Рабочая программа по риторике для 3 класса ОС Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор СОШ №5 Методический совет на заседании МО

протокол № протокол №_______

« » 2014 г « » 2014 г. « » 2014 г

Рабочая программа

по предмету риторика

для 3 «Г» класса




Учитель: Москвина Елена Николаевна 1 категория

г. Рыбинск, 2014 г.

Пояснительная записка Рабочая программа по риторике разработана для 3 «Г» класса, который обучается по Образовательной системе «Школа 2100», на основе документов:

  1. Федеральный закон РФ « Об образовании в Российской Федерации». Приказ № 273 - ФЗ от 29.12.2012г.
  2. ФГОС НОО. Приказ Минобрнауки России от 06.10.09 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
  3. ООП НОО СОШ №5 г. Рыбинска. Приказ 01-15/192-06 от 27.05.11.
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. № 26755.

5. Авторской программы Т.А Ладыженской, Н.В. Ладыженской (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы / Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. - М.:Баласс, 2011 г.- 432 с.).

Авторская программа по риторике используется без изменения содержания .

Общая характеристика учебного предмета Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла - научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы). В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания - осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей. Ценность жизни и человека - осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания. Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность добра и истины - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.). Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. Ценность труда и творчества - признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области. Ценность социальной солидарности - обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Место предмета в учебном плане Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год на преподавание учебного предмета «Риторика», из расчета 1 час в неделю. Продолжительность учебного года 34 учебные недели без учета промежуточной аттестации. Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, практический. Уроки: введение новых знаний, комбинированный, обобщение знаний, игра, развитие речи, практикум. Технологии: здоровьесберегающая, оценивания, продуктивного чтения, проектная, проблемно-диалогическая.

Система оценки достижений планируемых результатов, критерии оценивания основываются на технологии оценивания разработанной Д.Д.Даниловым в Образовательной системе «Школа 2100» ( ООП Целевой раздел. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО). Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: Текущий: -прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; -пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов. Тематический: - проверочные работы, - проекты. Итоговый контроль в формах: -тесты; -участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах; -иллюстрирование, выразительное чтение; -сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Риторика» является формирование следующих умений: - оценивать свою вежливость; - определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо - грубо);
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; - осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; - понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. Метапредметными результатами изучения предмета «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий: Познавательные: - формулировать тему урока после предварительного обсуждения; - определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; - критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; - осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; - учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия; - анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; Регулятивные: - продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры; - перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; - осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; - анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; Коммуникативные: - аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; - продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; - знать основные приёмы подготовки устного выступления - учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; - пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио - , видео - ) сопровождением; - в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. Предметными результатами изучения предмета «Риторика» является формирование следующих умений: - приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов; - отличать подготовленную и неподготовленную речь; - знать особенности неподготовленной речи; - осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; - знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; - реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; - знать особенности диалога и монолога; - анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах; - использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; - знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.).

Основные требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса

Обучающиеся научатся:

- осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; - осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; - оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; - анализировать тактичность речевого поведения в семье; - объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов. - формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее); - пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова; - отличать подробный пересказ от краткого; - знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа; - пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа; - пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; - реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения , формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон; - реализовывать устные и письменные высказывания - описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи; - при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей; - делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса. - характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи; - определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности; - планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности; - осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения; - уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания; - оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм; - анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу; - продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения; - определять тему, основную мысль несложного текста.

Содержание учебного предмета Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. В структуре предмета риторики можно выделить два смысловых блока: Первый блок - «Общение» даёт представление о - сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; - компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении. ВРабочая программа по риторике для 3 класса ОС Школа 2100торой блок - «Речевые жанры» - даёт сведения о - тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; - типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); - речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д. ОБЩЕНИЕ. Речевые (коммуникативные) задачи. Речевая деятельность. Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки. Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение). Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения. Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д. Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо-невежливо-грубо. Добрые слова - добрые дела. Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы - что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности. Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное). Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи. Вторичные речевые жанры. Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, её роль. Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации. Типы текстов. Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении). Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.

