Конспект урока по русскому языку «Что рассказало слово»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок составлен Костиной Светланой Викторовной учителем начальных классов МКОУ «Кромская начальная общеобразовательная школа».

Сценарный план урока русского языка в 3 классе по программе « Перспектива». Тема урока: «Что рассказало слово». Цель урока: показать роль слова в речевом общении и роль жеста как помощника в общении и предшественника слова. Задачи: - воспитывать интерес к предмету, уважение к родному языку, коммуникативные качества личности; речевой этикет; - развивать речь, мышление, воображение, наблюдательность, умение добывать информацию, используя энциклопедии и словари; - продолжить работу над изучением лексического значения слова, познакомить с фразеологизмами, их ролью в речи. УУД: личностные - формирование положительной мотивации к изучению родного языка ; регулятивные - выполнение заданий в соответствии с целью, целенаправленный ; поиск ответа на поставленный вопрос, контроль и оценка своих знаний; познавательные - осмысление роли слова и жеста в общении; коммуникативные - овладение умениями слушать и вступать в диалог, продуктивно сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, в группе.



Этап урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся. УУД. I.Мотивация (самоопределение) к деятельности. Учитель входит в класс и, ни слова не говоря, жестами (кивок головы) приветствует учеников, «просит» их присесть за парты (жест руками) и быть внимательными во время урока (указав пальцами на свои глаза, уши). Записать число. - Ребята, всё ли вам было понятно? - Почему? Чего не хватило для точного понимания учителя? Здороваются, выполняют просьбы учителя, отвечают на вопросы.









Нет, не всегда. Слова. Вы ничего не говорили, не объясняли. Личностные: самоопределение, внутренняя позиция школьника. Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. II.Актуализация и пробное учебное действие. Верно, для точного понимания необходимы слова. Одно из слов мы с вами сейчас запишем. Вам нужно не просто записать слово, но сначала расшифровать его. Расшифруйте и запишите слово, в котором: - первая буква - это последняя буква в слове «мороз» («З»); - вторая буква - это первая гласная буква в слове «мороз» («О»); - третья буква - это первая буква в слове «олень» («О»); - четвёртая буква - это общая буква в словах «папоротник», «пенал», «пирог» («П»); - пятая буква - это первая буква алфавита («А»); - шестая буква - это первая буква того чем вы пишите («Р»); - седьмая буква - это последняя буква в слове - отгадке к следующей загадке: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает». («К»)

( Зоопарк) - Называть слово, которое у вас получилось нельзя. Вам его необходимо «изобразить», используя жесты и мимику так, чтобы ваши одноклассники смогли его угадать и назвать. Все разгадали слово «зоопарк». Ребята, каждый из вас по - своему изображал одно и тоже слово «зоопарк». А как бы вы словами объяснили, что такое зоопарк..



Когда вам было проще объяснить значение этого слова, а нам понять? Всё, что есть в окружающем мире мы можем назвать, используя слова. Каждое слово имеет своё лексическое значение.

Как вы думаете, как же общались люди, когда не было слов? Всегда ли правильно они могли понять друг друга?



Внимательно слушают и записывают буквы.





































При помощи пантомимы показывают слово « зоопарк».









Зоопарк - это место где животных разных стран держат в клетках, что бы люди могли их видеть. -Когда использовали слова. - При помощи слов.







Общались при помощи мимики и жестов. Нет. Не всегда. Регулятивные: целеполагание, контроль внимания, оценка учебной деятельности, коррекция. Познавательные: анализ, логическое мышление. III.Выявление места и причины затруднения. Давайте и мы попробуем выполнить упр. 90 без слов. Прочитайте задание, посмотрите на иллюстрацию. Кто изображён? Попробуйте описать щенка без помощи слов. Получилось ли это у вас? Опишите щенка при помощи опорных слов. Назовите, слова какой части речи вы использовали при описании щенка. Запишите своё описание, используя опорные слова.
задание, рассматривают иллюстрацию.

-При помощи пантомимы пробуют описать щенка. -Описывают щенка словами. -Прилагательные.

Записывают. Два человека зачитывают вслух. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные. IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Ребята, когда вам проще было объяснить слово « зоопарк» словами или жестами? А как проще было описать щенка? Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? Какие же задачи стоят перед нами на этом уроке? Я буду рада, если к концу урока вы узнаете новые слова, выражения и будете использовать их в своей речи.
- Объяснить слово и описать щенка проще словами.

-Изучению слов.

-Изучить значения слов, познакомиться с новыми словами


Регулятивные: планирование, прогнозирование; Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации V.Реализация построенного проекта. Ну что же, как видите, мы, люди научились общаться с помощью слов, поэтому жесты нам уже не нужны. Права ли я? Мнения разделились. Давайте обратимся за помощью к учебнику Работа с учебником. Упражнение 91. Покажите, каким жестом индейцы древнего племени Майя изображали слово« слушай»? Прочитайте вслух сообщение профессора Самоварова на стр.60 А мы с вами используем похожие жесты?









