Выступление на тему: Экспериментальная деятельность

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экспериментальная деятельность

как способ повышения результативности работы

Макарова Л.В., учитель начальных классов

МБОУ НОШ с.Стерлибашево На современном этапе развития общества все образовательные учреждения, в том числе и наша школа, заинтересованы в нововведениях для обеспечения собственных конкурентных преимуществ. Все нововведения вызваны стремлением педагогического коллектива реализовать социальный запрос общества, стремлением повысить качество образования, раскрыть и развить индивидуальные (творческие, лидерские, интеллектуальные, спортивные) способности учащихся. Население нашего района многонациональное. До поступления в школу ребёнок общается на своём родном (татарском, башкирском, русском, чувашском) языке. С приходом в школу, где обучение ведётся на русском языке, а родные языки изучаются как предмет, младший школьник испытывает затруднения в общении с учителем и сверстниками на русском языке. Многолетний опыт работы с детьми в условиях двуязычия подсказал нам, учителям сельской начальной школы, обучать общению на русском языке невозможно на чисто лингвистической основе, с опорой лишь на системное описание структуры языка. Поэтому необходимо вместе с усвоением системы языка опираться на нормы речевого поведения носителей языка, т.е. учитывать внеязыковые факторы, организующие процесс речевого общения. В 2009-2010 учебном году в Стерлибашевской начальной школе была создана экспериментальная площадка по апробации и внедрению технологии формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников посредством диалога в условиях двуязычия и действовала в течение трех лет. В рамках опытно-экспериментальной работы составлена метапредметная программа элективного курса "Учимся общаться посредством диалога", реализация которой помогает решить проблему преодоления языкового барьера у детей-билингвов, научит их овладеть коммуникативными умениями. Основная цель участников опытно-экспериментальной работы школы - формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, что предполагает их способность к полноценному речевому общению во всех сферах деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения. Из обозначенных нами задач главными стали: -изучение и внедрение новых методов и приемов обучения диалогу; -разработка различных видов диалоговых упражнений и методических рекомендаций по их использованию в соответствующих ситуациях; -разработка механизмов внедрения технологии формирования коммуникативной компетентности младших школьников посредством диалога в условиях национально-русского двуязычия в практику. Диагностика уровня сформированности коммуникативных и речевых умений свидетельствует о том, что учащиеся экспериментальных групп умеют учитывать мнения других людей, достаточно убедительно обосновывают собственное мнение; умеют слушать и слышать собеседника; понятно и правильно задают ему вопрос; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль; согласовывают усилия по достижению общей цели; могут организовать и осуществлять совместную деятельность, соответствующую их возрасту; ориентируются на партнера по деятельности, могут договариваться, находить общее решение практической задачи; высказывают и аргументируют свое предложение в процессе совместной деятельности, работая в парах и группах; умеют убеждать и уступать, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов. Исследование подтвердило предположение педагогов школы, о том, что низкий уровень коммуникативной компетентности отражается в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. В момент исследования наблюдались случаи переживания одиночества некоторыми учениками школы, проявления враждебности и агрессивности по отношению к сверстникам. Работа учителей-экспериментаторов по данной теме школы дала свои положительные результаты. Сегодня наши дети стали другими. Они отличаются любознательностью и информированностью. Образовательные результаты школы в течение ряда лет стабильные. Успеваемость 100 процентов, качество 62-63 процента; 50-60 процентов победителей районной олимпиады по предметам и малой академии наук среди учащихся начального звена - это наши ученики. Неуклонно растет число победителей и призеров различных конкурсов разных уровней. Экспериментальной деятельностью занимались не только учителя-экспериментаторы, но все педагоги школы, логопед, психолог, социальный педагог, библиотекарь. Включение учителей в экспериментальную деятельность является сильным стимулом для освоения новых форм и способов работы. Все изучали научную и методическую литературу, обсуждали вопросы, которые особенно актуальны в условиях реализации ФГОС нового поколения. Обобщение и распространение опыта, полученного в результате экспериментальной деятельности осуществлялись через участия педагогов в семинарах, Интернет-педсоветах, Образовательных форумах, научно-практических конференциях различных уровней. Участниками эксперимента были проведены мастер-классы, открытые уроки и занятия внеурочной деятельности, опубликованы статьи в педагогических изданиях и электронных средствах массовой информации, сделаны выступления по теме эксперимента. В результате экспериментальной деятельности школы: - разработана и издана рабочая тетрадь учителя-экспериментатора; -составлен и издан словарь наиболее употребительных формул речевого этикета в различных ситуациях общения для младших школьников на трех языках; -разработана программа метапредметного курса «Учимся общаться посредством диалога» с методическими рекомендациями по темам занятий по внеурочной деятельности; -издан сборник с материалами из опыта работы педагогов школы по теме эксперимента; В апреле текущего года состоялось закрытие экспериментальной площадки. На экспертно-методическом совете в ИРО РБ экспериментальной деятельности нашей школы была дана высокая оценка, работу посчитали эффективной и результативной. Внедрение инновационных, в том числе экспериментальных технологий в образовательный процесс способствует более активному развитию обучающихся. Школа - постоянно меняющийся живой организм, выполняющий социальную задачу воспитания активного, открытого к изменениям, инновациям и экспериментам человека. Следовательно, не только ученик, но и учитель обязан быть способным к развитию и совершенствованию; четко понимать и осознавать свои цели; стремиться к высокому результату. И все мы хотим, чтобы в школе работали талантливые педагоги, учителя по призванию, мастера-педагоги, чтобы каждый учитель мог найти нестандартный оригинальный ответ на любой вопрос, сумел по-особому подойти к ученику, зажечь его мысли.


© 2010-2022