Использование инновационных педагогических технологий на уроке окружающего мира по теме Природа (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование инновационных педагогических технологий на разных этапах урока

Окружающий мир. Обобщающий урок по теме «Природа» УМК «Школа России» 2 класс.

Тип урока: закрепление и обобщение знаний.

Педагогические технологии: игровая технология, проблемное обучение, технология развивающего обучения, технология развития критического мышления.

Учитель начальных классов Чаркова М.А.



Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский

Урок - это гибкая по своему составу и структуре форма прямого общения учителя с учащимися. И наша задача - сделать его более эффективным.

Основой использования любой современной технологии на уроках является личностно-ориентированный подход, который предполагает: разнообразие приемов, методов и форм проведения уроков.

Вся моя система работы ориентирована на личность ребенка и максимальное развитие ее уникальности. Это побуждает к поиску адекватных приемов и методов. В свою работу часто включаю приемы развивающего обучения, критического мышления, использую игру, как один из приемов, предлагаю найти решение поставленных мною задач, выход из проблемных ситуаций. Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся. Задача является важным фактом повышения познавательной активности учеников. Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.

Так, на начальном этапе урока, прежде, чем сообщить его тему, я предложила детям выполнить задание. Были записаны прилагательные, напротив них картинки. Нужно было правильно соотнести каждую картинку с подходящим по смыслу словом. Определить, какой темой связаны полученные словосочетания. В итоге учащиеся определили тему урока самостоятельно.

Для успешного применения данной технологии необходимо выполнение следующих основных условий: проблематизация учебного материала, активность ребенка и обеспечение связи обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. Педагогическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям», когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Игровые технологии тренируют память, помогают выработать речевые умения, навыки, стимулируют умственную деятельность, развивают внимание и познавательный интерес к предмету.

Очень часто в своей практике использую приемы и методы технологии «Развитие критического мышления». Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя - быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

Для обобщающего урока очень подходит один из приемов «Кластер». "Кластер" это инструмент, созданный для того, чтобы эффективно мыслить. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

После того, как определили тему данного урока, на доске появилось слово «Природа». Учащиеся называют 2 вида природы - живая и неживая, далее выбирают слова, которые относятся к живой природе и к неживой. Так, постепенно, на доске образуется кластер по теме «Природа». Этот прием оказался очень эффективным на данном этапе урока, так как позволил ребятам наглядно увидеть результат своей умственной работы. Каждый ученик не просто выбирал слова, ему приходилось вспоминать пройденный материал, связывать понятия, обосновывать свой выбор.

Технология «Развития критического мышления» позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Применение данных приемов на уроках чтения, окружающего мира, математики и русского языка позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия.

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. Считаю, что применение инновационных технологий способствует проведению эффективного урока, раскрытию личностных качеств учащихся, развитию их умственных и творческих способностей, а также познавательного интереса.





© 2010-2022