Программа кружка Азбука нравственности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Пояснительная записка


Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника. Программа «Азбука нравст­венности» реализована учителем начальной шко­лы в сотрудничестве с родителями. Учитель про­водит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На заня­тиях группа учащихся 10 -15 чело­век. Занятия программы построены на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Используется яркая наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания рекомендуется детям за­вершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с роди­телями. На занятиях повышается активность школьника, его уча­стие в обсуждениях жизненных ситуаций. Программа включает в себя 135 занятий по 35 - 40 минут и рассчитана на четыре года обучения.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Сроки и этапы реализации программы: Программа предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет) и рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс - 33 часа в год, 2 - 4 классы - 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы - от 15 человек. Формы организации занятий:

Конкурс, экскурсия, утренник, викторина, занятие- спектакль, устный журнал, игра, интегрированное занятие, занятие - диспут, занятие - интервью.
2. Учебно-тематический план

1 класс Задачи: 1. Познакомить детей с об­щечеловеческими нормами нравственности. 2. Научить приемам и пра­вилам ведения дискуссии, ува­жать себя и своего товарища. 3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть оп­рятным, организованным, веж­ливым.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Ауди

тор

ные

Внеаудитор

ные

Характеристика

деятельности

обучающихся

Раздел № 1

Правила поведения

6


1.

Правила поведения на уроке и на перемене. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций.

1

1


Знакомятся с правилами поведения на уроке и на перемене. 2. Правила поведения в общественных местах. Экскурсия в музей.

1


1

Знакомятся с правилами поведения в общественных местах. 3. Правила поведения в гардеро­бе.

1


1

Знакомятся с правилами поведения в гардеробе. 4. Правила поведения в столо­вой.

1


1

Знакомятся с правилами поведения в соловой. 5. Правила поведения в библио­теке. Экскурсия в библиотеку.

1


1

Знакомятся с пра-

вилами поведения

в библиотеке.


6. Правила поведения в школь­ном дворе. Игра: " Знаешь ли ты правила поведения?"

1


1

Знакомятся с правилами поведения в школьном дворе.

Раздел № 2

О добром отношении к лю­дям

10


7. Что такое "добро и зло". Просмотр и обсуждение видеоматериала.

1

1


Учатся распознавать добро и зло. 8.

" Дорогою добра". Инсценировки эпизодов из произведений.

1


1

Участвуют в работе группы, сравнивают героев произведений. 9.

Устный журнал: "Ежели вы вежливы".

1

1


Знакомятся с вежливыми словами. 10.

Утренник "Да здравствует вежливость и доброта!"

1


1

Учатся совершать вежливые поступки. 11.

Занятие - диспут: "Добрые и не добрые дела".

1


1

Учатся распознавать добрые и не добрые дела. 12.

Конкурс: " Спешите делать добро".

1


1

Разбирают проблемные ситуации, работают в группах. 13. Проект: "Ты и твои друзья".

1


1

Рассказывают о своих друзьях. 14.

Занятие - спектакль: " Дружба ".

1


1

Участвуют в спектакле. 15.

Помни о других - ты не один на свете. Просмотр презентации.

1

1


Приводят примеры из жизни, называют основные черты характера. 16.

Акция- милосердия: " Цветик - семицветик".

1


1

Участие в акции - милосердия.

Раздел № 3

Как стать трудолюбивым

7


17.

Занятие - диспут : "Ученье - свет, а неученье - тьма".

1

1


Высказывают своё мнение о прочитанном. 18.

"Как быть прилежным и ста­рательным".

1

1


Учатся быть прилежными и старательными. 19.

Интегрированное занятие: " Как стать трудолюбивым ".

1


1

Сравнивают героев, дают им характеристику. 20. Наш труд в классе.

1

1


Учатся трудиться в классе. 21.

Выставка детских работ.

1


1

Участвуют в выставке. 22.

Занятие - интервью : "Мой труд каждый день дома".

1

1


Рассказывают о своём труде дома. 23.

Проект: " Мой труд" .

1


1

Защищают свои проекты.

Раздел №4

Правила опрятности и ак­куратности.

5


24. Культура внешнего вида.

1

1


Получают знания о культуре внешнего вида. 25.

Правила опрятности и аккуратности. Творческая работа.

1


1

Систематизируют полученные знания. 26. Устный журнал: "Каждой вещи своё место".

