- Преподавателю
- Начальные классы
- Представление опыта работы учителя начальных классов
Представление опыта работы учителя начальных классов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Обухова Л.Н. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Представление опыта работы учителя начальных классов
«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаёшь,
и любить тех, кому преподаёшь».
Василий Ключевский
Я, Обухова Людмила Николаевна, 1960 года рождения, имею высшее образование, в 1981 году окончила Балашовский педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального обучения». Общий стаж педагогической работы - 32 года. С 1986 года и по настоящее время работаю в должности учителя начальных классов в МОУ СОШ №22 г. Волгодонска. Стаж работы в данном учреждении 27 лет. В 2008 году мною подтверждена высшая квалификационная категория. Я всегда испытывала потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребенок и родители не определяли ценность личности только успехами в учебе. Цели моей профессиональной деятельности плавно вытекают и согласуются с целями деятельности образовательного учреждения, в котором я работаю. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования и в рамках реализации Программы развития школы я сформулировала цель своей профессиональной деятельности - формирование мотивации к учению у младших школьников с использованием современных педагогических технологий. Главная задача для меня в деле обучения и воспитания - становление личности ученика, раскрытие его творческих способностей, формирование желания и умения учиться, приобрести опыт общения и сотрудничества. Этот сложный и важный процесс стал определяющим в моей деятельности, не меньше, чем овладение грамотным письмом, красивой речью, быстрым счётом. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательная активность и самостоятельность. Познавательный интерес - важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность. Возбуждению интереса способствуют условия, обеспечивающие ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результатов своих усилий. Для формирования мотивации учения стремлюсь поставить ребенка в такие условия, где желательные мотивы складываются и развиваются с учетом индивидуальности, внутренних стремлений самого ученика. Работа по изучению мотивации со всеми учащимися класса проводится психологом школы. Методы исследования: опрос и наблюдения. Школьный психолог отметила высокую мотивацию к обучению и учебную активность в моём классе, а также наличие познавательных процессов у обучающихся. Уровень психологической атмосферы в классе доброжелательный. Дети неконфликтны. Они всегда стараются помочь друг другу в различных ситуациях. Главной задачей своей воспитательной работы считаю создание в коллективе атмосферы жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. Действенным средством воспитания и обучения является игра. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Все свои занятия стараюсь сделать интересными, познавательными, развивающими мышление и способности детей. На каждом уроке я приучаю школьников к осмысленной работе на всех его этапах. Это активизирует внимание, способствует воспитанию у детей трудолюбия и бережного отношения к рабочему времени, учит ребят ценить результаты своего труда, труда своих одноклассников и взрослых. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. В своей работе опираюсь на знания основ теории педагогики, психологии, возрастной физиологии, методик обучения и воспитания, а также на личный опыт. Помощником учителя в этом немаловажном вопросе является набор альтернативных учебно-методических комплексов. Переход на новые образовательные стандарты подвёл меня к выбору УМК «Школа России». По моему мнению, данный учебно-методический комплект - его содержание, структура, дидактическая и методическая системы, подбор иллюстративного и справочного материала, информационно-коммуникативные средства, интерактивные приложения - реализуют требования нового государственного стандарта начального общего образования. Организация учебной деятельности учащихся здесь строится на основе системно - деятельностного подхода, который предполагает ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения. Способствует формированию личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно - ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении. Урок для меня является основной и главной формой организации учебного процесса. Стараюсь, чтобы урок был всегда творческим, т. к. уверена, что только творческий подход к построению урока, его неповторимость и насыщенность обеспечивает эффективность обучения. Учу школьников извлекать знания не только из учебников, но и из дополнительных источников. Формирую у детей стремление к познанию, выполнению трудных задач. Например, определяя тему следующего урока, я прошу детей вспомнить, что они знают по этой теме: просмотреть литературу, расспросить родителей, подобрать иллюстративный материал, фотографии, выполнить рисунки, написать сообщение, сочинение. Дети с удовольствием сочиняют стихи, рифмовки, рисуют, делают поделки, создают проекты. Такое направление в моей работе развивает творчество, устойчивый интерес к изучаемому материалу, умение вести самостоятельный поиск. В результате мои ученики работают на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для них. Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами в рубрике «Наши проекты», которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «Школа России». Проектная деятельность позволяет вовлечь в учебную работу всех учащихся, стимулируя их к творческой деятельности, способствует возникновению и развитию активного взаимодействия между учителем и учениками, ориентирует учащихся на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу. Первоклассники с большим удовольствием выполняют несложные, но очень интересные творческие задания: «Живая азбука», «Моя малая родина», «Моя семья», «Мои домашние питомцы». Работа над проектами вызывает у детей интерес к творчеству, появляется желание, передать свои чувства, выразить своё отношение к природе, животным. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, т.е. умение работать в разных группах, исполняя разные социальные роли. Особенно важен завершающий этап - защита проекта. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставив у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого ещё в процессе работы я помогаю детям соизмерять свои желания и возможности. По завершении работы детям надо предоставить возможность показать, что у них получилось, и услышать похвалу (поощрение). Обучаю своих учеников самоанализу, самооценке, что позволяет создавать на уроках ситуацию успеха, видеть личностный рост каждого ученика. В третьем и четвёртом классе для подготовки проектов учащиеся используют возможности интернета, готовят не только устные доклады, но и компьютерные презентации. Особым видом образовательной потребности учащихся является развитие творческих способностей детей. Поэтому в работе уделяю внимание развитию креативного мышления. Второклассники готовили книжки-малышки по теме «Устное народное творчество» и даже книжки с загадками и сказками собственного сочинения. Конечно, не все их можно назвать настоящими произведениями, но можно увидеть, что у детей появляется желание выразить своё отношение к природе, животным, воплотить свои мечты, передать свои чувства. Дети с большим удовольствием записывают свои сочинения и понравившиеся авторские стихи в творческие тетради «Мои открытия», в которых делают иллюстрации по содержанию. Это позволяет им глубже постигать и ценить образы подлинной художественно - поэтической речи, принадлежащие перу великих поэтов. Ребёнок должен получать наслаждение от общения с искусством, тогда оно станет частью его внутреннего мира, основой формирования его творческой личности. Опыт своей работы я представила в выступлении «Роль творческих заданий на уроках литературного чтения» Для повышения эффективности урока использую нестандартные формы обучения. При проведении таких уроков применяю ИКТ. Успешно и систематически использую на уроках возможности интерактивной доски, электронных приложений. В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой, энциклопедией, на уроках выступают с сообщениями по изучаемой теме, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает мне прививать интерес к изучаемым предметам и поддерживать его в дальнейшем. В 2013 году я провела открытый урок в 4 классе «Использование ИКТ на уроках русского языка» Анализируя свой опыт использования ИКТ на уроках в течение трех лет, я убедилась, что это позволяет с высокой степенью эффективности достигать поставленных перед собой задач. Мониторинг успеваемости и качества обучения за это время позволяет сделать однозначный вывод: использование мультимедийных технологий на уроках способствует повышению уровня мотивации обучения учащихся и формированию познавательной активности личности. Учебный материал, поддержанный компьютерной программой, позволяет сконцентрировать внимание учащихся, повысить их интерес к изучаемой теме, развить учебные и творческие способности учащихся. В процессе обучения, в воспитательной деятельности использую инновационные модели - целенаправленные организованные ситуации, создавая условия для реализации права личности на индивидуальный творческий вклад, условия сотворчества и сотрудничества. Расширяю социальный опыт детей средствами внеурочной и внешкольной деятельности (экскурсии, экскурсионные поездки в г. Ростов-на-Дону, г. Волгоград, предметные недели, общешкольные праздники). Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через современные образовательные технологии: игровые, коммуникативные, информационно-коммуникативные, исследовательские, здоровьесберегающие. Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Осуществляю своевременный контроль знаний учащихся, используя разные виды контроля: контрольные работы, самостоятельные, проверочные работы, тестирование. Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся, комментируются. Намечаются пути коррекции и устранения ошибок. Провожу стартовые и итоговые контрольные работы. Анализируя результаты этих работ, можно проследить общую картину об изменениях, умениях, навыках. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания. Результатом своей деятельности, считаю, достаточно высокие показатели успеваемости, качества знаний и обученности учащихся, а также высокую заинтересованность школьников на уроках. У моих учеников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию: они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут практическую работу; понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника; умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал; активно участвуют в диспутах, ведут диалог; а главное - у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения. На первом году обучения использую положительную словесную оценку процесса деятельности ученика, не сравнивая с другими. Это создает положительный настрой на учение и ориентирует на успех творческой деятельности ребёнка. При отметочном обучении, результатом использования мной различных образовательных технологий (игровая, ИКТ, личностно-ориентированная, разноуровневая, проектная, коммуникативная, здоровьесберегающие и т.д.) в учебной и воспитательной работе является следующий уровень успеваемости:
Учебный год
Классы
Русский язык
Литературное чтение
Математика
% успев.
