- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательская работа «Почему трава зелёная»
Исследовательская работа «Почему трава зелёная»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Немцева Т.Г. |
Дата | 12.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ «Гимназия»
г. Черногорска
Исследовательская работа
«Почему трава зелёная»
Выполнил: ученица 2 «А» класса
Минченкова Мария
Руководитель: Немцева Татьяна Григорьевна
г. Черногорск, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение……………………………………………………………………… 3
- Исследовательская часть……………………………………………………….5
- Эксперимент…………………………………………………………………… 7
- Встреча со специалистом……………………………………………………..10
- Анкетирование обучающихся……………………………………………….11
- Заключение……………………………………..…………………………… 14
- Глоссарий…………………………………………………………………… 15
- Литература ……………………………………………………………………16
Я к Вам травою проросту,
попробую к Вам дотянуться.
Как почка тянется к листу,
Вся в ожидании проснуться.
Океан растений окружает нас, и все они зелены. Зелена трава, зелены листья деревьев и цветов. Даже слова «растения» и «зелень» в сущности, обозначают одно и то же. «Здесь очень зелено», - говорят люди, когда видят много деревьев, кустарников, зеленой травы. «Домик утопает в зелени», «зеленая долина» - иными словами, тут много растений и все они зеленого цвета. А почему растения зелены? Ответ на это вопрос я пыталась найти в энциклопедиях, книгах, журналах и интернете. Но полный ответ на этот вопрос я так и не нашла. Поэтому решила провести собственное исследование на тему «Почему трава зелёная». Конечно же, я взяла себе в помощники взрослых, маму, папу и даже бабушку и дедушку. Они с удовольствием помогли мне освоить приёмы исследовательской деятельности. Итак, я выдвинула следующие гипотезы:
- Трава зелёная, потому что семечко тоже зелёного цвета.
- Трава зелёная, потому что на неё влияют природные условия (вода, свет, тепло, холод и т.п.)
Для решения поставленных задач мною были использованы следующие методы исследования: - Теоретические (анализ и обобщение информации); - Эмпирические (эксперимент, опыт); - Практические (опрос). Практическая значимость моей работы заключается в ответе на вопрос «Почему трава зелёная?» и доведения результатов по моему исследованию до одноклассников.
Исследовательская часть. На первом этапе своего исследования я решила обратиться к детской энциклопедии. И вот, что я выяснила: оказывается в каждой маленькой клеточке любого растения и в том числе и траве, есть вещество, которое даёт ей жизнь. При попадании солнечных лучей на это вещество оно зеленеет. Точно так, как наша кожа темнеет на пляже от солнца. И если у нас потемнение кожи от солнечных лучиков называется загаром, то у растений фотосинтезом. Без этого ни одно растение жить не может. Для них солнышко - это как еда. Без него не происходит фотосинтеза, листочки не зеленеют, а желтеют и растение погибает. Вещество, которое зеленеет в травке, называется хлорофилл. Соответственно, у меня тут же возник вопрос: "А почему хлорофилл назвали хлорофиллом, а не как-то по-другому?" Когда-то это вещество никто не знал. И его никто и не как не называл. И вот однажды, один профессор посмотрел в микроскоп и увидел его. Он долго думал, как бы так назвать, чтобы имя ему было и красивое и необычное. Чтобы никто этим именем кроме него не назывался, чтобы оно принадлежало только ему. И ему на ум пришло имя "хлорофилл". Хорошее оно или плохое, но оно ему понравилось. И с тех пор, это вещество так и стали называть - хлорофилл. Оказалось, что этот термин мне не знаком, и я решила выяснить его значение у специалиста. Для людей, и для животных необходим кислород. Без кислорода мы не прожили бы и трех минут, задохнулись бы. Мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ, а газ для нас вреден, но в воздухе его всегда очень немного сотые доли, и потому мы его не замечаем. Расход кислорода огромный: сколько людей на земном шаре, сколько животных требуют его каждую секунду! Но кто, же пополняет воздух кислородом, кто очищает его от излишней углекислоты? Ответ - зелень. Корова летом щиплет траву, зимой жует сено. Мы пьем молоко коровы, едим творог, сметану, масло. Молоко потому главная пища малышей, что в нем есть все те вещества, которые необходимы для их здоровья, для их развития, роста. Мы едим коровье мясо, а в нем тоже есть главные питательные вещества. Куры клюют зерно, а зерно - тоже растение, и мясо курицы построено из важнейших питательных веществ, и куриные яйца. И главный наш кормилец - зелень. Ни одна моя гипотеза не нашла своего точного подтверждения. Поэтому необходимо провести эксперимент, в котором бы наглядно было видно, от чего зависит цвет травы.