Программа реализуется через учебно - методический комплект:

А Автор, год издания

Наз Название пособий

Вид пособия

1.

Т.А Т.А. Ладыженская , Н.В.Ладыженская, Р.И.Никольская, Г.И. Сорокина .

М.:Баласс 2013г

"Де « Детская риторика в рассказах и рисун нка- ках»

Уче Учебник для 3 класса

2.

Т.А Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Л.В.Салькова, А.С.Киселева, З.И.Курцева М.:Баласс 2013г.

«Детская риторика в рассказах и рисунках».

Кни Методические рекомендации

3.

Авторской программы Т.А Ладыженская, Н.В. Ладыженская (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы / Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. - М.:Баласс, 2011 г.- 432 с.).

Сбо Сборник программ

6. 4.

Р.Н.Бунеев, Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., А.В.Горячев, Д.Д.Данилов, С.А.Козлова, Л.Н.Петрова, О.В.Пронина, А.Г.Рубин, Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных личностных результатов начального образования. 3- 4 класс.-М.:Баласс, 2014.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Ра Рабочая тетрадь


Материально - техническое обеспечение

Н Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

К Кол-во

П Примечание

Дидактическое и методическое обеспечение

Т.А. Ладыженская, Н.В.Ладыженская, Р.И.Никольская, Г.И. Сорокина .

М.:Баласс 2013г « Детская риторика в рассказах и рисунках» учебник для 3 класса

26 26 шт.

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Л.В.Салькова, А.С.Киселева, З.И.Курцева М.:Баласс 2013г.

Уро «Детская риторика в рассказах и рисунках». Методические рекомендации.

1 1 шт.

Авторская программа Т.А Ладыженской, Н.В. Ладыженской (Образовательная система «Школа 2100».

Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная програм

ма. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы / Под научной редакци

ей Д.И.Фельдштейна. - М.:Баласс, 2011 г.- 432 с.).

1 1 шт.

Р.Н.Бунеев, Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., А.В.Горячев, Д.Д.Данилов, С.А.Козлова, Л.Н.Петрова, О.В.Пронина, А.Г.Рубин, Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных личностных результатов начального образования. 3- 4 класс.-М.:Баласс, 2014.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

1 26 шт.


Технические средства


1. компьютер

1 1 шт.


2. флешка

1 1 шт.

Цифровые образовательные ресурсы:

Российский общеобразовательный портал school.edu.ru

Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" ict.edu.ru

Учительская газета ug.ru

Газета "Первое сентября"

ps.1september.ru

Газета "Начальная школа" nsc.1september.ru

Школьная пресса: информационный портал. portal lgo.ru

Издательство «Баласс» school2100.ru

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» lbz.ru

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/ №

Н Название раздела

Кол-во часов Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Ф Формируемые УУД

П Предметные

Ре результаты

О Общение ( 1-я часть)

17

1.

Наука риторика

4

Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д.

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения .

Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях.

Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты .

Называть задачи общения .

Называть некоторые коммуникативные профессии.

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче.

Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи.

Личностные УУД:

Оценивать свои поступки как «хорошие» или «плохие» с позиций общечеловеческих ценностей, познания нового; определять степень вежливости при общении людей;

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Ставить учебную задачу урока после предварительного обсуждения; прогнозировать степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; корректировать и оценивать степень выполнения своей работы и работы своих товарищей.

Познавательные УУД:

Формулировать тему и цель урока; знать основные приемы подготовки устного выступления;

самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; анализировать информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимые сведения;

перерабатывать информацию;

аргументировать свою точку зрения;

делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

учиться подчинять свое высказывание задаче взаимодействия;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе и с помощью ИКТ; читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

-выделять главное;

-составлять план;

-ставить вопросы к тексту и искать ответы;

-редактировать текст;

сотрудничать в поиске и сборе информации Обучающийся научится: - приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов; - приводить примеры задач общения и речевых ролей; - знать особенности диалога и монолога.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения.

