Внеурочная деятельность во 2 классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отчет по внеурочной деятельности в 1 Б классе за 2013- 2014 уч. год.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание, определяется ее сущность и основное назначение, которое заключается «в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени».

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса.

Внеурочная деятельность представляет собой образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (в первую очередь личностных и метапредметных), на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления спектра занятий, направленных на развитие детей. Важно иметь в виду, что ВД - это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. ВД понимается сегодня как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Какова же цель ВД? Это создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы время. Создание образовательной среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

На основании основных задач, изложенных в приложении к письму Минобрнауки РФ «Об организации ВД при введении ФГОС общего образования» обозначены основные задачи ВД .

  • Создание условий для успешной адаптации обучающихся в школе

  • Выявление интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности; развитие творческих способностей, получение опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества

  • Закрепление и создание условий для практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов

  • Усиление педагогического влияния на жизнь учащихся в свободное от учебы время, оказание помощи в «поисках себя»

  • Организация общественно-полезной и досуговой деятельности совместно с библиотекой им. А. Фадеева и семьями.

В 1 Б классе внеурочная деятельность представлена так:

Направления развития личности

Наименование внеурочной деятельности

Формы организации

День недели, время

Количество часов

Всего часов в неделю

Спортивно- оздоровительное

Разговор о правильном питании

(Шепелева Т. Ю. )

ОФП

(Макаров С.И.)

Программа внеурочной деятельности

Вторник

13.05-13.45

Понедельник

14.00 - 14.45

1

1

2

Духовно - нравственное

«Уроки для души»

(Шепелева Т. Ю..)

« Час добра»

Программа внеурочной деятельности

Беседы, классные часы « Дорогою добра», беседы на этические темы, чтение художественной литературы и т.д.

Четверг

13.05-13.45

Понедельник

15.00- 15. 40

1

1

2

Социальное

Социальные проекты школы

Социальные проекты « Малыш», « Книжка», « Олимпийские игры»

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

Общеинтеллектуальное

Шахматы

(Голубцова Е.Ю.)

Мероприятия

Кл. часы, КВН, защита проектов, беседы и др.

Четверг

13.00- 13.45

1

1

2

Общекультурное

Посещение библиотеки им. А. А. Фадеева

Беседы, викторины, игры

Среда 13.05-13.45

1 раз в месяц

1

Формы занятий внеурочной деятельностью значительно отличаются от форм классно-урочных и требуют от педагогов владения современными технологиями и методами воспитания: технологией диалога, сотрудничества, проблемных ситуаций, педагогических ситуаций, игровыми технологиями, проблемно-ценностной дискуссией, сюжетно-ролевой продуктивной игрой, социально-образовательным проектом и другими Внеурочная деятельность - специально организованная деятельность обучающихся. представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения, организована в I классе в соответствии с ФГОС второго поколения.

Для того чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие, наиболее актуальны следующие принципы и подходы:

1.Личностный подход. Личность ребенка - высшая ценность. Ребенка надо принимать таким, какой он есть, не стараясь его переделать. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

2. Принцип целостности урочной и внеурочной деятельность.

3. Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая. Ведь только в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками.

4. Комплексный подход. Воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга. Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.

Школьные мероприятия являются компонентами внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в данных проектах позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в проектах осуществляется в соответствии с его интересами и склонностями.

Педагог, включая детей в деятельность, оказывает им педагогическую поддержку в развитии интереса к учебе, творчеству, занятиям физической культурой и т.д., старается раскрыть у обучающихся организаторские, творческие, коммуникативные и др. способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии ребенка.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

В соответствии с требованиями ФГОС «внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)».

ВД имеет три уровня результатов обучающихся:

  • 1-й уровень - ребенок знает и понимает общественную жизнь

  • 2-й уровень - ребенок ценит общественную жизнь

  • 3-й уровень - ребенок самостоятельно действует в общественной жизни

.Программа «Разговор о правильном питании» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО - 33 часа и нацелена на формирование у младших школьников основ питания как составляющей здорового образа жизни.

