- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа курса «Моя малая Родина. Изобильненский район. » 1 класс (66 часов)
Программа курса «Моя малая Родина. Изобильненский район. » 1 класс (66 часов)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Попова И.Л. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа курса «Моя малая Родина. Изобильненский район.»
1 класс (66 часов)
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа факультативного курса «Край, в котором я живу» разработана в соответствии с требованиями развивающей программы Л.В. Занкова, главной задачей которой является представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир». В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. М.Калинин говорил: «Любить свой край, знать его особенности, его богатства, его историю - на этих лучших чувствах к родным местам воспитывается подлинный патриотизм человека. Воспитание патриотизма начинается с углубленного познания своей малой Родины.» Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе - на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения. Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает Пришвинская фразы: «…Охранять природу - значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме. Цель данного курса - расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе. Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:
- содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в селе, районе и крае, входящего в целую страну Россию;
- воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, района, края;
- воспитание толерантности, уважения к ценностям народов, населяющий Северный Кавказ, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
- обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
- изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.
ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Особенности программы
Курс рассчитан на 4 года обучения. В первом классе курс состоит из четырёх частей: «Моя семья» (17 ч) «Моя школа» (9 ч.) «Мой город» (14 ч.) «Мой район. Природа родного района» (26 ч.) Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Рассчитан факультативный курс на 66 часов (2 часа в неделю). Темы занятий из года в год будут расширяться, углубляется материал, усложняются формы работы. Во втором классе основное внимание будет уделено изучению истории развития Ставропольского края. Темы первого класса также будут продолжены и во втором классе. В третьем и четвёртом классах курс базируется на факультативном курсе системы Л.В. Занкова, разработанном Н.Я. Чутко «Я - гражданин России». Но также будут разработаны и продолжены темы краеведческого курса «Край, в котором я живу».
Планируемые результаты Знания и умения учащихся в конце 1-го года обучения:
- знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
- уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;
- знать историю происхождения своего села, района, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
- знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые
- виды; уметь экологически грамотно вести себя в природе;
Содержание программы
Основная идея: Я вижу мир. Я ощущаю себя в мире.
1 блок. МОЯ СЕМЬЯ. (17 часов)
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье. ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
- Что такое семья? Вводное занятие. (1ч.)
- Кто я? Где живу? (1ч.)
- «Дорожите именем своим». Тайны наших имён. (1ч.)
- Моя фамилия. (1ч.)
- Лента времени моей жизни. (1ч.)
- Мой папа. Моё отчество. (1ч.)
- Моя мама. (1ч.)
- Я - сын. Я - дочь. Каков я? (1ч.)
- Знакомство с профессиями.
- Профессии моих родителей. (1ч.)
- Экскурсия на производство, где трудятся родители первоклассников. (1ч.)
- Любимые занятия моих родителей. (1ч.)
- Моя бабушка. Мой дедушка. (1ч.)
- Встреча с бабушками и дедушками детей в школе. (1ч.)
- Моя родословная. (1ч.)
- Конкурс рисунков «Моя семья» (1ч.)
- Заключительное занятие по теме «Моя семья». (1ч.)
2 блок. МОЯ ШКОЛА. (9 ч.)
Цель блока: прививать любовь к родной школе, учить чувствовать первоклассника частью большой школьной семьи, изучать традиции родной школы, воспитывать дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
- Что такое школа? Вводное занятие. (1ч.)
- Моя школа. Показ видеофильма о родной школе. (1ч.)
- Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору. (1ч.)
- Достижения моей школы.
- Традиции школы. Законы и заповеди. (1ч.)
- Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра. (1ч.)
- Я - ученик моей школы. (1ч.)
- Конкурс рисунков «Моя школа» (1ч.)
- Заключительное занятие по теме «МОЯ ШКОЛА» (1ч.)
3 блок. МОЙ ГОРОД. (14 ч.)
Цель блока: прививать любовь к родному селу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, познакомить с традициями села, рассказать о жителях родного села, воспитание гордости за свою Малую Родину. ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
- Мой город Изобильный. Вводное занятие. (1ч.)
