Урок по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конструктор комплекса учебных задач

по окружающему миру (4 класс ) по теме « Петр Первый».

УМК «Школа России»

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Великие Луки Псковской области

Учитель: Баранова Елена Трофимовна

Основное содержание темы:

Дидактическая единица1: Изучение жизни Петра Первого.

Дидактическая единица2: Соотнесение дат и событий

Дидактическая единица3: Исследование с применением различных источников.

Учебные действия: -умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; - развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей; - осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению; - умение анализировать и исправлять ошибки; - осуществление контроля по результату. -сотрудничество с учителем и сверстниками - определение способов взаимодействия; - формирование собственного мнения; - использование речи для регуляции своего действия; - умение аргументировать свою позицию, свой ответ; - владение монологической и диалогической формами речи

Лабораторные и практические работы

Экскурсии

Планируемые образовательные результаты:

  • Личностные:

- способность к самооценке; - наличие учебно-познавательной мотивации - ориентация к окружающему миру;
-осваивать роль ученика на основе вы­полнения
правил поведения на уроке и взаимодействия с
учителем и одно­классниками;
-проявлять заинтересованность в приоб­ретении
и расширении знаний и спосо­бов действий;

-проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расшире­ния

знаний для решения новых учеб­ных задач и на интересе к истории, окружающему миру.

  • Метапредметные:

-осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий; -осуществлять пошаговый контроль своих действий под руко­водством учителя; -выделять из темы урока известные знания и умения, опреде­лять круг неизвестного по изучаемой теме;

-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов,

разноцветных фишек и прочих средств, предло­женных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.

  • Предметные:

- Сформировать представления о времени правления Петра Первого, его реформах.

- использовать терми­нологию, соответствующую историческим событиям

-в результате практических действий и наблюдений дать оценку личности Петра Первого и его реформам.

-выполнять задание в рабочей тетради.

Когнитивный процесс

Пример учебного задания

Планируемый результат решения учебных задач

Тип электронных образовательных ресурсов

Помнить - извлекать необходимую информацию из памяти

  • Узнавание,

  • Припоминание

Соотнесение дат и событий.

Узнавание исторических героев по высказываниям о них.

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Умение наблюдать, анализировать свои действия.

Осознание правильности или ошибочности выполненной учебной задачи.

Применение первоначальных исторических знаний.

Взаимодействие с одноклассниками

Демонстрационные

Понимать - создавать значения на базе учебных материалов или опыта


  • Интерпретация

  • Приведение примеров

  • Классификация по внешним признакам

  • Обобщение

  • Умозаключение

  • Сравнение

  • Объяснение

По предложенному четверостишию определите тему урока.
-А как вы думаете, кому, какому историческому персонажу мы посвятим свой урок.

Как вы думаете, каковы наши задачи, которые предстоит нам решить на уроке?

Что вы можете добавить?

Какими понятиями, терминами, правилами мы можем воспользоваться, чтобы решить поставленные задачи?

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Объяснение и доказательство высказанного предположения.

Умение сравнивать, сопоставлять, проверять.

Выделять из темы урока известные знания и умения.

Компьютерные тренажеры

Имитационные и моделирующие

Применять - использовать процедуру


  • Исполнение

  • Применение

Закрепление изученного и использование приобретённого опыта на практике: индивидуальная работа с карточками, работа с условием задания и формулировкой решения и вывода, работа в группах, с консультантом

Умение применять на практике исторические знания, терминологию при изложении своего мнения и предполагаемых способов действий,

слушать партнера по деятельности, вникать в смысл того, что говорит собеседник, оценивать работу одноклассника.

(Текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.),

Средства компьютерных телекоммуникаций

Анализировать - вычленять из понятия несколько частей и описывать то, как части соотносятся с целым


  • Дифференциация

  • Организация

  • Соотнесение

Вспомни и сформулируй, для чего человеку нужны исторические знания, знания о судьбах выдающихся людей нашей страны.