2.

Виды речи

5

Различать подготовленную и неподготовленную речь.

Анализировать примеры неподготовленной речи.

Называть приёмы подготовки устного высказывания.

Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания.

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда - кратко.

Регулятивные УУД:

определять цель деятельности на уроках риторики.

Познавательные УУД:

формулировать познавательные цели; отличать новое от уже известного.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других.

Личностные УУД:

Оценивать свои поступки как «хорошие» или «плохие» с позиций общечеловеческих ценностей. Обучающийся научится: -приводить примеры задач общения и речевых ролей; -отличать подготовленную и неподготовленную речь; -знать особенности неподготовленной речи; - знать особенности этикетных жанров комплимента; -реализовывать жанры комплимента с учётом коммуникативной ситуации; - знать особенности диалога и монолога;

Обучающийся получит возможность научиться: -осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения.

3.

Похвала (комплимент)

1

Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения . Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Личностные:

определять степень вежливого поведения, оценивать его, учитывая ситуацию;

развивать этические чувства, умения понимать и сопереживать чувствам других людей;

Регулятивные:

составлять план действий по достижению результата творческого характера.

Коммуникативные:

учиться подчинять свое высказывание задаче взаимодействия;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.

Познавательные:

Формулировать тему и цель урока; знать основные приемы подготовки устного выступления.

Обучающийся научится:

оценивать похвалу.

Обучающийся получит возможность научиться: выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией.

4.

Слушаем, вдумываемся

2

Называть задачи слушания.

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации.

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя.

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах.

Оценивать свои особенности как слушателя .

Личностные: Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»; отделять оценку поступка от оценки самого человека; отмечать поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить. Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Познавательные: формулировать познавательные цели; отличать новое от уже известного.

Регулятивные:

Ставить учебную задачу урока после предварительного обсуждения; прогнозировать степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; корректировать и оценивать степень выполнения своей работы и работы своих товарищей.


Обучающийся научится: - приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов; - знать особенности диалога и монолога.

Обучающийся получит возможность научиться: - осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения.

5.

Правила чтения и письма

3

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах.

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план.

Объяснять, зачем нужно исправлять текст . Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами.

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

учиться обнаруживать и формулировать совместно с учителем проблему;

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные:

осознавать необходимость нового знания;

добывать новые знания из других источников самостоятельно и с помощью учителя.

Личностные:

Оценивать свои поступки как «хорошие» или «плохие» с позиций общечеловеческих ценностей, познания нового.

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста. Обучающийся научится: - приводить примеры задач общения и речевых ролей; - знать особенности диалога и монолога; - использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; - знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.).

Обучающийся получит возможность научиться: -анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах; -пользоваться основными способами правки текста.

6.

Вежливое общение

2

Давать определение вежливости.

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо-невежливо-грубо) в разных ситуациях.

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний;

формулировать с помощью учителя познавательную цель занятия;

составлять инструкцию, алгоритм.

Коммуникативные:

анализировать и оценивать степень корректности поведения в различных ситуациях, его эффективности;

определять свои неудачи и промахи в поведении;

слушать и понимать речь других.

Личностные:

оценивать свою вежливость при общении; осознавать свою ответственность за произнесенное или написанное слово.

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

учиться обнаруживать и формулировать совместно с учителем проблему;

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.


Обучающийся научится: - приводить примеры задач общения и речевых ролей; -реализовывать жанры комплимента с учётом коммуникативной ситуации; - знать особенности диалога и монолога.

Обучающийся получит возможность научиться: -осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения.

Текст (2-я часть)

17

7.

Разные тексты

2

Называть признаки текста, типы текстов.

Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты. Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления.

Различать диалог и монолог.

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов.

Личностные:

оценивать свою вежливость при общении; осознавать свою ответственность за произнесенное или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова;

формулировать самому простые правила общения в коллективе;

оценивать и объяснять, что хорошо и что плохо.

