Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: С.Я.Маршак «Кот и лодыри».


Цель урока:

- пробудить у детей интерес к творчеству С.Я.Маршака, познакомиться со стихотворением «Кот и лодыри» ;

- научиться читать бегло, правильно, выразительно. Задачи:

  1. создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи, творческих способностей детей;
  2. создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
  3. создать условия для формирования УУД:
  1. личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;
  2. познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
  3. коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;
  4. регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.

ХОД УРОКА: I. Организационный момент. Мотивация к работе. (1 мин) Слайд 1 -Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения. Сегодня у нас присутствуют гости и им будет очень приятно увидеть, как много вы уже знаете и умеете. - Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Скажите друг другу «Я желаю тебе добра. Если будет трудно, я тебе помогу»
-Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке!

2. Проверка домашнего задания. (10 мин.)

- Я знаю, что вы добросовестно подготовились к уроку.

Выразительное чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».

-Что вы взяли для себя?


II. Актуализация полученных ранее знаний. Повторение стихов С.Я.Маршака. Работа в группах. (7 мин) -Первый этап нашей работы я обозначу вот этим символом. Объясните его значение. (работа в паре или группе). -Верно. Каждая группа получит текст. Ваша задача: прочитав его, оУрок литературного чтения во 2 классе. Тема: С.Я.Маршак «Кот и лодыри».пределить жанр, выбрать жанровые особенности и вспомнить автора данных строк.
ПОМНИТЕ О ПРАВИЛАХ РАБОТЫ В ГРУППЕ. Докажите свою точку зрения.

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко топал. ("Мяч")

Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картина, корзина, картонка
И маленькая собачонка.

(«Багаж»)

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать.

В рукава просунул руки -

Оказалось это брюки.

("Жил человек рассеянный")

Тили-тили-тили-бом!

Загорелся кошкин дом.

Бежит курица с ведром

Заливать кошкин дом,

А за нею во весь дух

С помелом бежит петух.

("Кошкин дом")

Где обедал, воробей?

В зоопарку у зверей.

Пообедал я сперва

За решёткою у льва,

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы

("Где обедал, воробей?)
(ученики работают в группах, затем представляют свой ответ , параллельно записи выводятся на экран) Слайд 3-7

- Оцените свою работу в группе. Слайд 8 + я внес большой вклад в работу группы; я внес вклад в работу группы; - у меня не получилось сотрудничество.

- Назовите фамилию автора, о творчестве которого мы будем говорить сегодня на уроке, и обоснуйте свой ответ. (Все отрывки взяты из стихотворений С.Я.Маршака, Значит, сегодня мы будем говорить о тв-ве С.Я.Маршака)
-Молодцы, ребята, вы уже многому научились

Но вам предстоит узнать еще много нового, интересного. Но для этого потребуется от вас усидчивость, терпение и желание хорошо учиться.

- Как вы считаете, зачем нужно учиться? ( Высказывания детей)

-А что вам чаще всего мешает хорошо учиться? (лень)

- Как можно назвать такого человека?

(лодырь, бездельник, лентяй, лежебока, ленивец)


III. Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока детьми. (2 мин) - А теперь определите название стихотворения С.Я.Маршака, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Оно зашифровано в записи записи на экране. Слайд 9

С.Я.Маршак «Кьоьтьиьльоьдьыьрьи» -Итак, о каком стих. пойдет речь? Как вы определили?
-Сформулируйте полностью тему сегодняшнего урока. (С.Я.Маршак и его произведение «Кот и лодыри»
-Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

(познакомиться с творчеством Маршака и его произведением «Кот и лодыри», научиться правильно, выразительно читать стихи


Слайд 10 Молодцы!
Нам предстоит узнать новые сведения о творчестве Маршака.
Мы будем учиться задавать вопросы по содержанию стихотворения и находить на них ответы, работать над правильностью и выразительностью чтения.
Помогать нам будет наш учебник.
Мы непременно устроим минутку отдыха.
Я предложу вам интересное творческое задание.
И я уверена, что в конце урока каждый из вас будет обладателем багажа новых знаний!
IV. Работа над новой темой урока. (20 мин)
1. Рассказ подготовленной ученицы о Маршаке. Слайд 11

Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже. Большая, но дружная семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге.

- Этот человек написал очень много произведений для детей. Он не умел отдыхать и самым приятным для него было работать. С утра садился он к письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа.

На нашей выставке вы видите, только малую долю книг, которую написал С.Я.Маршак, но все эти книги вам с детства знакомы. Я уверена, что стихотворение «Кот и лодыри», вам понравиться, доставит много удовольствия, и, думаю, многих заставит задуматься


2. Работа над стихотворением "Кот и лодыри"

а)Прослушивание стихотворения. Слайд 12

Беседа по первым впечатлениям.

