МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ БЛИННАЯ МАСЛЕНИЦА

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ «18»















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

БЛИННАЯ МАСЛЕНИЦА











Сценарий составили:

учитель начальных классов

Лукьянова Светлана Александровна,

учитель музыки

Жидовкина Ирина Николаевна







г. Старый Оскол

Масленица - самый массовый праздник, который выводит на городские и сельские улицы, площади, горки огромное количество людей разного возраста, объединяя их весельем, духом состязательности, игры.

В старину празднование Масленицы длилось целую неделю, включая канун праздника, под названием «маленькая масленка». Сегодня главное место занимают проводы Масленицы, где центром, как и всю неделю, остаются блины, связанные с ними песни, шуточные соревнования, частушки, шутки и розыгрыши.

Цель работы - воспитание личности обучающегося со сформированными фольклорными и культуроведческими знаниями, умеющей идентифицировать, фиксировать и систематизировать собираемый и изучаемый музыкально-художественный материал, бережно относящейся к культурному наследию родного края, способной передать накопленный опыт сверстникам и будущим поколениям. Принципы и методы по организации традиционных народных праздников: предварительный эмоциональный настрой, концентрическое изучение художественного и музыкального материала, активизация процесса слушания, историческое изучение материала, игровой фольклор. Пробуждение в гимназистах внутреннего сопереживания, организация музыкального действенного восприятия, тактичная поддержка эстетических впечатлений, даёт возможность творческой организации народных праздников педагогами, гимназистами и их родителями. В организации восприятия музыки выделяем ряд методических приемов, которые используются для активизации процесса слушания народной музыки: а) вокализация доступных мелодий, б) ритмопластика; в) сравнения. Каждый учитель может найти творческий подход к созданию и воплощению народных праздников.

Оборудование: баян, аккордеон, балалайка, свистульки, ходули, канаты, обручи, домашняя утварь, сценические декорации, сервировка стола, кукла Масленицы, снежки, рисунки, декоративные птицы, народные костюмы, костюм медведя, костюмы скоморохов.

Герои мероприятия:

Ведущие, дети - чтецы, Забава, скоморохи, народный ансамбль «Родничок», тёща, Медведь

Блинная масленица

Звон бубенцов и народная песня «Коробейники»

Ведущая: Здравствуйте, гости почтенные! Сегодня мы вам расскажем и покажем, как праздновали на Руси Масленичную неделю!

Песня «Едет Масленица»- народная песня Воронежской области

Дети:

  1. Наша Масленица дорогая, она гостюшка годовая.

  2. Масленица, погостюй недельку, широкая, погостюй другую!

  3. Ты пришла к нам с добром, с сыром, маслом и яйцом, со блинами, пирогами да оладьями!

  4. Потому и называют праздник Масленицей!

  5. Ведущий: А гуляли-то Масленицу, целую неделю, и каждый её день имел особое название.

ПОНЕДЕЛЬНИК - ВСТРЕЧА! В этот день все готовились к встрече Масленицы. Хозяйки украшали избы, убирали в доме, ставили тесто на блины. А ребятам была одна забава - чучело Масленицы. Делали её из веток, соломы, украшали лентами да платками.

Дети:

5.Масленица - кривошейка! Встречаем тебя хорошенько! Сыром, маслом, блином да румяным пирогом!

Песня «А мы Масленицу дожидаем» - песня Белгородской области, село Лукьяновка

Все: Здравствуй, наша гостья Масленица, Авдотья Изотьевна!

Дети:

  1. Дуня белая, Дуня румяная!

  2. Коса длинная, трёхаршинная, а лента алая да двуполтинная!

  1. Платочек беленький да с горошками, ножки стройные да с сапожками!

  2. Портянки белые, набелённые, а лапти частые да головастые!

  3. Вот тебе в руку блин!

  4. А в другую - помазок!

Все: Будь хозяйкой на нашем празднике!

Песня «Мы давно блинов не ели» - русская народная песня

Ведущая: Ну что ж, совстречали Масленицу, пора и заигрывать.

ВТОРНИК-ЗАИГРЫШ! Этот день молодёжный с играми всевозможными. Петухи покидают насест, а парни приглашают девчат!

(На импровизированную сцену, помост выходит девушка в русском народном костюме, кланяется.)