Занятия ВД проводились в разнообразных формах:

  • составление меню,

  • разыгрывание сценок «Как правильно есть»,

  • разгадывание кроссвордов,

  • защита проектов «Чай - полезный напиток»

  • КВН «Овощи, ягоды, фрукты»,

  • Игры «День рождение», «Мой день», «Приготовь блюдо»,

  • Конкурс рисунков «Любимые блюда»,

  • Конкурсы «Самый оригинальный салат», «Знаток молока» и т.д.

  • ролевые игры «В магазин за полезными продуктами», «Сервировка столов»

К концу первого года у учащихся сформированы представление о необходимости заботиться о своём здоровье, о важности правильного питания.

Программа «Уроки для души» (33 часа) способствует созданию условий для духовно - нравственного развития личности ребёнка, самовоспитания и развития его творческих способностей. Предполагает тесную связь с учебными предметами.

На занятиях дети приобрели знания:

  • о социальных ролях, правах и обязанностях человека, школьника, семьянина, товарища, гражданина РФ, жителя планеты Земля;

  • познакомились с правилами вежливого общения со сверстниками и взрослыми, правилами дружной и честной игры;

учились:

  • различать хорошие и плохие поступки;

  • учились давать правильную оценку своим поступкам и поступкам сверстников;

  • учились быть сострадательными к чужому горю.

На занятиях использовались фрагменты поучительных рассказов и мультфильмов. Предлагались различные жизненные ситуации и роль детей в этих ситуациях.

Результатом занятий «Уроки для души» стало получение младшими школьниками опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества, уважительное отношение к традициям страны.

Общекультурное направление внеурочной деятельности - посещение библиотеки им. А.А. Фадеева. В библиотеке для учащихся проводились тематические лектории, викторины, знакомство с новыми книгами, праздники.

Таким образом, ВД направлена на достижение воспитательных результатов:

  • Формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям

  • Получение обучающимися опыта приобретения ими социального опыта

  • Самостоятельное общественное действие

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники. При этом важно иметь в виду, что внеурочная деятельность - это, отнюдь, не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

Внеурочная деятельность - это полноценная органичная часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществить полноту и цельность образования.

Кл. руководитель Шепелева Т. Ю.



Общая карта занятости учащихся 2Б класса
во внеурочной деятельности

Фамилия,

имя

учащегося



Направления внеурочной деятельности

(классные дела, внеклассные дела, внешкольные мероприятия)

Кол-во часов в неделю

спортивно-оздоровительное

духовно-нравственное

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

социальное



Авдоян Марат

Секция «Карате» на базе МБОУ СОШ №134

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности

Посещение библиотеки им. Фадеева

Участие в социальных проектах школы

5

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Бадоян Сюзанна

«ОФП»

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности

Посещение библиотеки им. Фадеева

Участие в социальных проектах школы

5

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Барсуков Арсений

ОФП

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности

Посещение библиотеки им. Фадеева

Участие в социальных проектах школы

6

«Шахматы»

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Бердин Матвей

«ОФП»

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности


Посещение библиотеки им. Фадеева



Участие в социальных проектах школы



5

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Блинова Анастасия

«ОФП»

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности


Посещение библиотеки им. Фадеева

Участие в социальных проектах школы

5

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Брусникин Ростислав

Секция Карате на базе МБОУ СОШ №134

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности


Посещение библиотеки им. Фадеева

Участие в социальных проектах школы

5

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Бухвалова Дарья

«ОФП»

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности


Посещение библиотеки им. Фадеева

Участие в социальных проектах школы

5

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Важдаева Ирина

«ОФП»

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности


Посещение библиотеки им. Фадеева

Участие в социальных проектах школы

5

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Гнускина Екатерина

«ОФП»

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности


Посещение библиотеки им. Фадеева

Участие в социальных проектах школы

5

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Городнов Владислав

Секция «Карате» на базе МБОУ СОШ №134

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности

«Шахматы»

Посещение библиотеки им. Фадеева

Участие в социальных проектах школы

5

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Горшков Дмитрий

Секция футбола на базе МБОУ СОШ № 134

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности


Посещение библиотеки им. Фадеева

Участие в социальных проектах школы

5

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Джаварян Нвер

«ОФП»