Эксперимент. На следующем этапе своего исследования я решила узнать, влияет ли цвет семечка на окраску травы, а также прорастают ли семена в темноте, и как влияет солнечный свет на окраску растения.
Для проведения данного эксперимента я взяла семена овса. Раз уж я решила, что трава зеленая, потому что семена зеленого цвета, я покрасила их зелёной краской. Для создания контраста, я решила покрасить семена овса ещё и в красный цвет и оставить часть простых семян. Все семена я посадила в один горшок, в котором землю поделила на 3 сегмента (назовём его испытательный образец № 1) . Данному образцу были созданы следующие условия: освещенность окна, регулярный полив, температура воздуха 24-27°С. Для подтверждения предположения о влиянии солнечного света на свойства травы, одновременно с 1 образцом, я сделала 2-ой испытательный образец. Во второй горшок я посадила те же самые семена, что и в первый, но только поставила его в темное место.
Этот эксперимент проводился с 9 января по 17 января 2013 года. Все изменения, которые происходили, я заносила в таблицу.
№ образца
Результат
09.01.2013
11.01.2013
14.01.2013
17.01.2013
1 Семена овса посажены в землю, политы, стоят на окне Всходов нет Появились ростки одинакового цвета во всех трёх сегментах, продолжаю поливать Выросла трава зелёного цвета во всех трёх сегментах
2 Семена овса посажены в землю, политы, стоят в темноте Появились всходы Появились ростки (редко) жёлтого цвета во всех трёх сегментах Выросла длинная трава желтого цвета во всех трёх сегментах
9 января 2013 г. Образец № 1 (справа) Образец № 2 (слева) 11 января Образец № 1 Образец № 2 17 января Образец № 1 Образец № 2
В ходе наблюдения я отметила, что семена во 2 горшке дали всходы раньше, чем в 1 . Этот факт я решила обсудить со специалистом.
Встреча со специалистом. «Почему трава в темноте взошла быстрее, чем на свету?» Для продолжения своего исследования я отправилась в Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова на кафедру ботаники и общей биологии к доктору биологических наук Ермаковой Наталье Борисовне. В настоящее время на кафедре работает 20 сотрудников (из них 12 - профессорско-преподавательского персонала и 8 учебно-вспомогательного персонала). Руководит кафедрой к.б.н. Анкипович Е.С. Доктор биологических наук - Ермакова Н.Б объяснила мне, что наиболее выдающаяся черта в жизни растения заключена в том, что оно растет, тянется к свету, стремится жить… Доктор биологических рассказала мне о том, что зеленое вещество растений - хлорофилл - поглощает необходимые вещества из почвы и воздуха и производит продукты, необходимые для их существования. Хлорофилл - зелёный пигмент, обусловливающий окраску хлоропластов растений в зелёный цвет. Все превращения происходят в зернах хлорофилла. А хлорофилл поглощает все цвета солнечного спектра, кроме зеленого, зеленый луч он отражает - и мы видим лист зеленым. В зеленой части растения - в листе, в траве - с помощью хлорофилла вырабатываются важнейшие питательные вещества, без которых не может обойтись ничто живое: ни человек, ни животное, ни само растение. Эти питательные вещества - крахмал, сахар, белок. Из них, главным образом, построено наше тело, тело животного и самих растений. А вырабатывает их зеленый лист из углекислоты, которую берет из воздуха, и воды, которая всегда есть в клетках. Мы, люди, получаем белок, крахмал, сахар и от самих растений и от животных, которых мы едим и которые, в свою очередь, питаются растениями. Итак, одна из моих гипотез не нашла подтверждения. Трава зеленая не потому, что семечко зеленое, - она зеленеет при свете, ей нужен свет. Это подтверждает мою вторую гипотезу о том, что на цвет травы влияют природные условия, а именно свет.
Анкетирование. Мне стало интересно, а смогут ли ответить на вопрос «почему трава зеленая» мои одноклассники. Для этого мною был проведён опрос среди учеников 2-3 классов нашей гимназии. Цель опроса: выявить уровень осведомлённости обучающихся по теме исследования, поиск новой информации. Мною были разработаны вопросы, на которые предложено было ответить одноклассникам:
№
Вопрос
Ответы
1
Знаете ли Вы, почему трава зелёная?
