- Преподавателю
- Начальные классы
- СДО Урок Глагол
СДО Урок Глагол
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Королюк Т.В. |
Дата | 28.02.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Урок русского языка во 2 «А» классе
Учитель начальных классов СОШ № 2 Королюк Т.В.
Тема: «Глагол» (повторение знаний).
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цели урока:
-
Образовательно-развивающие:
1.1 Применение опорных понятий: глагол, грамматические признаки. Формирование предметных умений: правописные умения: оформлять предложения на письме (большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения); каллиграфически правильно писать; учебно-языковые умения: находить корень в группе однокоренных слов; речевые умения: правильно списывать слова и предложения; проверять написанное, сравнивая с образцом.
1.2 Развитие УУД: оперировать понятиями (определять, делить, сравнивать, формулировать суждения, умозаключения), объективно оценивать свои учебные достижения. Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.
1.3 Развитие специальных умений: распознавать глаголы среди других частей речи ; выделять подлежащее и сказуемое в предложениях, способы их выражения.
-
Воспитательная:
-
Формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство-многообразие, общее-особенное-единичное.
-
Формирование коммуникативных умений при работе в группе.
-
Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.
-
Формирование УУД:
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, принимать и осваивать социальную роль ученика, определять общие для всех правила поведения, осознавать роль языка и речи в жизни людей, применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные: планирование, корректировать деятельность : вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения, готовить рабочее место, всё необходимое для включения в учебную деятельность; определять и формировать цель деятельности на уроке, работать по плану, инструкции; высказывать своё предположение на основе учебного материала; отличать верное выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками ,давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
Коммуникативные: уважительное отношение друг к другу, слушать и понимать речь других, учиться работать в парах, в коллективе, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации , планирование вопросов.
Оборудование:
компьютерный проектор,
раздаточный материал (карточки №1, №2, №6).
Заявка на оценку:
«5» - 19 баллов и больше.
«4» - 16 -18 баллов.
«3» - 12 - 15 баллов.
Этапы урока
Деятельность учителя
Баллы, время
Деятельность учащихся
I.
Оргмомент.(Личностные УУД).
1.1.
Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1 - 6, письменных принадлежностей)
Добрый день, ребята!
Сегодня у нас очередная встреча с русским языком .Надеюсь, что у вас замечательное настроение , достаточный багаж знаний. Всё это обязательно поможет вам на уроке.
- Настроенье ,какого?
- Заявите какой балл вы сегодня хотели бы получить!
15 сек.
-Во!!!
Ребята делают заявку на оценку.
1.2.
слайд
Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора)
- За урок вы должны набрать соответствующее количество баллов.
- Баллы будете проставлять в тетради на полях. Желаю всем удачи!
30 сек.
II.
Ш.
Самоопределение к деятельности.(Регулятивные УУД).
1.Запись числа. В народе март называют капельником, или протальник т.к. в марте появляются первые проталины.
2. Чистописание.
Кк
-Если вы довольны ,как написали, поставьте 2 балла,а если не удалось красиво написать 1 балл.
- Что записано ниже?
- Какое понятие надо вспомнить?
-Сформулируйте по карточке №1 вопрос-понятие?
- Кто даст ответ?
- Какие ещё признаки предложения знаете?
За окном весело звенит капель.
- Запись с комментированием и обозначением орфограмм.
- Найдём грамматическую основу предложения.
- А как вы понимаете это понятие?
Итак 1 шаг: О ком или о чём говорится в предложении?
2 шаг: Что говорится о подлежащем?
- Что можете сказать о этих словах?
- А что скажете про остальные слова? Нужны ли они?
-При помощи чего устанавливается связь слов в предложении?
- Задайте к этим словам вопросы.
-На доске слова: Капель ,капельки, капает.
- Что можно про эти слова сказать?
- Сформулируйте вопрос- понятие исходя из этих слов?
- Кто ответит на вопрос?
-Вспомните структуру понятия?
- Назовите в определении однокоренных слов родовой признак?
- Назовите видовые признаки?
- Выделите корень в этих словах. С.Р.
Физкультминутка для глаз.
-Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Понаблюдайте глазками.
-БЕРЕГИТЕ ЗРЕНИЕ!
