Проект Применение ИКТ как средство повышения качества Знаний

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Информационно - коммуникативные

Технологии как развитие УУД»



Все дети могут успешно учиться,

если школа умеет учить.

Д.Г. Левитас


Обоснование проекта. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику (Школа - не единственный источник знаний и информации для ученика), становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря использованию информационных технологий в обучении по различным учебным предметам (при соблюдении здоровьесберегающих мер) для развития личности ученика, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться, освоения системы знаний, умений и навыков, опыта разнообразных видов деятельности, сохранения и поддержки индивидуальности (т.е. развитие универсальных учебных действий)

Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения, а именно метод проектов, исследований, информационно-коммуникационные технологии.

У обучающихся I уровня лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении ИКТ. Компьютер усиливает мотивацию учащихся и интерес к учёбе, повышает качество успеваемости школьника. Учителя начальных классов широко используют на уроках мультимедиа проекторы, интерактивные доски с программным обеспечением, которые значительно позволяют увеличить наглядность за счёт использования учителем в ходе урока презентации. Гипотеза проекта: «Использование ИКТ как средство повышения качества знаний»

Объект исследования - личность обучающегося начальной школы.

Предмет исследования - познавательная деятельность обучающихся

начальной школы.

Цель проекта: Информационно - коммуникативные технологии как развитие универсальных учебных действий. Для достижения цели данного проекта были определены следующие задачи:

  • повышение мотивации обучения;

  • повышение индивидуализации в учении;

  • стимулирование самостоятельной творческой деятельности

  • повышение эффективности образовательного процесса;

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • расширение самостоятельной деятельности, действия поиска и отбора.

Сроки реализации проекта - четыре года. Механизмы реализации проекта. Организация образовательного процесса с использованием ИКТ; Повышение квалификации в области использования ИКТ; Информационное взаимодействие с организациями постоянного доступа в Интернете; Вовлечение родителей во внеурочную деятельность;
Этапы реализации проекта. I этап - подготовительный. Проведение диагностических исследований школьной мотивации по методикам выявления уровня развития мыслительных операций 1.Исключение лишнего и аналогии; 2.Методики на выявление уровня развития зрительной и слуховой памяти;

3.Корректурная проба Б. Бурдона (анализ внимания); 4.Графический диктант Д.Б. Эльконина (ориентация в пространстве); 5.Методика «Выбери, что нравится» Е.М. Борисовой, Т.Д. Абдурасуловой;

6.Шкала «Успешность социальных контактов» методики Э.М. Александровской, Ст. Громбах в модификации Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот. Анализ существующих педагогических подходов к решению данной проблемы на этапе реализации ФГОС НОО.

Выявление ресурсно - психологических, научно-теоретических, организационно- педагогических, учебно-методических, материальных условий для осуществления проекта. Прогнозирование ожидаемых результатов проекта

Результат: уровень сформированности УУ действий учащихся перед реализацией проекта. Теоретическая, методическая и практическая готовность к реализации проекта II этап - основной

Реализация проекта в учебно-воспитательном процессе. Промежуточная диагностика результатов внедрения проекта. Результат: уровень сформированности УУ действий учащихся в промежуточной диагностике проекта. Формирование системы педагогической деятельности учителя и творческой деятельности учащихся по реализации проекта

III - деятельностный

Реализация проекта в учебно-воспитательном процессе. Диагностика результатов проекта на втором году. Результат: уровень сформированности УУ действий учащихся в промежуточной диагностике проекта. Формирование системы педагогической деятельности учителя и творческой деятельности учащихся по реализации проекта

VI - результативно-оценочный

Результат: оценка деятельности участников проекта и результаты мониторинга.

Аналитические материалы. Подготовка отчета о внедрении проекта. Оформление методических рекомендаций. Оценка эффективности проекта

Выступление с отчетом о результатах проекта на заседании педагогического совета. Создание базы работ обучающихся.