Метапредметные:

Регулятивные: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем;

корректировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работ

Познавательные:

анализировать информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод.

Коммуникативные:

Критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Обучающийся научится: -приводить примеры задач общения и речевых ролей; - знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; -реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; - знать особенности диалога и монолога; -использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; - знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.).

Обучающийся получит возможность научиться: -осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; -анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах; -пользоваться основными способами правки текста.

8.

Правильная речь

3

Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению.

Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего.

Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём.

Познавательные:

осознавать необходимость нового знания;

добывать новые знания из других источников самостоятельно и с помощью учителя;

пользоваться приемами слушания и чтения учебного чтения;

выполнять логическую цепь рассуждений;

составлять простой план текста;

уметь передавать содержание текста в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

вступать в беседу на уроке и в жизни;

слушать и понимать речь других.

Личностные:

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

моделировать свое речевое поведение в зависимости от условий общения;

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»;

отделять оценку поступка от оценки самого человека;

отмечать поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить.

Регулятивные:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

учиться планировать учебную деятельность на уроке.


Обучающийся научится: - приводить примеры задач общения и речевых ролей; -отличать подготовленную и неподготовленную речь; -знать особенности неподготовленной речи; - знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; - реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; - знать особенности диалога и монолога.

Обучающийся получит возможность научиться: -осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения.

9.

Правила успешного пересказа

4

Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста.
Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения.

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста. Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе. Вводить в пересказ эффективные цитаты . Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги.

Познавательные:

формулировать познавательные цели и задачи;

понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи;

выстраивать логическую цепь рассуждений.

Личностные:

Осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

Моделировать свое речевое поведение в зависимости от условий общения.

Коммуникативные:

оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

вступать в беседу на уроке и в жизни;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

оценивать корректность речевого поведения.

Регулятивные:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

учиться планировать учебную деятельность на уроке.


Обучающийся научится: - приводить примеры задач общения и речевых ролей; -отличать подготовленную и неподготовленную речь; -знать особенности неподготовленной речи; - знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; - знать особенности диалога и монолога; -знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.).

Обучающийся получит возможность научиться: -осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; -пользоваться основными способами правки текста.

10.

Поздравляю Тебя…Вас…

2

Анализировать структуру поздравления - устного и письменного.

Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации.
Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление.

Личностные:

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

моделировать свое речевое поведение в зависимости от условий общения.

Регулятивные:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

учиться планировать учебную деятельность на уроке;

уметь работать по предложенному плану.

Коммуникативные:

оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Познавательные:

осознавать необходимость нового знания;

добывать новые знания из других источников самостоятельно и с помощью учителя. Обучающийся научится: - приводить примеры задач общения и речевых ролей; -отличать подготовленную и неподготовленную речь; - знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; -реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; - знать особенности диалога и монолога; -использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; -знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.).

Обучающийся получит возможность научиться: - осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

-пользоваться основными способами правки текста

11.

Объяснение и доказательство

2 Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом. Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении. Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами.

Познавательные:

ориентироваться в учебнике и своей системе знаний;

отвечать на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;

доказывать правильное построение текста, используя помощь учителя.

Коммуникативные:

разрешать в процессе общения конфликты;

контролировать и корректировать свое поведение и поведение товарища.

Регулятивные:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

учиться планировать учебную деятельность на уроке;

уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства обучения;

делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Личностные:

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

моделировать свое речевое поведение в зависимости от условий общения;

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»;

отделять оценку поступка от оценки самого человека. . Обучающийся научится: - приводить примеры задач общения и речевых ролей; -знать особенности неподготовленной речи; - знать особенности этикетных жанров комплимента,; - знать особенности диалога и монолога;

Обучающийся получит возможность научиться: -осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения.

12.

Правила сравнения

3

Анализировать сравнительные описания, их структуру.

Называть правила сравнения. Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения.

Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение .

Реализовывать сравнительное описание разными способами.

Личностные:

оценивать ситуации и поступки с позиций общепринятых этических норм общения между людьми;

объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;

осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира и выбирать поступок в ситуациях на основе известных и простых общепринятых правил «доброго», «красивого», «правильного» поведения;

осознавать роль речи в жизни людей.

Регулятивные:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя; деятельность и

планировать последовательность действий совместно с учителем;

работать по предложенному плану;

совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса.

Познавательные:

формулировать познавательные цели и задачи;

понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи;

выстраивать логическую цепь рассуждений;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

опираться на использование знаково-символических средств представления информации;

Коммуникативные:

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). .Обучающийся научится: - приводить примеры задач общения и речевых ролей; - знать особенности диалога и монолога.

Обучающийся получит возможность научиться: -осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения.

13.

Итоги года

1

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры.

Разыгрывать риторические игры.

Познавательные:

формулировать познавательные цели и задачи;

понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи;

выстраивать логическую цепь рассуждений;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

опираться на использование знаково-символических средств представления информации.

Коммуникативные:

оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

вступать в беседу на уроке и в жизни;

слушать и понимать речь других.

Личностные:

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Регулятивные:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

учиться планировать учебную деятельность на уроке;

уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства обучения;

делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.


.Обучающийся научится: - приводить примеры задач общения и речевых ролей; -отличать подготовленную и неподготовленную речь; -знать особенности неподготовленной речи; - знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; -реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; - знать особенности диалога и монолога.

ИТОГО:

34



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Контроль

Примечание

Наука риторика ( 4 часа)

1.

Наука риторика.

Текущий. Тест.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Наука риторика».

2.

Речевые ситуации.

Текущий. Устный опрос.

3.

Твои речевые роли

Текущий. Устный опрос.

4.

Задачи общения.

Текущий. Устный опрос.

Виды речи ( 5 часов)

5.

Неподготовленная речь

Текущий. Устный опрос.

6.

Ключевые слова. Рисунки. Схемы.

Текущий. Работа в парах.

7.

Подготовленная речь, приёмы подготовки.

Текущий. Устный опрос.

8.

Речь подробная и краткая.

Текущий. Устный опрос.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Виды речи».

9.

Проверочная работа по теме: «Подготовленная речь, приёмы подготовки».

Тематический. Проверочная работа.

Похвала (комплимент) ( 1 час)

10.

Похвала (комплимент).

Текущий. Устный опрос.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Комплименты».

Слушаем, вдумываемся ( 2 часа)

11.

Слушаем, вдумываемся.

Текущий. Устный опрос.

12.

Разные виды слушания.

Текущий. Взаимоконтроль.

Правила чтения и письма ( 3 часа)

13.

Чтение учебного текста.

Текущий. Взаимоконтроль.

14.

Редактирование письменного текста.

Текущий. Самоконтроль.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Редактирование текста».

15.

Правка текста.

Текущий. Самоконтроль.

Вежливое общение ( 2 часа)

16.

Понятие о вежливости. Вежливые слова и добрые поступки.

Тест за 1-е полугодие.

Текущий. Тест.

17.

Проект «Копилка добрых слов» (мини-проект)

Тематический. Защита проектов.

Разные тексты ( 2 часа)

18.

Повторение. Разновидности текстов. Текст и сфера его употребления.

Текущий. Самоконтроль.

19.

Тексты разные нужны. Диалог и монолог.

Текущий. Самоконтроль.

Правильная речь ( 3 часа)

20.

Пиши и произноси правильно.

Проект « Я говорю» (запуск проекта).

Тематический. Запуск проекта.

21.

Проект « Я говорю» (защита проекта).

Тематический. Защита проекта.

22.

Проверочная работа по теме: «Правильная речь».

Тематический. Проверочная работа.

Правила успешного пересказа ( 4 часа)

23.

Создание вторичного текста с сохранением стилевых особенностей исходного. Способы исключения и обобщения при создании краткого пересказа.

