- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок «Сложение двузначных чисел вида 34+16»
Урок «Сложение двузначных чисел вида 34+16»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Новикова Л.И. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок по математике Новиковой Л.И. 5
Математика
2 класс
Тема урока: Сложение двузначных чисел вида 34+16
Цели: познакомить с записью сложения двузначных чисел в столбик для случаев вида 34+16; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; отработать навыки устного счета; воспитывать самостоятельность; формировать у учащихся умения реализации новых способов действий.
Планируемые результаты:
Предметные умения: Учащиеся научатся выполнять сложение двузначных чисел вида 34+16, используя запись в столбик; понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности.
Универсальные учебные действия (УУД):
Коммуникативные: Работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом). Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения. Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов. Рассуждать при вычитании чисел. Ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога. Ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания.
Регулятивные: Выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.
Познавательные: Самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей. Выполнять алгоритм вычислений в столбик. Прогнозировать результат вычитания (количество десятков в ответе). Находить закономерность в столбиках примеров, выполнять вычисления по аналогии. Решать задачи в 1-2 действия на нахождение уменьшаемого, вычитаемого. Составлять краткую запись условия задачи. Умение использовать модель-схему для решения задачи. Анализировать условие задачи, выделять существенные данные. Решать задачи разными способами. Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Материалы для работы: учебник «Математика» Л.Г.Петерсон, рабочие тетради, индивидуальные оценочные листы, карточки для работы в парах, презентация, приложения к уроки.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель. Ребята, покажите мне свою готовность к уроку математики. Запишите сегодняшнее число, классная работа в тетрадь.
2.Актуализация знаний.
Учитель. Ребята, сегодня мы начнем работу с математического диктанта.
-
Первое число 23, а второе на 14 больше. Чему равно второе число?
-
Первое число 14, а второе 15. Чему равна их сумма?
-
Путешественники плыли на лодках 7 дней, шли пешком на 4 дня больше. Сколько дней путешественники шли пешком?
-
В одном ящике 15кг помидоров, а во втором на 6кг меньше. Сколько килограммов во втором ящике?
-
Запиши число, которое предшествует числу 90.
-
Запиши число, в котором 1 десяток и 7 единиц, 3 десятка и 5 единиц.
-
Запиши число, которое следует за числом 39.
-
Чему равна сумма чисел 57 и 3?
-
На сколько 100 больше 60?
Учитель. Мы продолжаем активизировать свои знания. Фронтальная работа.
а)Представь числа 26, 72, 49, 51в виде суммы разрядных слагаемых.(Приложение 1)
б)Составь графическую модель примера 27 + 3
в)Вставь пропущенные числа.
30 - __= 10 50 + 20 =__ __ - 30 = 60
80 + __= 87 70 + __ = 90 __ - 10 = 80
Учитель. - Найди лишний пример. Почему этот пример лишний?
Дети. Я считаю, что это 80 + 7 = 87, т. к. в ответах других равенств в ответе круглое число , а в этом нет.
Учитель. Назовите значения остальных выражений.
Дети. - В первом примере вычитаемое равно 20.
- В третьем примере сумма равна 70.
- В четвертом примере второе слагаемое равно 20.
- В пятом примере уменьшаемое равно 90.
- В шестом примере уменьшаемое равно тоже 90.
Учитель. Что можете сказать об этих числах?
Дети. -Это круглые десятки.
- В разряде единиц стоит ноль.
3.Самоопределение к деятельности. Постановка цели.
Учитель. Молодцы! Вы хорошо поработали. А сейчас решите следующие примеры, выполнив запись в столбик.)
43 + 7 98 - 48
56 + 4 29 + 31
Учитель. Кто справился с последним примером? (Ребята, которые считают, что решили правильно поднимают руки.)
Учитель. У кого возникли затруднения? (Ребята, которые не поняли как решать поднимают руки.) Почему?
Дети. - Я не понял как записать ответ в примере.
- А я думаю, знание состава числа может помочь. Можно записать ответ на доске. (Ученик записывает ответ на доске).
Учитель. Чем отличается пример 29+31 от тех, что мы решали?
Дети. - Второе слагаемое - это двузначное число.
- Значит нам надо сложить не только единицы, но и десятки, и не забыть, что когда мы складывали единицы, в результате получили 10. А в числе 10 - один десяток. А есть правило: единицы складываем с единицами, десятки с десятками. Значит еще один десяток нужно перенести к десяткам.