1


1

Наблюдают за поведением героев, высказывают своё мнение. 27.

Конкурс: "Содержи в порядке - книжки и тетрадки".

1


1

Учатся соблюдать порядок. 28.

Умейте ценить своё и чужое время. Инсценировки эпизодов из произведений.

1


1

Учатся ценить своё и чужое время.

Раздел №5

Правила поведения на ули­це и дома.

2


29.

Интегрированное занятие : " Как вести себя на улице и до­ма".

1


1

Знакомятся с правилами поведения на улице и дома. 30.

Игра - путешествие по станциям:

"Соблюдай правила поведения на улице и дома".

1


1

Разбирают проблемные ситуации.

Раздел №6

Школьный этикет.

3


31. Этикет. Просмотр и обсуждение видеоматериала.

1

1


Знакомятся с правилами приветствия. 32. Как приветствовать людей и знакомиться с ними. Групповая работа.

1


1

Приводят примеры из жизни, анализируют. 33.

Чему нас научили уроки нравственности? Выставка детских работ.

1


1

Обобщают полученные знания.
Итого:

33

10

23



2 класс Задачи: 1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер. 2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в теат­ре, кино, на выставке, в музее. 3. Научить правилам поведения на дне рождения.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Аудитор

ные

Внеаудиторные

Характеристика

деятельности

обучающихся

Раздел № 1

Культура общения

9


1.

Этикет (повторение). Игра " Ты мне, я тебе".

1


1

Повторяют знания об этикете. 2.

Устное и письменное пригла­шение на день рождения. Просмотр презентации.

1

1


Учатся правильно составлять приглашение на день рождение. 3.

Занятие - спектакль:" Приглашение на день рождения".

1


1

Участвуют в сценках, анализируют. 4.

Встреча и развлечение гостей. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций.

1


1

Приводят примеры из жизни, анализируют. 5.

Сюжетно - ролевая игра: " Гости ".

1


1

Учатся правильно встречать и развлекать. гостей. 6. Поведение в гостях. Просмотр и обсуждение видеоматериала.

1

1


Знакомятся с правилами поведения в гостях. 7.

Как вести себя в гостях. Обыгрывание проблемных ситуаций.

1



1

Разбирают проблемные ситуации. 8.

Интегрированное занятие : " Как дарить подарки ".

1


1

Учатся правильно дарить подарки. 9.

Вручение подарков. Инсценировки эпизодов из жизни.

1


1

Участвуют в сценках, анализируют.

Раздел № 2

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

4


10. Заповеди.

1

1


Знакомятся с заповедями. 11. Занятие - диспут: "Заповеди".

1


1

Высказывают своё мнение. 12.

Дал слово - держи.

1

1


Учатся выполнять своё обещание. 13.

Устный журнал: " Умей выполнять свои обещания".

1


1

Разбирают проблемные ситуации.

Раздел № 3

Дружеские отношения

11




14. "Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна". Обыгрывание проблемных ситуаций.

1


1

Учатся находить себе настоящих друзей. 15. Устный журнал:" Нет друга - ищи, а нашёл - береги".

1


1

Приводят примеры из жизни, анализируют. 16.

Преданный друг.

1


1


Знакомятся с понятием преданный друг. 17.

О доброте и бессердечии. Презентация.

1

1


Учатся быть добрыми и противостоять бессердечию. 18.

Живой журнал " Ты и твои товарищи".

1


1

Участвуют в сценках, анализируют. 19.

" Мой друг". Выставка детских работ.

1


1

Участие в выставке. 20. О зависти и скромности.

1

1


Учатся распознавать зависть. 21.

Поговорим о дружбе. Творческая работа.

1


1

Участвуют в работе группы, сравнивают героев произведений. 22.

О доброте и жестокосердии. Просмотр и обсуждение видеоматериала.

1

1


Приводят примеры из жизни, анализируют. 23. Проект: " Правила дружбы".

1


1

Защищают свои проекты. 24.

Праздник: " Дружба крепкая".

1


1

Участвуют в празднике.

Раздел №4

Понять другого

10




25. Золотые правила.

1

1


Знакомятся с золотыми правилами. 26. Викторина:" Золотые правила".

1


1

Учатся соблюдать золотые правила. 27. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. Групповая работа.

1


1

Учатся понимать настроение другого по внешним признакам. 28.