Используя учебник, ответьте на заданные вопросы, которые помогут вам определить личностные качества Петра Первого и значение его реформ

Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Учиться выражать свое мнение.

Устанавливать зависимость между данными, представленными в задании, и искомым, выбирать и объяснять арифметическое действие при выполнении задания.

Имитационные и моделирующие.

Оценивать - делать суждения, основанные на критериях и стандартах


  • Проверка

  • Критика

Систематизация и повторение на каждом этапе урока в соответствии с темой урока.

Рефлексия: Предлагается оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных смайликов.

Кому было комфортно и он чувствовал себя уверенно?

Кто испытал проблемы во время работы?

Кто ощутил тревогу и хотел бы ещё раз вернуться к затруднительному вопросу?

Правильно употреблять в речи

Исторические понятия.

Оценивать, обсуждать, высказывать свое мнение. Умение адекватно оценивать свои знания. Согласовывать свое мнение с мнением одноклассников.

Демонстрационные

Рефлексивный экран

Создать - соединить части, чтобы появилось что-то новое, и определить компоненты новой структуры


  • Генерация

  • Планирование

  • Производство

Дай характеристику личности Петра Первого.


Умение планировать и контролировать процесс выполнения задания. Применение знаний при изложении своего мнения Уметь применять полученные знания на практике.

Имитационные и моделирующие.

Демонстрационные


















Название работы: Открытый урок по окружающему миру в 4 классе на тему: «Петр Первый».
Образовательная программа «Школа России»
Автор: Баранова Елена Трофимовна учитель начальных классов Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение (МБОУ) СОШ №17 г. Великие Луки Псковской области Предмет: Окружающий мир Тема: «Петр Первый». Аудитория: 4 класс Технологии: интерактивная технология.
Конспект урока проводится в форме урока-исследования как элемент интерактивной технологии диалогической части. Раздел: Страницы истории отечества. Тема: « Петр Первый». Цель основная: Обеспечить условия для организации личностно- ориентированной среды при изучении темы «Петр Первый».

Цель дидактическая: Личность Петра Первого и его реформы.

.

Цели урока:

  1. Обучающие:
Познакомить учащихся с исторической личностью, повлиявшей на развитие нашего государства Петром Первым. Сформировать представления о времени правления Петра первого, его реформах.



2. Развивающие: 1. Развивать внимание, память, умение устанавливать причинно- следственные связи, активировать мыслительные процессы, развивать связную речь, обогащать и активировать словарный запас, прививать интерес к истории ,способность воспринимать прочитанное, отвечать полными ответами, обосновывать ход выполненных действий , рассуждать. 3. Воспитательные: 1. Воспитывать познавательный интерес, самостоятельность в по- лучении знаний, любовь к своей стране. 2. Прививать аккуратность и последовательность при выполнении устных и письменных работ.
Тип урока: Изучение нового материала. Урок -исследование..

Планируемый результат обучения: Развитие универсальных учебных действий. (УУД). Осознанное применение обучающимися , полученных знаний, Умение проводить простейшие исследования, работать с учебником.


Познавательные УУД: -умение строить речевое высказывание в устной и письменной формах; -умение делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные УУД: -умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; - прогнозирование - предвосхищение результата; - развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей; - умение анализировать и исправлять ошибки; - осуществление контроля по результату. -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных); - синтез как составление целого из частей, самостоятельное достраивание, построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД: -сотрудничество с учителем и сверстниками - определение способов взаимодействия; - формирование собственного мнения; - использование речи для регуляции своего действия; - умение аргументировать свою позицию, свой ответ; - владение монологической и диалогической формами речи. Личностные УУД: - способность к самооценке; - наличие учебно-познавательной мотивации; - ориентация на бережное отношение к окружающему миру;
Основные понятия: историческая личность, реформы Межпредметные связи: «Литературное чтение». , План урока: 1. Орг.момент (Формирование личностных, коммуникативных УУД)

2. Проверка ранее полученных знаний

(Формирование личностных, коммуникативных УУД)

3. Постановка темы урока и его целей.