Предполагаемые результаты

Повышение уровня информационно-технологической компетентности.

Развитие навыков исследовательской деятельности на базе ИКТ.

Повышение культуры виртуального общения в процессе учебной деятельности.

Повышение мотивации к учению.

Создание базы учебной аудиторной и самостоятельной работы.

Возможность расширения поля взаимодействия с педагогами за счет использования виртуальной составляющей.

Критерии эффективности реализации проекта:

увеличение работ, выполняемых учащимися посредством ИКТ;

удовлетворенность родителей возможностями получения оперативной и качественной информации о школьных делах и проблемах;

уровень мотивации учащихся к предметам, изучаемым в начальной школе.

качество знаний по предметам;

уровень самоопределения учащихся в видах и формах творческой деятельности.

Описание проекта Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет! Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. Итак, что же дают универсальные учебные действия? - обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; - создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; - обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования. Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Коммуникативные действия - обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничество партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. На подготовительном этапе проводилась диагностика обучающихся с целью выявления уровня готовности к обучению в школе и сформированности личностных и метапредметных УУД у обучающихся. В исследовании применялись следующие методики: 1.Методики выявления уровня развития мыслительных операций, исключение лишнего и аналогии; 2.Методики на выявление уровня развития зрительной и слуховой памяти; 3.Корректурная проба Б. Бурдона; 4.Графический диктант Д.Б. Эльконина; 5.Методика «Выбери, что нравится» Е.М. Борисовой, Т.Д. Абдурасуловой;

6.Шкала «Успешность социальных контактов» методики Э.М. Александровской, Ст. Громбах в модификации Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот. Проанализируем полученные в ходе диагностики результаты. Было обследовано 28 обучающихся 1 «Б» класса, что составляет 100% списочного состава учащихся. Все родители дали согласие на психолого-педагогическое сопровождение своих детей. У 20% обучающихся - высокий уровень готовности к школе, у 55% всех обследованных первоклассников был выявлен средний уровень школьной готовности, низкий уровень школьной готовности продемонстрировали 25% учащихся первых классов.

Гистограммы 3-7 показывают уровень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся на подготовительном и основном периодах проекта:

  • познавательных УУД - интеллектуальная готовность (сформированность уровня развития мыслительных операций и памяти),

  • регулятивных УУД - эмоционально-волевая готовность (умение осуществлять действие по заданному правилу, сохранять заданную цель, осуществлять действие по образцу и контролировать свою деятельность по результату),

  • личностных УУД является мотивационно-личностная готовность школьников (действия, направленные на определение своего отношения к школьной действительности),

  • коммуникативных УУД - социально-психологическая готовность (действия коммуникации как общение и кооперация со взрослым и сверстником).

Показатели сформированности мыслительных операций

Гистограмма 3 демонстрирует, что у 67 % обучающихся на подготовительном этапе проекта сформирована такая важная операция мышления как исключение. Значительные трудности испытывают школьники при выполнении операции аналогия: 17% учащихся справились с данным заданием. Оба вида мыслительных операций сформированы только у каждого третьего учащегося.

К концу октября 2014-2015 учебного года произошёл рост развитии мышления: обучающийся научился думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешения возникшего вопроса.

Показатели мнемического компонента познавательных УУД, в %

На гистограмме 4 представлены результаты развития зрительной и слуховой памяти учащихся. По данным гистограммы видно, обладают более развитой - зрительной памятью. К концу октября 2014-2015 учебного года процент зрительной памяти снизился, что очень хорошо, так как малый объем памяти тормозит усвоение учащимися учебного материала, не позволяет в должном объеме выполнять задания, дающиеся на слух. Произошёл всплеск развития произвольной памяти, когда задания побуждали его к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, ставилась цель «вспомни».