Игра : " Понять другого".

1


1

Участвуют в игре. 29.

О тактичном и бестактном по­ведении. Обыгрывание проблемных ситуаций.

1



1

Разбирают проблемные ситуации. 30.

Устный журнал: " Умей правильно себя вести ".

1


1

Учатся правильно себя вести в разных ситуациях. 31. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1

1


Учатся находить хорошее в каждом человеке. 32.

" Найди хорошее в человеке". Творческая работа.

1


1

Участвуют в работе группы. 33.

Интегрированное занятие : " В мире мудрых мыслей".

1


1

Учатся правильно высказывать свои мысли. 34 Обзор курса этики за год. Выставка папок - портфолио.

1


1

Обобщают полученные знания.
Итого:

34

10

24



3 класс Задачи: 1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома. 2. Научить различать добро и зло, да­вать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним. 3. Раскрыть сущность правильного веж­ливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Аудитор

ные

Внеаудиторные

Характеристика

деятельности

обучающихся

Раздел №1

Культура общения

9




1. Этикет разговора.

1

1


Получают знания об этикете разговора. 2.

Обращение к разным лю­дям. Обыгрывание проблемных ситуаций.

1


1

Учатся правильно обращаться к разным людям. 3.

Устный журнал: " Культура общения".

1


1

Приводят примеры из жизни, анализируют. 4. Вежливый отказ, несогла­сие.

1


1

Учатся вежливо отказывать. 5.

Этикетные ситуации. Обсуждение,

Обыгрывание проблемных ситуаций.

1


1

Разбирают этикетные ситуации. 6.

Интегрированное занятие: " Умей правильно общаться с людьми".

1


1

Работают в группах, анализируют. 7.

Афоризмы.

1

1


Знакомятся с афоризмами. 8.

Разговор по телефону. Инсценировки.

1


1

Учатся правильно разговаривать по телефону. 9. Играем роль воспитанного человека.

1


1

Участвуют в сценках, анализируют.

Раздел № 2

Самовоспитание

7




10.

Литературно - музыкальная композиция: " Что значит быть вежли­вым?".

1


1

Приводят примеры из жизни, высказывают своё мнение. 11. Мои достоинства и недос­татки.

1


1

Учатся находить в себе достоинства и недостатки. 12.

Устный журнал: " Поговорим о самовоспитании".

1


1

Анализируют, работают в группах. 13. Большое значение малень­ких радостей. Инсценировки.

1


1

Учатся делать маленькие радости для других. 14.

О хороших и дурных при­вычках. Просмотр и обсуждение видеоматериала.

1

1


Учатся различать хорошие и дурные привычки. 15.

Сюжетно - ролевая игра:

" Привычки людей".

1


1

Приводят примеры из жизни, высказывают своё мнение. 16.

Афоризмы о самовоспита­нии. Творческая работа.

1


1

Работают в группах, анализируют.

Раздел № 3

Общечеловеческие нор­мы нравственности

10




17. Заповеди: как мы их ис­полняем.

1

1


Учатся исполнять заповеди. 18. О сострадании и жестоко­сердии. Просмотр презентации.

1

1


Учатся сострадать и противостоять жестокости. 19.

Общечеловеческие нормы нравственности. Обыгрывание проблемных ситуаций.

1


1

Разбирают проблемные ситуации. 20.

Занятие - диспут:" Лгать нельзя, но если...?"

1

1


Высказывают своё мнение. 21. Интегрированное занятие:" Правда и ложь - какие они?"

1


1

Разбирают проблемные ситуации. 22.

Занятие - диспут: "Всегда ли богатство сча­стье?"

1

1


Приводят примеры из жизни. 23.

Устный журнал: " Семья - опора счастья".

1


1

Участвуют в работе группы, анализируют. 24. Спешите делать добро.

1


1

Учатся делать добрые дела. 25.

Добрые поступки. Инсценировки.

1


1

Участвуют в сценках, анализируют. 26.

Коллективное творческое дело: "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда".

1


1

Рассказывают о пользе труда, приводят примеры.

Раздел № 4

Как сердцу высказать себя.

Другому как по­нять тебя?

8





27.

" Как сердцу высказать себя?"

1




1

Высказывают своё мнение, анализируют. 28.

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

1

1


Разбирают трудные ситуации.
29.

Трудные ситуации.

1



1

Работают в группах, анализируют.
30.

