Использование наглядного материала для учителей

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекомендация для учителей младших классов: Наглядный материал

Использование занимательного наглядного материала в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения логопеда не подкрепляются иллюстративным материалом.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у детей младшего школьного возраста общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, то есть определению порядка следования звуков в слове, установлению различной роли звука, основных его качественных характеристик.

Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте дошкольников необходимо использовать методы, которые позволят воспринимать информацию зрительно.

Знакомство со звуками речи следует начинать с рассматривания положения органов артикуляционного аппарата во время произнесения любого звука, сравнивая собственные кинестетические ощущения с предметным изображением. Затем ребенку предлагается охарактеризовать изучаемый звук, отбирая необходимые символы.

Использование наглядного материала для учителей

Помимо общепринятых обозначений звуков цветными кружочками, при знакомстве с гласными звуками можно использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук [а] обозначается кружочком красного цвета с широко открытым ртом, звук [у] - кружочком с маленьким круглым ртом, звук [и] - губы растянуты в улыбке.

Использование наглядного материала для учителейИспользование наглядного материала для учителейИспользование наглядного материала для учителей

На символах звуков [ы], дается указание на положение языка в ротовой полости.

Например, звук [э] - губы растянуты в улыбке, кончик языка находится у нижних зубов, спинка языка приподнята. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Использование данного наглядного материала целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове, и подбор картинок к «зашифрованным» словам.

«ЗНАКОМСТВО со ЗВУКАМИ Р и Рь»

Игра «ПАРАВОЗИК». Цель: развитие фонематического восприятия у детей. Правило игры: «Прицепи вагоны к нужным паровозикам».

Использование наглядного материала для учителей

определение позиции звуков в слове (место изучаемого звука в начале, в середине и в конце слова), разместить картинки в вагонах, соответствующие позиции изучаемого звука в слове.

Дифференциации звуков

-Найти предметную картинку, в названии которой есть изучаемый звук, определить место данного звука в слове, отыскать картинку с изучаемым звуком, сгруппировать их по определенным признакам (твердости - мягкости, глухости - звонкости).

Слогоделение

Приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического анализаторов.

Игра «МАГАЗИН».

Условие игры: найти первый слог, второй слог в названии товара. Первый слог равен одной монетке, второй - двум и т.д.

Знакомство с графическим изображением изучаемого звука, фонетический образ. Главное отличие звука от буквы заключается в том, что звуки мы слышим, а буквы пишем, видим, читаем.

Изображение буквы из цветного песка, рисование их на песке пальчиком или палочкой.

Синтез слогов

Игра «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»: накормить Карлсона вареньем из 2-х банок, так чтобы получились слова (в одной из них находятся смородинки с согласными буквами, а в другой клубнички - с гласными) ( малыш, щенок, торт, окно, банка, мотор, ботинок)

Использование наглядного материала для учителей

Составлении слов из букв

Опираясь на размер или форму предмета с изображенной на нем буквы, разложить картинки в порядке возрастания или по одинаковой форме; составить слова из заданных букв или слогов.

Использование наглядного материала для учителейИспользование наглядного материала для учителейИспользование наглядного материала для учителей

Использование наглядного материала для учителей

Звуковой анализ и синтез слов

Игра «ПУТАНИЦА». Задание: показ картинки, выделить первый звук в названии картинки, вписать буквы в соответствующие квадратики и прочитать полученное слово. С полученным словом составить предложение.

Использование наглядного материала для учителей

Приемы работы над предложением разнообразны.

-На начальном этапе - это ответы на вопросы с опорой на картинки.

- Знакомство с понятиями «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки». Каждое понятие имеет определенный символ (слова-предметы изображены на белых карточках, слова-действия - на серых, слова-признаки - разноцветные. Каждая картинка может иметь несколько интерпретаций.

Использование наглядного материала для учителей

В ходе игры дети составляют различные предложения сначала из двух слов, в дальнейшем добавляют слова-признаки, обозначающие цвет, форму, величину, эмоции, однородные дополнения, союзы и предлоги.

Вывод: Игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию (зрительного восприятия, образных представлений, обучение анализу), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

Именно поэтому использование занимательного наглядного материала в процессе обучения грамоте детей младшего школьного возраста является одним из основных требований с младшими школьниками.



© 2010-2022