Да
Нет
2
Как называется вещество, из-за которого трава зелёная?
Хлорофилл
Не знаю
Фотосинтез
3
Пополняет ли кислородом воздух зелёная трава?
Да
Нет
Не знаю
4
Какие питательные вещества вырабатываются в траве?
Крахмал
Белок
Сахар
Не знаю
Ничего
Крахмал, белок, сахар
5
Какой процесс происходит в клетках травы?
Фотосинтез
Не знаю
Хлорофилл
6
Влияют ли солнечные лучи на цвет травы?
Да
Нет
Не знаю Результаты опроса показали, что из 111 человек:
- 89 опрошенных детей не знают, почему трава зелёная;
- 20 человек знают о пользе зелёной травы;
- 95 учеников считают, что трава не вырабатывает никаких питательных веществ;
- 62 человека не знают о том, что на цвет травы влияет свет.
После своего рассказа я предложила своим одноклассникам снова ответить на те же вопросы анкеты. И вот что получилось (в диаграмме отмечено процентное соотношение положительных ответов): Таким образом, исходя из анализа диаграммы, можно сказать, что более 80 % одноклассников после моего рассказа узнали ответ на вопрос «Почему трава зелёная?» и понимают значение зелёной травы на Земле, что подтверждает практическую значимость нашей работы. Нами был составлен глоссарий по данной теме для дальнейшего использования на уроках окружающего мира.(см. стр.16)
Выводы и заключение В результате изучения различной литературы, результатов анкетирования обучающихся гимназии, встречи с доктором биологических наук мною были сделаны следующие выводы: - На цвет растений влияет солнечный свет, с помощью которого в растениях образуется химический процесс - «фотосинтез», он то и отвечает за выработку зелёных пигментов в растениях под названием «хлорофилл ». Вот поэтому трава и листья на деревьях зелёные. Все зелёные растения являются «лёгкими» нашей планеты и имеют огромную роль в поддержании жизни на Земле! -Большая часть людей не задумывается и вообще не знают о том, что растения, обычная трава, является главным источником жизни на земле. Природа создала нас, но без нее мы прожить попросту не сможем. Вывод прост - берегите природу, берегите зелень. Человек загрязняет все, что только может, считает, что ресурсы Земли безграничны и можно заливать ее отходами, делать выбросы в атмосферу и это ни на что не повлияет. К сожалению, такие люди сильно ошибаются, они однозначно и потребительски подходят к природе, не задумываясь о будущем людей и живого мира. Уже сейчас исчезли многие виды животных или на грани исчезновения. Чистая земля, трава, вода, воздух - это необходимые условия жизни птиц, рыб, животных и человека. Если мы нарушим взаимосвязь, то все может начать рушиться, исчезнуть. А как было бы прекрасно, если бы взрослые с детьми взяли под опеку все насаждения во дворах, под окнами. Какой это был бы урок воспитания любви к природе, ответственности перед ней!
Глоссарий Водород - химическое вещество, которое входит в состав воздуха. Кислород - газ, который входит в состав воздуха, которым дышит человек. Молекулы - наименьшая частица химического вещества. Углекислый газ - продукт сжигания ископаемых топлив, а также дыхания животных и растений. Фотосинтез - (от фото... и синтез), образование высшими растениями, водорослями, фотосинтезирующими бактериями сложных органических веществ, необходимых для жизнедеятельности как самих растений, так и всех др. организмов, из простых соединений (например, углекислого газа и воды) за счёт энергии света, поглощаемой хлорофиллом и др. фотосинтетическими пигментами. Хлорофилл -(от греч. chlorós - зелёный и phýllon - лист), зелёный пигмент растений, с помощью которого они улавливают энергию солнечного света и осуществляют фотосинтез.
Используемая литература
- Детская энциклопедия «Я познаю мир»: Экология. г. Москва, 1999г.
- pochemuchca.ru›detsk-vopros/poshemu6.html
- Иванов Т.В. Тесты по биологии 6-11-й классы. - М.: АСТ, 2001.
- Падалко Н.В. и др. Пособие для учителя. Методика обучения ботанике. - М.: Просвещение, 1992.
- Пономарева И.Н. и др. Биология. Растения. Бактерии. Учебник для 5-го класса. - М.: Вентана-Граф, 2004.
- Пономарева И.Н. и др. Биология. Растения. Бактерии. 5-й класс. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2004.
- Розенштейн А.М. Пособие для учителя. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения. - М.: Просвещение, 2008.