. Большое значение маленьких радостей. Инсценировки.
1
1
Учатся делать маленькие радости для других. 14.
О хороших и дурных привычках. Просмотр и обсуждение видеоматериала.
1
1
Учатся различать хорошие и дурные привычки. 15.
Сюжетно - ролевая игра:
" Привычки людей".
1
1
Приводят примеры из жизни, высказывают своё мнение. 16.
Афоризмы о самовоспитании. Творческая работа.
1
1
Работают в группах, анализируют.
Раздел № 3
Общечеловеческие нормы нравственности
10
17. Заповеди: как мы их исполняем.
1
1
Учатся исполнять заповеди. 18. О сострадании и жестокосердии. Просмотр презентации.
1
1
Учатся сострадать и противостоять жестокости. 19.
Общечеловеческие нормы нравственности. Обыгрывание проблемных ситуаций.
1
1
Разбирают проблемные ситуации. 20.
Занятие - диспут:" Лгать нельзя, но если...?"
1
1
Высказывают своё мнение. 21. Интегрированное занятие:" Правда и ложь - какие они?"
1
1
Разбирают проблемные ситуации. 22.
Занятие - диспут: "Всегда ли богатство счастье?"
1
1
Приводят примеры из жизни. 23.
Устный журнал: " Семья - опора счастья".
1
1
Участвуют в работе группы, анализируют. 24. Спешите делать добро.
1
1
Учатся делать добрые дела. 25.
Добрые поступки. Инсценировки.
1
1
Участвуют в сценках, анализируют. 26.
Коллективное творческое дело: "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда".
1
1
Рассказывают о пользе труда, приводят примеры.
Раздел № 4
Как сердцу высказать себя.
Другому как понять тебя?
8
27.
" Как сердцу высказать себя?"
1
1
Высказывают своё мнение, анализируют. 28.
В трудной ситуации, попытаемся разобраться.
1
1
Разбирают трудные ситуации.
29.
Трудные ситуации.
1
1
Работают в группах, анализируют.
30.
"И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать".
1
1
Учатся сочувствовать больным людям.
31.
"Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки".
1
1
Приводят примеры из жизни, анализируют. 32.
Диалоги о хороших манерах, добре и зле.
1
1
Учатся вести диалоги. 33.
Афоризмы. Повторение.
1
1
Повторяют всё об афоризмах. 34.
Чему мы научились на уроках этики. Выставка детских работ.
1
1
Обобщают полученные знания.
Итого:
34
10
24
4 класс Задачи: 1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами. 2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания. 3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.
№
п/п
Наименование разделов и тем.
Кол-во
часов
Аудитор
ные
Внеаудиторные
Характеристика
деятельности
обучающихся
Раздел №1
Культура общения
9
1. Традиции общения в русской семье.
1
1
Знакомятся с традициями общения в русской семье. 2. Культура общения в современной семье. Презентация.
1
1
Знакомятся с культурой общения в современной семье. 3. Культура общения. Инсценировки.
1
1
Высказывают своё мнение, анализируют. 4.
О терпимости к ближним. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций.
1
1
Учатся быть терпимыми к ближним. 5.
Интегрированное занятие:
" Терпимость к ближним".
1
1
Работают в группах. 6. Культура спора.
1
1
Знакомятся с культурой спора. 7.
Этикетные ситуации.
1
1
Разбирают этикетные ситуации. 8. В мире мудрых мыслей.
1
1
Работают в группах, анализируют. 9. Проект " Мудрые мысли".
1
1
Защищают свои проекты.
Раздел №2
Самовоспитание
7
10. «Познай самого себя».
1
1
Учатся познать самого себя. 11. Самовоспитание.
1
1
Знакомятся с понятием - самовоспитание. 12.
Составление плана самовоспитания на неделю.
1
1
Определяют цели, составляют план. 13. Как я работаю над собой.
1
1
Учатся работать над собой. 14. О терпении.
1
1
Учатся быть терпеливыми. 15. Конец каждого дела обдумай перед началом.
1
1
Учатся рассуждать, принимать правильное решение. 16. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
1
1
Работают в группах, анализируют.
Раздел №3
Общечеловеческие нормы нравственности
10
17.
Об источниках наших нравственных знаний.
1
1
Высказывают своё мнение. 18.
Совесть - основа нравственности.
1
1
Систематизируют знания о совести. 19.
"Чем ты сильнее, тем будь добрее".
1
1
Приводят примеры из жизни, анализируют. 20.
"Досадно мне, что слово честь забыто".
1
1
Закрепляют знания о чести. 21.
Заветы предков.
1
1
Знакомятся с заветами предков. 22.
Россияне о любви к Родине.
1
1
Учатся любить свою Родину. 23.
Твоя малая родина.
1
1
Учатся любить свою малую родину. 24.
"Мой первый друг, мой друг бесценный".
