- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению на тему А. С. Пушкин Зимний вечер
Конспект урока по литературному чтению на тему А. С. Пушкин Зимний вечер
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Абдулхакова Г.К. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Абдулхакова Гельфира Кадыровна
Конспект урока по литературному чтению
Класс: 3
Тема урока: А.С.Пушкин «Зимний вечер».
Цель урока: расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях.
Задачи урока:
• Образовательные:
- способствовать восприятию стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»;
- способствовать формированию умений понимать настроение лирического героя;
- способствовать совершенствованию навыков анализа поэтического текста.
• Развивающие:
- способствовать развитию познавательной активности, коммуникативных навыков, умения анализировать, обобщать, делать выводы;
- способствовать развитию и обогащение речи детей;
- способствовать развитию умения выделять средства выразительности речи.
• Воспитательные:
- способствовать формированию универсальной духовно-нравственной компетенции.
Оформление доски: презентация, портрет А.С.Пушкина, портрет няни, словарик настроений, домашнее задание, репродукция картины
Используемое оборудование: компьютер с мультимедийным проектором,
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Пожелания детям успешной работы на уроке. Настрой на эмоциональное восприятие произведения А.С. Пушкина.
2. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы познакомились со стихотворением А.С. Пушкина «Няне», а сейчас ещё раз послушаем это стихотворение. Постарайтесь при чтении выразить свои чувства, своё настроение и передать чувства автора. (Чтение стихотворения учениками).
Задача учащихся проанализировать и оценить качество выразительного чтения детей (интонация, соблюдение пауз, логические ударения) на основе эталона «линеечка успеха». Делаем анализ качества чтения и определяем задачи на будущее.
- Спасибо. Вы доставили нам удовольствие своим выразительным чтением.
3. Подготовка к восприятию.
3.1. Викторина «Знаешь ли ты сказки Пушкина?»
Можно провести викторину, показывая иллюстрации из сказок, зачитывая строки, задавать просто вопросы (см. Приложение). Максимум 10 вопросов.
3.2. Сообщение темы урока.
- Посмотрите на доску и на экран слайд. Попробуйте определить тему урока...(предположения детей)
- Сегодня мы продолжим наше исследование и познакомимся со стихотворением А. Пушкина "Зимний вечер". Это стихотворение Пушкина тоже посвящено его няне.
4. Актуализация знаний.
Живя в Петербурге, Пушкин был светским человеком, он бывал в обществе, был любимцем публики и женщин.
(Дети закрывают глазки и представляют картину).
И вот… Зима 1825 года, село Михайловское под Псковом - туда Александр Сергеевич Пушкин был отправлен в очередную ссылку. Там он оказался совсем один, и только няня Арина Родионовна скрашивала его одиночество. Оторванный от семьи и друзей, от дома, Пушкин продолжал писать. В Михайловском он создал более 100 произведений. И все же ему было очень грустно одному. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один вдали от друзей. В долгие зимние вечера поэт много беседовал с няней, читал ей стихи, слушал ее песни и сказки. Она стала его вдохновителем. Один из таких зимних вечеров и описан в его стихотворении "Зимний вечер".
(Поднимите руку, кому удалось представить эту картину). Дети рассказывают о том, какие картины они представляют.
5. Чтение и анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер»
5.1. Первичное восприятие. Чтение стихотворения «Зимний вечер».
(Читает учитель или заранее подготовленный ученик).
- Что вы можете сказать о настроении стихотворения?
- Какие чувства оно вызывает?
5.2. Вторичное восприятие стихотворения. Словарно-лексическая работа.
- Прочитайте стихотворение про себя и найдите непонятные вам слова.
Самостоятельная работа. (Учащиеся выделяют слова: кроет, веретено, жужжание, ветхая лачужка, кровля обветшалая).
- Куда нужно обратиться, чтобы узнать, что обозначают эти слова? (К толковому словарю).
Учащиеся находят в словаре значения слов и зачитывают их, подбирают синонимы
-О каком природном явлении пишет поэт в начале стихотворения? (О буре).
- Подберите синонимы к слову буря: буран, вьюга, метель, пурга.
5.3. Анализ стихотворения.
• Выразительное чтение 1-ой строфы.
- Какое настроение создает описание состояния природы и погоды в начале стихотворения? (Грусти, одиночества, тоски, тревоги)
- При помощи чего автору удается передать это настроение? (Поэт рисует образ бури, которая напоминает то зверя, то плачущего ребенка, то ветер, шумящий соломой, то путника. Маленький и старенький домик, в котором находится лирический герой со своей няней, занесён снегом и тоже кажется одиноким).
- Какие средства выразительности речи использовал поэт для создания образа бури? (Олицетворение, эпитеты, сравнения).
• Выразительное чтение 2-ой строфы.
- Передается ли это настроение обитателям избушки? (Да, передается. Лирический герой замечает, что его старушка приумолкла у окна: то ли няня устала слушать завывания бури, то ли задремала).
• Перечитайте ещё раз 1-ую и 2-ую строфу.
