Некоторые аспекты развития грамотной математической речи

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Алматинская область. город Талдыкорган

средняя школа - гимназия №10 имени

Ч.Валиханова. учитель начальных классов

Жумадилова Айжан Медетовна



Некоторые аспекты развития грамотной

математической речи. Одним из показателей культуры человека, развития его мышления, интеллекта является речь. Но при обучении математике могут возникнуть проблемы, если не уделять должного внимания развитию речи, так как программа предусматривает усвоение значительного количества новых терминов и правил. К первому классу ребенок овладевает элементами анализа, умозаключения, умением группировать объекты по существенным признакам, начинает овладевать приемами абстрагирования. В этом возрасте дети способны выполнить задания на обобщение - исключить объект из однородной группы, конкретизировать понятие, назвать ряд предметов одним словом. Рассмотрим основные направления в этой работе.

  1. Работа над звуковой стороной речи, которая сводится к формированию правильного произношения и выразительного чтения математических терминов и выразительного чтения любого задания.
  2. Словарная работа, которая сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содержательное, связное высказывание.
  3. Формирование культуры математической речи, которое сводится к устранению грамматических и математических ошибок, употребления «лишних» слов, неправильного порядка слов в предложении.
  4. Развитие связной математической речи, которое сводится к умению строить связные математические высказывания, логические объяснения.
Реализация рассмотренных направлений возможна при использовании определенного содержания с применением особых методов и приемов, ориентированных на указанные выше критерии грамотной математической речи. Мною были апробированы набор заданий, состоящих из 7 групп заданий. Первая группа - на усвоение правильного написания математических терминов.
  1. Запиши слова, вставив пропущенные буквы: су…а, выч…таемое, сл…гаемое, ед…ница, ум…ньшаемое и другие.
  2. Исправь ошибку в записи слов:
  3. слажить, сума, вычеслить и другие
Вторая группа - на понимание математических терминов.
  1. Объясни значение слов: уменьшаемое, слагаемое, разность.
  2. как прочитать выражение: 5+3 7
  3. Подчеркни правильный ответ на вопрос: «Что служит для счета предметов?»
А) Цифры Б) Числа 4. Подчеркни суммы: 3+6, 7-1, 2+0, 7>6, 9+1=10 5. Зачеркни выражения, в которых не выполняется вычитание: 9-5, 7+3, 5-3, 6+4, 10-6 6. Найди выражения, которые можно прочитать так: пять плюс три равно восьми 5+3=8, 8-3=5, 3+5=8, 5-3=8 Третья группа - на усвоение правил.
  1. Подчеркни правильный ответ на вопрос:
Изменится ли сумма от перестановки слагаемых? А) Да Б) Нет 2. Подчеркни выражения, в которых для удобства вычислений следует переставить слагаемые: 1+5, 3+7, 5+3, 4+1, 2+6 3. Найди выражение, с помощью которого можно ответить на вопросы: А) На сколько 5 больше 3? 5+3, 5-3; Б) На сколько 2 меньше 6? 6-2, 2+6. 4. Соедини линией части одного и того же правила. А) Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из… …разности прибавить вычитаемое Б) Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к … … суммы вычесть известное слагаемое В) Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из … … уменьшаемого вычесть разность 5. Закончи формулировку правила. Выбери нужное слово и подчеркни его. А) Если к разности прибавить вычитаемое, то получится…… слагаемое, уменьшаемое, сумма Б) Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится……. слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое 6. Соедини линиями выражения с одинаковыми значениями 2+3, 5+1, 4+3, 1+5, 3+4, 3+2 Четвертая группа - на усвоение знания компонентов арифметических действий.
  1. В равенствах обведи кружочком второе слагаемое
7-1=6, 2+1=3, 4+3=7, 8-4=4, 2+2=4 2. Подчеркни сумму чисел: 5+5, 8-5, 7=7, 3+5 3. Подчеркни правильный ответ на вопрос: Какое самое большое число при сложении чисел? А) Первое слагаемое Б) второе слагаемое В) Сумма 4. В данных выражениях обведи уменьшаемое: 7-2, 3-0, 2+1, 7-7 5. Заполни таблицу: Слагаемое 3 0 5
Слагаемое 7 4
6 Слагаемое

