- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад Рефлексия у учащихся начальных классов
Доклад Рефлексия у учащихся начальных классов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Толчина Е.В. |
Дата | 08.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Мастер-класс "Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе"
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
-
Познакомить коллег с понятием "рефлексия";
-
Дать представление о классификации рефлексии;
-
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
-
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер - класс и участников мастер - класса.
М.П.: Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер - классе.
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР - КЛАССА.
В одной притче говорится: "Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?"
А сам думает: "Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мёртвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Всё в твоих руках".
В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым,
нужным,
а главное - успешным.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя - заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
В нашей школе решение этой проблемы мы видим в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Поскольку каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности. Такой подход соответствует смысловому содержанию понятия "образование" как формированию образа собственного "Я".
Уважаемые коллеги, в моей презентации будут вам встречаться буквы ярко-красного цвета. В ваших конвертах они лежат. Просьба: доставать и выкладывать их по мере появления на экране. Спасибо!
В зависимости от обстоятельств, на уроке можно использовать один из видов деятельности, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
- физическую (успел - не успел)
- сенсорную (комфортно - дискомфортно)
- интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал)
- духовную (стал лучше - хуже)
Ребёнок не может постоянно находиться в ситуации потребления готовых знаний. Он хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности. Первокласснику, к примеру, надо научиться управлять своими психическими процессами, своим внутренним миром. Это значит, что надо учиться ставить перед собой учебную задачу (что я должен делать?), оценивать себя (правильно ли я думаю, размышляю?).
Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.
Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.
Уважаемые коллеги, а сейчас предлагаю "поиграть в пазлы",
из букв попробуйте собрать слово. И мы получили слово:
Р Е Ф Л Е К С И Я
II. ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА:
Тема моего мастер - класса «Рефлексия», а какова моя цель сегодня? (ответы участников мастер - класса). А ваша цель? (ответы участников мастер - класса)
III. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния
- (целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)
- Что можно применять?
-
Это: карточки с изображением лица; показ большого пальца вверх или вниз;
-
«солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
-
«радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато;
-
«маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.
- рефлексия деятельности
- (это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)
- Какие варианты?
-
Это: «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;
-
«наряди ёлку» - успешно выполнил задание - повесил шарик, были ошибки - шарик остался возле ёлки;
-
«дерево успеха» - зелёный лист - нет ошибок, жёлтый лист - 1 ошибка, красный лист - 2-3 ошибки;
Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание. Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.
- рефлексия содержания учебного материала
- (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).
- Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:
Сейчас, излагая свой материал, я заглядываю в свои записи. Понимая, что и ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я нашла очень простой выход. Собрала всё на одном листе, вложила в файл и на каждой парте постоянно имеется «Карта рефлексии урока».
(показ «Карты рефлексии урока», используемой в классе)
V. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:
В ваши конверты вложены две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравился мой мастер - класс и вы будете это использовать в своей работе - покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло - покажите жёлтую карточку.