Текущий. Работа в тетради.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Правила пересказа».

24.

Выборочный пересказ. Отбор материала для выборочного пересказа, его начало и конец.

Текущий. Самоконтроль

25.

Введение цитат в пересказ. Аннотация как речевой жанр - разновидность вторичного текста.

Текущий. Самоконтроль

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Цитаты».

26.

Пересказ. Выбери нужное. Цитаты в пересказе. Кратко о книге.

Текущий. Организация выставки книг.

Поздравляю Тебя…Вас… ( 2 часа)

27.

Поздравление (устное и письменное). Структура поздравления.

Проект « Поздравительная открытка» (запуск проекта).

Тематический. Запуск проекта.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Структура поздравления».

28.

Проект « Поздравительная открытка» (защита проектов)

Тематический. Защита проектов.

Объяснение и доказательство ( 2 часа)

29.

Правила и цитата в рассуждении, способы их ввода в рассуждение. Рассуждения на темы разных учебных предметов. Рассуждение. Вывод в рассуждении.

Текущий. Самоконтроль.

30.

Правила в доказательстве. Цитата в доказательстве.

Тест за 2-е полугодие.

Итоговый. Тест.

Правила сравнения ( 3 часа)

31.

Сравнительная характеристика, правила сравнения. Языковые средства для выражения общих и отличительных признаков.

Текущий. Самоконтроль.

32.

Две разновидности структуры сравнительных текстов

Текущий. Взаимоконтроль

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

«Сравнительные тексты».

33.

Сравни и скажи. Правила сравнения. Как строятся сравнительные тексты.

Текущий. Устный опрос.

Итоги года ( 1 час)

34.

Риторический праздник.

Итоговый. Праздник.




ПРИЛОЖЕНИЕ

п/п Тема проекта Кол - во часов 1. Проект «Копилка добрых слов» (мини-проект) 1 ч. 2. Проект « Я говорю». 2 ч. 3. Проект « Поздравительная открытка». 2 ч.
ИТОГО: 5 ч.