"И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать".

1


1


Учатся сочувствовать больным людям.
31.

"Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки".

1



1

Приводят примеры из жизни, анализируют. 32.

Диалоги о хороших мане­рах, добре и зле.

1

1


Учатся вести диалоги. 33.

Афоризмы. Повторение.

1


1

Повторяют всё об афоризмах. 34.

Чему мы научились на уроках этики. Выставка детских работ.

1



1

Обобщают полученные знания.

Итого:

34

10

24



4 класс Задачи: 1. Познакомить детей с понятием корректно­го и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами. 2. Научить приемам самоконтроля и само­воспитания. 3. Раскрыть сущность нравственных поступ­ков, поведения и отношений между людь­ми, положительных моральных качеств в достойном поведении.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Аудитор

ные

Внеаудиторные

Характеристика

деятельности

обучающихся

Раздел №1

Культура общения

9




1. Традиции общения в русской семье.

1

1


Знакомятся с традициями общения в русской семье. 2. Культура общения в современной семье. Презентация.

1

1


Знакомятся с культурой общения в современной семье. 3. Культура общения. Инсценировки.

1


1

Высказывают своё мнение, анализируют. 4.

О терпимости к ближним. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций.

1


1

Учатся быть терпимыми к ближним. 5.

Интегрированное занятие:

" Терпимость к ближним".

1


1

Работают в группах. 6. Культура спора.

1


1

Знакомятся с культурой спора. 7.

Этикетные ситуации.

1


1

Разбирают этикетные ситуации. 8. В мире мудрых мыслей.

1


1

Работают в группах, анализируют. 9. Проект " Мудрые мысли".

1


1

Защищают свои проекты.

Раздел №2

Самовоспитание

7




10. «Познай самого себя».

1


1

Учатся познать самого себя. 11. Самовоспитание.

1

1


Знакомятся с понятием - самовоспитание. 12.

Составление плана самовоспитания на неделю.

1

1


Определяют цели, составляют план. 13. Как я работаю над собой.

1

1


Учатся работать над собой. 14. О терпении.

1


1

Учатся быть терпеливыми. 15. Конец каждого дела обдумай перед началом.

1


1

Учатся рассуждать, принимать правильное решение. 16. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

1


1

Работают в группах, анализируют.

Раздел №3

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

10




17.

Об источниках наших нравственных знаний.

1

1


Высказывают своё мнение. 18.

Совесть - основа нравственности.

1

1


Систематизируют знания о совести. 19.

"Чем ты сильнее, тем будь добрее".

1


1

Приводят примеры из жизни, анализируют. 20.

"Досадно мне, что слово честь забы­то".

1


1

Закрепляют знания о чести. 21.

Заветы предков.

1

1


Знакомятся с заветами предков. 22.

Россияне о любви к Родине.

1


1

Учатся любить свою Родину. 23.

Твоя малая родина.

1


1

Учатся любить свою малую родину. 24.

"Мой первый друг, мой друг бес­ценный".

1


1

Рассказывают о своём первом друге. 25.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1


1

Повторяют афоризмы. 26.

"Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей".

1


1

Учатся быть приветливыми.

Раздел №4.

Искусство и нравственность

8




27.

Нравственное содержание древних мифов.

1

1


Знакомятся с древними мифами.
28.

Занятие - диспут:" За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев".

1


1


Называют основные черты характера.
29.


Положительные герои в былинах и сказках.

1



1

Приводят примеры, доказывают.
30.

Отрицательные герои в литератур­ных произведениях.

1



1

Работают в группах, анализируют. 31.

"Зло, как и добро, имеет своих геро­ев".

1


1

Рассуждают, делают выводы. 32.

Интегрированное занятие:

" Искусство и нравственность".

1



1

Высказывают своё мнение.
33.

Проект : "Вот человек. Что скажешь ты о нём?"

1




1

Работают в группах, защищают свои проекты.
34.

Обзор курса этикета. Выставка папок - портфолио.

1



1

Обобщают полученные знания.