Учитель. Какую цель поставим перед собой?
Дети. - научимся решать такие примеры,
- научимся решать примеры и задачи,
- научимся решать примеры удобным способом.
Учитель. Мы познакомимся с новым приёмом вычислений, научимся решать выражения удобным способом.
4.Обсуждение критериев оценивания.
Учитель. Познакомимся с критериями оценивания.
-
Знаю алгоритм и могу объяснить, как выполнено вычисление в образце.
-
Правильно называю разряды (нет ошибок)
-
Правильно записываю пример в столбик (нет ошибок в записи)
-
Правильно прописываю дополнительные шаги
-
Правильно решаю примеры в столбик (нет ошибок в решении)
-
- (Сложение двузначных чисел) Справляюсь с помощью другого - +
- Самостоятельно справляюсь с решением - + +
- Самостоятельно справляюсь с решением и могу объяснить другому - + + +
Максимальное количество баллов за урок 8 б. - «5», 7-5 б. - «4», 4б. - «3»
5.Планирование.
Учитель. Мы определили цель урока. А что ещё мы должны сделать?
Дети. Спланировать свою работу.
Учитель. Откройте свой учебник и спланируйте работу. В каком порядке и как мы будем это делать?
Дети. - Я предлагаю поработать с графическими моделями.
- Мне бы хотелось научиться решать такие примеры в столбик.
- Я думаю и задачу решить.
- Давайте включим в работу пункт: решение уравнений.
- А можно дома мы будем решать примеры и разгадывать слова?
Учитель. Фиксируем план на доске в виде кластера.
6.Реализация плана.
Учитель.Переходим к реализации нашего плана. Работаем в паре с графическими моделями. Составьте графическую модель примера 29 + 31 (Дети работают на дополнительных листочках.)
Учитель. Объясните, как вы рассуждали.
Дети. Единицы складываем с единицами, получаем 10 единиц. Десятки складываем с десятками, получаем 5 десятков. Сумма равна 5 десяткам и 10 единицам. Треугольник с 10 единицами заменяем простым треугольником-десятком. Получаем 6 десятков, или 60.
Учитель. Проверим, верно ли вы рассуждали. Обратимся к учебнику, к первому заданию. Рассмотрите первую графическую модель. Прочитайте.
Дети (читают). 1 десяток и 9 единиц плюс 2 десятка и 1 единица, равно 3 десяткам и 10 единицам или 4 десяткам. Тогда 19 + 21 равно 40.
Учитель. Соедини модели с соответствующими примерами. (Дети работают в книге, соединяют графические модели с примерами.)
Дети. 3 десятка и 5 единиц плюс 1 десяток и 5 единиц, равно 4 десятка, рисуем 4 треугольника-десятка и 10 единиц, рисуем 1 треугольник из 10 точек-единиц. 10 точек-единиц можно заменить простым треугольником-десятком. Получаем 5 треугольников-десятков. Рисуем 5 треугольников. 5 десятков - это 50. Сумма чисел 35 и 15 равна 50.
Дети. 1 десяток и 6 единиц плюс 1 десяток и 4 единицы, равно 2 десятка, рисуем 2 треугольника-десятка и 10 единиц, рисуем 1 треугольник из 10 точек-единиц. 10 точек-единиц можно заменить простым треугольником-десятком. Получаем 3 треугольника-десятка. Рисуем 3 треугольника. 3 десятка - это 30. Сумма чисел 16 и 14 равна 30.
Учитель. Рассмотрим второе задание с объяснением.
Учитель. Объясни решение примера 23 + 17, внимательно все рассмотрев.
Дети. 23 - это 20 и 3, 17 - это 10 и 7. Складываем единицы: 3 + 7 = 10. Складываем десятки: 2 + 1 = 3. 3 десятка + 1 десяток = 4 десятка, или 30 +10 = 40.
Учитель. Реши самостоятельно следующее выражение с объяснением и с самопроверкой по эталону 1.
Учитель. Рассмотрите образец. Решите, кто в паре объяснит, как выполнено вычисление в образц
Дети. Сложили единицы: 8 + 2 = 10. Ноль подписали под единицами, 1 десяток перенесли к десяткам. Сложили десятки: 2 + 6 = 8 да еще 1, получили 9 десятков, или 90.
Учитель. Продолжим свою работу. Комментируя решим следующие примеры.