Забава:

Здравствуй, честной народ!

Знатный и простой!

Весёлый и удалой!

Я Масляная Забавушка,

К праздничным блинам

Приправушка,

Для весны я душка,

Добрым людям подружка!

Хорошо, что все собрались на замечательный праздник, а я вам приготовила масленичные забавы: игры, состязания, шутки-прибаутки. Издавна существует поверье, что встречать Масленицу нужно весело, а если этого не делать, то быть больным, немощным. Поэтому люди ходили на общественные горки, кататься на качелях, играть и веселиться, потешаться над скоморохами.

Игра «Петушиные бои»

Забава: Кстати, а где же мой помощник?

Скоморо-о-о-х!

1 скоморох:

Я скоморох-рох-рох!

Сел на горох, съел горох

И устроил переполох!

Забава:

Здравствуй, скоморох, устроил переполох, давай начинать соревнованья.

1 скоморох:

Скоморох без брата плох,

Скоморох без брата сдох!

( Скоморох падает на землю и замирает. Забава подбегает к нему и пытается оживить.)

Забава:

Скоморо-о-ох!

Ой-ой-ой!

Что же делать нам с тобой?

1 скоморох:

Вот, вот, вот!

Я слышу шорох,

Шорох, ворох,

Ворох, шорох.

Это братец малый мой!

В мешке с мукой!

Спешит, Забава,

Встретиться с тобой!

(В мешке из-под муки выкатывается второй скоморох. Забава и первый скоморох помогают ему выбраться из мешка.)

Забава:

Что ж ты, братец скоморох, забрался в мешок да весь выпачкался?

2 скоморох:

Муку всю из мешков

Для праздничных блинов

Красны девицы достали0

А мешки вот для прыжков

Добрым молодцам отдали.

Забава:

Ай, да малый скоморох, удалый, ты уже первый конкурс приготовил?

А среди вас, гости дорогие, есть ли сильные да ловкие добры молодцы? В старину была игра «Шапка горит», в которой качества настоящих богатырей - добрых молодцев и проверялись. (Из зала выбирается 4 мальчика и проводится игра).

Игры «Шапка горит», «Прыжки в мешках»

Ведущая:

Добры молодцы показали свою силу и ловкость, а теперь пришла пора и красны девицам пройтись в хороводе и показать свою красоту и стать.

(Под масленичную плясовую песню «Как встала я ранёшенько» девушки встают в круг и заводят хоровод.)

Песня «При долине лён» - песня Белгородской области, село Истобное

Ведущая:

Прошёл вторник и наступает СРЕДА - ЛАКОМКА. Самый блинный день - среда Лакомкой зовётся. В этот день зятья должны к тёще ехать на блины.

Дети

5:

Тин, тин, тинка, подайте блинка!

6:

Оладушек - прибавушек!

7:

Последний кусок - мочальный усок!

1и2:

Уж вы не скупитесь!

Все: Масленым кусочком поделитесь!

Ведущая:

Итак, зятья приходили в гости к тёще. А где же наши зятья?

(Из зала выбираем 6 мальчиков - зятьков).

Ведущая:

Какие замечательные зятья пришли к нам в гости. А вот сейчас мы посмотрим, насколько они ловкие и музыкальные.

(Проводится игра «Музыкальные стулья»)

Ведущая:

Ехали мы, ехали по Масленичной недельке и доехали до ШИРОКОГО ЧЕТВЕРГА. Веселье, гулянье в полном разгаре, поэтому ещё этот денёк называют РАЗГУЛЯЙ. А ещё он называется МЕДНЫЙ ТАЗ.

Дети 3:

А почему он так называется?

Ведущая:

Потому что в этот день катались с гор на санках, на салазках, на льдинках, а самое главное - на медных тазах. И была такая примета: кто дальше на своём тазу с горы скатится, у того и лён выше вырастет.

Входит мужик с медведем. В руках у мужика баян.

Мужик:

Чудеса! Чудеса!

У коровы есть коса,

Лошадь носит три медали,

Где такое вы видали?

Есть в продаже чудо - бык,

Продаёт его мужик.

Сам мужик - как мужик,

Ростом он невелик,

Худоватый в плечах,

В общем, внешность не «ах».

Да и бык - то у него,

Посмотрите - каково!

