- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по математике
Рабочая программа по математике
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ильясова С.А. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Содержание
Пояснительная записка
Общая характеристика предмета
Место курса в учебном плане
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
Требования к уровню подготовки учащихся:
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно - методическое обеспечение
Календарно-тематическое планирование
Нормы оценивания
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по математике и на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика» 2014 г.
Основными целями начального обучения математике являются:
- Математическое развитие младших школьников.
- Формирование системы начальных математических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Общая характеристика предмета
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Основное содержание обучения в программе представлено крупными разделами: «Числа и величины2, «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения», «Геометрические фигуры, «Работа с информацией». Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса математики, по-разному распределять учебный материал.
В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов, выявлять изменения, происходящие с объектами, и устанавливать зависимости между ними в процессе измерений, поиска решения текстовых задач, анализа информации, определять с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов ,чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений. Учащиеся используют простейшие предметные, знаковые модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: ученики знакомятся с названиями действий, их компонентов и результатов, терминами «равенство» и «неравенство».
Учащиеся усваивают и некоторые элементы математической символики: знаки действий, знаки отношений: они учатся читать и записывать простейшие математические выражения.
В программе предусмотрено ознакомление с некоторыми свойствами арифметических действий и основанными на них приёмами вычислений.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий, осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
В процессе обучения математики школьник учится участвовать в совместной деятельности при решении математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность.
Место курса в учебном плане
В федеральном базисном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю
136 часов. Для реализации данной рабочей программы используется виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Применяются следующие формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, практическая. Методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
-
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
-
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
-
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
-
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
-
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
-
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
-
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
-
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь других.
-
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
- использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
- использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
- осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
- использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи:
- измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников - квадраты;
- находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).
Содержание учебного предмета ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100 Нумерация ( 17ч) Новая счетная единица - десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете. Сравнение чисел. Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношения между ними. Длина ломаной. Периметр многоугольника. Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты. Монеты (набор и размен). Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.
Сложение и вычитание (72ч) Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Числовое выражение и его значение. |Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них). Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения и вычитания). Проверка сложения и вычитания. Выражения с одной переменной вида а + 28, 43 - Ь. Уравнение. Решение уравнения. Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 - х = 20, х - 2 = 8 способом подбора. Решение уравнений вида 58 - х = 27, х - 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Углы прямые и непрямые. Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге. Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.
|Умножение и деление (40ч) Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки). Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них). Периметр прямоугольника (квадрата). Решение задач в одно действие на умножение и деление.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (6 ч)
Основные требования к обучающимся во втором классе.
Учебно-тематический план
№
п / п
Раздел
Кол-во часов
Тематические контрольные работы
Контрольное тестирование
1.
«Числа от 1 до 100». «Нумерация»
17
1
2.
«Числа от 1 до 100». « Сложение и вычитание»
72
3
1
3.
«Умножение и деление»
40
1
1
4.
Итоговое повторение
7
1
Годовая стандартизированная контрольная работы
Итого
136
6
2
Требования к уровню подготовки учащихся:
К концу 2 класса
Обучающиеся узнают:
- названия и последовательность чисел от 1 до 100;
- названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
- таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них); названия и обозначение действий умножения и деления.
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
- решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
- чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;
- находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Информационно - коммуникативные средства.
Электронное приложение к учебнику «Математика. 2 класс М.И. Моро и др.
2. Наглядные пособия.
- Таблицы к основным разделам математики.
- Наборы предметных картинок.
- Наборы счётных палочек.
- Наборное полотно
Учебно - методическое обеспечение.
1. Моро М.И. Математика: учебник: 2 класс: в 2 ч./ М.И Моро (и др.). - М.: Просвещение, 2014г.
2.. Моро М.И. Математика: рабочая тетрадь: 2 класс: в 2 ч./ М.И. Моро, С.И.Волкова М.: Просвещение, 2014г
3. Математика. 2 класс. Итоговый контроль. УМК. «Школа России» / авт. -сост. Г.И.Круглякова.
4. Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. Поурочные разработки по математике. 2 класс. _М.: ВАКО, 2014. - 480с. - (В помощь школьному учителю_.
.
Нормы оценивания по математике
Оценивание устных ответов В основу оценивания устного ответа обучающихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся:
- полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, в соответствии с ответом;
- показал умение применять изученные правила при выполнении практического задания;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя;
- допускал одну - две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
- при ответе есть некоторые неточности, которые не искажают математическое содержание ответа;
- допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
- неполно или непоследовательно раскрыл содержание материала, но показал общее понимание вопроса и продемонстрировал умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
- затруднялся или допускал ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, рисунках или чертежах, но исправлял их после нескольких наводящих вопросов учителя;
- не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме.
- не раскрыл основное содержание учебного материала;
- продемонстрировал незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала, не мог ответить на вопросы по изученному материалу;
- допустил ошибки в определении понятий при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах, которые не исправлены после наводящих вопросов учителя.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
-
неправильный ответ на поставленный вопрос;
-
неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
-
при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
-
неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
-
неумение самостоятельно или полно обосновать ответ;
-
неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
-
медленный темп выполнения задания, не являющейся индивидуальной особенностью школьника;
-
неправильное произношение математических терминов.
ОЦЕНИВАНИЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ В основе оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Ориентировочное количество проверок
Формы организации проверочных работ (на усмотрение педагога):
-
комбинированная контрольная работа;
-
тест;
-
математический диктант;
-
контрольная работа (вычислительные навыки);
-
контрольная работа (задачи).
Работа, состоящая из примеров
«5» - работа выполнена без ошибок;
«4» -1 грубая и 1-2 негрубые ошибки;
«3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубые ошибки;
«2» -более 4 грубых ошибок.
Работа, состоящая из задач
«5» - без ошибок;
«4» - 1-2 негрубых ошибки;
«3» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки;
«2» - 2 и более грубых ошибки.
Математический диктант
«5» - без ошибок;
«4» - 1-2 ошибки;
«3» - 3-4 ошибки;
«2» - 5 и более ошибок.
Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида)
Оценка «5» ставится:
- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
- допущены 1-2 вычислительные ошибки.
- допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки.
- при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок;
- допущены ошибки в ходе решения задачи и вычислительные ошибки.
Комбинированная работа (2 задачи и примеры) Оценка «5» ставится:
- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
- допущены 1-2 вычислительные ошибки.
- допущены ошибки в ходе решения одной из задач или допущены 3-4 вычислительные ошибки.
- допущены ошибки в ходе решения 2-х задач или допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки.
Тест
Оценка «5» ставится за 100% правильно выполненных заданий.
Оценка «4» ставится за 80% правильно выполненных заданий.
Оценка «3» ставится за 60% правильно выполненных заданий.
Оценка «2» ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий.
Классификация ошибок
Грубые ошибки:
-
вычислительные ошибки в примерах и задачах;
-
ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;
-
неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия);
-
не доведение до конца решения задачи или примера;
-
невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
- нерациональный прием вычислений;
- неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи, неверно оформлен ответ задачи;
-
неправильное списывание данных (чисел, знаков);
-
незаконченные преобразования.
11