СДО Урок Глагол

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка во 2 «А» классе

Учитель начальных классов СОШ № 2 Королюк Т.В.

Тема: «Глагол» (повторение знаний).

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цели урока:

  1. Образовательно-развивающие:

1.1 Применение опорных понятий: глагол, грамматические признаки. Формирование предметных умений: правописные умения: оформлять предложения на письме (большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения); каллиграфически правильно писать; учебно-языковые умения: находить корень в группе однокоренных слов; речевые умения: правильно списывать слова и предложения; проверять написанное, сравнивая с образцом.

1.2 Развитие УУД: оперировать понятиями (определять, делить, сравнивать, формулировать суждения, умозаключения), объективно оценивать свои учебные достижения. Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.

1.3 Развитие специальных умений: распознавать глаголы среди других частей речи ; выделять подлежащее и сказуемое в предложениях, способы их выражения.

  1. Воспитательная:

    1. Формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство-многообразие, общее-особенное-единичное.

    2. Формирование коммуникативных умений при работе в группе.

    3. Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.

Формирование УУД:

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, принимать и осваивать социальную роль ученика, определять общие для всех правила поведения, осознавать роль языка и речи в жизни людей, применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: планирование, корректировать деятельность : вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения, готовить рабочее место, всё необходимое для включения в учебную деятельность; определять и формировать цель деятельности на уроке, работать по плану, инструкции; высказывать своё предположение на основе учебного материала; отличать верное выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками ,давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Коммуникативные: уважительное отношение друг к другу, слушать и понимать речь других, учиться работать в парах, в коллективе, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации , планирование вопросов.

Оборудование:

компьютерный проектор,

раздаточный материал (карточки №1, №2, №6).

Заявка на оценку:

«5» - 19 баллов и больше.

«4» - 16 -18 баллов.

«3» - 12 - 15 баллов.

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность учащихся

I.

Оргмомент.(Личностные УУД).

1.1.

Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1 - 6, письменных принадлежностей)

Добрый день, ребята!

Сегодня у нас очередная встреча с русским языком .Надеюсь, что у вас замечательное настроение , достаточный багаж знаний. Всё это обязательно поможет вам на уроке.

- Настроенье ,какого?

- Заявите какой балл вы сегодня хотели бы получить!

15 сек.

-Во!!!

Ребята делают заявку на оценку.

1.2.

слайд

Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора)

- За урок вы должны набрать соответствующее количество баллов.

- Баллы будете проставлять в тетради на полях. Желаю всем удачи!

30 сек.

II.






Ш.

Самоопределение к деятельности.(Регулятивные УУД).

1.Запись числа. В народе март называют капельником, или протальник т.к. в марте появляются первые проталины.

2. Чистописание.

Кк

-Если вы довольны ,как написали, поставьте 2 балла,а если не удалось красиво написать 1 балл.

- Что записано ниже?

- Какое понятие надо вспомнить?

-Сформулируйте по карточке №1 вопрос-понятие?

- Кто даст ответ?

- Какие ещё признаки предложения знаете?

За окном весело звенит капель.

- Запись с комментированием и обозначением орфограмм.

- Найдём грамматическую основу предложения.

- А как вы понимаете это понятие?

Итак 1 шаг: О ком или о чём говорится в предложении?

2 шаг: Что говорится о подлежащем?

- Что можете сказать о этих словах?

- А что скажете про остальные слова? Нужны ли они?

-При помощи чего устанавливается связь слов в предложении?

- Задайте к этим словам вопросы.

-На доске слова: Капель ,капельки, капает.

- Что можно про эти слова сказать?

- Сформулируйте вопрос- понятие исходя из этих слов?

- Кто ответит на вопрос?

-Вспомните структуру понятия?

- Назовите в определении однокоренных слов родовой признак?

- Назовите видовые признаки?

- Выделите корень в этих словах. С.Р.

Физкультминутка для глаз.

-Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Понаблюдайте глазками.

-БЕРЕГИТЕ ЗРЕНИЕ!

2мин.

2 балла

1 балл

2б.

2б.

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

2б.

2б.

1б.

1б.

1б.

1б.

Прописывают в тетрадях:

К к К к К к

- Предложение.