% качества
% успев.
% качества
% успев.
% качества
2010-2011
2
100%
72%
100%
100%
100%
80%
2011-2012
3
100%
84,6%
100%
100%
100%
77%
2012-2013
4
100 %
92%
100 %
100%
100%
88%
Каждым учеником моего класса ведётся портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников. Интерес к учебе повышает участие в конкурсах различного уровня, предметных олимпиадах, где учащиеся пробуют свои силы. Подтверждением сказанного являются достижения моих учеников:
Конкурс, конференция, чтения
Год
Фамилия, имя учащегося
Итоги
Международного конкурса-игры «Русский медвежонок»
2010
Емельянова Алина
Солнцева Татьяна
2 место
3 место
2011
Кабанова Дарья
1 место
2012
Грицай Виктория
Калинина Анастасия
Солнцева Татьяна
Вознюк Виктория
Кабанова Дарья
БудяковНикина
1 место
1 место
3 место
4 место
5 место
6 место
Международный математический конкурс «Кенгуру»
2013
Долженко София
1 место
Городской конкурс фотографий «О маме с любовью».
2010
Позднякова Анастасия
1место
Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку «Мастерская Деда Мороза».
2010
Баринова София
Кремененко Ульяна
Диплом участника
Городской конкурс-фестиваль "Волгодонск - наш общий дом".
2011
Малышкина Дарья
Криштоп Юлия
Валенюк Маргарита
Тушина Елизавета
Корниенко Валентина
Спасибенко Дарья
Сотникова Анастасия
Лапина Марина
Юниченко Валентина
Шкребец Мария
1 место
Городской конкурс по микрорайону «Папа, мама, я спортивная семья»
2011
Кабанова Дарья
3 место
Фотоконкурс «Мир Донского края»
2011
Приходько Дарья
1 место
Конкурс "Донские лазорики"
2011
Наговицина Ольга
Лавренко Анна
Веселовская Анастасия
1 место
1 место
3 место
Городской конкурс «Веселый светофор»
2011
Брагин Виталий
Акимченков Руслан
Блинова Ольга
Шуманская Елизавета
2 место
Городской конкурс агитбригад отрядов ЮИД «Фотофакт».
2011
Дмитриенко Алена
Ломия Адриана
Статкевич Кирилл Овчинникова Валентина Позднякова Анастасия Шаров Никита
Тарасенко Илья
Щербаков Данил
Тищенко Владислав
Парчук Светлана
Диплом участника
Городской конкурс «Папа, мама, я спортивная семья»
2012
Кремененко Ульяна
3 место
Городской фотоконкурс «О маме с любовью»
2012
Вознюк Виктория
Кремененко Ульяна
Герасимов Андрей
Николаева Елизавета
участие
Фестиваль детского художественного творчества «Детство-чудные года, детство-праздник навсегда»
2012
Емельянова Алина
Овчинникова Анастасия
Вознюк Виктория
Диплом участника
Экологическая акция "Чистая вода - живая планета".