Итого:


34


10


24



3. Содержание программы 1 класс (33 часа) Раздел 1: Правила поведения (6ч) Аудиторный час: Правила поведения на уроке и на перемене. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций. Внеаудиторные часы (5ч): Правила поведения в общественных местах. Экскурсия в музей. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Экскурсия в библиотеку. Правила поведения в школьном дворе. Игра: " Знаешь ли ты правила поведения?" Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч) Аудиторные (3 ч) : Что такое "добро и зло". Просмотр и обсуждение видеоматериала. Устный журнал: "Ежели вы вежливы". Помни о других - ты не один на свете. Просмотр презентации. Внеаудиторные (5 ч): " Дорогою добра". Инсценировки эпизодов из произведений." Утренник "Да здравствует вежливость и доброта !" Занятие - диспут: "Добрые и не добрые дела". Конкурс: " Спешите делать добро". Проект: "Ты и твои друзья". Занятие - спектакль: "Дружба". Акция- милосердия: " Цветик - семицветик". Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч) Аудиторные (4 ч) ; Занятие - диспут : "Ученье - свет, а неученье - тьма". " Как быть прилежным и ста­рательным". Наш труд в классе. Занятие - интервью : " Мой труд каждый день дома". Внеаудиторные (3 ч): Интегрированное занятие: " Как стать трудолюбивым ". Выставка детских работ. Проект: "Мой труд ". Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч) Аудиторный час: Культура внешнего вида. Внеаудиторные (4 ч): Правила опрятности и аккуратности. Творческая работа. Устный журнал: "Каждой вещи своё место". Конкурс: "Содержи в порядке - книжки и тетрадки ". Умейте ценить своё и чужое время. Инсценировки. эпизодов из произведений. Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч) Внеаудиторные (2 ч): Интегрированное занятие : " Как вести себя на улице и до­ма". Игра - путешествие по станциям: " Соблюдай правила поведения на улице и дома". Раздел 6: Школьный этикет (3ч) Аудиторный час: Этикет. Просмотр и обсуждение видеоматериала. Внеаудиторные (2 ч): Как приветствовать людей и знакомиться с ними. Групповая работа. Чему нас научили уроки нравственности? Выставка детских работ. 2 класс (34 часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Аудиторные (2 ч): Устное и письменное пригла­шение на день рождения. Просмотр презентации. Поведение в гостях. Просмотр и обсуждение видеоматериала. Внеаудиторные (7 ч): Этикет (повторение). Игра " Ты мне, я тебе". Занятие - спектакль: " Приглашение на день рождения". Встреча и развлечение гостей. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций. Сюжетно - ролевая игра: " Гости". Как вести себя в гостях. Обыгрывание проблемных ситуаций. Интегрированное занятие : " Как дарить подарки ". Вручение подарков. Инсценировки эпизодов из жизни. Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч) Аудиторные (2 ч): Заповеди. Дал слово - держи. Внеаудиторные (2 ч): Занятие - диспут: "Заповеди". Устный журнал: " Умей выполнять свои обещания". Раздел 3: Дружеские отношения (11ч) Аудиторные (4 ч): Преданный друг. О доброте и бессердечии. Презентация. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. Просмотр и обсуждение видеоматериала. Внеаудиторные (7 ч): "Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна". Обыгрывание проблемных ситуаций. Устный журнал:" Нет друга - ищи, а нашёл - береги". Живой журнал " Ты и твои товарищи"." Мой друг". Выставка детских работ. Поговорим о дружбе. Творческая работа. Проект: " Правила дружбы". Праздник: " Дружба крепкая". Раздел 4: Понять другого (10ч) Аудиторные (2 ч): Золотые правила. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. Внеаудиторные (8 ч): Викторина:" Золотые правила". Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. Групповая работа. Игра : " Понять другого". О тактичном и бестактном по­ведении. Обыгрывание проблемных ситуаций. Устный журнал: " Умей правильно себя вести "." Найди хорошее в человеке". Творческая работа. Интегрированное занятие : " В мире мудрых мыслей". Обзор курса этики за год. Выставка папок - портфолио.
3 класс (34 часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Аудиторные (2 ч): Этикет разговора. Афоризмы. Внеаудиторные (7 ч): Обращение к разным лю­дям. Обыгрывание проблемных ситуаций. Устный журнал: " Культура общения". Вежливый отказ, несогла­сие. Этикетные ситуации. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций. Интегрированное занятие: " Умей правильно общаться с людьми". Разговор по телефону. Инсценировки. Играем роль воспитанного человека. Раздел 2: Самовоспитание (7ч) Аудиторный час: О хороших и дурных при­вычках. Просмотр и обсуждение видеоматериала. Внеаудиторные (6 ч): Литературно - музыкальная композиция: " Что значит быть вежли­вым?". Мои достоинства и недос­татки. Устный журнал: " Поговорим о самовоспитании". Большое значение малень­ких радостей. Инсценировки. Сюжетно - ролевая игра: " Привычки людей". Афоризмы о самовоспита­нии. Творческая работа. Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч) Аудиторные (4 ч): Заповеди: как мы их ис­полняем. О сострадании и жестоко­сердии. Просмотр презентации. Занятие - диспут:" Лгать нельзя, но если...?" Занятие - диспут: "Всегда ли богатство сча­стье?" Внеаудиторные (6 ч): Общечеловеческие нормы нравственности. Обыгрывание проблемных ситуаций. Интегрированное занятие:" Правда и ложь - какие они?" Устный журнал: " Семья - опора счастья". Спешите делать добро. Добрые поступки. Инсценировки. Коллективное творческое дело: "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда". Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч) Аудиторные (3 ч): В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться. "И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать". Диалоги о хороших мане­рах, добре и зле. Внеаудиторные (5 ч): " Как сердцу высказать себя?" Трудные ситуации. "Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки". Афоризмы. Повторение. Чему мы научились на уроках этики. Выставка детских работ. 4 класс (34 часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Аудиторные (2 ч): Традиции общения в русской семье. Культура общения в современной семье. Презентация. Внеаудиторные (7 ч): Культура общения. Инсценировки. О терпимости к ближним. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций. Интегрированное занятие: " Терпимость к ближним". Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей. Проект " Мудрые мысли". Раздел 2: Самовоспитание (7ч) Аудиторные (3 ч): Самовоспитание. Составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. Внеаудиторные (4 ч): «Познай самого себя». О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. "Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри". Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч) Аудиторные (3 ч): Об источниках наших нравственных знаний. Совесть - основа нравственности. Заветы предков. Внеаудиторные (7 ч): "Чем ты сильнее, тем будь добрее"."Досадно мне, что слово честь забы­то". Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. "Мой первый друг, мой друг бес­ценный". Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. "Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей". Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч) Аудиторные (2 ч): Нравственное содержание древних мифов. Занятие - диспут:" За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев". Внеаудиторные (6 ч): Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литератур­ных произведениях. "Зло, как и добро, имеет своих геро­ев". Интегрированное занятие: " Искусство и нравственность". Проект : "Вот человек. Что скажешь ты о нём?" Обзор курса этикета. Выставка папок - портфолио.
4. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно нравственного развития и воспитания обучающихся обеспечивает присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Азбука нравственности» обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: ·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; ·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.