2мин.
2 балла
1 балл
2б.
2б.
1б.
1б.
1б.
1б.
1б.
2б.
2б.
1б.
1б.
1б.
1б.
Прописывают в тетрадях:
К к К к К к
- Предложение.
-Что называется предложением?
-Что является предложением?
- Предложение это группа слов , связанных по смыслу.
-Выражает законченную мысль. начало с большой буквы, в конце точка.
-Центр, основа или главные члены предложения.
- О капели.
Капель( что делает?)звенит.
- Это центр предложения.
-Конечно нужны, так как все слова в предложении взаимосвязаны.
- При помощи вопросов.
- Эти слова однокоренные.
_ Что является однокоренными словами?
-Однок. слова это слова, у которых один корень и одно лексическое значение.
-В содержании понятия обязательно указывается родовой признак и видовые признаки.
- Родовой признак это слова.
- Видовые признаки- имеют один корень и одно лексическое значение.
IY.
Работа по теме урока. Формирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового.(Коммуникаитивные УУД).
4.1.
Выявление структуры понятия «глагол»
слайд
слайд
слайд
Берёза, полянка, сверкать, дождинка.
- Посмотрите на слайд. Найдите «лишнее» слово. Докажите, почему оно «лишнее».
- Как вы думаете, какая тема урока?
- Исходя из темы урока, сформулируйте вопрос-понятие (карточка №1).
- Какой еще можно задать вопрос?
- Кто ответит на вопрос?
- Вспомните структуру содержания понятия.
1-2 балла
5 мин
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
- Лишнее слово сверкать,
т.к. является частью речи глаголом, а слова береза, полянка, дождинка - это имена существительные, т.к. отвечают на вопрос что? и обозначают предмет.
- Сегодня мы будем изучать часть речи глагол.
- Что называется глаголом?
- Что такое глагол?
- Что является глаголом?
и т.д.
- Глагол - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? Что будет делать? что сделает? и обозначает действие предмета.
- В содержании понятия обязательно указываются родовой и видовые признаки.
слайд
На экране:
Понятие = родовой признак + видовые признаки.
слайд
- Назовите в определении глагола родовой признак.
- Назовите видовые признаки глагола.
На экране (цвет признаков меняется по мере называния их учащимися):
Глагол - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? что будет делать? что делал? что сделал? и обозначает действие предмета.
1 балл
1 балл
- Родовой признак глагола - самостоятельная часть речи.
- Видовые признаки глагола - отвечает на вопросы что делать? что сделать? что будет делать? что делал? что сделал? и обозначают действие предмета.
3.2
слайд
слайд
3.3
слайд
слайд
(проверь себя)
IV
V
слайд
VI
Распознавание глагола среди других частей речи.
Весёлый, поход, строить, лужок, петь, алый, игрушечный, праздник, играть.
Задание:
1.Выписать глаголы (3 балла)
2.Добавьте два своих глагола (2 балла)
1)Индивидуальный труд.
2)Простая кооперация: обсудите в парах результаты индивидуального труда, и подготовьте выступление:
Ребят обсуждают выписанные глаголы и готовятся доказывать, что они выписали глаголы;
обсуждают глаголы, которые составили сами и представляют их;
- Закончив обсуждение, выступающие могут выходить к доске и записывать глаголы.
3) Сложная кооперация:
- Ребята, сформулируйте такой вопрос-суждение (карточка №2), который будет доказательством в правильности выполнения этого задания.
- Давайте ответим на этот вопрос в форме умозаключения (кому трудно, воспользуйтесь памяткой).
Самооценка:
поднимите руки, кто выписал такие же 3 глагола в тетрадь. Поставьте 3 балла.
-Поднимите руки те, у кого были ошибки.
Попробуйте обосновать свою ошибку.
Задайте вопрос-суждение (карточка №2)
Проверьте, действительно вы написали глаголы, т.е. отвечают на вопросы что делать? что делает? что будет делать? и обозначают действие предмета. Поставьте по 2 балла. Если в одном ошиблись, 1 балл.
Прочитайте предложения.
Хитрая лиса живет в лесу. Вчера она … на зайцев. А завтра плутовка … к реке и … уток.
-Вам понятен текст?