2012
Солнцева Татьяна
Вознюк Виктория
Емельянова Алина
Грицай Виктория
Николаева Елизавете
Диплом участника
Городской конкурс агитбригад по ЗОЖ «Игры, которые мы заслужили с тобой»
2012
Приходько Дарья
Овчинникова Анастасия
Будяков Никита
Тухужева Карина
Аленькова ирина
Грицай Виктория
Кабанова Дарья
2 место
Городская патриотическая игра «Зарничка»
2012
Николаева Елизавета
Овчинникова Анастасия
Приходько Дарья
Будяков Никита
Герасимоа Андрей
Исаев Евгений
3 место
Мастерская Деда Мороза
2012
Кабанова Дарья
Кремененко Ульяна Николаева Елизавета
Баринова София
Диплом участника
Городской конкурс баннеров «Я б в рабочие пошел»
2012
Бриков Никита
Семендяев Дмитрий
Нестеров Янис
Короткова Анна
Щебелева Анна
Карпов Андрей
2 место
Участие в школьном семейном конкурсе «Две звезды»
2012
Семья Нагайцевых
1 место
Участие в городских соревнованиях по пионерболу.
2013
Калинина Настя
Николаева Лиза
Бондарюк Полина Кремененко Ульяна
Овчинникова Анастасия
Кремененко Ульяна
2 место
Vгородская открытая научно-практическая конференция Академии юных исследователей (олимпиада «Эрудит»)
2013
Солнцева Татьяна
Грицай Виктория
Емельянова Алина
Кабанова Дарья
Грамота за результативное участие
Свидетельство участника
Vгородская открытая научно-практическая конференция Академии юных исследователей («Юные исследователи природы родного края)»
2013
Солнцева Татьяна
Диплом 3 степени
Всероссийская олимпиада «Кленовичек»
2013
Солнцева Татьяна
Бондарюк Полина
Будяков Никита
Вознюк Виктория
Герасимов Андрей
Городилова Анастасия
Грицай Виктория
Емельянова Алина
Кабанова Дарья
Калинина Анастасия
Овчинникова Анастасия
Ребриева Софья
Приходько Дарья
Соболева Александра
Солнцева Татьяна
3 место в регионе
Я стремлюсь, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся. Учу самостоятельно "строить" знания путем творческого поиска решений и открытий. Участвуя в мероприятиях, дети сближаются, становятся дружнее, растёт их мастерство общения. Мои воспитанники - активные участники как школьных и городских, так и региональных, Всероссийских мероприятий. Среди них есть победители и призёры региональных соревнований по футболу, конкурсов танца и вокала, музыкальных конкурсов. Воспитательная работа в классе не может строиться без учёта того, что формирование личности школьника происходит в большей степени в семье. Поэтому основу своих взаимоотношений с родителями вижу в том, что обе стороны заинтересованы в изучении особенностей ребёнка, в раскрытии и развитии в нём лучших качеств. Принципы моего взаимодействия с родителями - это взаимное доверие, уважение, поддержка, толерантность по отношению друг к другу. Сотрудничество классного руководителя и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребёнка. Для этого использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьёй. Формируя активную педагогическую позицию родителей, вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс. Родительский комитет класса привлекает родителей к организации внеклассных мероприятий. Родители участвуют в конкурсах, праздниках, днях здоровья, экскурсиях по родному краю, в подготовке семейных исследовательских работ. В помощь родителям я составляю различные памятки «Как помочь ребенку выполнить домашнее задание?», «Влияние режима дня на здоровье ребёнка» и др. Веду работу по внедрению в образовательный процесс электронного дневника «Дневник.ру». Электронный дневник - это новая система взаимодействия между школьным и родительским сообществом, которая позволяет решить одну из главных проблем школы - информативность. Педагогу, как человеку творческой профессии, необходимо повышать свой профессиональный уровень. Повышение квалификации и профессионализма осуществляю, прежде всего, посредством обучения на курсах повышения квалификации и переподготовки в РО ИПК и ПРО. 2006г. «Технология создания электронных учебно-методических комплектов к уроку» 2007г. «Воспитание» 2008г. «Педагогика и методика начального образования» 2012г. Дистанционные курсы обучения для педагогических работников «Использование инструментов Единой среды доступа образовательных учреждений к сервисам систем электронного и дистанционного обучения для осуществления педагогической деятельности» 2013г. «Методика обучения игре в шахматы» Повышая педагогическое мастерство я принимаю участие в городских научно-практические конференциях, школьных педсоветах и других методических мероприятиях:
Год
Форма
Наименование мероприятия
Уровень
2010-2011
Школьное совещание учителей
Выступление на тему: «Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса с целью повышения качества образования.»
