- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление в рамках методической недели Современные образовательные технологии в начальной школе Проблемный подход при изучении геометрического материала
Выступление в рамках методической недели Современные образовательные технологии в начальной школе Проблемный подход при изучении геометрического материала
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шайхутдинова Б.А. |
Дата | 03.04.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Технология проблемно-диалогического обучения в начальном образовании получает всё большее распространение. Суть её состоит в том, что постановка учебной проблемы и поиск её решения осуществляется учениками на уроке в ходе выстроенного учителем диалога. Активная деятельность детей позволяет заменить урок объяснения материала уроком «открытия» этого материала самими учащимися.
Проблемный диалог предполагает совместную образовательную деятельность, когда ученики и учитель открывают истину вместе.
Диалог может быть побуждающим и подводящим. Побуждающий представляет собой отдельные фразы, реплики, помогающие учащимся осознать противоречия и сформулировать проблему. Ученики дают различные ответы, зачастую противоречивые, прежде чем смогут верно выделить учебную проблему.
Подводящий диалог - это система вопросов и заданий, образующих логическую цепочку, где из одной мысли ученика вытекает другая. Работая по УМК «Школа 2100», строю уроки в соответствии с проблемно-диалогической технологией, которая принципиально меняет роль учащегося на уроке: теперь он не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Ученик активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. СЛАЙД №1
Использование проблемного подхода при изучении геометрического материала.
Я думаю, учителя начальных классов согласятся со мной, если я скажу, что в учебниках математики мало внимания уделяется изучению геометрического материала. Считаю, что необходимо уделять должное внимание формированию элементарных геометрических представлений у младших школьников, так как в программах и учебниках по математике, если говорить о геометрии, не учитывается ни умственное развитие ребёнка, ни его интерес к геометрической деятельности в этом возрасте, ни богатый геометрический опыт детей. Каждое геометрическое понятие должно быть правильно воспринято и осмысленно на уроке всеми учащимися. Я считаю, что самым эффективным средством для достижения этой цели является проблемный подход, который заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, их осознании, принятии и разрешении в процессе взаимодействия учителя и учащихся при максимальной самостоятельности детей. Учитель при планировании урока должен разумно сочетать наглядность, проблемные вопросы и задания, проблемный диалог, чтобы каждый ученик включился в самостоятельную поисковую деятельность по решению проблем и «открытию понятий». Особое значение для диалогического общения имеет умение учителя задавать вопросы. Как мы уже знаем, вопросы могут формулироваться по-разному. Сравним несколько вариантов постановки вопроса, которые требуют от ученика начальных классов знаний понятия «равнобедренный треугольник». СЛАЙД №2
- Что такое равнобедренный треугольник?
- Какой треугольник называется равнобедренным?
- Какие условия необходимы, чтобы треугольник был равнобедренным?
- На каком основании можно сделать вывод, что треугольник является равнобедренным?
- Вопросы должны быть поставлены ясно и чётко
- Поиск ответа должен вызывать у ученика определённое умственное усилие и желание высказать собственное мнение.
- Вопросы того или иного этапа урока должны быть выстроены в строгой последовательности и соответствовать определённой системе.
- Ценность вопроса возрастает, когда он сопровождается эмоциональной окраской или наглядным материалом.
Поясню сказанное на примере ознакомления учеников с понятиями «круг», «окружность». Урок во 2 классе. Вопросы, задаваемые учителем, репродуктивные и проблемные, но они выстроены в строгой логической последовательности.
СЛАЙД №4 Рисунок 1
- Какие из нарисованных на доске фигур можно назвать линиями? (все)
- Уточните, какие из нарисованных на доске линий являются ломаными, я какие - кривыми?
- Разделите кривые линии на 2 группы: замкнутые и незамкнутые.
- В фигурах 3, 6, 8, которые являются замкнутыми кривыми линиями, расставлены точки. Можно ли утверждать, что расстояния от точки О до точек А, В, С, Д в каждой фигуре одинаковые?
- Как вы думаете, почему фигура 8 является окружностью, а фигура 6 не является окружностью? (Потому что в фигуре 8 расстояния от точки О до точек А, В, С, Д, а также всех остальных её точек одинаковые, а в фигуре 6 - разные).
- Назовите существенные признаки окружности. (Это кривая замкнутая линия; расстояние от точки О, называемой центром, до всех точек на окружности одинаковые).
- Можно ли назвать окружностями фигуры 5, 7, 9? (Нет. Фигуры 9 и 5 не являются замкнутыми кривыми, а фигура 7 не имеет центра, расстояние от которого до всех точек фигуры были бы одинаковыми).
- Чем отличаются окружности 3 и 8? (Расстоянием от точки О до точек на окружности).
- Если мы отметим любую другую точку на окружности 8 и измерим расстояние от точки О - центра окружности - до данной точки, оно будет одинаковым с расстоянием от точки О до точек А, В, С,Д? (Да).
- Расстояние от центра окружности О до любой точки на окружности называется радиусом и обычно обозначается латинской буквой R.
14. Как вы думаете, чем можно объяснить, что первая фигура называется кругом, а не окружностью? (Первая фигура закрашена, т. е. на ей принадлежат все точки, находящиеся внутри этой фигуры, и она называется КРУГОМ). СЛАЙД №7 15. Чем же круг отличается от окружности?
Послушайте стихотворение и постарайтесь разрешить спор, возникший между кругом и окружностью: Встретились окружность с кругом, Спорить стали вот о чём: Кто главнее всех в округе? Кто сначала, кто потом? Круг сказал, что он главнее: «Я большой и, посмотри, Весь заполнен в середине, И по краю, и внутри». Тут воскликнула окружность: «Жить не сможешь без меня! Я не просто загогулька - А граница я твоя!» Долго спорили фигуры, Кто из них кого главней, И соседей опросили, И знакомых, и друзей. Но закончить этот спор Не смогли и до сих пор, В чью же пользу и без ссор Разрешится этот спор? (Ученики высказывают свои мнения о том, какую фигуру они считают «главнее»). СЛАЙД №8 Какие знакомые вам предметы имеют форму круга, а какие форму окружности?
Итак, я продемонстрировала вам, как на этапе знакомства с новыми геометрическими понятиями можно использовать проблемные вопросы и задания. Их выполнение должно осуществляться в ходе совместной деятельности учителя и учащихся, в процессе анализа и сопоставления различных суждений, точек зрения, выделяющих существенные признаки изучаемых геометрических фигур. На этом же этапе по мере возможности следует заменить репродуктивные задания на творческие., эвристические. СЛАЙД №9 Именно проблемные задания творческого характера помогут ученикам осмыслить учебный материал, закрепить полученные знания, научиться применять их в новой ситуации Приведу несколько таких заданий, которые можно будет предложить ученикам на этом же уроке по теме «Круг, окружность». СЛАЙД № 10
- Не нарушая закономерностей, нарисуй радиусы в последних окружностях.
- Как чертили в старину.
- Математическое исследование
- Конкурс рисунков
- Сад окружностей и кругов
В заключение хочу сказать, что проблемно-диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний и гарантирует усвоение знаний большинством учеников, а также поддерживает положительную мотивацию к учению.