- Понравилось вам стихотворение?

- Какое настроение оно вызывает?

-Как, вы думаете, о чем рассказывается в стихотворении «Кот и лодыри»?

б) Словарная работа.

_ - Откройте учебник на странице 26

- Значение какого слова нам нужно выяснить? Слайд 13
-Что же такое грифель? (Высказывания детей.)

-Это были ваши предположения. А как и где мы можем узнать научное определение этого жанра? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре, поискать в Интернете) Слайд 14

- Оцените свою работу: Слайд 15

в).Самостоятельная работа по учебнику. : Слайд 16

- Прочитайте стихотворение в полголоса ( жужжащее чтение), при чтении найдите и выделите главную мысль.

-Назовите главных героев.

г) Работа над смыслом, заложенном в стихотворении.

- Как вы думаете, почему Маршак сделал героем стихотворения кота?

- Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям? ( Он смеется над ними, осуждает их.)

- Оцените свои умения отвечать на вопросы Слайд 17

д). Работа над выразительным чтением. Слайд 18

Работа в парах.( интегрированные задания)

- Выберите слова, которые характеризуют кота: умный, мудрый, заботливый, ворчливый, ученный, грамотный, надоедливый.

-Найдите в тексте слова, которые говорит кот. Прочитайте друг другу, обсудите, сделайте рабочие пометки.

-Найдите слова, близкие по значению к слову лодырь: бездельник, лентяй, лежебока, неряха, грязнуля.

-Найдите в тексте слова лодырей, прочитайте друг другу, обсудите, сделайте рабочие пометки.

- Какой кот в начале встречи? Как он говорит?

- Как он говорит в конце встречи?

-Оцените свою работу. Слайд 19

е). Рефлексия.

- Сейчас мы проведем кастинг- отбор актеров для фильма «Кот и лодыри». Что бы лучше вжиться в роль я предлагаю вам маски.

-Кто желает выступить? Выбирается три ученика: один читает слова автора, один слова кота, один слова лодырей. Затем проводится анализ чтения. Задание повторяется, определяются дети, которые лучше других прочитали свои роли.

V. Итог урока:

1.- Какой же урок можно вынести из стихотворения и сказки Маршака?

(Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.)

- А что было бы, если бы в городе были все как эти дети, лодырями и прогульщиками?

(Если бы все были прогульщиками, то в городе, наверное, остановилась жизнь. Люди опаздывали бы на работу, потому что водители общественного транспорта прогуливали…)

-Как вы думаете, какие же качества характера помогают добиться успехов в учёбе и в жизни? Каким должен быть человек?

2. Слайд 20.


3.- Посмотрите на свои оценочные листы. Кто может сказать, что количество + больше, чем других знаков?
Это значит, что вы успешные ученики.

VI. Домашнее задание
с.26-28 учебника, поработать над выразительным чтением; по желанию читать книги со стихами С.Я.Маршака и выбрать самое интересное стихотворение на конкурс к следующему уроку; поработайте в сети интернет и расскажите, какую информацию удалось найти о С.Я.Маршаке.







Проверочный тест.

- О творчестве какого поэта мы говорили на уроке?

Чтобы проверить, насколько вы были внимательны, предлагаю выполнить небольшой тест. Я буду задавать вам вопросы. Из нескольких ответов выберите правильный, запишите букву, около которой он написан.

Проверочный тест.

- Имя и отчество поэта.

в - Лев Николаевич;

м - Самуил Яковлевич;

у - Корней Иванович;

- Где родился Маршак?

о - Воронеж;

м - Острогожск;

р - Петербург;

- Выберите название произведения Маршака.

н - "Путаница";

ш - "Федорино горе";

л - "Детки в клетке";

- Выберите слово, близкое по значению к слову "лодыри".

и - неряха;

ю - плакса;

о - лентяй;

- Куда попали лодыри вместо урока?

д - каток;

т - кино;

ч - музей;

- Сколько лет было коту, которого встретили лодыри?

к - два года;

ц - год;

щ - пять лет;

- Выберите продолжение пословицы: Труд человека кормит, а

ы - лень портит;

а - два лучше;

е - говори меньше.

Если вы правильно выполнили задание, у вас получилось слово:МОЛОДЦЫ!



Оценочный лист


Оценочный лист

Оценочный лист

Оценочный лист


Оценочный лист

Оценочный лист

Оценочный лист


Оценочный лист

Оценочный лист

Оценочный лист


Оценочный лист

Оценочный лист



© 2010-2022