Комментарии к презентации Рефлексивная деятельность младшего школьника

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «КУРАШИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»











«Рефлексивная деятельность

младшего школьника»
















Составила учитель начальных классов

Надымова Таисья Романовна


















2015год

Чем больше человек знает о том, что уже сделано,

тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше.
Б. Дизраэли Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи: познакомить коллег с понятием "рефлексия"; дать представление о классификации рефлексии; показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках; Актуализация. Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач образования является задача воспитания человека, способного в будущем совершенствовать себя, принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации. Формированию этого способствует рефлексия. Рефлексия не становится психическим новообразованием младшего школьника спонтанно, она, как и любое психическое действие, развивается сначала в совместной деятельности, а потом становится внутренним действием сознания. Младший школьный возраст - оптимальный период для формирования рефлексии. В условиях урока процесс рефлексии заключается в учебных действиях самоконтроля и самооценки, это способствует развитию у школьников умения проверять и контролировать себя и критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.
Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием. Постановка учеником целей предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей.
Умение рефлексировать пригодиться человеку в течение всей жизни. Оно поможет ему выразить собственные мысли, осознать свои возможности, принять решение и всегда идти в ногу со временем.
Мы хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. А у рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств учащихся, чтобы социализироваться в современном обществе. Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности. Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.







Модель формирования рефлексии у младших школьников

Социальный заказ общества - воспитание личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию

Цель - формирование рефлексии у младшего школьника

Критерии сформированности рефлексии

Умение обнаруживать знания о своём незнании, отличать известное от неизвестного

Умение указать в определённой ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия

Умение анализировать мысли и действия других, обращаясь к основаниям их действий

Компоненты учебной деятельности

Этапы формирования рефлексии

Мотивация

Целеполагание

Учебные действия

Действие контроля

Действие оценки

Умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия со «стороны»

Компоненты учебной деятельности

Этап формирования коллективной рефлексии

Этап формирования

групповой рефлексии

Этап формирования индивидуальной рефлексии

Мотивация

Целеполагание

Учебные действия

Действие контроля

Действие оценки

Умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия со «стороны»




























Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Рефлексию, связанную с исследованием самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной. Такая рефлексия отражает человеческую сущность: физическую (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно, интересно - скучно), интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал), духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других). (Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов). Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
  2. Рефлексия содержания учебного материала.
  3. Рефлексия деятельности.
В своей педагогической деятельности осуществляю рефлексию на любом этапе урока. Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Рефлексию настроения и эмоционального состояния применяю в начале урока и в конце деятельности. Её задачи: установление эмоционального контакта с учащимися; выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой.
Использую следующие приёмы: карточки с изображением смайликов; цветовое изображение настроения; приём незаконченных предложений; карточки с изображением лица; показ большого пальца вверх или вниз; «Гномики» «радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато; «Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось и т.д.

Рефлексию содержания учебного материала провожу на этапе изучения учебного материала. Её задачи: выявление уровня осознания содержания пройденного, выяснение отношения к изучаемой проблеме, соотношение имеющегося и полученного опыта.

Чаще всего применяю прием незаконченного предложения:

Я узнал…

Было трудно…

Я понял, что… Я научился…

Для меня было открытием…

Также использую: «Светофор» (зелёный - нет ошибок, жёлтый - были ошибки, но я исправил, красный - много ошибок);

«Цветочную поляну» - цветок - вид деятельности на уроке: к концу урока на цветочную поляну нужно поместить свою бабочку над тем цветком, какая работа понравилась больше всего на уроке.

«Синквейн»

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского "5". Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка - тема или предмет (одно существительное);
2 строка - описание предмета (два прилагательных);
3 строка - описание действия (три глагола);
4 строка - фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Следуя этим правилам, мои учащиеся и родители на открытом уроке окружающего мира создали такие синквейны:

Курашимцы

Трудолюбивые интересные

Живут трудятся отдыхают

Я горжусь людьми родного села.

Односельчане

Ребята

Активные любознательные

Учатся знают отвечают

Наши дети много знают

Молодцы

Пример из интернета. Я пробовала, у моих детей не получилось. На уроках русского языка можно использовать небольшие по объёму рефлексивные сочинения. Например, после изучения темы « Части речи. Имя существительное» детям было предложено написать сочинение от имени этой части речи. Приведу образец такой работы:

Я - Существительное

Привет! Я - имя существительное. Я обозначаю предметы в широком смысле слова. У меня есть число, падеж, род и очень хорошие друзья. Я дружу с именем прилагательным и глаголом. Мы с друзьями очень важные, учите нас лучше!

Рефлексия деятельности целесообразна на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ, в конце урока. Её задачи: осмысливание способов и приемов работы с учебным материалом, поиск наиболее рациональных решений; оценивание активности каждого на разных этапах урока; эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации).

Использую приемы:

«Лестница успеха» (ребёнок ставит себя на соответствующую ступеньку);

«дерево успеха» (плод - всё получилось, цветок - всё получилось с помощью, листок - не получилось);

«Микрофон».

(Ученики по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов).
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Мое настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был полезен / бесполезен
интересен / скучен
Домашнее задание мне кажется легким / трудным
На уроке было интересно / не интересно.





Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? - вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.



Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Формирование рефлексии учащихся - это процесс трудоемкий, продолжительный, зависящий от многих условий и причин.

К числу объективных затруднений относят:

отсутствие целостной педагогической концепции актуализации рефлексивных процессов у учащихся;

проблемы, связанные с поиском и выбором педагогического инструментария, необходимого для развития рефлексии учащихся;

сохранение в школах знаниевого подхода к образовательному процессу, ориентированного главным образом на воспроизведение полученного материала, а не на анализ и его критическое осмысление. К проблемам субъективного характера относят: неготовность многих учителей профессионально организовывать условия для направленной рефлексии учащихся, а также невозможность системно осуществлять рефлексивную деятельность при традиционной организации урока; неготовность самих учащихся осуществлять рефлексию по поводу изученного и освоенного на уроке. Учителю необходимо не только постоянно осознавать и анализировать собственный педагогический опыт и на этой основе конструировать образовательный процесс, но и обеспечивать оперативную обратную связь с учащимися. От учителя, работающего в современной школе, требуются навыки по созданию комплекса условий для «запуска» рефлексивной деятельности учащихся. В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске. Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе: - Что я делаю? - С какой целью? - Каковы результаты моей деятельности? - Как я этого достиг? - Можно ли сделать лучше? - Что я буду делать дальше? Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя. Используемые источники 1.Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru/ 2. Медникова Л.А. «Рефлексивная деятельность младшего школьника» Ж-л Наука и школьная практика №1,2008 3. Кочутина С.А. « Рефлексия.Младший школьный возраст.»












© 2010-2022