Весь какой - то страшной,

Хромоногий, худой.

Вы подумайте, ребята,

Кому нужен бык такой?

Игра «Ты поспи, поспи, Медведь» - игра села Подсередное Белгородской области

Ведущий:

Но самым главным в этот день было катание на лошадях. Тройки украшали лентами, бубенцами да колокольцами, и весь этот масленичный поезд катился по всей деревне!

(Появляются скоморохи с ходулями в руках.)

1 скоморох:

Жили у бабули в доме две ходули.

На Масленой неделе они блины все ели.

Медовуху пили, сказки говорили.

2 скоморох:

Жили у бабули в доме две ходули.

Они с печи стащили бабушку-старушку,

Потом ходить учили далёко-далеко, высоко-высоко.

1 скоморох:

На ходулях мы походим

И носами поворотим.

2 скоморох:

Блин тому достанется,

Кто с состязаньем быстро справится.

Забава:

Скоморохи, вы хотите заставить наших соревнующихся ходить на ходулях? Это может быть опасно: ещё не весь снег растаял да и лёд встречается. Я не позволю своих гостей подвергать опасности. Я за них не только перед зимой, но и перед весной в ответе.

Ходьба на ходулях.

4.

Вот и Масленица на двор въезжает, широкая на двор выступает!

5.

Всё на кониках вороных да на саночках расписных!

6.

А на чём же мы покатаемся?

Ведущая:

А вот мы сейчас запряжём тройку вороных, нарядим сани да поедем сами.

(Участники ансамбля с помощью лент образуют «сани», выбирается тройка «лошадей» (три мальчика), затем в сани «садятся» все желающие из зрительного зала, и в сопровождении весёлой музыки волшебные сани катают дорогих гостей.)

Игра «катание на лошадях»

Ведущая:

Накатались, замёрзли, пора поиграть и погреться немножко.

(Игра с блинами)

Ведущая:

На пятый день Масленой недели наступает БЛИННАЯ ПЯТНИЦА!

Ведущий:

В среду мы у тёщи были, нас блинами угостили. А теперь мы встретим сами тёщу вкусными блинами.

Ведущая:

Да, в пятницу мы ожидаем тёщу в гости. Только что-то она никак не идёт, задерживается. Тёщенька, где же ты?

Зять встречает тёщу с блинами и исполняет песню «Вдоль да по речке» - казачья песня

Ведущий:

Ну, наконец-то ты к нам пожаловала, наша дорогая тёщенька! А мы для тебя игру приготовили.

(В исполнении фольклорного ансамбля звучит шуточная игровая песня «Марьюшка, купи кисоньку» - русская народная песня.)

Ведущая: СУББОТА- ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ! В этот день вся молодёжь собиралась в большой, чистой избе, рассаживалась по лавкам, шутила, веселилась, плясала да пела.

(Фольклорный ансамбль исполняет частушки: «Ой, горе моё, горе луковое!» - Курская область)

Ведущая:

На посиделках молодёжь любила рядиться в животных, изображать их. И сейчас мы предлагаем вам, дорогие гости, встать в круг и попробовать самим превратиться в разных животных, показывая, как они ходят.

(Зрители вместе с участниками фольклорного ансамбля встают в круг и исполняют игровую песню «Летел воробей» - песня Белгородской области, в которой изображаются по очереди медведь, воробей, олень.)

Ведущая:

Пришло время, и наступает последний денёк масленичной недели - ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. До обеда все гуляют, веселятся, поют песни, катаются с Масленицей по деревне на санях. А после обеда ходят друг к другу в гости и просят друг у друга прощения.

(Фольклорный ансамбль исполняет масленичную песню «Ты прощай, прощай, наша Масленица» - русская народная песня, во время которой зрители просят друг у друга прощения, обнимаясь и трижды целуясь.)

Ведущая:

Вот мы и попросили прощения, спели прощальную песню, но наша Масленица ещё с нами не прощается. Она будет ждать нас на улице, где мы ещё поиграем, повеселимся и угостимся вкусными блинками.

Забава:

Прощай, Масленица, прощай, широкая! Прощай, Зима - матушка, здравствуй, Весна - красна!

А теперь, гости дорогие, милости просим продолжить наш праздник на улице (Все участники и гости праздника выходят на улицу).



© 2010-2022