- Преподавателю
- Начальные классы
- Некоторые аспекты развития грамотной математической речи
Некоторые аспекты развития грамотной математической речи
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Жумадилова А.М. |
Дата | 02.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Алматинская область. город Талдыкорган
средняя школа - гимназия №10 имени
Ч.Валиханова. учитель начальных классов
Жумадилова Айжан Медетовна
Некоторые аспекты развития грамотной
математической речи. Одним из показателей культуры человека, развития его мышления, интеллекта является речь. Но при обучении математике могут возникнуть проблемы, если не уделять должного внимания развитию речи, так как программа предусматривает усвоение значительного количества новых терминов и правил. К первому классу ребенок овладевает элементами анализа, умозаключения, умением группировать объекты по существенным признакам, начинает овладевать приемами абстрагирования. В этом возрасте дети способны выполнить задания на обобщение - исключить объект из однородной группы, конкретизировать понятие, назвать ряд предметов одним словом. Рассмотрим основные направления в этой работе.
- Работа над звуковой стороной речи, которая сводится к формированию правильного произношения и выразительного чтения математических терминов и выразительного чтения любого задания.
- Словарная работа, которая сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содержательное, связное высказывание.
- Формирование культуры математической речи, которое сводится к устранению грамматических и математических ошибок, употребления «лишних» слов, неправильного порядка слов в предложении.
- Развитие связной математической речи, которое сводится к умению строить связные математические высказывания, логические объяснения.
- Запиши слова, вставив пропущенные буквы: су…а, выч…таемое, сл…гаемое, ед…ница, ум…ньшаемое и другие.
- Исправь ошибку в записи слов:
- слажить, сума, вычеслить и другие
- Объясни значение слов: уменьшаемое, слагаемое, разность.
- как прочитать выражение: 5+3 7
- Подчеркни правильный ответ на вопрос: «Что служит для счета предметов?»
- Подчеркни правильный ответ на вопрос:
- В равенствах обведи кружочком второе слагаемое
Слагаемое 7 4
6 Слагаемое
8 10
- Первое слагаемое 6, второе слагаемое - 2. Найди сумму.
- Найди разность чисел 9 и 3
- Составь предложение, используя набор карточек со словами: от, слагаемых, сумма, перестановки, не изменится.
- чтобы к пяти прибавить три , можно сначала к пяти … (прибавить два, получится 7, а потом прибавить один, получится 8).
- Составь задачу по выражению 5+3.
- Объясни решение задачи:
- Повтори (прочитай) слова, соблюдая ударения: выражение, сумма, вычислить, сложить, слагаемое, уменьшаемое.
- выражение 8-4 Сергей прочитал так: «Из восемь вычесть четыре».
- На вопрос учителя Артем ответил так6 «К цифре 6 прибавить число 2 - будет 8»
- Исправь ошибки в речи:
- Показ написания слова на картонных табличках с выделением орфограмм и ударений.
- Проговаривание слова по слогам, составление предложений с этим словом.
- чтение слов, в том числе хоровое, по слогам с отчетливым произношением звуков.
- Использование дидактических игр. Учитель называет цепочку слов, учащимся необходимо запомнить и повторить.
- Проведение словарных диктантов. Запись слов под диктовку, письмо по памяти изученных слов.
- Договаривание слов в предложении с соответствующими окончаниями
- Объяснение значения слова
- Дополнение неоконченных предложений.
- Изменение порядка слов в предложении.
- Составление предложений по аналогии.
- Восстановление деформированного текста
- Аргументирование высказывания при выборе схемы, при выборе вопросов к данному условию задачи и условия к данному вопросу, а также при выборе выражений, которые являются решением задачи.
- Выражение своего отношения к высказываемому, выделение причинно - следственных связей.
- Выделение главного и второстепенного в тексте задачи.
- Сравнение задач, нахождение общего и различного в текстах задач и в их решениях.
- Изменение текста задачи в соответствии с данным решением.
- Повторение текста задачи по опорным словам.
- Деление текста задачи на смысловые части.
- Переформулировка текста задачи при поиске плана решения.
- Разбор задачи от вопроса к данным или от данных к вопросу.
- Формулировка ответа задачи.
- Составление задач учащимися.