Дети. (Три ученика, комментируя, решают по очереди примеры в столбик на доске, остальные в тетради)
- Сложили единицы: 7 + 3 = 10. Ноль подписали под единицами, 1 десяток перенесли к десяткам. Сложили десятки: 3 + 5 = 8 да еще 1, получили 9 десятков, или 90.
- Сложили единицы: 1 + 9 = 10. Ноль подписали под единицами, 1 десяток перенесли к десяткам. Сложили десятки: 4 + 4 = 8 да еще 1, получили 9 десятков, или 90.
- Сложили единицы: 6 + 4 = 10. Ноль подписали под единицами, 1 десяток перенесли к десяткам. Сложили десятки: 7 + 1 = 8 да еще 1, получили 9 десятков, или 90.
Учитель. Молодцы! А сейчас поработаем самостоятельно со следующими выражениями. Рассмотрите внимательно задание. Записывая примеры в столбик, выполните работу с самопроверкой по эталону 2. .(Дети самостоятельно решают. Закончив работу, встают и подходят к эталону, который размещен на обратной стороне крыла доски).
Учитель. В плане нашей работы есть пункт «Работа с задачей». Прочитайте задачу. Можно ли сразу ответить на вопрос?
Дети. - Нет.
- Сначала нужно найти сколько ящиков винограда продали во второй день.
- Да, а потом уже можно ответить на вопрос задачи.
Учитель. Работаем со схемой в парах. (Дети работают в парах, и когда закончат, поднимают соединенные руки. Учитель приглашает к доске первую пару. Схема рисуется на доске. .
Учитель. Рассмотрим схему ребят. Согласны, нет. (Дети поднимают карточки с плюсиками или минусами)
Дети. Да. Мы тоже так решили.
Учитель. Во сколько действий решается задача?
Дети. Я думаю, что в два, т. к. сначала нужно найти сколько ящиков винограда продали во второй день, а потом сколько ящиков продали за два дня.
Учитель. Молодцы! Запишите решение в тетрадь. Веди. (Ребенок проговаривает запись и записывает сам.)
Дети. - Пишу первое действие. Пишу 16, пишу минус, пишу 4, пишу равно, пишу 12, скобочки открываю, пишу ящ., скобочки закрываю.
- Пишу второе действие. Пишу 16, пишу прибавить, пишу 12, пишу равно, пишу 28, скобочки открываю, пишу ящ., скобочки закрываю.
- Пишу ответ. Читаю вопрос. Формулирую ответ.
- 28 ящиков винограда продали за два дня.
Учитель. Умница! А можно ли решить задачу одним выражением?
Дети. Да. Нам нужно узнать, сколько ящиков продали за 2 дня, т. е. целое. Чтобы узнать целое, нужно сложить известные части, т. е. можно записать следующее выражение
16 + (16 - 4) = 28
Учитель. В свой план мы включили пункт «Решение уравнения». Кто хотел бы руководить этой работой?
Дети. Определяем, что является в уравнении Х + 13 = 20 целым, обводим в кружок, части подчеркиваем. Нам неизвестна часть. Чтобы найти неизвестную часть, надо от целого отнять известную часть. Записываем Х = 20 - 13. Находим разность, записываем Х = 7. Подчеркиваем. Записываем проверку.
7.Оценивание.
Учитель. Молодцы! Чудесно поработали. Оцените свою работу на своем критериальном листе. Определите свой результат.
8.Рефлексия.
Учитель. Давайте вспомним, какую цель мы ставили?
Дети. Научиться складывать двузначные числа с переходом через десяток.
Учитель. Как выполнить сложение двузначных чисел, если единицы в сумме дают 10?
Дети. Ноль подписываем под единицами, а 1 десяток переносим к десяткам.
Учитель. - Кто может сказать, что научился быстро и правильно выполнять такие вычисления? (Дети поднимают руки)
- Кому нужна помощь? (Дети поднимают руки)
- Кто может помочь своим товарищам? (Дети поднимают руки)
9.Перспектива.
Учитель. Вернемся к нашему плану? Определите, выполнили ли мы план?
Дети. Да.
Учитель. Над каким пунктом вы хотели бы еще поработать на следующих уроках?
Дети. - Я хотел ещё потренироваться решать задачи.
- Я предлагаю поработать на следующем уроке с уравнениями, а задание с решением
выражений и разгадыванием слов дома.
- Мы давно не решали логические задачи.
Учитель. Хорошо. Пусть это будут пункты нашего будущего плана. Запишем домашнее задание в дневник. Спасибо за урок.
ГБОУ СОШ № 775 ЮВАО г. Москвы