- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочий план по программе внеурочной деятельности Юный художник
Рабочий план по программе внеурочной деятельности Юный художник
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Родина Е.М. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учебный план по образовательной программе
дополнительного образования
«Юный художник».
Программа рассчитана
на обучающихся 6 - 10 лет.
Срок реализации: 4 года.
Педагог дополнительного
образования: Родина Е. М.
( программа адаптированная,
составлена на основе
Программы изостудии
«Юный художник»
автора Л.Жежеря, 2002 года.)
Пояснительная записка. Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях изокружка. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе творчестве в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа. Она рассчитана на работу с детьми 6-10 лет и состоит из следующих этапов:
- ознакомительный 1год обучения 6-7лет;
- развивающий, 2 года обучения 7-9 лет;
- исследовательский, 9-10 лет.
раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребёнке.
Задачи:
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
- Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки на природу.
Программа. Ознакомительный этап: 6 - 7 лет. ( первый год обучения) Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 - 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет. Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате. Разделы программы.
№ Тема Количество часов 1. Радужный мир 54 2. Выставки, экскурсии, рисование на воздухе, Конкурсы, фестивали 18
Итого: 72
Тематическая разработка занятий с детьми 6 - 7 лет ( первый год обучения). 1. Радужный мир Теоретическая часть. - Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними. - Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета. - Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок. Календарно-тематический план первого года обучения. № Тема
Всего часов Теорет. занятия Практ. занятия 1. «Знакомство с королевой Кисточкой». Урок- игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)
2
1, 5
0, 5 2. «Что могут краски.» Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок.
3 1
2 3. «Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром. Отработка приёма: проведение непрерывных красочных линий.
3
1
2 4. « Разноцветные шарики». Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».
2
0,5
1,5
5. « Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком. Ход работы: от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Просмотр картин великих художников об осени.
3
1
2 6. « Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.
3
1
2 7. «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.
3
1
2 8. « Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.
2
0,5
1,5 9. «Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Урок - игра: общение по телефону.
3
1 2 10. « К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок - игра: общение по телефону.
2
0,5
1,5 11. « Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.
4
0,5
3,5 12. « Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома - линия зигзаг.
4
0,5
3,5 13. « Ёлочка - красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.
2
0,5
1,5 14. «Кто живёт под снегом». Урок - игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).
2
0,5
1,5 15. « Золотая рыбка». Гуашь. Отработка приёма - волнистые линии. Закрепление навыка - примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.
2
0,5
1,5 16. « Весёлый поезд». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и поём.
4
0,5
3,5 17. « Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.
3
1
2 18. «Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы - гномики».
4
0,5
1,5 19. «Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.
3 1 2 20. « Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.
4
0,5
3,5
Всего часов:
54
Развивающий этап. 7 - 9 лет.( второй - третий года обучения). Изобразительное искусство - наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразится.
Разделы программы.
№ темы количесво часов 1. Основы художественной грамоты. 79 2. Графика. 46 3. Экскурсии, выставки, конкурсы, фестивали, открытые занятия. 19
Итого: 144
Тематическая разработка занятий с детьми 7 - 9 лет. ( второй- третий года обучения).
- Основы художественной грамоты.
№ тема
всего часов Теорет. занятия Практ. занятия 1. Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.
3 1 2 2. Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости.
6 1 5 3. Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель - «гризайль». Тоновая растяжка.
7
1
6 4. Рисующий свет. Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага.
4
1
3 5. Холодные цвета. Стихия - вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций.
4
1
3 6. Теплые цвета. Стихия- огонь. Акварель. рисование по методу ассоциаций.
4 1 3 7. Зарисовки растений с натуры. « Осенние листья». Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон, точка.
7 1 6 8. Природная форма - лист. Тоновая растяжка цвета, акварель.
4 1 3 9. Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши.
6 1 5 10. « Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.
6
1
5 11. Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела.
7 1 6 12. «Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.
7 1 6 13. « Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.
7 1 6 14. Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения.
7 ---- ---
Всего часов
79
2.Графика.
Теоретическая часть. - Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо - ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними. - Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка. - Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка. - Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии. - Гравюра на картоне. - Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт. - Связь с рисунком, композицией, живописью.
Практическая часть.
№ тема
Всего часов Теорет. занятия Практ. занятия 1. Вводное занятие, введение в тему. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо.
3
1
2 2. «Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.
5
1
4 3 « Осенние листья» - композиция и использование живых листьев в качестве матриц. « Живая» линия - тушь, перо.
6
0,5
5,5 4. Натюрморт - набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень - падающая . собственная.
7
1
6 5. « Город» - цветовой фон в технике монотипии. Дома - линиями, штрихами. Люди - силуэты. Цвет как выразитель настроения.
6
1
5 6. « Терема». Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала.
4
1
3 7. Поздравление. Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного.
5
1
4 8. Открытка - поздравление. Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.
4
1
3 9. Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов.
4
----
---
Всего часов
46
Исследовательский этап: 9 - 10 лет. (четвёртый год обучения) На данном этапе важной становится цель - научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение. Знания и умения, полученные в первые годы обучения, применяются в создании творческих работ.
№ Раздел программы Предметы Часы 1. Основы изобразительной грамоты
- Композиция
- Графика
- Цветоведение
68 2. Декоративно - прикладное искусство
- Прикладная графика
- Батик
- Флористика
- Цветоделие
68 3.
Выставки, экскурсии
8
Итого 144
- Основы изобразительной грамоты.
№ Тема
Всего часов Теорет. занятия Практич. занятия 1. Вводное занятие. Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Рисунок - тест « Впечатление о лете». Фломастеры.
3
1
2 2. «Деревья». Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип « от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура.
3 1 2 3. Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель.
6 1 5 4. Натюрморт. Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция.
3 1 2 5.
6. Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма. Гуашь, акварель. Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа - иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт.
6
6 1
1 5
5 7. Монотипия. « Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки.
6 1 5 8. «Зимние забавы». Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь.
6 1 5 9. « Цветы и травы весны». Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал.
9 1 8 10. « Скачущая лошадь». Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.
6 1 5 11. « Улицы моей деревни». Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам.
6 1 5 12. Творческая аттестационная работа. Оформление работ к выставке.
6
6 13. Выставки, экскурсии.
6
Всего часов:
72
- Декоративно - прикладное искусство.
Всего часов Теорет. занятия Практич. занятия 1.
Введение в тему. Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом.
3 1 2 2. «Цветы». Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели».
3 1 2 3. « Цветы и травы». Декоративная роспись. Ассиметричная композиция. Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Беседа о жостовской росписи.
6 1 5 4. « Цветы и бабочки» - декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа.
6 1 5 5. Плакат - вид прикладной графики. Поздравление ко Дню учителя. Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах.
3 0,5 2,5 6. Новогодние поздравления. Эскиз. Работа с материалом в подгруппах, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи.
6 1 5 7.
Открытка - поздравление к 8 марта. Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная творческая работа.
3 0,5 2,5 8. Холодный батик - особенности его как вида декоративно - прикладного искусства. Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом.
6 1 5 9. «Осенние листья». Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок.
6 1 5 10. « Туманный день». Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани без резерва. Связь с живописью, композицией.
3 0,5 2,5 11. Кукольный антураж. Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом.
3 0,5 2,5 12.
Цветоведение. Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком.
9 1 8 13.
Флористика. Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий.
9 1 8 14. Оформление работ, выставки, посещение выставок.
6
Всего часов:
72
Итого: 360 часов.
Прогнозируемые результаты. Обучаемые первого года обучения Должны знать: - названия основных и составных цветов; - понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись; - изобразительные основы декоративных элементов; - материалы и технические приёмы оформления; - названия инструментов, приспособлений. Должны уметь: - пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой; - полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы; - подбирать краски в соответствии с настроением рисунка; - владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением; - моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм; - пользоваться материалами. Обучаемые второго -третьего года обучения Должны знать: -особенности материалов, применяемых в художественной деятельности; - разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм; - творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной - Лебедевой; - основы графики; - правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне. Должны уметь: - пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой; - пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки); - различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы; -рисовать кистью элементы растительного орнамента; - выполнять орнамент в круге, овал, ленту; -проявлять творчество в создании работ. Обучаемые четвёртого года обучения. Должны знать: -разнообразие возможных выразительных средств изображения; - значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы; - различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие; - основы дизайна; - творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского. -правила создания экспозиций, основы прикладной графики. Должны уметь: - работать в определённой цветовой гамме; -добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы; - передавать пространственные планы способом загораживания; -передавать движение фигур человека и животных; - сознательно выбирать средства выражения своего замысла; - свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера; - решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
Методические рекомендации.
Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений:
- где работают художники;
- основные жанры живописи;
- наш вернисаж;
- богатства земли Русской;
- техника безопасности;
- как прекрасен этот мир;
- информация.
Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.
Группа легких стендов по теме «Где работают художники» должна полно отражать разнообразие профессий художников в нашей жизни: архитекторы; дизайнеры посуды; художники-оформители; художники рекламы; художники-модельеры и, наконец, просто художники- творцы прекрасных произведений.
Необходимо отвести достаточное место для стенда «Наш вернисаж», где систематически вывешивать лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.
Стенд по технике безопасности лучше всего сделать в карикатурной веселой форме, в виде наглядных, веселых шаржей.
Стенд для информации должен быть мобильным, желательно чтобы информацию готовили дети.
На следующем стенде «Богатство земли Русской» желательно рассказать о видах народного творчества, о богатстве и выразительности изделий народных умельцев.
Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для наведения красок; достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.
Очень важно оборудовать кабинет ученическими мольбертами. В работе также необходимы палитры для акварели и темперы, гуаши.
Для постановки натуры нужно иметь легкий, переносной столик, к нему несколько видов драпировки, осветительную лампу на штативе.
Кабинет необходимо оснастить ТСО, экраном для демонстрации слайдов, диафильмов. Желательно наличие компьютера и серии дисков о шедеврах живописи во всемирно известных музеях мира; ряд фильмов о живой природе; магнитофона с красивой музыкой на дисках.
Методическая литература
1.Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент?»-М.,1998г.
2.Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке.»-М.,1985г.
3.Маслов Н.Я. «Пленэр.»-М.,1989г.
4.Межуева Ю.А. «Сказочная гжель.» (рабочая тетрадь) М.,2003г.
5.Неменский Б.М. «Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания.» -М.,1987г.
6.Нестеренко О.И. «Краткая энциклопедия дизайна»-М.,1994г.
7.Орлова Л .В. «Хохломская роспись.» (рабочая тетрадь) .М.,1998г.
8.Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве.» М.,1983г.
9. «Основы декоративного искусства в школе.» Под ред. Б.В. Нешумова,
Е.Д.Щедрина. - М., 1981г.
10. «Программно - методические материалы. Изобразительное искусство».
Сост. В.С.Кузин.
11.Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». - М., 1999 г.
12.Сокольникова Н. М. « Основы живописи». Обнинск. 1996г.
13. Сокольникова Н. М. « Основы композиции». Обнинск, 1996г.
14. Сокольникова Н. М. « Основы рисунка». Обнинск, 1996 г.
15. Стасевич В.Н. « Пейзаж: картина и действительность». М., 1978г.
16. Хворостов А.С. « Декоративно - прикладное искусство в школе». - М..1988г.
17. Энциклопедический словарь юного художника.- М.,1983г.