1
1
Рассказывают о своём первом друге. 25.
Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.
1
1
Повторяют афоризмы. 26.
"Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей".
1
1
Учатся быть приветливыми.
Раздел №4.
Искусство и нравственность
8
27.
Нравственное содержание древних мифов.
1
1
Знакомятся с древними мифами.
28.
Занятие - диспут:" За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев".
1
1
Называют основные черты характера.
29.
Положительные герои в былинах и сказках.
1
1
Приводят примеры, доказывают.
30.
Отрицательные герои в литературных произведениях.
1
1
Работают в группах, анализируют. 31.
"Зло, как и добро, имеет своих героев".
1
1
Рассуждают, делают выводы. 32.
Интегрированное занятие:
" Искусство и нравственность".
1
1
Высказывают своё мнение.
33.
Проект : "Вот человек. Что скажешь ты о нём?"
1
1
Работают в группах, защищают свои проекты.
34.
Обзор курса этикета. Выставка папок - портфолио.
1
1
Обобщают полученные знания.
Итого:
34
10
24
3. Содержание программы 1 класс (33 часа) Раздел 1: Правила поведения (6ч) Аудиторный час: Правила поведения на уроке и на перемене. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций. Внеаудиторные часы (5ч): Правила поведения в общественных местах. Экскурсия в музей. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Экскурсия в библиотеку. Правила поведения в школьном дворе. Игра: " Знаешь ли ты правила поведения?" Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч) Аудиторные (3 ч) : Что такое "добро и зло". Просмотр и обсуждение видеоматериала. Устный журнал: "Ежели вы вежливы". Помни о других - ты не один на свете. Просмотр презентации. Внеаудиторные (5 ч): " Дорогою добра". Инсценировки эпизодов из произведений." Утренник "Да здравствует вежливость и доброта !" Занятие - диспут: "Добрые и не добрые дела". Конкурс: " Спешите делать добро". Проект: "Ты и твои друзья". Занятие - спектакль: "Дружба". Акция- милосердия: " Цветик - семицветик". Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч) Аудиторные (4 ч) ; Занятие - диспут : "Ученье - свет, а неученье - тьма". " Как быть прилежным и старательным". Наш труд в классе. Занятие - интервью : " Мой труд каждый день дома". Внеаудиторные (3 ч): Интегрированное занятие: " Как стать трудолюбивым ". Выставка детских работ. Проект: "Мой труд ". Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч) Аудиторный час: Культура внешнего вида. Внеаудиторные (4 ч): Правила опрятности и аккуратности. Творческая работа. Устный журнал: "Каждой вещи своё место". Конкурс: "Содержи в порядке - книжки и тетрадки ". Умейте ценить своё и чужое время. Инсценировки. эпизодов из произведений. Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч) Внеаудиторные (2 ч): Интегрированное занятие : " Как вести себя на улице и дома". Игра - путешествие по станциям: " Соблюдай правила поведения на улице и дома". Раздел 6: Школьный этикет (3ч) Аудиторный час: Этикет. Просмотр и обсуждение видеоматериала. Внеаудиторные (2 ч): Как приветствовать людей и знакомиться с ними. Групповая работа. Чему нас научили уроки нравственности? Выставка детских работ. 2 класс (34 часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Аудиторные (2 ч): Устное и письменное приглашение на день рождения. Просмотр презентации. Поведение в гостях. Просмотр и обсуждение видеоматериала. Внеаудиторные (7 ч): Этикет (повторение). Игра " Ты мне, я тебе". Занятие - спектакль: " Приглашение на день рождения". Встреча и развлечение гостей. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций. Сюжетно - ролевая игра: " Гости". Как вести себя в гостях. Обыгрывание проблемных ситуаций. Интегрированное занятие : " Как дарить подарки ". Вручение подарков. Инсценировки эпизодов из жизни. Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч) Аудиторные (2 ч): Заповеди. Дал слово - держи. Внеаудиторные (2 ч): Занятие - диспут: "Заповеди". Устный журнал: " Умей выполнять свои обещания". Раздел 3: Дружеские отношения (11ч) Аудиторные (4 ч): Преданный друг. О доброте и бессердечии. Презентация. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. Просмотр и обсуждение видеоматериала. Внеаудиторные (7 ч): "Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна". Обыгрывание проблемных ситуаций. Устный журнал:" Нет друга - ищи, а нашёл - береги". Живой журнал " Ты и твои товарищи"." Мой друг". Выставка детских работ. Поговорим о дружбе. Творческая работа. Проект: " Правила дружбы". Праздник: " Дружба крепкая". Раздел 4: Понять другого (10ч) Аудиторные (2 ч): Золотые правила. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. Внеаудиторные (8 ч): Викторина:" Золотые правила". Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. Групповая работа. Игра : " Понять другого". О тактичном и бестактном поведении. Обыгрывание проблемных ситуаций. Устный журнал: " Умей правильно себя вести "." Найди хорошее в человеке". Творческая работа. Интегрированное занятие : " В мире мудрых мыслей". Обзор курса этики за год. Выставка папок - портфолио.
