- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка для 3 класса «Состав слова»
Урок русского языка для 3 класса «Состав слова»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Корнеева Ж.А. |
Дата | 02.06.2013 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Тема урока «Состав слова» Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. Учебно-методическое обеспечение: А. В. Полякова (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Русский язык 3-й класс, « Просвещение », 2011 г. Образовательное учреждение: МБУ СОШ №47 г. о. Тольятти Самарской области Цели и задачи: Образовательные:
- Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.
- Повторить изученные орфограммы в корне слова
- Закрепить умение разбирать слова по составу.
- способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке.
- способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений:
- Умение слушать и слышать собеседника.
- Умение формулировать свою позицию.
- Умение строить связные высказывания в устной и письменной форме.
- Умение редактировать (совершенствовать) текст.
- Умение выражать свои мысли.
- Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Осознавать познавательную задачу.
- Читать и слушать, извлекая нужную информацию.
- Делать обобщения, выводы.
- Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
- Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- Умение самостоятельно анализировать и оценивать свою работу.
Ход урока:
I. Организационное начало. Эмоциональный настрой. (
На доске три лица, выражающие разные настроения: радость, удивление, грусть)
- Какое настроение выражает каждое лицо? - Какое настроение выберем на урок? (радостное, весёлое, заинтересованное) - Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. Итак, урок мы начинаем с хорошим радостным настроением, и не забудем про интерес и удивление. Сегодня нас снова ждёт встреча с чудесными открытиями. Вы будете исследователями, которые исследуют и объясняют, делают открытия и познают новое. Я верю в вас и знаю - у вас все получится! А поможет вам дружба, взаимовыручка и поддержка друзей.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока. А сейчас посмотрите на доску, что это такое? (Это части слова) Дерев- -н- - о - ями а человек труд- -ом корн- силь- -о - Какое задание вы можете предложить? (Составить слова и из слов предложение) Давайте его выполним. - Какое предложение вас получились? (Дерево сильно корнями, а человек - трудом) К какому жанру устного народного творчества относится это предложение? (Это пословица). - Объясните, как вы понимаете эти слова. Ребята, посмотрите еще раз на доску и обозначьте тему урока. (Тема нашего урока - состав слова) - Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?
- Закрепим умение разбирать слова по составу, находить орфограммы в корнях слов.
- Проверим наши знания о значимых частях слова.
- Будем учиться рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Профессор Отвечайкин: Здравствуйте, ребята! Я рад снова встретиться с вами! Я думаю, что многие из вас, как и я, любят путешествовать. Тогда отправимся в путь!
Кто за приключения?
Все без исключения!
Давайте сядем мы в ракету
И прямо в космос полетим.
Ведь и для нас осталось
Еще немало мест,
Пока что не открытых,
Или давно забытых
Учитель:
- Сегодня у нас необыкновенный урок. Это будет урок - приключение, полное неожиданностей. Мы отправимся в путешествие к планетам знаний в Галактику Словообразования. - А как вы думаете, что же такое Словообразование? Почему так назвали этот раздел? Что он изучает? - Какие части слова словообразование помогли вам ответить на данный вопрос? Давайте обратимся к словарям. Толковый словарь Ушакова СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - способы, процесс образования слов в языке. Толковый словарь русского языка (Ожегов С., Шведова Н) СЛОВООБРАЗОВАНИЕ: 1. Система языковых категорий, относящихся к производству и строению слов 2. Раздел языкознания, изучающий такие категории, законы образования производных слов и их строение. Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ: 1) а) Система образования слов в языке. б) Способы такого образования. 2) Раздел языкознания, изучающий образование слов в языке.
- Из чего же состоят слова? (Из корней, приставок, суффиксов, окончаний) - Слова сделаны из своего «строительного материала». «Строительные блоки» для слов называются МОРФЕМАМИ - это КОРЕНЬ, СУФФИКС, ПРИСТАВКА, ОКОНЧАНИЕ. И мы отправляемся к ним в гости.
Профессор Отвечайкин: Друзья! Моя задача такова - Открыть вам, как построены слова, Какие их морфемы составляют, Какую роль в словах они играют.
Учитель: -Ребята, что нового вы уже открыли для себя? С какими понятиями познакомились? (Узнали, что означает слово «словообразование», познакомились с понятием «морфемы»)
III. Обобщение и закрепление полученных знаний. Формирование умений и навыков.
1) Главная планета - планета Корней. - В каком основном значении употребляется в нашей речи слово корень? (Корень - «подземная часть растения, посредством которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворенными в ней минеральными веществами»). - А почему ученые использовали именно это слово для названия одной из части слова? - Да, корень является сердцевиной слова, его смысловым центром, от него «растут» слова, как ветки на дереве. - Подберите фразеологизм со словом корень. «Смотри в корень!» или «Зри в корень!» -Давайте послушаем, что думает об этом профессор Отвечайкин. «Смотри в корень!» означает: «Выдели самое главное» (Фразеологический словарь). У слов корень - это самое важное, самое главное. Посмотрите, нас встречает Дед Корней, он приготовил вам задания. - Как правильно выделить в слове корень? 2) - Какие слова могли бы «вырасти» на этом дереве? (На доске изображены деревья, в корнях которых даны слова лес, сад. Ребята работают по вариантам) - Напишите эти слова в тетрадь. Сколько веток «выросло» на вашем дереве? (Проверка проводится в форме соревнования, когда ребята I и II варианта называют по очереди составленные слова). Профессор Отвечайкин: - Молодцы, ребята! Вы так хорошо справились с заданием. А знаете ли вы, что в «Школьном словообразовательном словаре русского языка» слов с корнем -лес- целых 29.