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности

Посещение библиотеки им. Фадеева

Участие в социальных проектах школы

4

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Дружкина Дарья

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности


Посещение библиотеки им. Фадеева

Участие в социальных проектах школы

4

«ОФП»

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Ильина

Диана

«ОФП»

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности


Посещение библиотеки им. Фадеева

Участие в социальных проектах школы

4

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Квашук

Дарья

«ОФП»

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности


Посещение библиотеки им. Фадеева

Участие в социальных проектах школы

4

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Козьминых Александр

«ОФП»

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности

Посещение библиотеки им. Фадеева

Участие в социальных проектах школы

5

«Шахматы»

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Кокорин

Петр

Секция футбола на базе МБОУ СОШ № 134

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности


Посещение библиотеки им. Фадеева

Участие в социальных проектах школы

4

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Крайнов

Александр

«ОФП»

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности


Посещение библиотеки им. Фадеева

Участие в социальных проектах школы

4

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Мельников Никита

«ОФП»

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности

Посещение библиотеки им. Фадеева

Участие в социальных проектах школы

6

«Шахматы»

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Назаров Владислав

Секция «Карате» на базе МБОУ СОШ №134

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности

Посещение библиотеки им. Фадеева

Участие в социальных проектах школы

6

«Шахматы»

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Панкова

Алина

«ОФП»

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности


Посещение библиотеки им. Фадеева

Участие в социальных проектах школы

4

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Семенов Семен

«ОФП»

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности


Посещение библиотеки им. Фадеева

Участие в социальных проектах школы

4

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Сычушкин

Антон

«ОФП»

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности


Посещение библиотеки им.

Фадеева

Участие в социальных проектах школы

6

«Шахматы»

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Темнова

Виктория

ОФП

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности


Посещение библиотеки им. Фадеева

Участие в социальных проектах школы

4

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Шандра

Вадим

Секция «Карате» на базе МБОУ СОШ №134

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности


Посещение библиотеки им. Фадеева

Участие в социальных проектах школы

8

«Шахматы»

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)

Шувалова

Ксения

«ОФП»

«Уроки для Души»

Программа внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности


Посещение библиотеки им. Фадеева

Участие в социальных проектах школы

4

Классные мероприятия (КВН, беседы, кл.часы и т.д.)


Расписание внеурочной деятельности 2б класса

Направления развития личности

Наименование внеурочной деятельности

Формы организации

День недели, время

Количество часов в неделю

Всего часов в неделю

Спортивно - оздоровительное

ОФП

Программа дополнительного образования

Понедельник

14.00 - 14.45

1

1

Духовно - нравственное

«Уроки для души»

Программа внеурочной деятельности

Понедельник

12.15-13.00

1

2

«Час добра»

Беседы, классные часы "Дорогою добра", "Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть", беседы на этические темы, чтение художественной литературы и т.д.

Вторник

15.30-16.10


1

Социальное

Социальные проекты школы

Социальные проекты «Малыш», «Книжка», «Олимпийские игры» ит.д.

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

Общеинтеллектуальное

« Учусь создавать проект»

Программа внеурочной деятельности

Пятница

12.15-13.00

1

2

Мероприятия

КВН, кл.часы, беседы, защита проектов, открытые мероприятия и т.д.

Четверг

15.30-16.10

1

Общекультурное

Посещение библиотеки

им. А. Фадеева

Беседы, викторины, игры

Среда 13.30-14.15

1

1

ИТОГО:

6



Внеурочная деятельность

по предмету « Уроки для души»

Пояснительная записка В настоящий момент общество нуждается в подготовке не только образованной, но и высоконравственной, духовно богатой личности. Духовно-нравственное воспитание школьников на сегодняшнем этапе развития общества становится проблемой общегосударственной. Нормативно-правовой базой духовно-нравственного воспитания младших школьников, основой построения программы внеурочной деятельности «Уроки для души» (1-4 классы) являются следующие документы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Курс Уроки для души» способствует созданию условий для духовно-нравственного развития личности ребёнка, самовоспитания и развития его творческих способностей. Он ориентирует ребенка на освоение нравственных норм в процессе активного творческого познания, как окружающего мира, так и своего внутреннего, духовного мира. Данный курс органично включается в систему духовно-нравственного воспитания в начальной школе, предполагает тесную взаимосвязь с учебными предметами (литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство и др.), с внеурочной деятельностью детей и семейным воспитанием. Курс рассчитан на четырёхгодичный срок обучения. Занятия проводятся по одному часу в неделю в форме кружка.