- Какая часть речи отсутствует в предложениях?
- Для чего служит глагол в нашей речи?
Задание:
1.Вставьте вместо точек подходящие по смыслу глаголы.
2.Подчеркнуть главные члены предложения, указать, какими частями речи они выражены.
1)Индивидуальный труд.
Фронтальная проверка: в первом предложение не нужно вставлять слово, назовите грамматическую основу предложения.
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
Самооценка:
- Если правильно вставили глаголы, то за каждый глагол 3 балла. Если правильно выделили грамматическую основу предложения, то получаете по2 балла за 1 и 2 предложения, а за 3-е предложение - 4 балла (2+2).
Посмотрите на мой вариант.
-ТЕСТ:
Прочитайте слова и название частей речи. Укажите рядом с цифрой нужную букву. С.Р.
1.весна а)предлог
2.пробуждается б) существительное
3. за в)прилагательное
4. красивая г)глагол
Свойства глагола.
- Ребята, сравните глаголы из этого текста, найдите общее и особенное и сформулируйте суждения по карточке № 3.
- Какую особенность вы заметили?
Инд.труд:
- Давайте поместим эти виды глаголов в логическую схему.
- Сформулируйте вопросы-суждения к схеме (карточка №2).
Умозаключение:
Воспользуйтесь памяткой №2, чтобы ответить умозаключением.
Самооценка:
-
Верно построена логическая схема - 2 балла;
если допущена ошибка в расположении понятий или стрелок - 1 балл.
-
Верно определено место глаголов в логической схеме - по 1 баллу за каждый
(3 балла).
Итог урока. - Вернемся к теме урока. Что называется глаголом?
- Каковы свойства глаголов?
Оценка за урок.
Сосчитайте свои баллы, оцените сами себя в соответствии с заявкой на оценку.
Домашнее задание.
-
Выписать из учебника литературного чтения стр. глаголы.
3б.
2б.
1 мин.
5 баллов
1 балл (за скорость)
2 балла
2 балла
2 балла
2 балла
2 балла
2 мин
7 мин
1балл
1 балл
3 балла +
8 баллов
1 балл
по 3 балла
5 баллов
2 балла
3 балла
Учащиеся в тетрадь записывают глаголы: Строить, петь, играть.
Обсуждение в парах, выступающие выписывают глаголы на доске и доказывают в форме умозаключения.
Вопрос-суждение (карточка №2).
- Как доказать, что слово «строить» является глаголом? и т. д.
Ответ-умозаключение: Все слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать?, являются глаголами. Слово «строить» обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать?
Следовательно, слово «строить» является глаголом.
Вопрос-суждение (карточка №2).
- Как доказать, что слова «стряпать и мяукать» являются глаголами?
Умозаключение.
Все слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопрос что делать? являются глаголами. Слова «стряпать и мяукать» обозначают действие предмета и отвечают на вопрос что делать? Следовательно, слова «стряпать и мяукать» являются глаголами.
- В предложениях отсутствует часть речи глагол.
- В речи глагол служит для обозначения действия предметов.
Запись в тетради:
Хитрая лиса живет в лесу. Вчера она охотилась на зайцев. А завтра плутовка побежит к реке и будет ловить уток.
- В предложении глагол является сказуемым.
- Глаголы бывают прошедшего, настоящего и будущего времени.
Суждения на сравнение:
- Сравнивая глаголы живёт и охотилась, можно сказать, что глагол живёт настоящего времени, а охотилась - прошедшего.
- Если глагол охотилась - прошедшего времени, то глагол побежит будущего времени.
-Как глагол побежит, так и глагол будет ловить будущего времени.
(см. схему на слайде презентации)
Вопрос-суждение:
- Как доказать, что глагол «живет» является глаголом настоящего времени?
Ответ-умозаключение:
- Глагол, который отвечает на вопрос что делает? является глаголом настоящего времени. Глагол «живет» отвечает на вопрос что делает? Следовательно, глагол «живет» является глаголом настоящего времени.
Глагол - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что будет делать? что сделает? и обозначает действие предмета.
- Свойства глаголов: отвечают на вопросы, обозначают действие предмета, в предложении являются сказуемым, изменяются по временам.
Подсчет баллов.