3 класс (34 часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Аудиторные (2 ч): Этикет разговора. Афоризмы. Внеаудиторные (7 ч): Обращение к разным людям. Обыгрывание проблемных ситуаций. Устный журнал: " Культура общения". Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций. Интегрированное занятие: " Умей правильно общаться с людьми". Разговор по телефону. Инсценировки. Играем роль воспитанного человека. Раздел 2: Самовоспитание (7ч) Аудиторный час: О хороших и дурных привычках. Просмотр и обсуждение видеоматериала. Внеаудиторные (6 ч): Литературно - музыкальная композиция: " Что значит быть вежливым?". Мои достоинства и недостатки. Устный журнал: " Поговорим о самовоспитании". Большое значение маленьких радостей. Инсценировки. Сюжетно - ролевая игра: " Привычки людей". Афоризмы о самовоспитании. Творческая работа. Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч) Аудиторные (4 ч): Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Просмотр презентации. Занятие - диспут:" Лгать нельзя, но если...?" Занятие - диспут: "Всегда ли богатство счастье?" Внеаудиторные (6 ч): Общечеловеческие нормы нравственности. Обыгрывание проблемных ситуаций. Интегрированное занятие:" Правда и ложь - какие они?" Устный журнал: " Семья - опора счастья". Спешите делать добро. Добрые поступки. Инсценировки. Коллективное творческое дело: "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда". Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч) Аудиторные (3 ч): В трудной ситуации, попытаемся разобраться. "И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать". Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Внеаудиторные (5 ч): " Как сердцу высказать себя?" Трудные ситуации. "Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки". Афоризмы. Повторение. Чему мы научились на уроках этики. Выставка детских работ. 4 класс (34 часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Аудиторные (2 ч): Традиции общения в русской семье. Культура общения в современной семье. Презентация. Внеаудиторные (7 ч): Культура общения. Инсценировки. О терпимости к ближним. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций. Интегрированное занятие: " Терпимость к ближним". Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей. Проект " Мудрые мысли". Раздел 2: Самовоспитание (7ч) Аудиторные (3 ч): Самовоспитание. Составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. Внеаудиторные (4 ч): «Познай самого себя». О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. "Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри". Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч) Аудиторные (3 ч): Об источниках наших нравственных знаний. Совесть - основа нравственности. Заветы предков. Внеаудиторные (7 ч): "Чем ты сильнее, тем будь добрее"."Досадно мне, что слово честь забыто". Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. "Мой первый друг, мой друг бесценный". Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. "Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей". Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч) Аудиторные (2 ч): Нравственное содержание древних мифов. Занятие - диспут:" За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев". Внеаудиторные (6 ч): Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. "Зло, как и добро, имеет своих героев". Интегрированное занятие: " Искусство и нравственность". Проект : "Вот человек. Что скажешь ты о нём?" Обзор курса этикета. Выставка папок - портфолио.
4. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно нравственного развития и воспитания обучающихся обеспечивает присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Азбука нравственности» обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: ·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; ·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
5. Формы и виды контроля: Конкурсы, просмотры и обсуждения видеоматериалов, экскурсии, выставки детских работ, утренники, викторины, занятия - спектакли, презентации, инсценировки эпизодов из книг, проекты, устные журналы, игры, выставки папок - портфолио, интегрированные занятия.
6. Методические рекомендации.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно -нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал - это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями, учителем и другими взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни.
Работа по данной программе приводит к положительным результатам изучения правил этики и культуры речи. К концу обучения учащиеся научатся различать хорошие и плохие поступки, уважительно относиться к старшим, родителям, сверстникам; давать правильную оценку поступков сверстников и окружающих людей; воплощать свои этические знания в повседневном поведении, привычках. Я надеюсь, что данная программа поможет сформировать у учащихся правила нравственного поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
7. Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п
Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения
Количество
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 25 с.
1
2.
Асмолов А.Г., Бумеранская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
1
3.
Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. - 204 с.
1
4.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование). М.: Просвещение, 2009. - 50 с.
1
5.
Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4-е классы. Тесты и практические задания М.: Просвещение, 2010. - 68 с.
1
6.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008. - 108 с.
1
7.
Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14-36.
1
8.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности // Воспитание школьников. -2004-2007.-№1-9.
1
2. Печатные пособия
1.
Плакаты
7
3. Технические средства обучения
1.
Компьютер.
1
2.
Медиапроектор.
1
3.
Экран.
1
4. Экранно - звуковые пособия
1.
Аудиозаписи.
1
2.
Видеофильмы.
4
5. Оборудование кабинета
1.
Иллюстративные картинки
10
20