- История моего города. (1ч.)
- Экскурсия в районный музей. (1ч.)
-
«Путешествие во времени. 40 лет назад». Просмотр фильма о традициях города. (1ч.)
- Профессии людей в городе. (1ч.)
- Мой любимый уголок города. Экскурсия в городской парк. (1ч.)
- В гости к старожилам. Экскурсия. (1ч.)
- Памятные места моего города. Экскурсия. (1ч.)
- Мои известные земляки. (1ч.)
- Традиции города. (1ч.)
- Посещение городской библиотеки. (1ч.)
- Конкурс рисунков «Мой родной город» (1ч.)
- Ветераны войны моего города. Встреча с ветеранами. (1ч.)
- Конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину» (1ч.)
4 блок. МОЙ РАЙОН. ПРИРОДА РОДНОГО РАЙОНА. (26 ч.)
Цель блока - обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историю района, прививать любовь к родной природе, воспитывать экологически грамотное отношение к природе.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
- Изобильненский район. Вводное занятие. (1ч.)
- История создания района. (1ч.)
- Заповедные места. (1ч.)
- Растения родного района. Экскурсия в природу. (1ч.)
- Растения родного района, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации. (1ч.)
- Зелёный мир вокруг нас. Викторина. (1ч.)
- Мир насекомых. Виды, места обитания. (1ч.)
- Насекомые нашего района. (1ч.)
- «Кто важней?» Викторина-игра «спор насекомых». (1ч.)
- Обитатели вод. Общие признаки рыб. (1ч.)
- История Новотроицкого водохранилища . (1ч.)
- Охрана природных богатств. (1ч.)
- Викторина «Золотая рыбка». (1ч.)
- Обитатели воздушного пространства. Птицы их признаки. (1ч.)
- Птицы нашего района. (1ч.)
- Наблюдение за птицами. Экскурсия в природу. (1ч.)
- Птицы родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации. (1ч.)
- Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек. (1ч.)
- Игра «Птичий час». (1ч.)
- Животный мир. Общие понятия. (1ч.)
- Звери, обитающие на территории нашего района (1ч.)
- Охраняемые виды животных родного края. (1ч.)
- «В мире животных». Викторина. (1ч.)
- Конкурс рисунков «Природа родного края» (1ч.)
- Заключительное занятие по теме: «Мой район. Природа родного района». (1ч.)
- Итоговое занятие по курсу «Моя малая Родина» (1ч.)
Методическое обеспечение
1 блок МОЯ СЕМЬЯ
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины. Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций. Одним из видов деятельности учащихся также является поисково- исследовательский. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы учащиеся первого класса постепенно осваивали этот вид деятельности. Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить сообщение, нарисовать иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д. Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
- Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества - М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
- Горбаневский М.В. В мире имён и названий - М.: Знание 1987.
- Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации «Такие разные профессии», «Все работы хороши», «Профессии моих родителей».
2 блок МОЯ ШКОЛА
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии по школе, конкурс рисунков «Моя школа», просмотр видеофильмов о школе, компьютерных презентаций «Правила поведения в школе»; Основные методы организации учебно-воспитательного процесса, демонстрационный и иллюстративный, в этом блоке удачно сочетаются со словесными и практическими методами обучения.
Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы, как конкурс рисунков, рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций. Практические работы: нарисовать рисунок о школе, классе, о своих друзьях. Одной из эффективных форм работы является проектная деятельность учащихся. Работа по изучению данной темы очень важна в первом классе, т. к. учитель выявляет адаптацию ученика первого класса к школе и с помощью занятий может на ранних стадиях предупредить негативное отношение ученика к школе, снять тревожность.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
- Экспонаты школьного музея;
- Попова Г.П. Классные часы 1 класс - Волгоград, Изд. Учитель, 2008;
- Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации, видеофильмы «Школа моей мечты», «Правила поведения в школе» и другие;
3 блок МОЙ ГОРОД
Формы занятий: конкурсы, беседы, встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии в районный музей города, просмотр фильма традиции города, конкурс рисунков «Мой город», «Моя родная улица», просмотр компьютерных презентаций. Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций. Большое внимание уделяется практическим работам: приготовить сообщение об истории своей улицы, нарисовать рисунок родного места в селе и т.д. Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях спецкурса по данной теме.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
- Карта Ставропольского края, иллюстрации, экспонаты краеведческого музея, школьного музея.