Вывод по уровню сформированности познавательных УУД: на начальный этап проекта у 45% из числа всех обследованных учащихся выявлены нарушения в развитии познавательной сферы, что позволяет прогнозировать трудности в усвоении знаний. Но к концу октября 2014-2015 учебного года процент резко снмзился, благодаря заданиям по поиску и отбору необходимой информации, в выполнении логических действий и операций.

Анализ уровня сформированности регулятивных УУД у учащихся

К началу проекта у обучающихся должны быть сформированы следующие действия: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умение контролировать свою деятельность по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Для выявления этих УУД было применено несколько методик, рассмотрим показатели каждой. На подготовительном этапе 46 % обучающихся были не способны контролировать себя, не умели подчиняться правилам, искать свои ошибки и старательно выполнять задания, которые им давали. К концу октября 2014-2015 учебного года дети осознавали учебные и трудовые задачи, правила поведения в коллективе и нравственные нормы, складывалась система мотивов и всё более стойких целей, определяющих управление собой.

Анализ уровня сформированности личностных УУД у учащихся

К моменту начала проекта должны быть сформированы умения соотносить свои поступки с принятыми этическими принципами, сформированы социальные ориентиры в поведении и межличностных отношениях. В конечном итоге сформированная позиция школьника помогает ребенку преодолевать трудности обучения. 83% всех обследованных имели сформированную позицию школьника - большое желание учиться. Для того чтобы заинтересовать учащихся, на уроках создавались проблемные ситуации, организовывалось сотрудничество учащихся на уроке, выстраивались позитивные отношения с группой, где ребята проявляли искреннюю заинтересованность в успехах других, создавалась ситуация успеха.

Анализ уровня сформированности коммуникативных УУД у учащихся Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Успешная реализация коммуникативных УУД возможна, если ребенок имеет достаточно сформированную внешнюю речь.

Показатели уровня сформированности коммуникативных УУД

Гистограмма 7 демонстрирует, что учащиеся в целом имеют развитые коммуникативные УУД. Но у 42 % значительным препятствием в установлении контактов и налаживании коммуникации являются дефекты речи.

На протяжении всей работы над проектом используются готовые цифровые образовательные ресурсы, электронные приложения к уроку, к отдельным темам, тесты, созданные самими учителями как индивидуальное средство обучения, работа с интерактивной доской, что положительно сказывается на результате и ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения детей с разными способностями. Компьютер помогает применить дифференциацию при самостоятельной работе, используя многовариантность заданий с постепенным увеличением трудности. Индивидуальная форма эффективна ещё и тем, что она служит мощным мотивационным средством при выполнении тренировочных упражнений, вызывающих затруднения. В процессе урока несколько учеников поочередно или работая в группе, выполнют задания на компьютере. Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширит спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счет активной работы зрительного и слухового анализаторов. Самое важное, чтобы ученик, выполняющий индивидуальное задание на компьютере или работающий над учебной проблемой в группе, находился в комфортном состоянии и все усилия направлял на решение поставленной задачи. Так, например, ученику с визуальной системой восприятия полезнее выполнять задания по русскому языку на компьютере в то время, когда учитель проводит распределительный диктант. Ученику, для которого аудиальная система восприятия является ведущей, можно предложить поработать за компьютером в наушниках, пока класс переписывает текст из учебника. Особенно важно это для детей с заниженной самооценкой. Обязательно развивая их возможности, учитель может создать с помощью современных технологий обучения ситуацию успеха для таких школьников и тем самым повысить мотивацию учения.

Во время такого этапа, как «устный счет», орфографическая разминка или краткое повторение изученного, приглашаются для индивидуальной работы за компьютером учащихся, пропустивших занятия по болезни, или те, для которых, первая половина урока является периодом продуктивной деятельности.

Эту же категорию учащихся, а так же категорию продвинутых и нуждающихся в более сложных относительно среднего уровня заданиях детей рекомендуется привлекать для работы за компьютером во время фронтального опроса, словарной работы, закрепления ранее пройденного материала.
Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, учитель может максимально эффективно использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства. Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам. На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе.

