- Преподавателю
- Начальные классы
- Презентация по русскому языку на тему Обозначение мягкости согласных (1 класс)
Презентация по русскому языку на тему Обозначение мягкости согласных (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Стрельбицкая В.В. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Различные способы обозначения мягкости согласных на письме. Цели:
- Создать условия для систематизации знаний о способах обозначения мягкости согласных на письме;
- Развивать речь учащихся с опорой на имеющийся у них опыт и знания, фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы;
- Воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
- Учебник С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко;
- ИКТ-презентация;
- Карточки с опорными словами; карточки с текстом.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Так как вы знаете способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, то следующее задание сможете выполнить. IV. Создание ситуации успеха через актуализацию знаний на выведенных ранее моделях. Цель: стимулировать успех учащихся к дальнейшей работе. - Я записала несколько слов в транскрипции. Прочитайте и запишите только ту букву, которая обозначает мягкость согласного звука на письме. [н,ос], [л,ук], [вз,ал], [в,эс], [т,игр] ё, ю, я, е, и - в тетради. - Послушайте следующие слова: АЛЬБОМ, БАНЬКА, КУЗЬМА. ЛЬБ, НЬК, ЗЬМ - в тетради. - Посмотрите на картинки, назовите их: конь, букварь, рысь Нь, рь, сь - в тетради. - Сколько способов обозначения мягкости согласных звуков мы выделили? - Какой первый способ? Выберите соответствующую модель. Нарисуйте. - Какой второй способ? Какая модель? Нарисуйте в тетради. - Третий способ? Модель. Нарисуйте в тетради. (Модели вывешиваются на доске)
V. Работа по моделям.
Цель: проверить, как работают модели. - Мы вспомнили все известные способы обозначения мягкости, подобрали к ним модели, а сейчас проверим, как же они работают. Я предлагаю записать одно из весенних слов. А вот какое слово вы должны догадаться. В этом слове 2 слога, в нём один мягкий согласный звук. КАПЛЯ - Правильно! Под какой моделью мы запишем это слово? Почему? (Дети пишут в тетрадях, а затем проверяют по экрану) - Проверьте, правильно ли вы записали слово. КАПЛЯ - Следующее слово называет животное, которое обитает в наших лесах. В слове 1 слог, первый звук [л]. Какое слово я задумала? - Как запишем это слово? ЛОСЬ (дети рассуждают о написании слова, отталкиваясь от модели) - Следующее слово рассыпалось. Соберите его. ПАНТЮЛЬ - Как запишем это слово? ТЮЛЬПАН VI. Физкультминутка. VII. Закрепление. Цель: закрепить умение обозначать мягкость согласных на письме. - Откройте учебники на 42 странице, поставьте пальчик на упражнение 36. Прочитайте задание. - Пользуясь схемами, распределите слова по способам обозначения мягкости согласных звуков. Работа в парах. Пары 1-го ряда найдут слова, подходящие к первой модели. Пары 2-го ряда найдут и подчеркнут слова, подходящие ко второй модели. Пары 3-го ряда найдут и подчеркнут слова, подходящие к третьей модели. (на доске все слова, напечатаны на отдельных карточках) Проверка: по одной паре с каждого ряда выходит к доске и выбирают те слова, которые подходят к их модели. (класс показывает согласны или нет) - Какое слово пришлось записать дважды? Почему? - Запишите слова в тетрадь в три столбика. Проверка. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга. я, ю, е, ё, и ь ь пляска быль Кузьма матрёшка роль кольца апрель апрель пальма плюшка пенка - На экране у меня для вас есть замечательные слова. Прочитайте их про себя. Друзья, я знаю точно: Должна быть в каждом деле [точ,ка] - Кто прочитает вслух? - Вы согласны с этими словами? - Какое слово записано в транскрипции? - Мой знакомый ученик рассуждал по нашим моделям и записал это слово так. ТОЧЬКА - Почему вы не согласны? (Так как звук [ч] всегда мягкий, то дополнительная мягкость ему не нужна) - Хотя и в стихотворении говорится, что должна быть точка в каждом деле, но сегодня на уроке мы её поставить не можем. На следующих уроках мы должны дополнить наши модели, так как они не подходят ко всем случаям. - А где еще в русском языке мы встречаем точку? (в конце предложения) Работа по карточкам «Точка потерялась» Наступил тёплый апрель мальчики и девочки гурьбой бегут в школьный двор там они играют в прятки - Сколько предложений получилось? Прочитайте первое. Второе. Третье. - Какие орфограммы встретились в предложениях? Подчеркните карандашом. - Запишите второе предложение в тетрадь. Подчеркните мягкие согласные звуки. VIII. Рефлексия. Цель: подвести итоги урока. - Продолжите фразу:
- Мне понравилось…
- Мне было трудно…