(Формирование личностных, коммуникативных, логических УУД)

IV. Работа по теме урока.

(Формирование личностных, коммуникативных,регулятивных, логических УУД)

V. Итог урока(Формирование личностных, )


.

Оборудование урока. Презентация, учебник, таблицы с датами, рабочая тетрадь.

Ход урока.


  1. Орг. момент

(Формирование личностных УУД)

2. Проверка ранее полученных знаний

Давайте настроимся на работу, прочитав следующие четверостишие.

( 2 слайд)

Прозвенел весёлый звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всем хотят знать на свете.

Какова тема нашего урока , мы узнаем чуть позже, а сейчас мы проверим наши знания.

( 3 слайд)

II. Соотнесите, пожалуйста, даты и события, которые происходили в истории нашего государства. (Формирование личностных, коммуникативных УУД)


  • 15 ИЮЛЯ 1240 Г. ( Куликовская битва)


  • 5 АПРЕЛЯ 1242 Г. ( Ледовое побоище)


  • 8 СЕНТЯБРЯ 1380 Г. ( Начало освобождения

Москвы от польских

захватчиков.)


  • 24 АВГУСТА 1612 Г. (Невская битва)

- Скажите, почему так важно знать даты и события, которые были в историческом прошлом нашей страны?

Кто был героем этих событий, мы узнаем, отгадав кому принадлежат или о ком следующие слова :

(4 - 5слайды)

  • КТО С МЕЧОМ К НАМ ПРИДЕТ,

ТОТ ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ.

  • НЕ ЧИСЛОМ БЬЮТ, А УМЕНЬЕМ

( Александр Невский)

Что вы знаете об Александре и почему князь получил звание Невский. ( Ответы детей)

А кому принадлежат эти слова?

( 6-7 слайды)

Умру- с вами,

спасусь с вами.

( Дмитрий Донской)

- Почему князь Дмитрий вошел в историю ? ( Ответы детей)

О ком следующие слова?

( 8-9 слайды)

ГРАЖДАНИНУ ………. И КНЯЗЗЮ………….

БЛАГОДАРНАЯ РОССИЯ»

- Почему Россия благодарна князю Дмитрию Пожарскому Кузьме Минину?

( Ответы детей).

Кончилось смутное время, враги были изгнаны за пределы страны.

Был избран государь , им стал Михаил Романов.

III. Постановка темы урока и его целей.

(Формирование личностных, коммуникативных, логических УУД)

Мы с вами вспомнили выдающихся людей нашего государства, которые

привнесли неоценимый вклад в развитие Российского государства.

Сегодня на уроке мы поговорим о потомке Михаила Романова.

Узнаем о ком идет речь прочитав стихотворение А. Пушкина.

.. И ДУМАЛ ОН:

ОТСЕЛЬ ГРОЗИТЬ МЫ БУДЕМ ШВЕДУ,

ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД ЗАЛОЖЕН

НАЗЛО НАДМЕННОМУ СОСЕДУ.

ПРИРОДОЙ ЗДЕСЬ НАМ СУЖДЕНО

В ЕВРОПУ ПРОРУБИТЬ ОКНО,

НОГОЮ ТВЁРДО СТАТЬ ПРИ МОРЕ.

СЮДА ПО НОВЫМ ИМ ВОЛНАМ

ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ БУДУТ К НАМ,

И ЗАПИРУЕМ НА ПРОСТОРЕ.

А. ПУШКИН

(Слайд 10)

- О каком городе идет речь в стихотворении?

- Кто основал город на берегах Невы?

( Слайд 11)

- О ком же пойдёт речь на уроке?

О Петре Великом.

- Каковы наши задачи?

УЗНАТЬ О ВРЕМЕНИ ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I, ЕГО РЕФОРМАХ.