5. Формы и виды контроля: Конкурсы, просмотры и обсуждения видеоматериалов, экскурсии, выставки детских работ, утренники, викторины, занятия - спектакли, презентации, инсценировки эпизодов из книг, проекты, устные журналы, игры, выставки папок - портфолио, интегрированные занятия.
6. Методические рекомендации.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно -нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал - это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями, учителем и другими взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни.

Работа по данной программе приводит к положительным результатам изучения правил этики и культуры речи. К концу обучения учащиеся научатся различать хорошие и плохие поступки, уважительно относиться к старшим, родителям, сверстникам; давать правильную оценку поступков сверстников и окружающих людей; воплощать свои этические знания в повседневном поведении, привычках. Я надеюсь, что данная программа поможет сформировать у учащихся правила нравственного поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

7. Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения

Количество


1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 25 с.

1

2.

Асмолов А.Г., Бумеранская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

1

3.

Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа начального общего образо­вания. М.: Просвещение, 2010. - 204 с.

1

4.

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образо­вание). М.: Просвещение, 2009. - 50 с.

1

5.

Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4-е классы. Тесты и практические задания М.: Просвещение, 2010. - 68 с.

1

6.

Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008. - 108 с.

1

7.

Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14-36.

1

8.

Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности // Воспитание школьников. -2004-2007.-№1-9.

1


2. Печатные пособия


1.

Плакаты

7


3. Технические средства обучения


1.

Компьютер.

1

2.

Медиапроектор.

1

3.

Экран.

1


4. Экранно - звуковые пособия


1.

Аудиозаписи.


1

2.

Видеофильмы.

4


5. Оборудование кабинета


1.

Иллюстративные картинки

10


20


© 2010-2022