Цель курса: создание образовательного пространства, способствующего обогащению внутреннего, духовного мира и нравственному саморазвитию личности младшего школьника. Задачи курса:

  • создать условия для развития ценностно-смысловой сферы личности, осознания и принятия ребенком общечеловеческих и базовых национальных ценностей;
  • обеспечить готовность и способность ребенка к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию на основе самопознания и осознания смысла человеческой жизни;
  • развивать эмоционально-чувственную и волевую сферу личности как основу духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, целеустремленности и настойчивости в достижении результатов;
  • формировать коммуникативные навыки, умение вести диалог, воспринимать различные точки зрения партнеров, формулировать и доказывать собственную мысль.
Занятия по курсу «Уроки для души» должны обеспечивать формирование личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий. Особое внимание уделяется формированию личностных УУД: нравственно-этических знаний, присвоение обучающимися ценностных ориентаций, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и начального опыта самостоятельного ответственного поведения и общественного взаимодействия в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
  • Содержание программы

  • 2 класс

  • Раздел «Я в мире эмоций и чувств» (9 часов)
  • Раздел «Какой Я?» (7 часов)
  • Раздел «Я живу среди людей» (10 часов)
  • «Я живу на Земле» ( 8 часов)
Интернет ресурсы: files.tvspas.ru/Video/ allmults.org/


Раздел «Я в мире эмоций и чувств» (9 часов) Понятия «эмоции», «чувства». Эмоции как основа душевного переживания людей. Эмоции радости, грусти, печали, злости. Выражение чувств и эмоций посредством мимики и жестов. Игровые упражнения в определении и передаче разных эмоциональных состояний. Какие эмоциональные состояния нравятся, а какие не нравятся? Определение эмоциональных состояний по внешним признакам сказочных персонажей. Игры по определению, копированию эмоциональных состояний героев сказок. Упражнения в определении добрых и злых героев по их мимике, жестам. Побуждение детей к оказанию помощи сказочным персонажам. Понятие «настроение». Изменчивость настроения человека. От чего может измениться настроение? Понимание своего настроения и настроения родственников, одноклассников. Осознание себя как возможной причины изменения настроения другого человека. Чувство радости. Образы-ассоциации со словом «радость». Радость в моей жизни. Радости родных и близких. Чем я могу порадовать одноклассников? Чему мы радуемся вместе с другом? Чувство грусти. Образы-ассоциации со словом «грусть». Когда мне бывает грустно. Грустно маме - грустно мне. Почему мне грустно после ссоры с другом? Гнев. Способы управления отрицательными эмоциями. Элементарные приемы регулирования агрессивного поведения детей. Разыгрывание конфликтной ситуации, произошедшей в классе и моделирование вариантов выхода из нее.

Раздел «Какой Я?» (7 часов) Кого называют трусом? Чего и кого боятся дети? Стыдно ли бояться сказочных персонажей и животных, врачей, темноты, страшных снов? Гигиенические требования ко сну. Приемы помощи, как справиться с разными видами страхов. Воля - это духовное начало в человеке. Сила воли. Проявления силы воли. Воля определяет качество действия, выбранного человеком. Способность отказа от ненужных желаний. Совесть, совет, весть, чистое сердце. Переживание акта совести. Умение прислушиваться к голосу своей совести. Различение совести (внутреннее чувство) и вежливости (форма поведения). Понятия «сердце», «сердечность», «сердечный человек». Качества сердца. Благодарность, неблагодарность. Благодарное сердце. Магнетическая сила благодарности.