Словарь риторических терминов

Абзац (нем.) - часть текста (его компонент), обладающая самостоятельностью. Текст делится на абзацы по замыслу автора, на письме выделяется отступом, в устной речи - паузами и интонационно. Адресат речи (нем.) - лицо (лица), к которым обращена речь; получатель информации, заключенной в высказывании. Актуальность (лат.) речи - важность, нужность ее содержания слушателям. Аналогия (греч.) - сходство между предметами, явлениями в каких-то отношениях: прием рассуждения, доказательства; форма умозаключения: на основании сходства предметов в каком-либо отношении делается вывод о сходстве и в других отношениях. Аннотация (лат.) - краткая справка о книге, статье и пр.: тема, позиция, назначение, основное содержание, адресат, библиографические сведения. Аргумент (лат.) - довод в споре, в рассуждении, в доказательстве; обычно - факт, бесспорный, неопровержимый, ясный, проверенный. Введение (вступление) - начальная структурная часть композиции речевого произведения. Виды речи (психолингвистическая классификация): речь внутренняя, мысленная, и речь внешняя, она подразделяется на устную (говорение и аудирование) и письменную (письменное выражение мысли и чтение). ; Внешняя речь - речь для других, материализованная в виде акустических или графических комплексов ее виды: говорение и письмо - аудирование и чтение. Вопрос риторический (фигура) или вообще не требует ответа, или ответ содержится в самом вопросе, например: Что может быть постыднее недомыслия? (Цицерон), или ответ будет дан в речи оратора. Вывод - завершающая часть рассуждения, в которой подтверждается или опровергается тезис. Выразительность (экспрессивность) - качество речи, отличающее ее от обычной, нейтральной речи: образность, эмоциональная окрашенность, в устном варианте - интонации, паузы и пр. Высказывание - единица сообщения, обладающая смысловой целостностью. Может совпадать с предложением, с компонентом текста. Гипотеза (греч.) - предположение, требующее подтверждения. Главная часть произведения - та его композиционная часть, в которой сосредоточены наиболее важные факты, идеи, обобщения, выводы. Содержит развитие и разрешение основного замысла. Говорение - устное выражение мысли, один из 4-х видов внешней речи; процесс перекодирования мысли (внутренней речи) в акустические комплексы, звучащие слова, в звучащий поток речи. Диалог (греч.) - разговор двух человек (иногда - нескольких: полилог). В диалоге говорящий и слушающий все время меняются ролями. Употребителен термин диалогическая речь. Доказательство - логическая операция, в ходе которой проверяется истинность какого-то утверждения (тезиса, гипотезы). Бывают прямые и косвенные, "от противного", дедуктивные и индуктивные. В доказательстве используются аргументы (доводы), факты, примеры, ранее доказанные истины, мнения авторитетов, опровержения противоположных мнений, применяются математические методы (статистика, теория вероятностей).Академия Завязка - начальный момент фабулы, в ней обычно намечается конфликт. Заключение - завершающая композиционная часть речевого произведения, содержит выводы, ответ на вопрос, постановку новых задач. Заметки - краткие записи, выписки из книг, библиографические сведения, словесные зарисовки, которые накапливает автор, готовящийся к докладу, выступлению, собирающий материал для статьи и пр. Интервью (англ.) - беседа в форме вопросов журналиста и ответов общественного деятеля, писателя, ученого (диалог); предназначается для печати, радио, телевидения. Интонация (лат.) - ритмико-мелодическая сторона речи, чередования повышений и понижений, интенсивности голоса, его тона, эмоциональной окраски и пр. Различают интонации смысловые и эмоциональные. Интонации - важнейшее средство выразительности речи. Крылатые слова - меткие, образные, часто воспроизводимые обороты речи и отдельные слова; как правило, несут в себе иносказание. Кульминация (лат.) - композиционная часть повествовательного произведения; высшая точка напряжения в развитии сюжета, предшествующая разрешению конфликта. Логическое ударение - усиление голоса на том слове в фразе, которое автор (говорящий) хочет подчеркнуть, придать ему большее значение: Дай мне эту книгу! Метафора (греч.) - слово или выражение, употребленные в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух явлений: напр.: Смирились вы, моей весны Высокопарные мечтанья (Пушкин). Мимика (греч.) - движение лицевых мышц, средство передачи душевного состояния говорящего. Монолог (греч.) - речь одного человека, в отличие от диалога. Речь оратора имеет форму монолога. Однако в некоторых ситуациях монолог оказывается частью диалога, например, в дискуссии, в полемике.кадемия Обобщение - одна из основных форм (операций) мышления - выделение относительно устойчивых свойств явлений и предметов, образование понятий, выявление связей между ними Олицетворение - троп, в котором животные и неживые предметы наделяются человеческими свойствами. Описание - один из функционально-смысловых типов речи (наряду с повествованием и рассуждением), в нем раскрываются признаки предметов, рисуются картины, внешность человека и т.