Упражнение 92 стр. 60. Расшифруйте современные жесты. Так нужны ли нам жесты? Как вы думаете, все ли жесты уместны, приличны? Упражнение 93 выполните самостоятельно. Чего мы желаем человеку, когда здороваемся с ним? Один ученик зачитывает записанные слова.





-Да. Наверное. Нет.



Дети показывают жест.





- указываем пальцем на то ,что хотим показать, показываем большой палец в знак одобрения, прикладываем палец к губам , призывая к молчанию, качаем головой, выражая согласие или несогласие.



Да. Нужны.

Нет, не все. Объясняют почему. Списывают слова приветствия. -Здоровья.
Познавательные: осуществление плана решения, моделирование. Коммуникативные. Физкультминутка. В современном мире люди в общении часто используют жесты, выражают что - то определёнными движениями рук, глаз, головы. Давайте мы вспомним эти жесты. Встаньте из-за парт. Погрозите друг другу пальцем, а теперь покажите, что ваш класс самый лучший; Согласитесь с этим (кивок головы); порадуйтесь удаче друзей (хлопаем в ладоши); Молча ответьте на вопрос, правда ли, что вы учитесь во 2 классе? (качают головой); Попрощайтесь с кем - то. (Помахать рукой). Сейчас представьте, что вы человек, который занимается подводным плаванием, и опустились на глубину 5 метров под воду. Как вы покажете, что у вас всё хорошо? Вам надо всплыть? Присаживайтесь. Итак, жесты сохранились в нашем общении? Нужны ли нам жесты в общении? Зачем? Изображают соответствующие движения.































-Сохранились. -Жесты делают общение красочнее, а порой они просто необходимы.
Коммуникативные.
Давайте прочитаем сообщение профессора Самоварова на стр.61.(вслух) С каким новым словом встретились? Что же это такое? Что значит устойчивые? Фразеологизм - это отдельное слово?

Слова вдруг теряют своё прежнее значение и становятся фразеологизмами. Вот несколько примеров. Душа в пятки ушла, воды в рот набрал. Значение фразеологизмов можно найти во «Фразеологическом словаре». Показать словарь. Фразеологические обороты делают нашу речь образной, выразительной. Посмотрите иллюстрации в упражнении 94. Объясните прямое и переносное значение выражений «выше голову», «надуть губы». Так что же такое фразеологизмы? Они употребляются в прямом или переносном значении? -Один человек читает вслух.

-Фразеологизмы. -Устойчивые выражения. -Постоянные, не меняются. -Это выражения, то есть несколько слов.







.













-Быть уверенным в себе, обижаться.



Устойчивые выражения, которые употребляются в переносном значении.

Регулятивные : оценка-выделение того, что усвоено и что предстоит усвоить.

Познавательные: смысловое чтение, действия. Коммуникативные. VI.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Ребята, посмотрите на слайды догадайтесь и назовите фразеологизмы, которые подходят к этим иллюстрациям, объясните как вы их понимаете. (Слайды). Называют фразеологизмы. Щёки горят - человек покраснел. За двумя зайцами - стремиться выполнить два разных дела. Глаза разбежались - невозможность сосредоточиться на чём - то одном. Водить за нос - обманывать, вводить в заблуждение. Волосы дыбом - так говорят, когда человек очень испугался. Вот где собака зарыта - вот в чём дело, именно в этом причина. Зарубить на носу - запомнить крепко-накрепко.

Регулятивные: контроль , оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнёра, контроль, коррекция. VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Упражнение 95. Проверка на слайдах.




Самопроверка по эталону.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж е усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение.

Познавательные.
VIII.Включение в систему знаний и повторение. Замените данные слова фразеологизмом.

- Очень близко, рядом. - Очень дружные, всегда вместе. - Всё умеет делать. - Очень медленно. - Путаница в голове. - Бездельничать. - Болтливый человек, говорит лишнее.

Выразить смысл фразеологизма одним словом. Вылетело из головы- Повесить нос- В час по чайной ложке- Во всё горло- Не за горами- Во весь дух, со всех ног- Составить предложение с одним из фразеологизмов.




-в двух шагах. -водой не разольёшь. -золотые руки. -черепашьим шагом. -каша в голове. -гонять лодыря. - язык без костей.





-забыл -грустить - медленно -громко -близко -быстро -Зачитывают составленные предложения.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция. IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Прочитайте сообщение профессора Самоварова на странице 62. Что помогает делать предложение, а что слово? Как нужно употреблять слова в устной речи, чтобы вас понимали? А в письменной? Что делает нашу речь образной, меткой? Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу работу сегодня.

  1. Шевелить мозгами.

2 . Краем уха.

3. Хлопать ушами. Запишите домашнее задание: стр.62 упр.96. Спасибо за работу на уроке. До свидания!



-Предложение помогает выразить мысль, а слово назвать предмет. -отчётливо, не путать звуки.

-писать разборчиво, без ошибок. -Фразеологизмы, жесты.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные : смыслообразование.




© 2010-2022