Раздел «Я живу среди людей» (10 часов) Образы-ассоциации к слову «семья». Родные, родня, род. Забота о близких. Межличностные отношения ребенка с родственниками: родителями, братьями, сестрами, старшими членами семьи. Важность в семье атмосферы взаимной любви, заботы, ответственности, понимания и взаимопомощи. Основные правила почитания и уважения старших. Что разрушает семью (ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень). Что укрепляет семью (любовь, терпение, уважение, взаимопомощь, нежность). Понятия «близкий человек», «близкий по духу». Общность интересов. Задушевный разговор между родными, близкими, друзьями. Взаимная привязанность людей, основанная на любви и уважении. Образ близкого человека (няня А.С. Пушкина - Арина Родионовна Соседи по дому. Правила добрососедства. Доброе, уважительное отношение к соседям, ко всему, что создано трудом людей. Необходимость вежливости, взаимопонимания, терпимости в отношениях с соседями. Доброжелательность - радость добрая, злорадство - радость злая. Как приучать себя не завидовать другим. Значение пословицы «За добро злом не платят». Доброта, чуткость, сострадание, забота о больном. Польза и вред для больного человека: этикетные запреты и этикетные рекомендации (не огорчать больного плохими известиями, отвлекать от неприятных мыслей, не акцентировать внимание на признаках болезни и др.). Особенности общения с младшим по возрасту, ролевые позиции старшего и младшего. Понятия «утешение». Речевые формы утешения. Помощь и участие в различных ситуациях. Забота, ответственность старшего ребенка в отношении к младшему. Кого можно назвать настоящим другом. Как проявляют себя друзья в беде и радости. Каких друзей можно назвать верными. Отзывчивость, чуткость, взаимопомощь друзей. Какой я сам - друг и товарищ. Значение пословицы «Нет друга - так ищи, а нашел - береги». Дружеские отношения. Уступчивость как признак силы, чувства собственного достоинства, воспитанности. Отказ от желаемого в пользу друга Моделирование ситуации ссоры друзей. Составление правил уступчивости и примирения. Размышление на тему: «Умею ли я уступать?». От чего зависят дружеские отношения в классе. Переживание учащимися чувства принадлежности к своему классу. Создание эмблемы и написание девиза класса. Составление Законов дружного класса. Понятия «благородство», «милосердие», «сочувствие», «сопереживание», «благодарность». Слова благодарности за доброе дело, услугу. Недопустимость прозвищ, кличек и насмешек по отношению к людям-инвалидам. Сочувствие, сопереживание, оказание помощи людям, нуждающимся в помощи. Правило «Во всем поступайте так, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Раздел «Я живу на Земле» (8 часов) Представления детей о планете Земля, землянах. Переживание чувства благодарности к планете Земля как общему дому. Человек - часть природы, зависит от нее, влияет на нее. Земля нуждается в помощи и защите людей. Четыре природные стихии: земля, воздух, огонь и вода. Многообразие проявления природных стихий и их взаимосвязь. Природные стихии, их влияние на жизнь человека. Красота Земли. Воздух как природная стихия. Движения воздуха - ветер. Многообразие проявления воздушной стихии. Сила ветра на службе у человека. Вода как природная стихия. Три состояния воды. Вода - источник жизни. Красота природных водоемов: родник, река, озеро, море, океан. Путешествие капелек воды. Переменчивость нрава водной стихии. Зависимость судьбы водоемов на Земле от человека. Радуга на небе - радуга чувств. Чистота, преображение природы после дождя. Радуга - красота природного явления. Радуга светлых чувств человека. Огонь как природная стихия. Огонь - спутник и помощник человека. Осторожное обращение человека с огнем. Любование красотой огня. Понятие «сердечный огонь» (человеческое тепло, доброта и любовь к другим людям). Ценности в жизни человека. Доброта, любовь, красота. Счастливая семья. Знания, труд. Дружба. Значимость ценностей для каждого человека. Различие между материальными и духовными ценностями. Наши пожелания семье, школе, друзьям, планете Земля.