8 10
  1. Первое слагаемое 6, второе слагаемое - 2. Найди сумму.
  2. Найди разность чисел 9 и 3
Пятая группа - на формирование умения составлять связное высказывание.
  1. Составь предложение, используя набор карточек со словами: от, слагаемых, сумма, перестановки, не изменится.
  2. чтобы к пяти прибавить три , можно сначала к пяти … (прибавить два, получится 7, а потом прибавить один, получится 8).
  3. Составь задачу по выражению 5+3.
  4. Объясни решение задачи:
А) В одной банке осталось 3л сока, а в другой 1л. Сколько литров сока осталось в двух банках? Б) Из автобуса на первой остановке вышло 5 человек, а на второй остановке вышло 2 человека. На сколько человек уменьшилось число людей в автобусе? Почему в этих задачах для нахождения ответа нужно выполнить действие сложение? Шестая группа - на формирование правильного и выразительного произношения терминов.
  1. Повтори (прочитай) слова, соблюдая ударения: выражение, сумма, вычислить, сложить, слагаемое, уменьшаемое.
  2. выражение 8-4 Сергей прочитал так: «Из восемь вычесть четыре».
Правильно ли он прочитал? Седьмая группа - на устранение грамматических ошибок, неточных формулировок, употребления лишних слов, исправление неправильного порядка слов в предложении.
  1. На вопрос учителя Артем ответил так6 «К цифре 6 прибавить число 2 - будет 8»
Какие ошибки допустил Артем?
  1. Исправь ошибки в речи:
- …ну, получится шесть; - … обратно в примере получилось семь; - … отрезок равен шесть сантиметр; - … разница чисел, пять яблоков; - … четыре отнять один; - … сумма не нарушится. Помимо указанных групп заданий, отметим некоторые методические приемы, которые могут быть использованы для развития речи первоклассника. Приемы словарной работы
  1. Показ написания слова на картонных табличках с выделением орфограмм и ударений.
  2. Проговаривание слова по слогам, составление предложений с этим словом.
  3. чтение слов, в том числе хоровое, по слогам с отчетливым произношением звуков.
  4. Использование дидактических игр. Учитель называет цепочку слов, учащимся необходимо запомнить и повторить.
  5. Проведение словарных диктантов. Запись слов под диктовку, письмо по памяти изученных слов.
  6. Договаривание слов в предложении с соответствующими окончаниями
(7+2)+1 К сумме чис… 7 и 2 прибавить 1
  1. Объяснение значения слова
Что такое уменьшаемое? Приемы, ориентированные на формирование умения строить предложения. 1.Составление предложений, заданного типа по схемам - моделям: Разность + вычитаемое = уменьшаемое 2. Редактирование предложений, содержащих ошибки.
  1. Дополнение неоконченных предложений.
  2. Изменение порядка слов в предложении.
  3. Составление предложений по аналогии.
  4. Восстановление деформированного текста
Приемы, ориентированные на развитие связной речи. Программа по математике для первого класса позволяет использовать эти приемы при обучении решению текстовых задач.
  1. Аргументирование высказывания при выборе схемы, при выборе вопросов к данному условию задачи и условия к данному вопросу, а также при выборе выражений, которые являются решением задачи.
  2. Выражение своего отношения к высказываемому, выделение причинно - следственных связей.
  3. Выделение главного и второстепенного в тексте задачи.
  4. Сравнение задач, нахождение общего и различного в текстах задач и в их решениях.
  5. Изменение текста задачи в соответствии с данным решением.
  6. Повторение текста задачи по опорным словам.
  7. Деление текста задачи на смысловые части.
  8. Переформулировка текста задачи при поиске плана решения.
  9. Разбор задачи от вопроса к данным или от данных к вопросу.
  10. Формулировка ответа задачи.
  11. Составление задач учащимися.
Из всего сказанного выше следует, что работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. Главное условие - положительная мотивация школьников к овладению грамотной математической речью. Для того чтобы обеспечить правильное употребление учащимися математических терминов, обозначающих понятия, каждый из этих терминов должен не только сообщаться, но и изучаться, по возможности должно быть указано его происхождение, раскрыть его научный смысл. Речь учащихся на уроках математики должна быть, конечно, подчинена тем общим законам, которые учащиеся изучают на уроках родного языка.
© 2010-2022