- Какой прием использует поэт в первых двух строфах? (Прием контраста - резко выраженная противоположность).
- Дочитайте стихотворение до конца.
- Как поэт называет няню? (Он называет её ласково: добрая подружка, моя старушка, мой друг).
- Можно ли утверждать, что Пушкин хорошо помнит свое общение с няней в детстве, что он благодарен ей? Докажите своё мнение.
Вывод. Няня Александра Сергеевича Пушкина - простая русская женщина. Рассказывая сказки и былины, она поведала поэту историю России, русского народа, раскрыла его характер, а это подтолкнуло Пушкина на создание новых произведений.
6. Физкультминутка
7. Работа с картиной галереей художника.
Можно провести беседу по картинам Виктора Попкова "Моя бабушка и её ковёр", Адонина Мила «Моя бабушка Женя», Шилов Александр Максович «Моя бабушка» , Николай Баскаков «Белеет парус» и др.
- Предлагаю вам познакомиться с картиной художника …. Рассмотрите её.
- Какие вопросы у вас возникли?
1) Почему бабушка художника изображена в центре картины (или чуть с краю)? Какую черту ее характера таким образом подчёркивает автор картины?
2) Как одета старушка? Это нарядная или будничная одежда?
3) В какой позе сидит старушка? Что выражает эта поза?
4) Почему картина называется … ?
5) На что хотел обратить внимание зрителя художник?
Вывод:
- Как вы думаете, старушка позировала художнику, когда он ее писал, или это случайная сцена, которую увидел художник
8. Рефлексия.
- Что объединяет стихи Пушкина и картину … ?
- О чём заставляют задуматься эти произведения?
- Есть ли у вас такой человек, который помог вам, когда вы нуждались в защите? Хотелось бы вам рассказать о нём, поделиться мыслями?
Спасибо всем за высказанные мнения, за активную работу на уроке.
9. Домашнее задание по выбору.
• Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимний вечер».
• Выучить две первые строфы стихотворения наизусть.
• Составить устный рассказ по картине … .
Приложение
Викторина (примерные вопросы) Цель викторины: привить интерес к чтению произведений А.С.Пушкина, уметь давать чёткий и точный ответ на вопрос, учиться выбирать нужный ответ из имеющихся знаний. 1. Где жили старик со старухой?- У моря. 2. Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? - Петушка. 3. Кого Балда взял к себе в братья, чтобы обмануть чёрта? - Зайчишку. 4. Кто стал мужем Людмилы? - Руслан. 5. У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? - У зеркальца. 6. Какое животное в одной из сказок пело песенки и грызло орешки? - Белочка. 7. С кем гуляла в лесу бурая медведиха? - С медвежатами. 8. Какой самый первый предмет потребовала старуха у золотой рыбки? - Корыто. 9. Кто помог царю Дадону приобрести птицу, предупреждающую об опасности? - Звездочёт. 10. С кем Балда соревновался на море? - С чертёнком. 11. Какой предмет на лице карла Черномора является самым дорогим и ценным? - Борода. 12. Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну? - Хрусталь. 13. Кого убил князь Гвидон, чтобы спасти царевну Лебедь? - Коршуна. 14. Кто заплакал горькими слезами, узнав о гибели медведихи? - Медведь. 15. Какую плату потребовал Балда у попа за выполненную работу? - Три щелчка по лбу. 16. Какую просьбу старика не выполнила золотая рыбка? - Чтобы старуха стала владычицей морскою. 17. Что произошло с царём Дадоном в конце сказки? - Царь умер. 18. Где богатырь Руслан нашёл волшебный меч? - Под головой. 19. К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? - Месяц, ветер, солнце. 20. Откуда появились 33 богатыря в царстве князя Гвидона? - Из моря-океана. 21. Что сделал мужик с убитой медведихой? - Из шкуры шубу старухе. 22. Что умело делать волшебное зеркальце? - Говорить. 23. В каких насекомых превращался князь Гвидон? - В комара, шмеля, муху. 24. Чем было опасно румяное яблоко старушки? - Оно отравленное. 25. Какое животное Балда мог пронести между ног? - Лошадь. 26. Закончи знаменитую фразу из сказки А.С.Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам…»? - Урок. 27. Какой предмет помог Людмиле спрятаться от карла Черномора? - Шапка - невидимка. 28. С помощью чего королевич Елисей оживил свою невесту? - Поцелуя. 29. Сколько лет жили вместе старик со старухой? - 30 лет и 3 года. 30. Сколько сыновей было у царя Дадона? - 2 сына. 31. Лесной зверёк, живущий в хрустальном дворце. - Белочка. 32. Птица, которая была посажана на спицу для охраны горницы. - Петушок. 33. Как старуха называла старика в сказке. - Простофиля. 34. Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу? - Свет мой! Зеркальце! Скажи. Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? 35. Из какой сказки эти слова: «Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно В год за три щелчка тебе по лбу.» - Сказка о попе и о работнике его Балде.
Абдулхакова Гельфира Кадыровна