школьный
2010-2011
Конкурс "Книга Памяти".
"Книга Памяти".
Городской
(1 место)
2010-2011
Методический конкурс моделей ученического самоуправления
Тема «Модель ученического самоуправления образовательного учреждения».
Городской
(2 место)
2010-2011
Конкурс методических идей
«Педагогический альянс семьи и образовательного учреждения»
Городской
(диплом участника)
2011-2012
Конкурс - фестиваль школьных традиций
«Праздник вокруг нас» в номинации «Школьные традиции образовательного учреждения»
Городской
(2 место, приказ УО от 14.02.2011 №97)
2011-2012
Городская панорама педагогических идей
«Здоровьесберегающая среда -приоритет «Нашей новой школы».
Городской
1 место, приказ УО №410 от 03.05.2011)
13.05.2011
Участие в XII-ой Всероссийской педагогической видеоконференции
Тема конференции: «Современный учитель: ориентиры изменений профессиональной деятельности».
Всероссийский
(диплом участника:серия Б №6584/2011)
2011-2012
Школьное совещание учителей
Тема: Деятельность учителя по организации адаптационного периода в 1 классе с использованием ИКТ.
школьный
2012-2013
Участие в дистанционном курсе обучения для педагогических работников
«Использование инструментов Единой среды доступа образовательных учреждений к сервисам систем электронного и дистанционного обучения для осуществления педагогической деятельности».
Всероссийский
2012-2013
Выступление на курсах
«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка.Использование электронногообразовательного ресурса на уроках русского языка».
региональный
2012-2013
Школьное совещание учителей
Выступление по представлению опыта работы «Планируемые результаты освоения учебной программы по русскому языку в начальной школе»
школьный
2012-2013
Открытый урок
«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка. Использование ИКТ.»
школьный
2012-2013
Выступление на курсах
Тема: «Применение информационных технологий при обучении игре в шахматы.»
региональный
Кроме того, я активный участник сайтов и имею свои личные странички: numi.ru, pedsovet.org., proshkolu.ru, rusedu.ru, it-n.ru, pedsovet.su, nayrok.ru , uchportal.ru pedmir.ru , pedgazeta.ru Мой труд отмечен: Почетная грамота министерства образования и науки Российской Федерации за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирования интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников. Приказ от 6 марта 2007г. №235/к-н. Почетная грамота министерства общего и профессионального образования Ростовской области за многолетний плодотворный труд, значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, интеллектуальное, культурное и нравственное развитие личности учащихся. Приказ от 16.08.2005г. Благодарность Волгодонской городской Думы за многолетний плодотворный труд в системе образования, личный вклад в обеспечение единства обучения и воспитания. Распоряжение Волгодонской городской Думы от 10.10.2011г №86. Почетная грамота Управления образования г. Волгодонска за многолетний и добросовестный труд по обучению и воспитанию школьников. Приказ УО г. Волгодонска от 15.09.2010 №61лс. Почетная грамота Управления образования г. Волгодонска от 13.10.2006 №104лс. Благодарность регионального оргкомитета «Русский медвежонок - языкознание для всех» за подготовку призёров и участников международной игры. 2010, 2011, 2012 г.г. Благодарственное письмо международного математического конкурса-игры «Кенгуру» за подготовку призёров и участников международной игры. 2010, 2011г.г.
Аттестуемый учитель ________________ Обухова Л.Н. Содержание самоанализа профессиональной деятельности Обуховой Л.Н. соответствует действительности. Директор МОУ СОШ №22 ____________________ В.Л. Краева