п., - портрет, интерьер, пейзаж. В описании сюжет не играет существенной роли, действующее лицо - сам автор. Оратор (лат.) - тот, кто выступает с речью; профессионал, владеющий мастерством, богатствами языковых средств, выразительностью. Ораторская речь - речь, обращенная ко многим людям, убеждающая людей, речь мастерская, граничащая с искусством. Отзыв - жанр научного или публицистического сочинения, в котором дается краткий анализ и оценка книги, спектакля, проекта и пр. Отчет - жанр деловой речи, обычно составляется письменно по схеме: цель мероприятия, место, сроки, участники; содержание работ, их анализ и оценка; трудности и неудачи, их причины, преодоление; общая оценка работ, перспективы. Пауза (лат.) - краткий перерыв в речи, средство сосредоточения внимания слушателей; паузы психологически настраивают слушателей. Письменная речь - речь в графическом коде, предназначенная для записи речь, обладающая определенными стилистическими особенностями. Имеет достоинства: сохранность, многоразовость воспроизведения, высокий уровень правильности, возможности редактирования, точность. Письмо - жанр письменного творчества, форма диалога. Виды писем: деловые (официальные), дружеские, интимные. Стиль последних двух - эпистолярный. Обычно начинается Обращением, заканчивается пожеланиями, подписью. Повторы слов, оборотов речи, предложений - стилистические приемы, фигуры, усиливающие воздействие речи на слушателя: повторы в начале предложений (или строк в стихах), - анафора, в конце - эпифороритмические повторы и рифмы, повторение важной мысли в разном языковом оформлении и пр. Поэзия (греч.) - словесное художественное творчество, искусство образного выражения мысли в слове (в этом значении вбирает в себя и художественную прозу). Стихи, совокупность стихотворных произведений. Проза (лат.) - речь, лишенная обязательной ритмической структуры; в прозе преобладает коммуникативная, часто - информационная цель; бывает проза научная, публицистическая, художественная. Противопоставляется поэзии, как речь обыденная. Пролог - вводная часть повествования произведений, подготавливающая читателя к развертыванию сюжета. Развязка - разрешение конфликта в 'повествовательном произведении. Разговор - диалог, общение, как правило, вне официальных условий; беседа; характеризуется упрощенным синтаксисом, сниженной лексикой. Редактирование (фр.) текста - его выверка, правка, обработка, доведение до совершенства. Касается содержания текста, его построения, логики, доступности адресату, его языковой правильности в выборе слов, в построении синтаксических конструкций. Речь - это слово имеет три терминологических значения: 1. Речь как процесс, т.е. речевая деятельность; напр., механизмы речи; речевой акт. 2. Речь как результат, т.е. текст; напр., грамматически правильная речь; записи речи ребенка. 3. Речь как ораторский жанр; напр., Прокурор произнес обвинительную речь. Ритм (греч.) - одна из характеристик звучащей речи; чередование ее элементов: ударяемых и безударных слогов, синтаксических конструкций сходных типов и пр. с целью выразительности, легкости усвоения и пр. Ритор - в Древней Греции и Риме: оратор, а также учитель ораторской речи. Риторика (греч.) - теория и практическое мастерство красноречия (устного и письменного), убеждения, воздействия средствами речи. Синонимы (греч.) - слова, тождественные или близкие по значению, выражающие одно общее понятие, но различающиеся оттенками значений, сферами употребления, эмоциональными окрасками и пр. Сопоставление - логический прием, способствующий пониманию; выяснение сходств и различий предметов, явлений; сравнение; при существенных различиях - противопоставление. Сравнение - 1. сопоставление для установления сходства и различия. 2. Троп, построенный на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком. Тезис (греч.) - положение, требующее доказательства; первая часть модели дедуктивного рассуждения. Текст (лат.) - продукт, произведение речевой деятельности; последовательность знаков (слов, предложений), образующая единое целое; произведение речи, зафиксированное на письме или иным способом. Тема (греч.) - предмет речи, сочинения, разговора и т.п. При актуальном членении та часть высказывания, которая содержит известное и служит отправной точкой нового. Тембр (лат.) голоса - специфическая его окраска, создаваемая обертонами, сопутствующими основному звуковому тону. Отражает эмоции. Но может быть выработан специальными упражнениями (постановка голоса). Темп (лат.) речи - ее скорость; число звуков, слогов, слов в единицу времени; обычный темп устной русской речи - 120 слов в мин. Ударение фразовое, логическое - выделение голосом наиболее важных слов; перемена ударения меняет смысл предложения и текста. Устная речь - речь в акустическом коде. В отличие от письменной речи, она моментальна, одноразова, не подготовлена - импровизируется, ей свойственна быстрота реакций в диалоге, богатые возможности выразительности. Устную речь считают первичной по отношению к письменной речи Цитата (лат.) - дословная выдержка из какого-то произведения, из устной речи авторитетного автора, используется в доказательстве или в полемике, в рассуждении.


© Академия


© 2010-2022