- Преподавателю
- Начальные классы
- «ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС»
«ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Козлова С.В. |
Дата | 25.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
- резко возросла информированность детей;
- современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
- несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
- создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Что происходит с современным уроком? Насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием? Конечно, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности: появились новые образовательные стандарты и на их основе - обновлённые программы и учебники. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.
Каковы же новые требования к современному уроку?
Сегодня мы с вами рассмотрим, что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся. В чём отличие дидактических требований к этим урокам. Выделяют 5 принципов управления учебным процессом - планирование;
-
организация;
-
реализация и контроль;
-
коррекция;
-
анализ.
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к уроку
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег.
Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Главная цель учителя на уроке
Успеть выполнить все, что запланировано
Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Форма урока
Преимущественно фронтальная
Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Взаимодействие с родителями обучающихся
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Образовательная среда
Создается учителем. Выставки работ обучающихся
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов
Результаты обучения
Предметные результаты
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
Нет портфолио обучающегося
Создание портфолио
Основная оценка - оценка учителя
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения Рассмотрим основные дидактические требования, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Теперь рассмотрим основные дидактические требования, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Итак, начнем с объявления темы урока и сообщение целей и его задач.
На традиционном уроке учитель сам сообщает учащимся тему урока и
говорит, чему должны научиться т.е. сообщает цели и задачи урока.
-
В современном уроке тему , цели и задачи формулируют сами учащиеся, тем самым определяют границы знания и незнания.
-
Если раньше учитель сообщал учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели, то сейчас дети планируют способы достижения намеченной цели
-
Практическая деятельность учащихся на традиционном уроке проходит в основном под руководством учителя (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности), и учитель сам осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы, на современном уроке учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) и сами осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
-
Как же происходит оценивание учащихся?
В традиционном уроке учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке, а вот на современном уроке сами учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (происходит самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
-
И наконец, по итогу урока учитель в традиционном уроке выясняет у учащихся, что они запомнили и объявляет и комментирует д/з (чаще - задание одно для всех), а в современном уроке проводится рефлексия и учитель объявляет д/з, а учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
При подробном анализе уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Как же учителю подготовить урок современного типа? Как разработать и организовать его, отвечающий всем требованиям ФГОС. Конечно, учитель не остаётся один на один с этими проблемами. Данные вопросы обсуждаются в методической литературе, в сети Интернет, на школьных и муниципальных методических объединениях. Однако, непосредственное общение с учителями показали, что сегодняшний учитель нуждается в конкретном руководстве по проведению урока, Изменяется ли сам процесс подготовки урока? Да, безусловно. Технологический процесс подготовки урока современного типа занимает много времени . Учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Подготовка учителя к уроку Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС? Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока. Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично можно представить следующим образом. 1-й этап - изучение учебной программы. 2-й этап - изучение методической литературы. 3-й этап - изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике. 4-й этап - изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. 5-й этап - разработка конечного результата работы учителя к проведению урока. Это может сценарий урока или технологическая карта.
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание уроков в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Технологическую карту от сценарий урока отличают: структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. Но хочу заметить и со мной согласятся мои коллеги нач.школ , что тех. карты не возможно заполнять на каждый урок, т.к на каждую тратится не менее 2ч., а если в день 5 уроков, то-10 ч - это не реально. Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС;
- системно формировать у учащихся УУД;
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
- Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
- Сообщение нового материала.
- Решение учебной задачи.
- Усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
- Закрепление изученного материала.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
- Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
- Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
- свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
- открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
- деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
- идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
- обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью, развитой системы приемов обратной связи).
- Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
- Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
- Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода:
- необходимо развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;
- проектировать пути их реализации;
- контролировать и оценивать свои достижения.
Список используемой литературы
-
Агафонова С.В. Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [электронный ресурс] // nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/sut-izmeneniy-sovremennogo-uroka-s-vvedeniem-federalnogo
-
Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е. А. Гришова // wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А..
-
Гурьянова О.Н. Изучение информатики в условиях ФГОС.// Материалы XII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки"ИTO-Ростов-2012" [режим доступа: rostov.ito.edu.ru/2012/section/200/95181/]
-
Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah-vvedeniya-fgos
-
Кирьянова Е.А. Новые подходы к планированию уроков в рамках введения ФГОС второго поколения [электронный ресурс] // profistart.ru/ps/blog/35203.html
-
Утякаева Ф.А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah
-
Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // sukhodol-sch1.ucoz.ru/metod_kop_doc/metod_nedelya/Habarova.pdf
-
Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. // Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г. gymnasium43.ucoz.ru/obraz_process/doclad.pdf