Внеурочная деятельность по предмету

«Учусь создавать проект»

Пояснительная записка. Учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность - это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: - постановка проблемы, формулирование темы; - выдвижение гипотез; - овладение методами исследования; - сбор собственного материала для эксперимента; - обобщение, выводы; - защита работы. Программа внеурочной деятельности рассчитана на учащихся 1-4 классов, занимающихся исследовательской и экспериментальной работой. С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы: - игры; опыты; - работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями; - интеллектуальные головоломки; - практические занятия; - работа в компьютерном классе; (вариативный курс ) - дискуссии, беседы. Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся через проектную деятельность. Задачи: 1. Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал. 2. Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании. 3. Обучить основам оформления работ. 4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности. 5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Актуальность. Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности. Только когда ребятам интересно, когда они заинтересованы, делают полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся, а также гармонического сочетания, с одной стороны, индивидуализации освоения знаний и, с другой стороны, коллективных форм их применения дает проектная технология. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения эксперимента и исследований. Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, формирует активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении и способствует социализации обучающихся, что, в конечном счете, и является одной из целей учебно-воспитательного процесса.

Тематическое планирование 2 класс (34 часа)

№п/п

Тема занятия

Дата

I четверть 1. Введение в курс «Что такое проект?»
2. Как работать с разными источниками и собирать материал?
3. Как выдвигать гипотезу?
4. Исследовательские процедуры при подготовке проекта.
5. С чего начинается самостоятельная работа. Почему её нужно планировать?
6. Как делать выводы на основе полученной информации?
7. Систематизация материала, составление макета.
8. Презентация готового проекта. Публичная процедура защиты

II четверть 9. Что и где можно исследовать? Формулирование темы, цели, задач исследования, гипотез.
10. Актуальность темы проекта. Знакомство с понятием «актуальность».
11. Этапы работы над проектом. Проблема. Решение проблемы.
12 Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями «сбор», «энциклопедия», «интернет»,
13 Знакомство с интересными людьми. Интервью.
14 Обработка информации. Отбор значимой информации.
15 Что такое продукт проекта? Понятия «макет», «поделка».
16. Играем в учёных. Это интересно. Тест.

III четверть 17. Отбор информации для семиминутного выступления (мини-сообщение).
18 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме проекта.
19 Творческая работа. Презентация.
20 Значимость компьютера в создании проектов. Программа «Microsoft PowerPoint»
21 Первые шаги составления презентации на компьютере. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.
22-23 Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.
24. Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой аудиторией.

25

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

26

Тест «Добрые советы проектанту от мудрого дельфина».

27

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.

28

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ».

IV четверть

29

Играем в ученых. Это интересно.

30

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности.

31

Памятка жюри конкурса.

32

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.

33-

Самоанализ-рефлекия после выступления перед незнакомой аудиторией.

34

Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта. Советы на лето.

Ожидаемый результат:

Личностные универсальные учебные действия 1.Интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. 2.Умение работать с информацией. 3.Опыт целеполагания. 4.Ребёнок приобрёл опыт планирования. 5.Расширение кругозора. 6.Развитие мышления. 7.Развитие эмоциональной сферы. 8.Опыт публичного выступления. 1. Общеучебные организационные умения. Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление. Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности 2. Общеучебные умения поиска сведений. Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»). 3. Творческие общеучебные умения. Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации. 4. Менеджерские умения и навыки.

  • Умение проектировать процесс (изделие).
  • Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
  • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
  • Навыки анализа собственной деятельности.
5. Коммуникативные умения.
  • Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы.
  • Умение вести дискуссию.
  • Умение отстаивать свою точку зрения.
  • Умение находить компромисс.
  • Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
6. Презентационные умения и навыки.
  • Навыки монологической речи.
  • Умение уверенно держать себя во время выступления.
  • Артистические умения.
  • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
  • Умение отвечать на незапланированные вопросы.
  • Применение полученных знаний. Деятельностная компетентность.
Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе. Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Привлечение родителей Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой. Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них. Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.

Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение курса «РПС»

Книгопечатная продукция

Для обучающихся:

  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 2 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2012. - 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Дополнительная литература для обучающихся:

  • Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.

  • 2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC

Для учителя:

  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 2 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2012. - 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. - 321с.

2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И - Самара: Учебная литература, 2008 - 119с.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. - М.: Просвещение, 2100. - 152с.

5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. - М.: «Народное образование». - 2000, №7

Электронные образовательные ресурсы:

1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] standart.edu.ru/ (09.03.11)

Технические средства

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

  2. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

  3. Компьютер

  4. Мультимедийный проектор.

  5. Интерактивная доска.

  6. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.

  7. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи


© 2010-2022