Большое распространение в последние годы в школах получила проектно-исследовательская деятельность учащихся. Проектная деятельность учит детей планировать свою работу, принимать решения, решать определённую учебную задачу, оценивать результаты деятельности, готовить презентации, сообщения к уроку, индивидуальные и групповые проекты, кратковременные и долговременные исследования способствуют формированию всех видов универсальных учебных действий. К тому же в процессе работы над проектами в рамках учебной и внеучебной деятельности развивается информационное мышление школьников, формируется ИКТ-компетентность: дети учатся

искать информацию в соответствующих возрасту цифровых (компьютерных) словарях и справочниках, электронных энциклопедиях, библиотеках,

фиксировать информацию (тексты, фото-, видео-, аудио- и другие виды информации) о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИК

конструировать небольшие сообщения: тексты (рассказ, отзыв, аннотацию), в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудио- фрагментов, оценивать собственные сообщения с точки зрения использованной информации,

овладевать навыками ведения диалога в различных учебных и бытовых ситуациях общения (включая компьютерные способы коммуникации: общение в социальных сетях Интернета), соблюдая правила речевого этикета,

создавать презентации (письменные и устные), готовить сообщения

планировать и осуществлять несложные наблюдения, собирать числовые данные, проводить опыты с помощью инструментов ИКТ.

При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:

оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;

создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль поиск информации в информационных архивах: развивается умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; фиксация (запись) информации об окружающем мире и образовательном процессе: учащиеся овладевают практическими способами работы с информацией; структурирование знаний, их организация и представление в виде диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;

построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов; определение последовательности выполнения действий, составление инструкции (простого алгоритма) в несколько действий; планирование и проведение исследований объектов и процессов внешнего мира с использованием средств ИКТ.

При формировании коммуникативных учебных действий используется общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видео - конференция, форум). Тем самым развиваются умения обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Таким образом, применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1. Принцип равенства позиций

2. Принцип доверительности

3. Принцип обратной связи

4. Принцип занятия исследовательской позиции.

Как показала практика, использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время на уроках.
Современные возможности компьютера в начальной школе способствуют не только обеспечению первоначального становления личности ребёнка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться. Уроки с использованием ИКТ, на мой взгляд, являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Но нельзя забывать и про принцип «Не навреди!», поэтому при разработке уроков с использованием ИКТ обращается особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.


Риски реализации проекта Перегрузка ученика и учителя. Недостаточный опыт работы учителей с использованием компьютерных технологий. Недостаточная развитость среды (отсутствие элементов информационной инфраструктуры обеспечения проекта, сбои в сетевой коммуникации). Старение материальной базы и программного обеспечения ОУ. Разработка программы повышения квалификации, ускоренная реализация обучающих программ. Оснащение ОУ, использование свободно распространяемого программного обеспечения.

Перспектива развития проекта

Результаты деятельности по проекту могут быть представлены на семинарах научно - практических конференциях учителей начальных классов


Источники литературы и информации:

  1. Калинина Н.В. Особенности диагностики развития личности учащихся в начальной школе// Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», 2003 № 5.

  2. Лусканова Н.Г. "Методы исследования детей с трудностями в обучении". Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". vashpsixolog.ru от 12.11.2013г.
  3. Письмо Министерства образования «Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе» от 17 декабря 2001 года за № 957/13-13
  4. Молокова А.В. Информационно - комуникационные технологии в начальном образовании и требования ФГОС. Новосибирск 2013
  5. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации,- М., 2005.
  6. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.2.2542-96 rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.htm
  7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств, - М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  8. Письмо Министерства образования Российской Федерации № 115/28 от 29.05.1995 года "Об изменении структуры обучения информатике в общеобразовательной школе"
  9. Соколова Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий // Начальная школа, 2004 № 3.
  10. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., «Педагогика», 1971, с. 22-33.


© 2010-2022