-Что называется предложением?

-Что является предложением?

- Предложение это группа слов , связанных по смыслу.

-Выражает законченную мысль. начало с большой буквы, в конце точка.

-Центр, основа или главные члены предложения.

- О капели.

Капель( что делает?)звенит.

- Это центр предложения.

-Конечно нужны, так как все слова в предложении взаимосвязаны.

- При помощи вопросов.

- Эти слова однокоренные.

_ Что является однокоренными словами?

-Однок. слова это слова, у которых один корень и одно лексическое значение.

-В содержании понятия обязательно указывается родовой признак и видовые признаки.

- Родовой признак это слова.

- Видовые признаки- имеют один корень и одно лексическое значение.

IY.

Работа по теме урока. Формирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового.(Коммуникаитивные УУД).

4.1.

Выявление структуры понятия «глагол»

слайд


слайд

слайд

Берёза, полянка, сверкать, дождинка.

- Посмотрите на слайд. Найдите «лишнее» слово. Докажите, почему оно «лишнее».

- Как вы думаете, какая тема урока?

- Исходя из темы урока, сформулируйте вопрос-понятие (карточка №1).

- Какой еще можно задать вопрос?

- Кто ответит на вопрос?

- Вспомните структуру содержания понятия.

1-2 балла

5 мин

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

- Лишнее слово сверкать,

т.к. является частью речи глаголом, а слова береза, полянка, дождинка - это имена существительные, т.к. отвечают на вопрос что? и обозначают предмет.

- Сегодня мы будем изучать часть речи глагол.

- Что называется глаголом?

- Что такое глагол?

- Что является глаголом?

и т.д.

- Глагол - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? Что будет делать? что сделает? и обозначает действие предмета.

- В содержании понятия обязательно указываются родовой и видовые признаки.

слайд

На экране:

Понятие = родовой признак + видовые признаки.


слайд

- Назовите в определении глагола родовой признак.

- Назовите видовые признаки глагола.

На экране (цвет признаков меняется по мере называния их учащимися):

Глагол - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? что будет делать? что делал? что сделал? и обозначает действие предмета.

1 балл

1 балл

- Родовой признак глагола - самостоятельная часть речи.

- Видовые признаки глагола - отвечает на вопросы что делать? что сделать? что будет делать? что делал? что сделал? и обозначают действие предмета.

3.2

слайд











слайд

3.3

слайд





слайд

(проверь себя)






IV


V

слайд

VI

Распознавание глагола среди других частей речи.

Весёлый, поход, строить, лужок, петь, алый, игрушечный, праздник, играть.

Задание:

1.Выписать глаголы (3 балла)

2.Добавьте два своих глагола (2 балла)

1)Индивидуальный труд.

2)Простая кооперация: обсудите в парах результаты индивидуального труда, и подготовьте выступление:

Ребят обсуждают выписанные глаголы и готовятся доказывать, что они выписали глаголы;

обсуждают глаголы, которые составили сами и представляют их;

- Закончив обсуждение, выступающие могут выходить к доске и записывать глаголы.

3) Сложная кооперация:

- Ребята, сформулируйте такой вопрос-суждение (карточка №2), который будет доказательством в правильности выполнения этого задания.

- Давайте ответим на этот вопрос в форме умозаключения (кому трудно, воспользуйтесь памяткой).

Самооценка:

поднимите руки, кто выписал такие же 3 глагола в тетрадь. Поставьте 3 балла.

-Поднимите руки те, у кого были ошибки.

Попробуйте обосновать свою ошибку.

Задайте вопрос-суждение (карточка №2)


Проверьте, действительно вы написали глаголы, т.е. отвечают на вопросы что делать? что делает? что будет делать? и обозначают действие предмета. Поставьте по 2 балла. Если в одном ошиблись, 1 балл.

Прочитайте предложения.

Хитрая лиса живет в лесу. Вчера она … на зайцев. А завтра плутовка … к реке и … уток.

-Вам понятен текст?

- Какая часть речи отсутствует в предложениях?

- Для чего служит глагол в нашей речи?

Задание:

1.Вставьте вместо точек подходящие по смыслу глаголы.