- Мультимедийное оборудование, программное обеспечение: фильм «Моя малая родина».
- Атласная информационная система «Изобильненский муниципальный район» Ставрополь - 2007.
- Иллюстрированный альманах «Земля Ставропольская» М., 2002.
- МУК « Изобильненская межпоселенческая центральная библиотека» «Экология Ставрополья», -2007.
- ГУ ЦБС « Изобильный - край родной», Дивное - 2004.
- Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Методическое пособие - Ставропольское книжное издательство, 2002.
- Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь: Шат - гора 1999.
6 блок МОЙ РАЙОН. ПРИРОДА РОДНОГО РАЙОНА
Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в районный музей города, беседы, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного района. Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация. Содержание этого блока спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края. Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
- Физические карты России, Ставропольского края, иллюстрации растительного и животного мира края, таблицы природных зон, экспонаты школьного музея;
- Мультимедийное оборудование, видеофильмы «Природа родного края».
- Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Методическое пособие - Ставропольское книжное издательство, 2002.
- Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь: Шат-гора 1999.
- Акимушкин, И.И. Мир животных. - М.:Мысль, 1998.
- Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. - Смоленск: Русич, 2001.
- Грехова, Л.И. В союзе с природой. - М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
- Экологическое образование и воспитание в начальной школе. - М., 2003.
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества - М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007. 2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий - М.: Знание 1987. 3. Попова Г.П. Классные часы 1 класс - Волгоград, Изд. Учитель, 2008. 4. Авксентьев А.В. и Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической карте мира. - Ставрополь, изд-во СГУ, 1998. 5. Ахметова М. X. Марчануков Т. А. Край, овеянный легендами. - Ставропольское книжное издательство, 1990. 6. Атласная информационная система « Изобильненский муниципальный район» Ставрополь - 2007. 7. Иллюстрированный альманах «Земля Ставропольская» М., 2002. 8 . Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. - СПб., 1990. 9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - Официальные документы в образовании, № 4, 2001. 10. Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Метод. пособие - Ставропольское книжное издательство, 2002. 11. Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь: Шат-гора 1999. 12. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. -М., 2003. 13. Даринский А.В. Краеведение. Пособие для учителя. - М.,П.,1987. 14. Зайцева Л. И. Опыт работы объединения учителей краеведов. - Нач. школа, № 5, 1999. 15. Игнатов В.Г. Стратегия национальной политики РФ на Северном Кавказе. - Ростов - на - Дону, 1995. 16. Край наш Ставрополье. Очерки истории. - Ставрополь. Шат-гора, 1999. 17. Основные направления национальной и региональной политики Ставропольского края. 18. Народы России. Энциклопедия. - М., Научное изд-во «Большая
Российская энциклопедия», 1994. 19. Парамонова О. М. Сухвалова О.В. Чехунова А.П. Познаём
свою родину - Начальная школа, № 5, 1998. 20. Современность и духовно-нравственное развитие личности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (26 марта 2002г.). - В 6 кн. - Ставрополь: СКИПКРО, 2002. 21. Строев К. Ф. Краеведение. - М., П., 1967. 22. Лярский П.А. Пособие по краеведению. - Минск, 1966. 23. Методические указания для руководителей краеведческих кружков. - М., Просвещение, 1988.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
по данному спецкурсу:
1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества - М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007. 2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий - М. Знание, 1987. 3. Акимушкин, И.И. Мир животных. - М. Мысль, 1998. 4. Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. - Смоленск: Русич, 2001. 5. Грехова, Л.И. В союзе с природой. - М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003. 6. Ашурков В. Н., Кацюба Д. В. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение - М., П., 1980.. 7. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Мир природы. - М.: Изд. Астрель, 2005. 8.Богачкова А.Е. История Изобильненского района - Став. Изд. 1994г.