Учитель: - Ребята, а кто бы хотел узнать о словах с корнем -сад-? У вас есть замечательная возможность побывать исследователями. Попробуйте дома сами подсчитать слова с этим корнем. А нам пора двигаться дальше. 3) Нас ждёт следующее задание: на доске записаны слова, выпишите пары однокоренных слов, выделите корень, объясните свой выбор. СТОЛ - СТОЛБЫ КОЗА - КОЗЛЕНОК КОЗА - СТРЕКОЗА АЗБУКА - АЛФАВИТ ДЕНЬ - ДЕНЬГИ ОСЕНЬ - ОСЕННИЙ ВОДА - ВОДИТЕЛЬ ДОРОГА - ПОДОРОЖНИК 4) Дед Корней хочет посмотреть, как вы умеете разбирать слова по составу. (Разбор слов по составу + словарная работа. Один ученик работает у доски). Р...кета, косм…с, пол…тел, космолёт. Проблемная ситуация: - Какие части вы выделили в слове «космолёт»? Почему? Обоснуйте свой ответ. (Рассматриваются 2-3 разных варианта разбора слова). -Как можно назвать такие слова? Приведите примеры подобных слов. Такие слова называются сложными. С образованием и написанием сложных слов мы будем знакомиться на следующем уроке.
Планета Грамотности. А сейчас вспомните, какие орфограммы в корне слова вы знаете? Давайте повторим написание безударной гласной в корне слова.
- Тренажёр «Безударная гласная»
- Задание по технологии «Интеллект» на развитие мышления.
Буквы Лишнее 1. (о-а) м_ряк, м_рской, м_розный, м_ре 2. (и-е) л_сник, л_сья, л_сной, л_сок, л_сная 3. (у-и-е) гр_сть, гр_бник, гр_бок, гр_бница, гр_б
Проверьте себя по ответу.
Физкультминутка.
Планета Приставок Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она, И при помощи приставки Образуются слова. - Подготовьтесь рассказать, что вы знаете о приставке как части слова? Девочка Приставочка. 1) Ребята, посмотрите, пожалуйста, мультфильм и образуйте новые слова при помощи приставок от слова «шёл» (шёл, дошёл, пришёл, подошёл, обошёл, нашёл, зашёл, вышел, перешёл, прошёл, ушёл) С помощью чего вы образовали новые слова? Изменились ли значения слов? 2) Работа с деформированными предложением. Задание на выбор: (Н…)писал, адрес, отец, (н…)конверте. - Предлагаю вам задание на выбор. Первый вариант. Составьте и запишите предложение из слов, выделите приставки, обозначьте орфограммы.
Второй вариант. Найдите и выпишите слова с приставками, обозначьте орфограмму.
-Почему нужно различать приставки и предлоги?
Планета Суффиксов После корня он стоит, Перед окончанием Его если заменю, Другое слово получу. Обозначу уголком. Называя суффиксом. - Расскажите, что вы знаете о суффиксах. Какую «строительную» работу они выполняют? (Образуют новые слова: придают словам различные смысловые оттенки.) -Как найти в слове суффикс? Мальчик Суффикс: Исключите из цепочек лишние слова. Назовите суффиксы.
- Рыбка, дубок, горка, норка.
- Тракторист, пианист, танкист, печник.
- Хвостище, глазоньки, усище, когтище.
Планета Окончаний и Основ. Часть слова, которая изменяется, Окончанием называется. Остальную же часть слова Именуем мы основой. Какую работу в языке выполняют окончания? Подружки Окончание и Основа. Если я покажу слово с окончанием а, вы хлопаете в ладоши над головой.
- Если увидите любое другое окончание, то вытягиваете руки вперёд.
- - Попытайтесь сосчитать, сколько будет слов с окончанием а.
- Спишите пословицы, изменяя по смыслу слова в скобках.
- Выделите окончания.
Профессор Отвечайкин: - Вот и заканчивается наше путешествие, возвращаемся в класс. Давайте проверим, как вы усвоили материал нашего урока. Тест. Взаимопроверка.
№ Вопрос Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Укажите № правильного варианта балл за ответ 1 Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении; Окончание Корень Суффикс
2 Часть слова без окончания Основа Корень Подлежащее
3 Часть слова, которая является общей для родственных слов Основа Приставка Корень
4 Укажи часть слова, без которой не может существовать слово: Приставка Корень Суффикс
5 Найди слова с приставками: Принести Печь Катать
6 Укажи слова, построенные по схеме: корень + суффикс + окончание: Зима Пригородный Дорожка
7 Какое слово - "лишнее" Мышка Мышонок Смышлёный
Отвечайкин: -Я поздравляю вас с окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными путешественниками, хорошо работали на уроке. А справиться с заданиями вам помогла дружба. Оставайтесь всегда такими активными и сплоченными. Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка.
V. Итог А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали? - Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
- Что сегодня вам удалось? -Кого бы вам хотелось сегодня особо отметить?..
VI. Домашнее задание: Придумайте и запишите 10 слов к схеме
8