2.Подчеркнуть главные члены предложения, указать, какими частями речи они выражены.

1)Индивидуальный труд.

Фронтальная проверка: в первом предложение не нужно вставлять слово, назовите грамматическую основу предложения.

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

Самооценка:

- Если правильно вставили глаголы, то за каждый глагол 3 балла. Если правильно выделили грамматическую основу предложения, то получаете по2 балла за 1 и 2 предложения, а за 3-е предложение - 4 балла (2+2).

Посмотрите на мой вариант.

-ТЕСТ:

Прочитайте слова и название частей речи. Укажите рядом с цифрой нужную букву. С.Р.

1.весна а)предлог

2.пробуждается б) существительное

3. за в)прилагательное

4. красивая г)глагол

Свойства глагола.

- Ребята, сравните глаголы из этого текста, найдите общее и особенное и сформулируйте суждения по карточке № 3.

- Какую особенность вы заметили?


Инд.труд:

- Давайте поместим эти виды глаголов в логическую схему.

- Сформулируйте вопросы-суждения к схеме (карточка №2).

Умозаключение:

Воспользуйтесь памяткой №2, чтобы ответить умозаключением.

Самооценка:

  1. Верно построена логическая схема - 2 балла;

если допущена ошибка в расположении понятий или стрелок - 1 балл.

  1. Верно определено место глаголов в логической схеме - по 1 баллу за каждый

(3 балла).

Итог урока. - Вернемся к теме урока. Что называется глаголом?

- Каковы свойства глаголов?

Оценка за урок.

Сосчитайте свои баллы, оцените сами себя в соответствии с заявкой на оценку.

Домашнее задание.

  1. Выписать из учебника литературного чтения стр. глаголы.

3б.

2б.

1 мин.

5 баллов

1 балл (за скорость)


2 балла

2 балла




2 балла

2 балла


2 балла

2 мин

7 мин

1балл

1 балл




3 балла +

8 баллов


1 балл

по 3 балла


5 баллов

2 балла




3 балла


Учащиеся в тетрадь записывают глаголы: Строить, петь, играть.

Обсуждение в парах, выступающие выписывают глаголы на доске и доказывают в форме умозаключения.

Вопрос-суждение (карточка №2).

- Как доказать, что слово «строить» является глаголом? и т. д.

Ответ-умозаключение: Все слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать?, являются глаголами. Слово «строить» обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать?

Следовательно, слово «строить» является глаголом.

Вопрос-суждение (карточка №2).

- Как доказать, что слова «стряпать и мяукать» являются глаголами?

Умозаключение.

Все слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопрос что делать? являются глаголами. Слова «стряпать и мяукать» обозначают действие предмета и отвечают на вопрос что делать? Следовательно, слова «стряпать и мяукать» являются глаголами.

- В предложениях отсутствует часть речи глагол.

- В речи глагол служит для обозначения действия предметов.

Запись в тетради:

ХСДО Урок ГлаголСДО Урок ГлаголСДО Урок ГлаголСДО Урок Глаголитрая лиса живет в лесу. Вчера она охотилась на зайцев. А завтра плутовка побежит к реке и будет ловить уток.

СДО Урок Глагол

- В предложении глагол является сказуемым.

- Глаголы бывают прошедшего, настоящего и будущего времени.

Суждения на сравнение:

- Сравнивая глаголы живёт и охотилась, можно сказать, что глагол живёт настоящего времени, а охотилась - прошедшего.

- Если глагол охотилась - прошедшего времени, то глагол побежит будущего времени.

-Как глагол побежит, так и глагол будет ловить будущего времени.

(см. схему на слайде презентации)

Вопрос-суждение:

- Как доказать, что глагол «живет» является глаголом настоящего времени?

Ответ-умозаключение:

- Глагол, который отвечает на вопрос что делает? является глаголом настоящего времени. Глагол «живет» отвечает на вопрос что делает? Следовательно, глагол «живет» является глаголом настоящего времени.


Глагол - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что будет делать? что сделает? и обозначает действие предмета.

- Свойства глаголов: отвечают на вопросы, обозначают действие предмета, в предложении являются сказуемым, изменяются по временам.

Подсчет баллов.

© 2010-2022