IV. Работа по теме урока.

1. Итак , начинаем. Рождение Петра.

(Слайд 12)

У царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны родился сын. Маленького царевича прозвали Петром. Через 10 лет царь умер, и Петр был провозглашен царем, но самостоятельно управлять государством стал позже.

Вот как еще писал А. Пушкин про Петра I

( слайд 13)

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник

- Почему же Петр Первый в стихотворении и

академик, и герой,

и мореплаватель, и плотник,

и на троне вечный работник, мы с вами узнаем на уроке.

Составим план исследования , используя следующие источники

( Слайд 14)

  • Подумаем сами


  • Понаблюдаем


  • Заглянем в компьютер

  • Посмотрим в книге

IV. Работа по теме урока.

Работаем в группах.

(Формирование личностных, коммуникативных, регулятивных, логических УУД)

Каждая группа работает по данной теме, имеет ряд вопросов, на которые мы с вами должны ответить. Работа в тетрадях.

В каждой группе есть свой консультант, который распределит вопрсы и поможет выполнить задания.

( Слайд 15)

  • I ГРУППА.

ДЕТСТВО ПЕТРА И ЕГО МОЛОДОСТЬ.


  • II ГРУППА

ЦАРЬ - ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ


  • III ГРУППА

ЦАРЬ - СТРОИТЕЛЬ

1 группа. ( Слайд 16 - 19 ).

Работа по учебнику: с.94

Детство и молодость Петра.

- Во сколько лет Петр был провозглашен царём? ( 10 лет)

- Чем увлекался Петр в детстве? (Потешными играми)

- Почему Петр был не похож ни на одного из европейских государей своего времени? ( Сам работал на верфях как простой плотник)

- Какие науки постиг Петр ? (математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки)

- Сколько специальностей освоил царь Петр? (14)

2 группа.

С.95- 97

Царь - преобразователь. ( Слайд 20-21 )

- Как понимаете слова преобразователь, реформатор. (Работа со словарем)

- Какие новшества ввёл царь Пётр? ( новый календарь, первая газета, музей, библиотека, флот)

- Какие новые города были основаны при Петре I. (Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург)

- Почему Пётр Первый решил, что «Морским судам быть».

И зачем нужны были морские границы.

- Каким образом царь Петр пытался наладить общение с иноземцами и зачем? ( приглашал специалистов, отправлял учиться за границу)

3 группа.

Царь -строитель. (Слайды 22- 23)

С. 98-99

- Когда был заложен чудесный град Петров? ( 16 мая 1703 г.)

- С чего началось строительство города? (сооружение Петропавловской крепости и Петропавловского собора)

- Каким был новый город?

- Кого особенно почитал Петр Первый? (Александра Невского)

- Какое сооружение было построено в честь князя Александра Невского?

Далее идет рассказ по плану исследования каждой группы.

2. Мы многое узнали о Петре Первом.

Дайте характеристику Петру как царю- реформатору и как человеку?

трудолюбивый

простой в обхождении

требовательный

не любил роскоши

бережливый

любознательный

настойчивый

решительный

сильный

бесстрашный

Слайд 26.

Дана характеристика Петру Первому как царю - реформатору и человеку

Согласны, ли вы с такой характеристикой?

Слайд 27

Почему царь Пет I был провозглашен императором?

V. Итог урока. (Слайд 28 - 29)

(Формирование личностных, коммуникативных, УУД)


  • Как вы думаете, почему Пётра I называют Великим?

  • Чем отличался Пётр от других европейских государей?

  • Зачем нужно было устанавливать контакты с другими странами?

С каким настроением вы уходите с этого урока?

Кому было комфортно и он чувствовал себя уверенно?

Кто испытал проблемы во время работы?

Кто ощутил тревогу и хотел бы ещё раз вернуться к затруднительному вопросу?

Поднимите смайлики, которые соответствуют вашему настрою после урока?


© 2010-2022